понедельник, 2 марта 2020 г.

Александр Сокуров: Надо быть осторожнее в формировании своего послания к людям




На днях в Зале Совета Государственного Эрмитажа прошло представление и обсуждение книги Венсана Антонина Лепине “ART OF MEMORIES: CURATING AT THE HERMITAGE”. В заседании «круглого стола» приняли участие сотрудники Государственного Эрмитажа, профессора Европейского университета, представители российского музейного сообщества, деятели культуры.


 
 К сожалению, сам автор Венсан Лепине  - ассоциированный профессор Института политических исследований в Париже, не смог приехать на презентацию своей только что опубликованной на английском языке книги, которая описывает практики музейного кураторства в Эрмитаже, рассматривая музей как «лабораторию культуры».  Книгу представлял профессор Европейского университета Олег Хархордин.  Он рассказал о том, что она вскрывает противоречия между ролью музея как места, где происходит исследование предметов искусства и ролью сообщества, в определённом смысле дистанцирующим себя от внешнего мира.

 Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, который вел «круглый стол», уточнил, что работу над подготовкой материала для книги профессор Лепине вел в 2012-2013 годах, опрашивая сотрудников Эрмитажа с помощью студентов Европейского университета в Санкт-Петербурге, а затем в течение 5 лет работал над ней у себя на родине. «Я слышу в ней эрмитажные голоса – сказал Михаил Пиотровский. – Это первая такая книга об Эрмитаже, и я рад, что нас изучают. Никогда еще метод современной социологии не применялся к музеям, и мы были польщены, когда из всех музеев мира для этой цели был выбран Эрмитаж. Но должен сказать - я допускаю, что эта книга может не понравиться многим».


И первым, кто высказал свое мнение в этом ключе стал Александр Сокуров, наш прекрасный кинорежиссер, снявший великолепный фильм «Русский ковчег» об Эрмитаже, после которого многие руководители музеев мира стали, как рассказал Пиотровский, забрасывать его предложениями снять фильмы об их музеях. Александр Сокуров уточнил, что пока не читал полностью книгу Лепине - ему достались только выдержки из нее, но судя по ним, он сделал заключение о том, что многие выводы в ней выглядят банально. «Для нас важно все, что связано с Эрмитажем, а здесь я через строчку вижу банальность. Такое впечатление, что сегодняшние исследователи отстают от нас – читателей. В общественной среде мыслей и чувств порой больше, чем у профессионалов. Многие из молодых коллег не погружаются в сущность и это настораживает. Эрмитаж – это живой организм, построенный не для того, чтобы только показывать, но чтобы сохранять и изучать. А здесь употребляется слово контейнер, от которого просто оторопь берет». Он с недоумением говорил о том, как можно представить Эрмитаж без семьи Пиотровских, которые столько сделали для музея, об их личном авторстве в создании экспозиций. Он также категорически не согласился с утверждением, о том, что Екатерина 11 собирала коллекцию беспорядочно, напротив, он считает, что коллекция создавалась «последовательно, осмысленно и с большим чувством меры». Он счел нужным уточнить, что «играть современными терминами значит создавать извращенную интеллектуальную скорлупу и надо быть осторожнее в формировании своего послания к людям».

Менее категоричен в суждении о книге был директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, сказавший, что хотя это и есть некая «попытка препарирования Эрмитажа», но исследование все-таки важное. «В России есть Эрмитаж – и все остальное. У него есть своя позиция, но как и во всех музеях мира в нем есть некая борьба кланов – сказал он. - Эрмитаж – это современны музей в плане коммуникаций с обществом, и стоит он на пересечении эзотерики с элементами вечности, а книга Лепине открывает тему человечности Эрмитажа».

Свою позицию по книге высказал сотрудник Эрмитажа Юрий Пятницкий, уточнивший, что он читал труд Венсана Лепине как в рукописи, так и в печатном варианте. «Это модернистское исследование, книга носит заказной, хотя и профессиональный характер, нацеленный на западного читателя». По его мнению, ни Европейский университет, ни Эрмитаж не имеют отношения к конечному результату исследования, но Запад будет судить о нашем музее по книге Лепине, в которой нет даже ссылок на труды Михаила Пиотровского об Эрмитаже.



 В ходе «круглого стола» прозвучали также мнения, о том что «книга – это отступление в сторону от Эрмитажа как феномена», и  о том, что в ней совмещены взгляды как изнутри, так и снаружи, хотя автор не является ни музейным работником, ни искусствоведом.

Убедителен был еще один сотрудник Эрмитажа Алексей Ларионов, сказавший, что еще при обсуждении рукописи будущей книги здесь в Эрмитаже, автору были сделаны замечания о неточностях, которые так и не были исправлены. Он назвал эту книгу антропологическим исследованием, образно сравнив ее с тем, как Лев Толстой описал свое впечатление от оперы. По его мнению, надо было провести исследование сначала о музее в целом и затем уже о самом Эрмитаже, а пока сравнивать не с чем. «Эрмитаж всегда был и остается окном в мир, привлекающим специалистов со всего мира, а в книге дан причудливый диагноз».

Сотрудник Европейского университета Наталья Мазур высказалась так: «Антропологический подход со взглядом наивного наблюдателя не очень подходит для Эрмитажа». Но их университет планирует продолжить работу по исследованию музея и надеется поработать с его архивами и архивами Министерства культуры РФ. Ее коллега Олег Хархордин, подводя итоги дискуссии, сказал: «То что кажется банальным нам, до сих пор неизвестно западному читателю». А Михаил Пиотровский в заключение добавил, что до сих пор в России не написана книга об истории Эрмитажа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий