В Центральном выставочном зале «Манеж» на Исаакиевской
площади 9 апреля 2019 года открылась масштабная межмузейная художественная
выставка «Жизнь после жизни».
Главная тема данного крупнейшего выставочного проекта –
смерть и бессмертие в живописи, графике, скульптуре и фотографии. В пространстве
всего выставочного зала Манежа на двух его уровнях представлены творения петербургских
художников, создававших свои произведения с 1725 по 2018 год.
Открывается межмузейная выставка очень эффектно:
скульптура П. Клодта и картина «Прометей»
расположены рядом и объединены общим пространством, как и все остальные
выставленные произведения искусства, которые сгруппированы по 2-4 в
выгороженных небольших секциях. Эти группы имеют общие таблички с указанием
авторов и названий их работ.
Кто только не представлен здесь: Василий Поленов и
Алексей Венецианов, Карл Брюллов и Василий Суриков, Виктор Васнецов и Илья
Репин –всех даже сложно перечислить.
И сгруппированы их работы не по единому принципу, а как пояснил автор идеи и концепции выставки, директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара, на ней многое рассчитано на самостоятельное ассоциативное восприятие произведений искусства, дополняющих и раскрывающих друг друга. «Диалог этот не вербальный, некие образы, ярко эмоционально окрашенные, показывают разное отношение к смерти – сказал он. - Античные сюжеты дополняются произведениями с более близкими к нам по времени трактовками образов смерти и бессмертия». Он также подчеркнул уникальное количество музеев-участников – их более 20, предоставивших свои произведения исскуства: от Эрмитажа и Русского музея, Третьяковской галереи до ряда музеев России, например, из Краснодара и Пскова.
И сгруппированы их работы не по единому принципу, а как пояснил автор идеи и концепции выставки, директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара, на ней многое рассчитано на самостоятельное ассоциативное восприятие произведений искусства, дополняющих и раскрывающих друг друга. «Диалог этот не вербальный, некие образы, ярко эмоционально окрашенные, показывают разное отношение к смерти – сказал он. - Античные сюжеты дополняются произведениями с более близкими к нам по времени трактовками образов смерти и бессмертия». Он также подчеркнул уникальное количество музеев-участников – их более 20, предоставивших свои произведения исскуства: от Эрмитажа и Русского музея, Третьяковской галереи до ряда музеев России, например, из Краснодара и Пскова.
Его
дополнила куратор проекта Елизавета Павлычева, сказавшая, что главной целью при
раскрытии заданной темы они ставили «восприятие
размышлений художников о жизни, смерти и бессмертии через их произведения». Она
подчеркнула, что идея выстроить внутренний диалог картин, написанных в разные
эпохи, за счет расположения их рядом друг с другом, «дает возможность увидеть
палитру размышлений на заданную тему и понять эмоциональные и философские
акценты их авторов».
Изюминкой
проекта стали и две таких сопровождающих просмотр выставки составляющих, как
собственный саундтрек - автор музыки Миша Мищенко, и уникальный аромат этого
музейного проекта под названием Comme
des Garcons. Действительно, при
осмотре выставки вас все время сопровождают очень приятный аромат и
завораживающая музыка.
На
этом объяснения автора идеи и куратора проекта для журналистов фактически
закончились и участникам пресс-показа предоставили возможность самостоятельно в
индивидуальном порядке осмотреть представленные произведения, а при наличии
дополнительных вопросов обратиться к указанным специалистам.
Трудно
передать на крошечных фото ауру талантливейших произведений искусства, а хотелось
еще и попробовать понять принцип отбора в эту или иную группу. Если тема гибели
Пушкина прочитывается относительно легко (три фото - дуэль, пистолеты и картина
с посмертной маской)
как и группы работ,
посвященных Петру 1
и Александру 11,
то например, собранные для диалога полотно Карла Брюллова и две работы Ивана Билибина, похоже, мало кому раскрыли тайну этого диалога, хотя, безусловно, все работы просто великолепны.
то например, собранные для диалога полотно Карла Брюллова и две работы Ивана Билибина, похоже, мало кому раскрыли тайну этого диалога, хотя, безусловно, все работы просто великолепны.
Выстраивать свои ассоциативные ряды на выставке «Жизнь
после жизни» можно бесконечно, как и прокладывать по ней маршруты для просмотра
и это только приветствуется авторами проекта. Но времени будет не хватать, как
и зарядки фотоаппарата, так как все хочется увидеть и запечатлеть.
7 апреля выставку показали друзьям и партнерам ЦВЗ «Манеж»,
8 апреля провели пресс-показ и открыли выставку для посетителей с приглашениями,
а с 9 апреля и по 22 мая она работает для широкой публики. Причем по
будним дням, кроме самостоятельного осмотра, будут проводиться по две
экскурсии, а по выходным даже три. Также
практически ежедневно параллельно «Жизни и смерти» здесь будут проходить
дополняющие ее мероприятия. Так, 9 апреля состоялся концерт из цикла «Великая и ужасная музыка ХХ века» в
исполнении оркестра под руководством Сергея Стадлера с программой «Шостакович.
Малер. Последние симфонии».
А само место проведения
выставки, бывший Конногвардейский Манеж, ныне Центральный выставочный зал рядом
с Исаакиевским собором, только подчеркивает заданную тему – да, есть «Жизнь
после жизни».
Комментариев нет:
Отправить комментарий