вторник, 29 июня 2021 г.

Иван Шишкин из запасников Русского музея

 

Масштабная выставка под названием «Иван Иванович Шишкин. 1832-1898» открылась в корпусе Бенуа Русского музея.



Как было сказано на пресс-показе выставки, ее начали готовить еще в 2019 году, а открыться она должна была в 2020-м. Но пандемия, локдаун и прочие обстоятельства отсрочили ее встречу со зрителями.







 На экспозиции одного из крупнейших мастеров отечественного искусства представлены около 140 произведений Ивана Шишкина: картины, рисунки, офорты и литографии из собрания Русского музея. Главная цель данной выставки - познакомить широкого зрителя с малоизвестными и редко участвующими в выставках произведениями художника из фондов музея.

В своем вступительном слове Евгения Петрова, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе сказала: «Казалось бы, что можно еще узнать нового про Ивана Шишкина, работы которого мы все знаем с детства?  Но здесь расположены полотна, которые никогда не выставлялись. Эта выставка представляет весь спектр работ художника, в том числе великолепное собрание гравюр и офортов. Сделан акцент на то, чтобы выставить те работы, которые еще не показывались, с чем зритель еще не знаком. Но и это еще не все из наших запасников чтобы не переутомлять посетителей выставки».





 Открывается экспозиция большим портретом художника, написанным Иваном Крамским. Рядом миниатюрный, но очень выразительный его скульптурный портрет, созданный Ильей Гинцбургом .


Первый раздел выставки – живописные работы художника со столь знакомыми пейзажами пригородов Петербурга.  С одной их них, так и названной «Вид в окрестностях Петербурга, (1856) связаны его первые успехи в живописи. Далее был большой опыт, приобретенный на Валааме, где созданы такие картины, как «Вид на острове Валаам (Местность Кукко» (1859) и многие другие.




На последнем фото как раз



А рядом висят более ранние его работы - собственные автопортреты




А далее, как было принято в те времена, художник отправился в качестве пенсионера в поездку по Европе. Но и в Швейцарии Иван Шишкин стал писать не горы, а лесные массивы – настолько притягательна была для него именно эта природная среда.




Вернувшись на родину, художник окунулся в привычные глазу пейзажи. Очень хороши его «Сныть-трава. Парголово» (1885), картина «Травки» (1892).




По словам одного из кураторов выставки, Сергея Кривонденченкова, ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX – начала XXI веков, если в Европе пейзажная живопись сложилась еще в конце 15 века, а в России гораздо позже - к концу 18 века. «В его Валаамские работы я просто влюбился. Это как машина времени – все передано с такой точностью» – сказал он.




  А также рассказал, как Шишкин шел от наброска, этюда и развивал сюжет далее. В отличие от других художников 80-90 годы – это лучший период его творчества.


"Очень сложная работа в современной манере, обобщенная форма, это почти живописная лепка, Иван Шишкин стал универсальным мастером в 90-е годы. Несмотря на все трагедии жизни –умерли жена и двое сыновей, он работал до конца" - сказал куратор в заключение.





А мне очень нравится вот эта картина - "Дорожка в лесу", 1880. Смотрите какая она яркая и солнечная и столь не частые гостьи на ней присутствуют.



А еще присутствует на выставке лично знакомый мне пейзаж - это Мордвиновские дубы. Их художник рисовал, когда гостил у друзей в Мордвиновке.

 Их до сих пор можно увидеть в Мартышкино, а это рядом с моей любимой Сергиевкой между Ораниенбаумом и Петергофом.


Еще один раздел выставки – рисунок. Выбор тут был трудный, так как в фондах Русского музея около 1400 рисунков Шишкина. Здесь представлена их малая часть, например «Болото» (1884), натурные пейзажные рисунки «Берег ручья», «Сосны на взморье» и другие.




И наконец, значительное место на выставке уделено офортам и литографии. Как рассказала куратор этого раздела Галина Павлова, никогда еще на выставках не было представлено такое количество графики, даже 12 лет назад. «Здесь находятся 42 листа печатной графики – сказала она. - Первая проба офортного пера была у Шишкина в 1853 году, в 1864 году он брал уроки в Цюрихе, а позже он был увлечен этой работой  в Петербурге. Его наследие - несколько сотен таких работ».




 Своим любимым офортом куратор назвала «Обрыв», который очень выразителен. «Это угловой офорт, только офортная игла используется, основной прием только линии. Это лучшее его произведение» – утверждает куратор.




Отвечая на мои вопросы о трудоемкости и продолжительности работы над каждым офортом, Галина Павлова сказала: "Если гравюра резцом – это долго, офорт - более динамичная техника, рисунок иглой, как карандашом на бумаге. Это может освоить и живописец, а дальше зависит от увлечения. Шишкин работал по несколько дней над каждым офортом. Высокий культурный уровень, академичный мастер. Шишкин изучал мировой опыт, показывал блестящее владение линией, у него точность рисунка большая". По ее мнению, академичность - это некая сухость, а Шишкин отошел от академичности, он больше отталкивался от природы. "В рисунке он сильнее, чем в живописи - продолжила она. - Для Шишкина сухость не характерна, его произведения близки к натуре, но они пропущены через душу, это произведения искусства. Он научился видеть красоту и ее транслировать. Нам нравится то, что Шишкин показывает  ту красоту, которую можно не заметить, а он ее подчеркивает и заставляет не пропустить".

Кроме произведений самого Ивана Шишкина, на экспозиции можно увидеть слепок руки художника,



принадлежавшие ему инструменты,

 а также посмотреть фильм, посвященный его жизни и творчеству.









Комментариев нет:

Отправить комментарий