Вчера в Михайловском замке – одном из дворцов Русского
музея при большом стечении приглашенных гостей открылась юбилейная выставка
«Александр 111. Император и коллекционер». В 2020 году юбилеев у Русского музея
целых три: 175 лет со дня рождения Александра
III, 125 лет музею, созданному на основе императорской коллекции,
и 220 лет со дня освящения Михайловского замка, связанного с именем
Павла I.
«Это уже седьмая по
счету выставка из цикла «Сага о Романовых», которая проводится Русским музеем
при поддержке Благотворительного фонда «Система» - сказал, обращаясь к журналистам,
генеральный директор Русского музея Владимир Гусев. - Около трехсот произведений живописи,
графики, скульптуры и прикладного искусства из 10 музеев страны и двух архивов
России, а также уникальные экспонаты из частных коллекций представлены на нашей
выставке, ядро которой составляет коллекция самого Александра 111».
Как известно, Александр 111 был вторым сыном императора
Александра 11 и императрицы Марии Александровны, портреты которых представлены
в первом зале выставки, как и портрет их сына Николая, который считался
наследником, но умер в 1865 году. Великого
князя Александра Александровича до того времени не готовили к наследованию
престола – ему была уготована военная карьера, но в результате трагических обстоятельств
он стал императором России и активно занялся образованием и самообразованием.
Большую роль в развитии у него эстетического вкуса сыграли его жена Мария
Федоровна и художник А. Боголюбов. Произведения этого художника широко представлены
на выставке, а портреты Марии Федоровны хороши во всех отношениях, как и ее
платья, выставленные в одной из витрин.
Желание Александра 111 создать сначала личную коллекцию
проявилось в 1870 году, когда он приобрел собрание купца Кокорева. Уже в это
время у него зародилась идея меценатства, покровительства русским художникам.
Так, в Париже он сделал заказы работавшим тогда во Франции В. Васнецову, В. Поленову,
И. Репину, К Савицкому и купил у них картины. И далее он делал все, чтобы
преодолеть раскол между Императорской Академией и художниками-передвижниками.
Владимир Гусев процитировал письмо императора художнику
Боголюбову, где есть такие слова: «Я часто и серьезно думаю о необходимости
создания в Петербурге музея русского искусства». И его желание исполнилось – уже
после безвременной кончины Александра 111 его сын Николай 11 13 апреля 1895 года
подписал указ о создании музея имени Александра 111 и ныне этот музей является
настоящим памятником императору - меценату
и коллекционеру.
А начиналось все с
передачи личной коллекции Александра 111, которая тогда заняла несколько
памятных залов. И на сегодняшней выставке есть раздел, посвященный той, первой
коллекции, в других залах выставлены личные вещи императора и Марии Федоровны.
Так, например, трогательно смотрятся резное кресло Александра 111 и крохотный
стул из молельни императрицы.
В других залах представлены их собственные рисунки,
а также произведения членов императорской семьи.
Немало экспонатов на выставке,
рассказывающих о путешествиях, в том числе морских. О них также свидетельствуют
полотна А. Боголюбова и А. Бенуа, представленные на выставке. Зал с установленным
в нем троном императора и его парадным портретом подчеркивают высочайший статус,
как и картины коронации.
В небольшом зале выставлены акварели М. Зичи,
венгерского художника, который был бессменным хроникером императорской семьи в последние
годы жизни Александра 111 и запечатлел трагические моменты прощания с умирающим
императором и его похороны в 1881 году.
Большое внимание на данной выставке уделено творчеству В. Васнецова.
Специально для нее Третьяковская галерея отреставрировала и предоставила ряд крупноформатных
картонов великого художника для росписей Владимирского собора в Киеве.
Как рассказала нашему корреспонденту Евгения Петрова,
заместитель генерального директора Русского музея, первая выставка той - личной
коллекции была устроена после смерти императора. И вот сегодняшняя масштабная
выставка - вторая по счету, посвященная многогранной личности Александра 111.
После пресс-показа выставки, состоялся небольшой концерт,
после которого выступили перед многочисленными первыми посетителями руководители
музея и куратор выставки Павел Климов, рассказавший, что Александр 111 любил
искусство и мечтал о создании Русского музея в Санкт-Петербурге. Первое свое
собрание в Аничковом дворце, когда еще был великим князем, он называл «Мой
музей», экспонаты которого охотно давал на выставки и для копирования. «Этот
харизматичный император возродил также фарфоровое производство. Искренний и добродушный,
он делал то, о чем думал и говорил. И сегодняшняя выставка – этому яркое
подтверждение» – сказал он в заключение.
Выставка «Александр 111. Император и коллекционер» будет
работать в стенах Михайловского замка до 10 мая 2020 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий