понедельник, 30 ноября 2020 г.

Вторая имперская выставка Карла Фаберже в Эрмитаже

 К 100-летию со дня смерти ювелира Императорского двора

 25 ноября 2020 года в Гербовом зале Зимнего Дворца открылась выставка «Фаберже ‒ ювелир Императорского двора», где  представлены произведения знаменитого ювелира, созданные более ста лет назад. Эта выставка подготовлена в год столетия со дня смерти Карла Фаберже ( 1846-1920).



На ее открытии генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал, что это вторая имперская выставка Фаберже в стенах Зимнего дворца. Первая, историческая по масштабу выставка, состоялась здесь в 1993 году, затем она переехала в Лондон, где ее открывала Маргарет Тэтчер, затем она выставлялась в Париже.

 По его словам, имя Карла Фаберже до начала 1990-х годов не было тем именем, каким оно стало после той грандиозной имперской выставки, этому способствовали бренд Зимнего Дворца и объединенные международные усилия множества коллекций, в том числе знаменитой коллекции Форбса и других.  "Это был триумф Фаберже, начатый и состоявшийся благодаря Эрмитажу - сказал он. - Дальше было много выставок Фаберже, менялись владельцы коллекций, в частности коллекцию Форбса купили в Россию и создали музей Фаберже в Санкт-Петербурге. Появляется с годами много красивых вещей, которые когда-то были в Эрмитаже, затем кочевали по миру и вот снова появились в наших стенах".



Появилось и множество новых музеев. Это вторая имперская выставка в стенах Эрмитажа как раз из новых коллекций – как из самой его царской коллекции, так и из императорских собраний  Павловска и Петергофа,  а также трех частных музеев -  Музея Фаберже в Баден-Бадене, Русского национального музея (Москва) и Музея христианской культуры (Санкт-Петербург).   "Это особенность нашей выставки – участие частных музеев и это способ кооперации большой работы государственных музеев и частных" - сказал гендиректор Эрмитажа.

Он также коротко рассказал о каталоге выставки. «Эта выставка – наш ответ пандемии. Мы многое делаем, чтобы не только помогать справляться с пандемией, но и участвуем в борьбе с ее последствиями – нервными стрессами, которые и должны снимать наши выставки в эрмитажном стиле. Это наше лекарство от последствий пандемии  - сказал он. - Но некоторые вещи привезти из Германии все же не удалось из-за таможенных формальностей и закрытых границ".

Михаил Пиотровский с большой теплотой и великим сожалением рассказал о том, что до открытия этой второй выставки Фаберже не дожила главный ее организатор Марина Лапото,  доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа (1978-2020), которой не стало летом 2020 года. Именно ею была задумана такая закольцованность с выставкой 1993 года, и теперь новая выставка посвящена ее памяти.

После перерезания ленточки и открытия  выставки,



 прозвучала небольшая экскурсия по ней, проведенная куратором, научным сотрудником отдела западноевропейского прикладного искусства  Татьяной Бабошиной.

Мне удалось даже дважды послушать ее рассказ: сначала в фильме, представленном Эрмитажем

https://www.youtube.com/watch?v=a31ZNlGrSj4&feature=youtu.be

 А во второй раз на самой выставке, где она проводила подобную экскурсию для представителей СМИ.



 Причем, посчастливилось взять у нее и небольшое эксклюзивное интервью.

На мой вопрос о том, как же так, что на выставке нет портрета Карла Фаберже, она рассказала, что они не ставили целью рассказывать биографию этого знаменитого человека. « Мы сосредоточились в основном на том, чтобы раскрыть тему «Фаберже -  ювелир Императорского двора» и ведем рассказ именно об этом» - сказала она. И это прекрасно, но здесь мне хотелось бы сначала кратко рассказать именно о жизненном пути великого ювелира.

Потомственный ювелир

Петер Карл (Карл Густавович) Фаберже родился 30 мая (18 мая по старому стилю) 1846 года в Санкт-Петербурге.

По происхождению Фаберже были французскими протестантами (гугенотами), покинувшими Пикардию (Франция) в ХVII веке. Сначала они переселились в Германию, а затем обосновались в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии (ныне территория разделена между Латвией и Эстонией).

Отец Карла Фаберже — Густав Фаберже, родился в городе Пярну (Эстония). Его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Фаберже-старший в 1841 году получил звание "ювелирных дел мастер" и в 1842 году открыл небольшую ювелирную фирму под собственным именем в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице.


У Карла Фаберже рано проявились художественные способности и интерес к ювелирному искусству. Отец смог дать сыну превосходное образование: он учился в немецкой частной школе Святой Анны в Санкт-Петербурге, затем посещал дрезденскую "Хандельшуле", обучаясь коммерции. После этого путешествовал по Европе, изучал ювелирное искусство, совершенствовал свое ювелирное мастерство у немецкого ювелира Джозефа Фридмана, владельца фирмы во Франкфурте-на-Майне.


Карл Фаберже вернулся в Россию в конце 1864 года и стал трудиться в мастерской отца.

В интернете попался такой портрет якобы молодого Фаберже.

.



Судя по данным из Эрмитажа, через два года - с 1866-го он начал посещать Галерею Драгоценностей Императорского собрания, изучая и реставрируя ювелирные изделия старых мастеров. 


В 1872 году Карл Фаберже стал главой фирмы: отец официально передал ему свои полномочия.

Поначалу смена владельца никак не отразилась на ассортименте мастерской Фаберже, она продолжала выпускать стандартный набор всевозможных женских украшений, сделанных в популярном тогда французском стиле. Постепенно начались преобразования, и фирма стала выделяться среди своих конкурентов. С расширением производства и ростом заказов были выделены самостоятельные мастерские золотых, эмалевых, серебряных изделий, камнерезная мастерская и мастерская по изготовлению знаков, жетонов и орденов.  Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.

С 1874 года он начал поставлять Кабинету его императорского величества изделия, изготовленные в собственной мастерской и продолжал работы в сокровищнице. Так пишут, что

Первый успех пришел к Карлу Фаберже в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, где представленные им копии найденных в Крыму скифских сокровищ, хранящихся в Эрмитаже, а также образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль.

Только с 1885 года Фаберже получил звание "Поставщик двора Его Императорского Величества".

Особой роскошью и декоративным изыском выделялись пасхальные яйца-сувениры Фаберже. Они стали символом и особенностью фирмы. В 1885 году Александр III первый раз подарил такое яйцо своей супруге Марии Федоровне, и с той поры дарить пасхальные яйца Фаберже вошло в традицию в русском императорском доме.

Остановимся пока на этом в биографическом повествовании, и перейдем непосредственно к осмотру выставки в сопровождении Татьяны Бабошиной.

Драгоценные императорские подарки

Как раз о первом пасхальном яйце, подаренном Марии Федоровне императором Александром 111, подробно рассказывают на этой выставке. 




Это яйцо белой эмали с сюрпризом внутри в виде курочки из цветного золота с короной и рубиновыми подвесками. Оно поступило на выставку из частного Музея христианской культуры Санкт-Петербурга. Об этом музее мало кто слышал, находится он на Рижском проспекте и обладает несколькими знаменитыми изделиями фирмы Фаберже.

На данной выставке представлены еще несколько яиц фирмы Фаберже и разных музеев.




Это подарок Николая 11 своей матери Марии Федоровне на Пасху 1904 года, внутри которого иконка Александра Невского.

А это в левой части витрины яйцо, преподнесенное Николаем 11 своей супруге Александре Федоровне, где написаны портреты четы на костяных пластинах акварелью, а внутри миниатюрная вазочка с цветами.



В центре этой витрины представлено яйцо, подаренное Марии Федоровне и на нем есть ее монограмма,


над ним возвышается еще один знаменитый экспонат -  так называемое  "Часы-яйцо Ротшильда", которое заказывалось в 1902 году Фаберже. Этот бесценный дар сделал Владимир Путин Эрмитажу к 250-летию музея. 

В первой витрине справа выставлены две диадемы. Та, что находится слева, принадлежала Александре Федоровне - супруге Николая 11,





 а справа - его матери Марии Федоровне.

 




Обе они из собрания музея Фаберже в Баден-Бадене.

Особый разговор о миниатюрной копии Императорских регалий, исполненных фирмой Фаберже для Всемирной выставки в Париже в 1900 году, для чего Карл Фаберже испрашивал специальное разрешение Кабинета его императорского величества. Получил он за эту работу Золотую медаль и орден Почетного легиона.








 Это главный экспонат - миниатюрная копия, созданная в 1900 году, где только в копии короны  1083 бриллианта использовано. 


В целом же изделия фирмы Фаберже были самые разнообразные. Это

 традиционные ювелирные украшения, столовые приборы, всевозможные драгоценные безделушки и "полезные предметы" вроде портсигаров, шкатулок, брелоков, рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, бонбоньерок, флаконов для духов, часов, письменных приборов и пр. Делали мастера фирмы и миниатюрные фигурки животных, статуэтки людей, цветочные композиции. Материалом служили драгоценные и поделочные камни, золото и серебро, широко применялись разноцветные эмалевые покрытия, миниатюрная живопись по кости, остроумные механические "секреты".

Многие подобные предметы представлены на данной многогранной выставке, всех не описать, но можно показать, комментируя лишь некоторые из них.



А это еще один знаменитый подарок президента к 250-летию Эрмитажа - серебряные каминные  часы, изготовленные фирмой Фаберже и  подаренные Александру 111 и Марии Федоровне к 25-летию их свадьбы. Выполнены они по проекту Леонтия Бенуа. 

Рядом грифон - символ семьи Романовых, подаренный в честь открытия Русского музея в 1898 году.


В центре зала две витрины с платьями императриц.



И снова подарки всех видов. Например такое красивое хрустальное блюдо в стиле Ренессанс, преподнесенное Николаю 11 в честь его коронации. 


И еще два подаренных блюда



Множество прекрасных предметов обихода членов императорской семьи в обрамлении фирмы Фаберже.





Есть даже экспонат - ювелирные тиски, которые использовались на фирме Фаберже.




Любопытный экспонат вот эта агатовая мышка, подаренная великим князем Михаилом Александровичем Матильде Кшесинской. Причем на лапке там там имеется еще и надпись. И вот уж судьба у этой скульптурки - кто только не держал ее в руках за прошедшие 100 лет.


В московском отделении фирмы Фаберже специализировались на изделиях из серебра.




Трогательно смотрятся скульптурки солдата из нефрита и казака из яшмы в одной из витрин. Последний - это не просто отвлеченный образ, а точный скульптурный портрет камер-казака Марии Федоровны А.А.Кудинова.




По выставке можно ходить еще долго, рассматривая и прекрасные часы в искусном обрамлении,





и великолепные рамки для портретов царственных особ.



И когда я спросила у Татьяны Бабошиной, какой из экспонатов выставки, над которой она так долго работала как куратор, ей особенно близок, она подвела меня к витрине с портретами и показала на самый маленький из них, в рамке из красной эмали.

И мы с ней еще немного поговорили о судьбе Карла Фаберже.

В 1890 году Карлу Фаберже пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, дававшее право беспрепятственного входа во дворцы. Его приглашали для точного определения достоинства, качества и ценности камней, и он никогда не отказывался быть оценщиком при покупках. И только в 1910 году он был удостоен звания ювелира Императорского двора.

Но Карла Фаберже безусловно ценили при императорском дворе. Попался такой вот групповой портрет


 

В 1902 году Императорский  Эрмитаж способствовал проведению первой персональной выставки ювелира, которая, правда, действовала всего 2 дня во дворце барона фон Дервиза на Английской набережной. Но это был настоящий триумф Фаберже, которому в это время уже исполнилось 56 лет. Покровительницей выставки выступила императрица Александра Федоровна. Но тем не менее, высокое звание придворного ювелира Императорского двора он получил только в 1910 году, когда ему уже было более 60 лет. Причем, как рассказала Татьяна Бабошина, прошения о присвоении этого звания подавались и ранее, но удовлетворены были только в конце первого десятилетия ХХ века.


На этом мы расстались с уважаемым куратором выставки Фаберже, и остальные изыскания биографического плана я предпринимала уже сама.

Последние годы жизни Карла Фаберже

Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра.




Всего же фирмой Фаберже за годы ее работы было выпущено до 1917 года  свыше 250 тысяч ювелирных изделий, отличавшиеся искусным исполнением и высоким художественным уровнем. Решенные в разнообразных художественных стилях, богато украшенные драгоценными камнями, металлами, эмалями, они часто приобретались членами императорской фамилии, использовались в качестве дипломатических подарков.

В браке с Августой Юлией Якобс — дочерью мастера Придворных мебельных мастерских — у него родились четверо сыновей: Евгений (1874-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939), которые также работали в семейной компании.



Драматические события революции 1917 года, заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 году. Сам Петер Карл Фаберже уехал в Ригу, а оттуда в Германию, где заболел. В июне 1920 года жена и старший сын перевезли его в Лозанну (Швейцария). 24 сентября 1920 года Петер Карл Фаберже скончался. Позже его прах был перевезен во Францию и захоронен в Каннах.



После смерти Петера Карла Фаберже его сыновья Александр и Евгений открыли небольшое предприятие в Париже, которое торговало старыми изделиями фирмы, а также занималось изготовлением и проектированием новых. Оно закрылось в 1960 году, когда умер последний из членов семьи, работавших там, — Евгений Фаберже.

В 1996 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник Карлу Фаберже, в 1998 году площадь, на которой он был установлен, получила название "Площадь Карла Фаберже".


Р.S. Неизвестно, есть ли об этом сведения в архиве, но в интернете есть
 информация о том, что в жизни уже пожилого знаменитого ювелира была
 романтическая история. 

В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу вместе с ней.


Далее вообще начинается шпионский роман.
В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, но с Карлом Фаберже не порвала. Амалию называют второй Мата Хари. Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с ней возникли трудности. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 млн, не считая недвижимости, так и не оправился от удара.

Но память о нем живет:
    19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже.
  • В Киеве есть мемориальная доска в честь известного ювелира.
  • В Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска.
  • В Баден-Бадене есть музей Фаберже - первый в мире, полностью посвященный работам фирмы ювелира.
  • В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий