Эпиграф
«... вся суть наслаждения
искусством -
в субъективности
его восприятия».
(В.К.Штембер, СПб, 8 марта 1909г.)
Несколько лет назад на выставке «Картина. Стиль. Мода» в
Государственном Русском музее автора этих строк поразил один портрет. Сказать,
что портретов там было много – значит, ничего не сказать. Имена художников и
портретированных особ, высочайшее качество художественного исполнения просто
завораживали. Но… В самом конце выставки, во втором зале, где экспонаты
свидетельствовали о стиле и моде начала ХХ столетия, меня просто пригвоздил к
полу портрет молодой женщины в темном платье.
Она сидела в кресле, опершись левой рукой на маленькую подушечку,
правая рука грациозно покоилась на подлокотнике. В первую очередь поражал
взгляд женщины – чуть склонив голову, она смотрела печально и нежно,
одновременно с каким-то покорным умиротворением. Подпись гласила: В.К.Штембер,
«Молодая женщина, сидящая в кресле». 1914.
Художник абсолютно незнакомый, дата
очень интересная – переломный год для дореволюционной России. Я несколько раз
возвращалась к этому портрету, заставая там несколько таких же, как сама,
заинтересованных посетителей выставки. Придя домой посмотрела книги по живописи
– имени Штембера не встретила. Открыла Интернет и почти сразу набрела на интереснейший
англоязычный сайт о Штембере. Кроме множества самых разных портретов, там было
немало фотографий самого художника, в том числе в его мастерской и в окружении
семьи.
Но в то время меня больше всего интересовал названный портрет и моей
радости не было предела, когда на этом сайте обнаружилась его фотография,
правда не в цвете, небольшого формата, но это уже давало пищу для размышлений.
Последние касались того факта, что женщина на портрете казалась мне удивительно
знакомой – и эта челка, и характерный наклон головы вправо, и даже некоторая
округлость рук и стана. Взялась за свой семейный альбом и мне стало казаться,
что дама на портрете удивительно напоминает чертами лица и формой открытых рук
молодую девушку из нашего семейного альбома. Но эта девушка никак не могла быть
моделью данного художника, так как появилась на свет лишь в 1955 году – через
41 год после создания портрета Штембером.
Я показала картину Штембера сыну
женщины с фотографии из семейного альбома, который неожиданно сказал, глядя на
портрет: «Это мама, я помню ее такой». Потом в недоумении стал разглядывать
платье и задумался. Очень похожей нашла даму с портрета на нашу родственницу и
ее кузина. И совсем уж в смятение поверг меня вердикт знакомой
художницы-искусствоведа : «Четко прослеживаются черты родового сходства дамы с
портрета и девушки с фотографии» – веско заключила она.
И только тогда я решилась
обнародовать пришедшую мне в голову мысль. Елена Ивановна Масленникова - сестра
дедушки моей родственницы, также носящей имя Елена и в девичестве обретавшейся
под той же фамилией, в 1914 году жила именно в Санкт-Петербурге. Но история
жизни Елены-старшей была такой запутанной, семейные легенды о ней звучали столь
противоречиво, а порой даже слишком надуманно-романтично, что поначалу это
казалось неприличным даже обсуждать. И автор этих строк решила заняться
историей создания портрета художником В.К.Штембером.
Рукописи, архивы и каталоги
Государственный Русский музей, нынешний владелец данного портрета,
первым привлек мое внимание. По счастливой случайности удалось выйти на
хранителя этого портрета в музее. Он очень корректно постарался ответить на мои
вопросы, сделал ссылку на хранящиеся в отделе рукописей РНБ источники по
Штемберу, но кто именно был изображен на полотне художником, ответить так и не
смог. Тем временем, проходя по залам Эрмитажа, автор этих строк «опознала» еще
2 портрета кисти Штембера, хотя висели они безымянными на стене в том разделе,
где речь идет о коллекциях старинной мебели. Это портрет баронессы Гревениц,
урожденной Дарьи Лейхтенбергской и портрет С. М. Раевской.
Служительница очень
обрадовалась интересу к этим картинам, а когда я с ей рассказала о портрете с
выставки в Русском музее, она уверенно ответила, что тоже запомнила его. Позже
автору этих строк удалось связаться и с хранителем Эрмитажа, который назвал все
шесть портретов кисти Штембера, хранящихся в их фондах. Но о том, кто именно
изображен на искомом портрете, он также ничего пояснить не смог.
Поиск зашел в
тупик, но тайна портрета не давала покоя. Интернет особо не радовал, так как о
Штембере там попадались лишь крохи информации, порой разноречивой и крайне
скудной. И почти 2 года интерес к портрету возникал лишь эпизодически, при
каком-то толчке извне. И такой толчок не преминул произойти в феврале 2010 года.
Все та же знакомая и на сей раз ликующая женщина-искусствовед с
торжественным видом показала мне огромную книгу под названием «Картина. Стиль.
Мода». В ней искомый портрет был репродуцирован во всей красе: в полный лист, с
интересной подписью, которая сообщала о том, что портрет был создан в
беспокойные годы 1-й мировой войны, что в линиях вечернего платья дамы,
украшенном красивым темным бантом, в изысканных формах кресла и характерной
шелковой подушечке, видны черты уходящей эпохи модерна. Автор подписи отмечал
также отсутствие украшений на шее молодой женщины и ее короткую стрижку.
С
последним можно было бы поспорить, так как в таком ракурсе можно просто не
увидеть завершение ее прически на затылке, возможно у нее волосы заколоты
сзади. Ксерокопированная копия портрета оказалась весьма кстати и подтолкнула к
дальнейшим поискам. В первую очередь в относительно доступных источниках –
отделе рукописей РНБ и архиве самого Русского музея. И вот уже оформлены отношения, получены
разрешения и вперед за разгадкой тайны портрета. Но, как говорится, не тут-то
было.
Источник поступления неизвестен
Отдел рукописей РНБ оказался нем в этом вопросе: 2 письма из
переписки художника сообщали только о его текущих делах и то в другие годы,
один из источников касался и вовсе его однофамилицы-пианистки. Зато вскоре
«выдал ценный подарок» – автограф В.К. Штембера в альбоме коллекционера
Максимова со словами, вынесенными в эпиграф этой статьи. Другие источники и
вовсе промолчали, в том числе, не давали результата и рукописные материалы о
людях из окружения Штембера. Так поиск во второй раз зашел в тупик.
Но
появилось более четко выраженное желание как можно больше узнать о самом
художнике. Очень пригодился совет хранителя Русского музея С.В. – ссылка на
книгу »Золотой век», где удалось установить, что Штембер был активным членом
Товарищества художников, существовавшего с 1903 по 1924 год. Удалось однозначно
установить и дату его смерти – январь 1921 года. И началась работа с поисками
каталогов выставок, в которых он участвовал. Таких каталогов в русском фонде
РНБ оказалось несколько, и теперь можно было из них отобрать упоминания о
портретах дам, написанных в 1914 году. Казалось, что это выход на финишную
прямую. Но как мудро сказано в русском эпосе: «Скоро сказка сказывается, да
нескоро дело делается».
А тем временем параллельно шла работа в архиве Русского
музея.
Очень милые и участливые работники архива смогли подобрать
заказанные по каталогу материалы, но их оказалось совсем немного. Это
фотоснимок Штембера на одном из торжественных обедов в 1909 году, дневник
одного из близких к искусству людей, где упоминается фамилия Штембер, но в
применении к женщине, да еще без инициалов в дневнике 1924 года, когда
художника уже не было в живых.
Удача улыбнулась всего дважды. Сначала удалось
найти фотографический портрет самого художника, очень колоритный. На фоне двух
портретов в тяжелых рамах, Штембер сидит на краю письменного стола с палитрой в
руках, а рядом на столе находится … череп. До сих пор неясна подоплека этой
детали на данном фотоснимке, как и не ясно точно – в своей ли мастерской
сфотографирован 26 октября 1913 года В.К. Штембер, или это антураж из ателье
фотографа Якоба Штейнберга ( как видим, фамилии по прихоти судьбы
перекликаются).
Второй находкой была книга
«Живопись ХV111 - начала ХХ века» - полный каталог дореволюционной живописи
ГРМ, где находится информация и о портрете кисти Штембера. И казалось, что
«счастье так близко, так возможно», поскольку большинство портретов содержало в
подписях к ним информацию об источнике и годе поступления в фонды Русского
музея. Под искомым портретом сообщалось, что он поступил в ГРМ до 1940 года. И
все. Источник поступления так и не был назван. К большому сожалению, помочь в
его установлении пока никто не смог. Так поиск уже в третий раз зашел в тупик.
Оставалось заниматься только сбором информации по выставкам
Штембера и попытаться набросать вехи его биографии, так как до сих пор в
доступных автору статьи источниках, не обнаружено не только монографии об этом
художнике, но и внятного изложения его биографии.
Краткая биография
Виктор Карлович Штембер родился в 1863 году в семье управляющего
Ростовским отделением Российского страхового общества по страхованию жизни и от
несчастных случаев. После переезда в Москву первоначальное образование получил
в двухклассном реальном училище при евангелической лютеранской церкви святого
Михаила в Москве, затем в течение 2 лет был вольноприходящим учеником Академии
художеств, сначала по архитектуре, затем по классу живописи. Далее В.К. Штембер
едет в Париж, где учится в Парижской Академии у Бугро и Робера Флери. С 1888
года выставляется в парижском Салоне. Он пишет много портретов, занимается
настенной живописью. Самая известная его роспись 1890 года - плафон "Демон
и Ангел, уносящий душу Тамары" в усадьбе Середниково, принадлежавшей в то
время В.И. Фирсановой.
В то время В.К.Штембер живет в Москве и ежегодно
участвует в выставках Общества художников. С 1903 года он становится активным
участником созданного в Санкт-Петербурге Товарищества художников, участвует, в основном,
в его выставках, а с 1908 года поселяется в Петербурге. С 1911 по 1917 года его
постоянный адрес: СПб, Чернышев переулок, 14. В 1913-1914 годах состоялась
персональная выставка полотен В.К.Штембера, проведенная в залах Императорского
общества поощрения художеств, на Морской, 38. Названная юбилейной, она была
организована в честь 50-летия со дня рождения художника. Всего там было
выставлено 102 картины В.К. Штембера. Множество прекрасных женских портретов
были представлены на этой выставке и на последующих в 1914-1917 годах, но
каталоги, как правило, были неиллюстрированными и сравнить изображенных на них
женщин с искомым портретом не представляется возможным. После революции В.К. Штембер
остался в России. Он даже был утвержден на пост создателя портретов В.И. Ленина,
но ни одного портрета вождя кисти этого художника неизвестно. В 1920 году В.К. Штембер
тяжело заболел, уехал на родину отца, где скончался 11 января 1921 года.
Итак, кто же эта красивая женщина с портрета 1914 года?
Елена Ивановна Масленникова, как надеется автор этих строк? Екатерина Михайловна Кербедз, жена путейского инженера Михаила Станиславовича Кербедза, пожертвовавшего в те годы 165 тысяч рублей на строительство приюта для мальчиков? Эту версию выдвинул подкованный в вопросах искусства пользователь Интернета с одного из художественных сайтов, на том основании, что портрет дамы с этим именем был написан именно в 1914 году. Ответить на этот вопрос смог бы, на мой взгляд тот, кто видел искомый портрет до 1940 года, то есть до момента его поступления в фонд Русского музея. В каком собрании он хранился – в частном ли, или в каком-то музее?
Тайна портрета ждет своего раскрытия и может быть кто-то из читателей этого блога поможет ее раскрыть?
2010 г.
P.S.
Через несколько лет автору вышеприведенного текста удалось в архиве Рязанской области, уточнить метрические данные той самой родственницы, в которой "подозревалась" дама с портрета 1914 года. Скорее всего ее имя Мария Ивановна Маслиникова ( а может быть и Масленинова). Но о женщине с таким именем никаких данных на просторах интернета найти не удалось...
Комментариев нет:
Отправить комментарий