среда, 10 апреля 2019 г.

Смерть и бессмертие в диалоге произведений разных эпох и стилей



В Центральном выставочном зале «Манеж» на Исаакиевской площади 9 апреля 2019 года открылась масштабная межмузейная художественная выставка «Жизнь после жизни».



Главная тема данного крупнейшего выставочного проекта – смерть и бессмертие в живописи, графике, скульптуре и фотографии. В пространстве всего выставочного зала Манежа на двух его уровнях  представлены творения петербургских художников, создававших свои произведения с 1725 по 2018 год.


Открывается межмузейная выставка очень эффектно: скульптура П. Клодта  и картина «Прометей» расположены рядом и объединены общим пространством, как и все остальные выставленные произведения искусства, которые сгруппированы по 2-4 в выгороженных небольших секциях. Эти группы имеют общие таблички с указанием авторов и названий их работ.



 Кто только не представлен здесь: Василий Поленов и Алексей Венецианов, Карл Брюллов и Василий Суриков, Виктор Васнецов и Илья Репин –всех даже сложно перечислить.









 И сгруппированы их работы не по единому принципу, а как пояснил автор идеи и концепции выставки, директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара, на ней многое рассчитано на самостоятельное ассоциативное восприятие произведений искусства, дополняющих и раскрывающих друг друга. «Диалог этот не вербальный, некие образы, ярко эмоционально окрашенные, показывают разное отношение к смерти – сказал он. - Античные сюжеты дополняются произведениями с более близкими к нам по времени трактовками образов смерти и бессмертия». Он также подчеркнул уникальное количество музеев-участников – их более 20, предоставивших свои произведения исскуства: от Эрмитажа и Русского музея, Третьяковской галереи до ряда музеев России, например, из Краснодара и Пскова.

Его дополнила куратор проекта Елизавета Павлычева, сказавшая, что главной целью при раскрытии заданной темы они ставили  «восприятие размышлений художников о жизни, смерти и бессмертии через их произведения». Она подчеркнула, что идея выстроить внутренний диалог картин, написанных в разные эпохи, за счет расположения их рядом друг с другом, «дает возможность увидеть палитру размышлений на заданную тему и понять эмоциональные и философские акценты их авторов».


Изюминкой проекта стали и две таких сопровождающих просмотр выставки составляющих, как собственный саундтрек - автор музыки Миша Мищенко, и уникальный аромат этого музейного проекта под названием Comme des Garcons. Действительно, при осмотре выставки вас все время сопровождают очень приятный аромат и завораживающая музыка.
На этом объяснения автора идеи и куратора проекта для журналистов фактически закончились и участникам пресс-показа предоставили возможность самостоятельно в индивидуальном порядке осмотреть представленные произведения, а при наличии дополнительных вопросов обратиться к указанным специалистам.
Трудно передать на крошечных фото ауру талантливейших произведений искусства, а хотелось еще и попробовать понять принцип отбора в эту или иную группу. Если тема гибели Пушкина прочитывается относительно легко (три фото - дуэль, пистолеты и картина с посмертной маской)




 как и  группы работ, посвященных Петру 1





 и Александру 11,



 то например, собранные для диалога полотно Карла Брюллова и две работы Ивана Билибина, похоже, мало кому раскрыли тайну этого диалога, хотя, безусловно, все работы просто великолепны. 


  
Выстраивать свои ассоциативные ряды на выставке «Жизнь после жизни» можно бесконечно, как и прокладывать по ней маршруты для просмотра и это только приветствуется авторами проекта. Но времени будет не хватать, как и зарядки фотоаппарата, так как все хочется увидеть и запечатлеть.

7 апреля выставку показали друзьям и партнерам ЦВЗ «Манеж», 8 апреля провели пресс-показ и открыли выставку для посетителей с приглашениями, а с 9 апреля и по 22 мая она работает для широкой публики. Причем по будним дням, кроме самостоятельного осмотра, будут проводиться по две экскурсии, а по выходным даже три.  Также практически ежедневно параллельно «Жизни и смерти» здесь будут проходить дополняющие ее мероприятия. Так, 9 апреля состоялся концерт из цикла «Великая и ужасная музыка ХХ века» в исполнении оркестра под руководством Сергея Стадлера с программой «Шостакович. Малер. Последние симфонии». 

А само место проведения выставки, бывший Конногвардейский Манеж, ныне Центральный выставочный зал рядом с Исаакиевским собором, только подчеркивает заданную тему – да, есть «Жизнь после жизни».




Комментариев нет:

Отправить комментарий