суббота, 20 июня 2020 г.

Стрельнинская "Отрада" - ныне Орловский парк

Сколько имений с названием "Отрада" было разбросано по дореволюционной России - не счесть. Наверняка их было несколько и в Санкт-Петербургской губернии. Было свое и в Стрельне, неподалеку от Путевого дворца Петра 1 и Константиновского дворца. И владел им князь Алексей Федорович Орлов. 





Вы угадали, он как раз из рода тех самых Орловых - его отец был одним и 5 знаменитых братьев Орловых, беззаветно служивших Екатерине 11.
По официальной версии, А. Ф. Орлов был внебрачным сыном графа Федора Григорьевича Орлова. По неофициальной - побочным сыном Екатерины II, которого Федор Орлов взял на воспитание, как и других детей Екатерины от своих старших братьев. Но личные архивы Орловых не сохранились и как бы там ни было, императрица Указом от 27 апреля 1796 г. "признала за "воспитанниками" Ф. Г. Орлова дворянские права и позволила им принять фамилию и герб Орловых". А таких воспитанников было аж 7.

Более похожа на правду такая информация. Три брата Иван, Алексей и Федор Орловы, переехав на жительство в Москву, сразу стали приобретать много участков с домами. До этого года Федор Орлов со своими слугами, поварами, сенными девками и камердинерами преспокойно жил на Большой Никитской у брата Владимира, и ему там нравилось.А вот в 1786 году вдруг внезапно решил съехать, купив участок на высоком берегу Москва-реки у Н.М Походяшина.



 Оказывается, именно в 1786 году, в октябре, у Федора Орлова родился сын от новой пассии. 

Граф Федор Григорьевич Орлов так никогда и не женился, но имел семерых детей от двух (или трех?) женщин: Елизаветы Михайловны Поповой, урожденной Гусятниковой, вдовы камердинера императрицы Екатерины II  А.С.Попова,  и подполковницы Татьяны Федоровны Ярославовой.

Итак, матерью нужного нам сына - Алексея, была красавица вдова Е.М.Гусятникова-Попова.



Ребенок был признан незаконнорожденным, как и все 7 детей Ф.Г.Орлова.  Есть очень подробное исследование всех ветвей пятерых Орловых. 
https://www.liveinternet.ru/users/5257357/rubric/6873396/

Но я пойду только по биографии А.Ф.Орлова - племянника самых знаменитых братьев - Алексея и Григория.

Судьба мальчика поначалу складывалась не очень счастливо. Отец Федор Григорьевич





хотя и не был повесой в полном смысле слова, детьми, похоже не очень интересовался. У него уже был старший сын Владимир , 1775 года рождения, вслед за Алексеем родились Михаил, Григорий и дочь Елизавета, родами которой и умерла в 1791 году красавица, так и не ставшая его законной женой. Алексею было всего 6 лет. Его любвеобильный отец тут же организовал новый гражданский брак. На сей раз его избранницей стала подполковница Татьяна Федоровна Ярославова, ставшая матерью двух детей графа Федора Григорьевича Орлова – Федора и Анны.



В 1796 году 55 летний граф умирает, но при этом оставляет завещание в пользу всех 7-х своих воспитанников.   В завещании граф Федор Григорьевич Орлов выделяет наследство своим семерым воспитанникам, всем поровну. То есть всё наследство делится на СЕМЬ РАВНЫХ частей. Старшего Владимира предполагалось  уже  отделить, так как он вступил в «совершеннолетство». Но тут на детей нападает мор: вскоре после смерти отца умирает старший Владимир,  которого собирались отделять как совершеннолетнего,  и пятилетняя дочь Елизавета , а дядя остальных детей - граф Владимир Григорьевич забирает из-под надзора Ярославовой трех сыновей Гусятниковой (Алексея, Михаила и Григория) и отдает их в пансион аббата Николя в Петербурге.

Так Алексей в нежном 10-летнем возрасте остается без родителей и несколько лет с братьями живет в привилегированно пансионе в Петербурге,





 а в Москве для них куплен опекунами дом.

Подробно биография А.Ф.Орлова описана здесь.
https://www.liveinternet.ru/users/5257357/post392173652

Резюмирая, можно сказать, что  в 15 лет он поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Достигнув 18 лет, поступил юнкером в лейб-гвардии Гусарский полк. И уже через год, в 1804 г., принял боевое крещение. А. Ф. Орлов - участник кампании 1805-1807 гг., Отечественной войны 1812 г. и многих европейских походов. За отличие в сражении при Аустерлице Орлов был награжден золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Св. Анны III степени. В 1809 году А. Ф. Орлов в чине штабс-ротмистра перешел на службу в лейб-гвардии Конный полк, в списках которого числился впоследствии до самой смерти. Был активвным участником войны с Наполеоном. За Бородинское сражение Орлов награжден орденом Св. Владимира IV степени с бантом, за сражение под Бауценом произведен в полковники и награжден орденом Св. Анны II степени. За Кумское сражение награжден алмазным знаком Св. Анны II степени. За сражение под Лейпцигом награжден орденом Св. Георгия IV степени. За сражение под Форд-Шампеуазом награжден орденом Австрийским Св. Леопольда Малого Креста, Баварским Св. Максимилиана и Прусским "За заслуги". За взятие Парижа награжден орденом Св. Владимира III степени.




Красавец, богатырь и герой Отечественной войны Алексей Орлов в 1813 г. был назначен адъютантом к Е. И. Высочеству Константину Павловичу. В 31 год произведен в генерал-майоры и через два года назначен командиром лейб-гвардии Конного полка, который на лето выезжал в Стрельну. Государь приблизил Орлова к себе и удостаивал всегда отменным вниманием, доверием и расположением, граничившим с дружбой. Единственный, кто мог входить без доклада к императору, был командир конной гвардии А. Ф. Орлов.





Итак, Орлов достаточно быстро продвигался по служебной лестнице: уже в 1817 году он был произведен в генерал-майоры (военный чин IV класса “Табели о рангах”), а три года спустя стал генерал-адьютантом свиты императора Александра I.


 В противоположность своему младшему брату - декабристу Михаилу Орлову, Алексей не разделял либеральных взглядов, охвативших в то время значительную часть русского общества, а был, насколько мог, их гонителем, особенно в среде военной молодежи. Твердость Орлова и умение поддерживать в своем полку строгую дисциплину особенно проявились в 1820 году, во время бунта Семеновского полка, и в событиях 14 декабря 1825 года, когда он еще раз доказал свою преданность престолу.


Правление Николая I оказалось звездным часом для Алексея Федоровича. Консерватор Орлов оказался по душе Николаю. За участие в подавлении восстания на Сенатской площади Алексей Федорович был возведен в графское достоинство - “в воздаяние отличного служения Нам и Отечеству”, как сказано в Высочайшем рескрипте, данном на его имя. Новый император приблизил его к себе и удостаивал затем вниманием и расположением, граничащим с дружбой.


Сохранилось множество портретов  А.Ф. Орлова, из чего можно заключить, что он был не только честолюбив, но и очень дорожил своей особой.



 Он оставил довольно много воспоминаний о себе в дневниках известных особ того времени.


Например: 

“С лицом Амура и станом Аполлона Бельведерского, у Алексея приметны были мышцы Геркулесовы; как лучи постоянного счастья и успехов играли румянец и вечная улыбка на устах его”. Так цветисто характеризует его Филипп Филиппович Вигель, 


Посетивший Россию в 1839 году Ф. Гагерн в своем дневнике пишет о волнениях в военных поселениях у Старой Руссы, когда Орлов, проявив завидную смелость, один появился среди бунтовщиков и навел порядок15. Поступок достаточно смелый и, может быть, безрассудный, даже при умении Орлова “за сто шагов тушить выстрелом из пистолета свечу”


Барон Корф замечает, что Орлов “едва ли кому делал зло, не упуская никакого случая делать добро”.


И наконец, А.С.Пушкин, который был знаком с А.Ф.Орловым, написал о нем так:
О ты, который сочетал
С душою пылкой, откровенной
(Хотя и русский генерал)
Любезность,
разум просвещенный...

И далее

Орлов, ты прав: я забываю
Свои гусарские мечты
И с Соломоном восклицаю:
Мундир и сабля - суеты!...

Скорее всего написаны эти строки в ответ на такое предостережение поэту:
"Тульчин Вам ни к чему, и военная служба тоже. В Петербурге ли, в Тульчине ли - служба везде служба. Вам надобно романтики, а это пот и кровь..."


14 мая 1826 года  он женился на О. А. Жеребцовой из славного рода Зубовых - ее двоюродным дедушкой был Платон Зубов - последний фаворит Екатерины 11, а родной бабушкой - его сестра  и полная тезка, есть ее портрет 1829 года кисти П.Ф. Соколова, где она названа его женой.


 Красавицей, судя по всему, она все-таки была. Однако, в воспоминаниях великого князя Константина Николаевича была названа "странной холодной натурой". А.Ф. Орлова как раз считали полной ее противоположностью - общительный красавец кавалерист, любитель дам. Великая княгиня Мария Николаевна - владелица столь любимой мною Сергиевки, считала жену А.Ф. Орлова "набожной плаксой" и писала, что он "очень тяготился женой". У них был единственный сын, названный Николаем в честь Николая 1, которого царь как раз и крестил, а также он был ровесником его сына Константина.

Вполне возможно, что такую оценку великой княгини она заслужила по такой причине.
В Стрельне она принимала весь двор и избранную часть общества. Однако по воспоминаниям барона М. А. Корфа, в последующие годы, будучи ещё в молодых летах и в самом блестящем положении, Орлова почти оставила свет, чтобы посвятить себя воспитанию единственного сына, и предпочитала вести самую уединенную жизнь. Императорская чета много раз изъявляла желание и даже требовала, чтобы молодой Орлов приезжал играть и беседовать с маленькими великими князьями; но Ольга Александровна на это не соглашалась и говорила, что не считает необходимым делать из своего сына ни лакея, ни шута.



Ольга Александровна с сыном, 1840-й год

И Википедия другого мнения о жене графа и их браке.

Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте супругов, брак их был вполне удачным. Разделяя с мужем его возвышение и почести, летом 1826 года графиня Орлова была удостоена чести сопровождать императрицу Александру Фёдоровну на коронацию в Москву[10]. Через год после свадьбы у них родился первенец Николай (1827—1885), будущий генерал-лейтенант и дипломат. Ещё через год — дочь Анна, которая умерла в следующем 1829 году — больше детей у них не было. В феврале 1830 года была пожалована орденом св. Екатерины меньшего креста.

Сын вырос и есть картина 1845 года кисти Козрое Дузи, которого графиня очень поддерживала, где вся семья в сборе.


  


Сама усадьба на Петергофской дороге

21.06.2020

Итак, чтобы поселиться поближе к государю А.Ф. Орлов решил обратиться к нему с просьбой о выделении участка в Стрельне и Николай 1 даровал ему ему на берегу большого пруда прямо напротив путевого дворца Петра 1 и Константиновского дворца земли, для чего даже пришлось переселять несколько прежних владельцев. 

Об усадьбе и ее судьбе большой очерк есть здесь

У меня же короче, фрагментарно.

Ансамбль Орловской усадьбы расположен на западном берегу Орловского (бывшего Заводского) пруда.
Первая дача, возведенная здесь около 1800 г., была казенной, а затем перешла в руки советника Польской канцелярии Ф. Е. Кудера. По плану 1800-х гг. дача включала главный дом и флигель, рядом с которым был разбит небольшой регулярный сад радиальной планировки. Вдоль берега пруда узкой полосой тянулся английский сад. Дальше на юг были поля крестьян деревни Халузи. В 1820-х гг. дача принадлежала баронессе Строгановой.

В начале 1830-х гг. ее приобрел граф Алексей Федорович Орлов, командир конного полка, ежегодно летом стоявшего лагерем в Стрельне.  Когда граф пожелал иметь дачу в Стрельне на берегу пруда, все прежние хозяева были переселены на другие участки.

В течение пяти лет он дипломатично выполняет все требования владельцев земельных участков западного берега пруда по переносу домов с постройками в другое место и прокладывает новую трассу Нарвской дороги.
В середине 1830-х гг. по проекту арх. П. С. Садовникова и И. Шарлеманя был создан большой дворцово-парковый комплекс. Пейзажный сад распространился на всю территорию дачи.



Где-то попалась информация о том, что обустройством дома в основном занималась жена  ,сам А.Ф.Орлов больше любил бывать в доме Николая 1 - видимо во дворце Коттедж в Александрии. Не могу исключить вероятности, что именно оттуда пошел стиль неоготики, выбранный для Орловской усадьбы в Стрельне.

В парке  был выстроен большой деревянный двухэтажный дворец в готическом стиле  по проекту арх.  П. Садовникова. Дворец был симметричным : к главному двухэтажному корпусу примыкали одноэтажные галереи-переходы, соединившие его с флигелями.  Высокая четырехэтажная квадратная башня примыкала к северо-западному углу главного корпуса. 




По красоте дача Орлова была одной  из лучших в окрестностях Петербурга. Перед фасадом дворца, обращенным к пруду, находились две конные статуи на высоких постаментах авторской отливки П. Клодта.



Дворец был выполнен из дерева, в романтическом стиле английской готики, главный его фасад выходил к пруду.




  Восьмигранные пилоны по углам здания, зубчатые парапеты над карнизами, эркеры, стрельчатые фронтоны придавали дворцу необычайно живописный вид. 




 Широкая летница, ведущая в парк, была украшена чугунными орлами - символами фамилии владельцев.



В июле 1834 года в присутствии всего двора состоялось торжественное открытие дворца. И вот как отзывалась  о доме Орловых Долли Фикельмон:
Это, прежде всего, потолки, сработанные с восхитительным тщанием и изяществом из белого гипса с рельефами в мавританском стиле — они поразительно эффектны. Затем двери — во всех комнатах они почти в уровень с потолком, массивные, резные, из красного дерева. Они напоминают прекрасные двери в неаполитанских дворцах, которые пропускают столько воздуха! И третья из прекрасных вещей — стрельчатые окна и зеркала в деревянном обрамлении, выполненном очень искусно. Графиня Орлова сама наблюдала за ходом всех работ в доме и доказала, что имеет хороший вкус.

Но она же не преминула и пустить шпильку, хотя и в смягченном виде: «Красивый, чудесный дом, хотя внешний вид не совсем удался, но интерьер в готическом стиле прекрасен и говорит о большом вкусе.

Впечатляют три вещи, которых не встретишь ни в одном из здешних домов".

Так что мнения о способностях жены А.Ф.Орлова все-таки были разными. И вот это описание несколько выбивается из общего контекста описания дома.

Планировочное решение было простым и рациональным — центральный двухэтажный объём соединялся с двумя флигелями одноэтажными корпусами. В центре обращённого к пруду главного фасада выделялась широкая крытая терраса с выходом в парк. Её крыльцо с двух сторон украшали чугунные орлы на шаре — символ рода Орловых.

На фото 1939 года не видно флигелей с одноэтажными корпусами, но попадалась акварель, где изображено нечто похожее.

И насчет "орлов на шаре" - на фото четко видно,что они стоят на кубических постаментах. Но фото ведь 1939 года!

Теперь о конях Клодта. Это действительно были авторские отливки с помощью модной тогда гальванопластики.


В середине 1850-х годов перед дворцом установили копии двух скульптурных групп «Укротителей коней». Барон Петр Клодт отлил первую группу в 1839 году, а вторую - в 1841-м. Спустя некоторое время на петербургском заводе Лейхтенбергского была освоена технология гальванопластики, которая позволила изготавливать копии скульптур. В 1850-е годы предприятие изготовило копии «коней Клодта» из чистой химической меди: сначала для петергофского Бельведера (царский заказ), а затем для Стрельны...

И вот вся эта красота - прекрасный деревянный дом в виде готического щ=замка, орлы как символ рода, кони Клодта - все погибло в годы войны.Про скульптурные группы есть такое свидетельство:

 Медные скульптуры были срезаны карбидной газорезкой в августе 1941 года (до сих пор следы этого действия видны на сохранившихся постаментах) и отправлены на переплавку, чтобы не достались врагу.

Та же судьба постигла дом - его было приказано поджечь, чтобы он не достался(!) врагу. И сделали это наши...

А Орловский дворец был сожжен в сентябре 1941 года при отступлении советских войск. Не раз доводилось слышать подобные свидетельства очевидцев. Стрельнинский старожил Юрий Петрович Крылов подтвердил этот факт в биографической книге «Путиловский двор», вышедшей в 2005 году.

Судьба символа рода - орлов неизвестна.

А от всего великолепного дворца А.Ф.Орлова остались только постаменты под коней Клодта. Они до сих пор стоят в парке перед Орловским прудом. Думаю, что даже на своих местах, напоминая, что все это было,было...




Мое фото,сделанное в июне 2020 года. Я так и не нашла точку,  чтобы в кадр попали оба постамента.

Чтобы не заканчивать эту часть повествования об усадьбе Отрада на грустной ноте, скажу, что сохранились многие усадебные постройки: Готический колодец, домик привратника с въездными воротами в неоготическом стиле, конюшенные корпуса и оранжереи. Все в разной степени сохранности, но живо до сих пор. Дальше я об этом расскажу и покажу последние фото.

Дипломатическая карьера А.Ф. Орлова

22.06.2020
Решила сделать перерыв в описании усадьбы в Стрельне ,где так много всего интересного. Тем более, что там тоже все строилось не сразу - кони Клодта появились только в 1850-м году, хотя дом был готов в 1834-м.  А между этими двумя датами у владельца полным ходом шла вверх карьера, хотя уже и не военная.

Пользуясь особой доверенностью государя, А. Ф. Орлов нередко выполнял важные дипломатические поручения, которые всегда ему удавались (например переговоры, приведшие к заключению Адрианопольского мира в 1829 г.). Как вспоминал Вяземский: "Светлый и сметливый ум его, тонкость и уловчивость, сродные русской натуре и как-то дружно сливающиеся с каким-то просторечием, впрочем, не поддающимся обману, заменяли ему предания и опытность дипломатической подготовки. Прибавьте к этому глубокое чувство народного достоинства, унаследованное им от орла из стаи той высокой, которой воспел Державин, и отменно красивую и богатую наружность..."

И там же. 
Был он и чрезвычайным и полномочным послом в Константинополе, как доверенное лицо императора в Вене и Пресбурге, в Пруссии, Голландии и Англии. В 1836 г. последовало назначение графа Орлова членом Государственного Совета.

Был в его биографии и пост начальника 111 отделения, который он занял после смерти Бекендорфа. Но в этом месте он как раз не сильно отличился,  переложив всю рутинную работу за своего заместителя Дубельта.

В 1856 году  "Всемилостивейше повелено быть Председателем Государственного Совета и Комитетов Министров". Исполнял он также обязанности председателя совета о военно-учебных заведениях, председателя общества попечительства о тюрьмах и, как тогда писали, "в годы царствования императора Николая I почти не было особо важного комитета или комиссии, в которых бы не председательствовал или не состоял членом граф Алексей Федорович".




Пишут, что графский титул Николай 1 ему дал через 10 дней после восстания декабристов. И это несмотря на то, что он активно вступился за своего брата Михаила, активного участника этого восстания и вымолил для него большую царскую милость - тот  был всего лишь сослан в одно из родовых имений.

И в дополнение о его жене.

Об Ольге Александровне современники составили мнение, как о женщине чрезвычайно умной и острой на слово, из-за чего её весьма не любили в свете, а многие побаивались — одним высказыванием она могла сделать или омрачить репутацию человеку. Считается, что, благодаря полному доверию со стороны мужа, она была посвящена во многие государственные и общественные тайны, которые тщательно оберегала от разгрлашения, хотя известны, её открытые презрительные высказывания о княгине Д. Х. Ливен, как о тайном агенте и шпионке — деятельность, которую графиня Орлова считала грязной работой за деньги]. Тем не менее, Император Николай I отличал Ольгу Александровну и высоко ценил за её строгие принципы и преданность царскому дому. По словам современников, императрица Александра Фёдоровна робела перед ней, а великие княжны боялись. С 1847 года она была статс-дамой.

Может быть отсюда и оценка одной из великих княжон вышеприведенная?


После смерти Николая 1 при восшествии на престол Александра 11 в 1856 году А.Ф. Орлов получил титул князя, его жена и сын также вступили  в княжеское достоинство. А это высший титул для российской аристократии.



Князю А.Ф. Орлову исполнилось 70 лет и тут его поразила стрела амура.

Она певица, но для него божество

Был ли А.Ф. Орлов меломаном по жизни в молодые годы мне неизвестно, но его совершенно сразило пение итальянской певицы Анджолины Бозио.

«Она не была хороша собой, но казалась такой прекрасной, когда пела, что молодых людей, безумно в нее влюбленных, можно было считать сотнями»,- писал в воспоминаниях П. Кропоткин.


Анджолина Бозио родилась в 1830 году в Турине, «была дочерью бедного певца в странствующих труппах».
Она училась пению в Милане, затем в Турине, пела в миланском оперном театре, в Вероне, Мадриде, Копенгагене, на сцене лондонского Ковент-Гардена, парижской Гранд-Опера, которая принесла ей громкую славу.
В 1851 году Бозио вышла замуж за «греческого уроженца Ксиндавелониса",  он стал ее импресарио.
Осень 1855 года - время первого появления Бозио в России. Приезда Бозио ожидали с интересом (уже была известна ее популярность в Европе), но спокойно. Дебют в партии Джильды был встречен одобрительно, но без особого восторга. 
"Она не захотела удивить или, вернее сказать, поразить публику с первого раза многотрудною вокализациею, необычайно эффектными или вычурными какими-либо пассажами. Напротив, для  своего дебюта она избрала скромную роль Джильды («Риголетто»). Соблюдая постепенность, Бозио являлась попеременно в «Пуританах», «Доне Паскуале», «Трубадуре», «Севильском цирюльнике» и «Северной звезде».
Князь А.Ф.Орлов посещал все ее выступления на сцене итальянской оперы в Петербурге.  В 1856 году был восстановлен после пожара 1853 года московский Большой театр. Торжественное открытие театра состоялось 20 августа, и было приурочено к коронационным торжествам в Москве по случаю восшествия на престол Александра II. Сюда в полном составе прибыла из Петербурга итальянская труппа.
То, что произошло после 20 октября 1856 года, не описать словами - успех, триумф, фурор. Это было безумство, перешедшее во всенародную любовь. Впервые была исполнена "Травиата", где Анджолина спела Виолетту. Это роль стала ее высшим достижением.
Видимо был там и князь А.Ф.Орлов. 

Из воспоминаний А.Я.Панаевой о Бозио: «Ей подносили ценные подарки. Кроме того, она получила множество бриллиантов и всяких драгоценностей от одного важного старика, графа Орлова, который влюбился в нее и вел себя, как мальчишка. Если Бозио сидела в театре в ложе, то старик не смотрел на сцену и не сводил глаз со своего кумира, делал ей мимические знаки, прикладывал руку к губам, посылая ей поцелуи и т. п. Бозио кокетливо ему улыбалась.
Впрочем, как ей было не улыбаться такому важному и щедрому старичку, который почти каждое утро, посещая ее, преподносил ей большую коробку конфет, где только сверху были конфеты, а внизу лежало много русского золота, или нитка жемчуга, или нитка бриллиантов».



 Разница в возрасте князя и певицы составляла 44 года! Безумство продолжалось 3 года, пока в 1859 году не случилось несчастье.

Во время Великого поста, когда спектаклей не было, певица отправилась в Москву, чтобы дать несколько концертов.
«Она чувствовала себя, как говорят, не совсем здоровою еще до отъезда; но не желая расстроить дело своих товарищей и антрепренера, для которых ее имя, любимое в Москве, было очень важно, она сделала над собою усилие, надеясь, что три-четыре концерта не утомят ее».
Бозио простудилась на возвратном пути в Петербург, простуда развила затаенный недуг и 25-летняя певица умерла.
«Отпевание г-жи Бозио назначено было 4-го апреля в 11 часов, и уже задолго до этого времени католическая церковь Св. Екатерины была совершенно полна, несмотря на то, что для предупреждения чрезмерной тесноты пускали одних только лиц, имевших билеты.
В скорбном молчании колесница с гробом и печальная процессия направились к Католическому кладбищу на Выборгской стороне близ Арсенала.
У могилы сошедший с ума старик, граф Орлов, поклонник ее таланта, ползал в беспамятстве по земле.
На его средства был сооружен красивый памятник (ныне, после ликвидации в 1930-е годы этого кладбища, прах покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры)».


Памятник был заказан во Флоренции на средства почитателя певицы, бывшего дипломата и шефа жандармов князя А.Ф. Орлова.

Сам князь тяжело заболел - это его портрет 1860 года.


Проболев почти год, 8 января 1861 года князь Алексей Федорович Орлов подал в отставку, поселился в своем дворце в Стрельне и от горя потерял рассудок...

«Всем известно, что князь Орлов был едва ли не самым приближенным и доверенным лицом императора Нико­лая I. Но в старости ум его ослабел, память ему из­менила, и он находился в состоянии, близком к поме­шательству; тем не менее все относились к нему с боль­шим почтением, и проживающие в провинции его бывшие знакомые или подчиненные считали, бывая в Петербурге, своею обязанностью его посетить».

Отправимся и мы вновь в его усадьбу Отрада в Стрельне, чтобы посмотреть как там все было при нем, и что осталось там на сегодняшний день.

Приют последний князя А.Ф. Орлова
23.06.2020

Начнем с въезда в усадьбу с Петергофского шоссе, где с 1840 по 1849 год были построены ворота и Дом привратника в готическом стиле по проекту П.С. Садовникова.
Главные ворота Орловского парка с пилонами из естественного камнясо стре-льчатыми аркамис чугунными решеткамиРядом с воротами находится одноэтажный облицованный туфом домик привратникаВ его декоре использованы го-тические элементыфигурные щипцыконтрфорсыстрельчатые завершения оконных проемовгеральдические щиты
Видимо через эти ворота въезжал князь А.Ф.Орлов в свое стрельнинское имение.


"После революции в национализированном Орловском дворце разместился Стрельнинский сельсовет. 10 ноября 1917 г. декретом новой власти вместо полиции была создана «рабочая милиция», которая заняла рядом с сельсоветом каменное здание в стиле средневековой готики, известное как «домик привратника». В его удобном подвале (ничего не надо было придумывать) устроили камеры предварительного заключения. В крестообразном каменном подвале со сводами (настоящем средневековом каземате) впоследствии очутились многие страдальцы с Пристанской улицы, а затем и со всей Стрельны, претерпевая здесь страшные 1930-е гг. Здесь содержали арестованных по ночам, проводя допросы и дожидаясь транспорта в город.
И хотя там давно нет уже тюремных камер, а пустующее здание пытаются приспособить под различные «общепиты» с развлечениями, ничего не получается. Как бы в память о свершившихся здесь многочисленных страданиях и пролитых слезах подвалы постоянно наполняются водой..."

Во время войны Дом привратника сильно пострадал, но в 1950-е годы был восстановлен.

 С 1962 по 1985 год в доме размещалась детская библиотека №3 пос. СтрельнаВ 1990-е гг. здесь обосновалась "Церковь Державной Божьей Матери"  Эта секта покинула дом только в начале 2000-х. В мае 2003 г. объект сдали в аренду ООО «Омега плюс», которое намечало снова устроить внутри дома кафе. «В соответствии с требованием охранного обязательства был выполнен и согласован КГИОП проект реставрации и приспособления здания... Но до дела так и не дошло.


В июне 2020 года там снова ведутся внутри какие-то работы и похоже опять попробуют открыть кафе...

А пока мы входим в эти ворота по следам  князя А.Ф. Орлова.







Часть 11.
Итак, въезжаем в усадьбу...

24.06.2020
Вернее, в нашем случае - в июне 2020 года входим в гостеприимно распахнутые ворота.


Видна даже колея некогда, видимо центральной въездной аллеи с Петергофской дороги. Приятно было войти наконец, через открытые ворота. Хотя никакой ограды вокруг Орловского парка нет - входи откуда захочешь, но хочется сделать так, как было тогда, при Ордовых.

Где-то попадалось описание, что была еще круговая аллея, от которой видимо шла аллея налево к дому и пруду, а прямая  шла к знаменитой  Башне-руине с гротом. Представление о ней дает фото 1930 года, когда даже цел был еще сам деревянный дворец.
В 1830-1840-х гг. к усадьбе Орлова было присоединено еще несколько участков: южный, принадлежавший купцу Хавскому, и западный, отошедший от слободы и старого казарменного комплекса, после выпрямления трассы старой Нарвской дороги. На протяжении 1840-1850-х гг. П .С. Садовников преобразует эту территорию, она сливается с ранее разбитым садом, здесь возводят новые парковые сооружения. В усадьбе появился новый пейзажный пруд, близ которого возвели Башню-руину, а на берегу грот.


Есть сведения, что именно у ее подножия назначал встречи А.А. Блок, который любил ездить на прогулки в Стрельну в первые годы советской власти .

Попалась еще такая послевоенная фотография.

На ней даже видны, похоже, остатки Дома привратника и ворот. Саму Башню-Руину видимо восстанавливали несколько раз. Я стала там бывать с 2007 года и тогда она выглядела примерно так.



 Это фото 2012 года из интернета.

В 2015 году началась реставрация, есть интересный сюжет на канале НТВ

Недавние фото Башни-руины из интернета




Мои июньские фото




 История создания этого объекта такова. Посередине парка был вырыт новый пейзажный пруд. Вынутую при его создании землю использовали для создания насыпного холма, на вершине которого возвели Башню-руину...

Башня-руина была главным украшением парка – ее видно с любой точки усадьбы. Стены ее были декорированы неотесанным туфом, придавая ей особую живописность. Готические стрельчатые арки вели в сводчатые мрачные помещения, напоминавшие средневековые замки. Часть их сразу строились как полуразрушенные, создавая иллюзию романтики рыцарских времен.

Здесь уже речь идет о гроте, который был вырыт с с его северной стороны холма.


Я поспешила на автобус и как следует там не пофотографировала, что надеюсь исправить в скором времени.
Сделала вид со смотровой площадки, но там видны одни деревья, а когда-то вид был таким

Эскиз В.С. Садовникова (1862 год): Вид с Башни-руины на Орловский парк и Финский залив. Слева, вдалеке, - Дом привратника и Готические ворота, справа - дача князя А.Ф. Орлова.

Все иллюстрации модно увеличить, щелкнув по ним мышью, и посмотреть друг за другом для сравнения.

Объем задуманного по Орловской усадьбе так разросся, что придется писать об остальном не здесь, а в отдельном сообщении. Впереди еще рассказ об острове любви и готическом колодце с большой историей, о лабиринте с домиком, где пугались все входящие, о комплексе оранжерей и конюшен. А также о потомках князя А.Ф.Орлова, среди которых также было много достойных личностей и женщин-красавиц.












Комментариев нет:

Отправить комментарий