вторник, 2 ноября 2021 г.

Ярославль в круизе по плану, но без автобусной части экскурсии

Продолжение 5

18 сентября на 7-й день круиза у нас было запланировано  прибытие в Ярославль на 14.30. С утра было время заняться своими делами, в том числе попробовать заказать завтрак в каюту.  Услуга абсолютно бесплатная. Для этой цели в каютах есть специальные бланки на картонной основе - заполняешь их и вешаешь на дверь накануне.




Как и было заказано, завтрак принесли около 9 часов утра.   И оказался он ну очень обильным.






А за окном, тем временем, была такая радужная картина.




Как видите, мы подплываем к монументу Мать-Волга - это идет демонстрация по телевизору в каюте тех мест, где находится в этот момент наш теплоход.



Не успела я закончить свою трапезу в каюте и собраться, чтобы выйти на палубу и запечатлеть знаменитую скульптуру, как она оказалась прямо за моим окном.





Завтрак окончен, нужные таблетки приняты - как раз в этот день у меня с утра оказалось повышено давление. Поднос с остатками еды ненадолго остался ждать стюарта.



"Недозавтраканное" оставлено про запас на возможные перекусы, хотя в принципе кормили более чем достаточно и  особой нужды в них не было, но наличие в каюте холодильника стимулировало что-нибудь туда положить.



Пока с этим разобралась,  за окном следующая достопримечательность - красивое здание в форме замка и прекрасный   Собор.






Потом мне уже сказали, что это в районе Рыбинска.

                                       ххх

Как тут не вернуться снова в к полюбившему Кирилло-Белозерскому монастырю, когда на днях, посетив в Эрмитаже выставку "Сардиния - остров мегалитов..." ( о чем есть отдельный материал в этом блоге), я вдруг по пути в зале икон увидела вот это чудо




Представьте, в Эрмитаже русская икона, написанная Нектарием из икононописной мастерской этого монастыря в 1679 году. И еще...

В прошлом материале этого отзыва о моем сентябрьском речном круизе - описании впечатлений  о посещении Кирилло-Белозерского монастыря, я забыла упомянуть о еще одной вехе в его сложной истории. 

С 1676 по 1681 год в этом монастыре был заключен знаменитый опальный к тому времени патриарх Никон. 


   Всю историю патриарха Никона, попавшего в жестокую опалу, я рассказывать не буду, но стоит все же упомянуть, что 

2 ноября 1666 года прибыли в Москву патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, и вскоре созван был собор, которому предстояло судить Никона. Главным обвинителем на соборе был сам царь Алексей Михайлович, со слезами на глазах перечислявший разнообразные "вины" бывшего патриарха. Собор признал Никона виновным в произнесении хулы на царя и на всю русскую церковь, в жестокости к подчиненным и в некоторых других проступках. Никон был приговорен к лишению святительского сана и к ссылке в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Жизнь в Ферапонтовом монастыре сложилась для Никона, особенно в первое время, очень тяжело. Помимо материальных лишений, его удручал крепкий надзор, под которым его держали. К нему не допускали никого из посетителей; даже дорога, проходившая вблизи монастыря, была, по распоряжению из Москвы, отведена, в предупреждение соблазна.

С течением времени положение Никона улучшилось. Отношение самого царя к Никону до конца остается, впрочем, благожелательным. Перед смертью царь послал просить у Никона отпустительную грамоту и в своем завещании просил у него прощения.

А далее и наступило его заключение в Кирилло-Белозерском монастыре.

После смерти Алексея Михайловича наступает в жизни Никона самое тяжелое время. Враждебно относившийся к нему патриарх Иоаким поднимает против него целое дело по разнообразным обвинениям, явившимся результатом ложных доносов. Созванный патриархом Иоакимом Собор в 1676 году постановил: без суда и следствия перевести Никона под строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. Все имущество Никона в Ферапонтове описали и отобрали, включая съестные припасы, келейных старцев сослали по разным монастырям.

В Кириллове Никон прожил с июня 1676 года по август 1681 года. Тут к нему приставили двух монахов для надзора, которые никого к патриарху не допускали, не давали писать писем, следили за ним даже в церкви. В Кирилловом монастыре Никона поместили в Больших Больничных палатах рядом с церковью Евфимия Великого. Никон почти совсем упал духом, чувствуя себя заживо погребенным.

Царь Федор Алексеевич, под влиянием тетки своей Татьяны Михайловны и Симеона Полоцкого, решается под конец, несмотря на упорное сопротивление патриарха Иоакима, перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве.

Разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, у Ярославля17 августа 1681 года, и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.  

 Как видите, есть определенная связь и с Ярославлем, куда наш теплоход как раз направляется, а пока есть время показать еще фото видов с его борта в это солнечное, но довольно прохладное утро.



Периодически находят тучки, на палубе становится еще холоднее. Зато довольно устойчивый интернет. А поскольку я все же сделала выбор и решила остаться еще на 1 день в круизе, то у меня много разговоров по вотсапу и отправлений писем по интернету.

С сыном договорились, что он занимается обменом моего билета на поезд НН - Спб с 20 на 21 сентября, хотя к этому времен оказалось, что в продаже имеются  из нижних полок только боковые места. А я довольно быстро и успешно без проблем отменила  бронь за ночь в отеле с 19 на 20-е и забронировала там же ночь с 20 на 21 сентября без всяких потерь.




 Солнышко периодически выглядывает и все сразу преображается, кроме того, все время идет рассказ об этих местах по бортовому радио.



Быстро пообедали и  вот уже  наблюдаем за приготовлениями к причаливанию.

Жаль, что мой телефон плохо приближает, а то бы можно узнать в очертаниях стоящего у пристани корабля нашумевший в этом сезоне Мустай Карим

А здесь уже видно гораздо лучше -желтое здание справа - это, видимо, речной вокзал Ярославля
Как ни странно, но чтобы лучше рассмотреть мои неказистые фото, их лучше смотреть на экране смартфона - там их легко увеличить . Тогда и детали стоящего у пристани Мустай Карима можно увидеть.

и стоящего в стык с ним еще какого-то теплохода.

Швартовка прошла быстро, еще быстрее мы прошли сквозь красивый атриум Карима и вот уже садимся в автобус.

                               ХХХ

У меня еще теплилась надежда, что несмотря на обозначенный для нас День города в Ярославе, автобусная часть экскурсии все же состоится. Ее отняла наша гид, которая сразу сказала водителю, что меняет маршрут. Вместо переездов от одной достопримечательности к другой на автобусе, мы из-за перегороженного центра города, везде должны были перемещаться пешком.

Но и это еще не все. Разочаровавшая меня гид, решила и саму экскурсию поставить с ног на голову - вместо ее начала на Богоявленской площади, где находится один и старейших в городе Спасо-Преображенский монастырь, ныне названный Ярославский музей-заповедник,  куда нас и привез автобус, она сразу задала стрекоча по улице Нахимсона. Ей Богу, как будто за ней кто-то гнался. Не могли в таком темпе перемещения фотографировать даже мои молодые сокруизники, а что уж говорить обо мне, с моими проблемными ногами. Я только старалась не потерять группу из виду, так как понадеявшись на экскурсию, да еще и автобусную, совсем  не была готова к самостоятельной прогулке.

 Итак, гид несется вперед как лань, за ней вприпрыжку члены нашей группы, а меня еще остановила моя соседка по каюте, которая решила завершить круиз и покинуть теплоход в своем родном Ярославле. Сначала она еще надеялась, оставив свой чемодан в чреве автобуса, погулять по городу с нами, но увидев поменявшиеся планы экскурсовода, отказалась от этой мысли. Тем более, что автобус уехал в неизвестном направлении и вернуться за нами для доставки на корабль должен был только в конце экскурсии.

Вобщем, местной организаторше на наши планы было наплевать. Но почему ее не остановила даже логика проведения самой экскурсии, мне непонятно до сих пор. Не смогла и она мне ответить на вопрос, почему вместо начала осмотра храмов 16 века, она повела нас к с церкви 17 века, пусть и насыщенной прекрасными фресками.

Но я не хочу следовать антилогичной экскурсии и начну описывать увиденные в этот день достопримечательности со Спасо-Преображенского монастыря на Богоявленской площади. 
Рядом памятник основателю города Ярославу Мудрому и церковь, давшая название площади.
Церковь Богоявления Господня (1684—1693) Яркая, выразительная архитектура. В углу галереи поставлена шатровая колокольня. Храм украшен изразцами. Красивый, богатый цветами интерьер. Церковь хорошо освещается благодаря большим и высоким окнам. Росписи, полностью покрывающие стены храма, сюжетны и многообразны; на них изображены в деталях евангельские события. Роскошный резной иконостас в стиле барокко (конец XVII в.) В настоящее время - музей

Только еще одно небольшое отступление. Во время жуткой пробежки за гидом мне еще позвонил сын и сообщил, что все-таки переоформил мне билет на поездку, при этом с прерывающимся интернетом мы еще  обсуждали детали и нижнюю боковую полку. Так что можно представить, в каком состоянии, да еще и с повышенным давлением и сильной болью в ногах я догнала гида в Ильинской церкви и почему начала ее экскурсии не слышала вообще.

Так что мне неизвестно, говорила ли она о том, что как такового Кремля в нашем понимании в Ярославле не сохранилось. Вот какая информация мне попалась в интернете.

В городе Спасо-Преображенский монастырь называют кремлём, но это исторически неверно и оправдывается только тем, что могучие белые башни монастыря действительно похожи на кремлёвские.

На самом дела Ярославский Кремль находился совсем в другом месте.
Если судить по дате первого упоминания в летописи, Ярославль — древнейший из существующих городов на Волге[. Он был заложен князем Ярославом Мудрым в период его ростовского княжения (988—1010) на мысе над Стрелкой на месте или около языческого поселения Медвежий Угол. На естественно защищённом с трёх сторон участке (крутыми высокими берегами Волги и Которосли и Медведицким оврагом, по которому протекал ручей) построили Ярославский кремль. 

  А дальше этому Рубленому городу больше, чем не везло. Сначала рядом возник так называемый Земляной город, поскольку сам Кремль - Рубленый город был небольшим - всего  его периметр составлял  573 сажени (около километра).

А потом начались пожары. 

По росписи 1648 года срубленные из дерева укрепления детинца (от слова «рубить» и происходит его название) включали в себя «2 башни проезжие, 10 глухих да 12 прясел». Под защитой этих кремлёвских стен находились воеводский дом, архиерейские палаты, а также городской собор.

Во время великого ярославского пожара 1658 года в Кремле выгорели все здания. 


После этого построили несколько каменных башен, но и эти укрепления были снесены в течение XVIII века за ненадобностью. А роль главной духовной доминанты города стал играть Спас-Преображенский монастырь, хотя и его судьба при  Екатерине чуть было не сложилась совсем печально.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) — древний мужской монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается в историческом центре города, на берегу реки Которосль. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков.





Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, будучи долгое время его духовным, культурным и экономическим центром. Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216—1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведённое в Ростов. В 1216—1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней.

Пожары не пощадили и древний монастырь:

После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного.


Мне понравилось такое описание его строительства, размещенное в гугле рядом с картой города.
Спасо-Преображенский собор – древнейшее строение Ярославля, дошедшее до наших дней. В XVI веке это было одно из двух каменных зданий в городе (второе – Успенский собор на Стрелке), остальные сооружения в то время строили из дерева. Спасский собор, каким мы его видим сегодня, построен в 1515 либо в 1516 году на фундаменте первого собора, возведенного в XIII веке и к началу XVI века уже обветшавшего и пострадавшего от городского пожара 1501 года. Неизвестно, рухнул ли собор во время пожара или просто был сильно разрушен и его разобрали – так или иначе возникла потребность в возведении нового храма. Архитектурные очертания современного Спасского собора напоминают формы Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Причина в том, что новый храм строили московские мастера, присланные Василием III, отцом Ивана Грозного. К Василию III обратились монастырские власти, поскольку каменное строительство требовало очень больших средств: приходилось оплачивать не только покупку камня, но и платить налоги – за его использование, добычу, перевозку к месту строительства и так далее. Василий III не только дал деньги на строительство собора, но и прислал артель мастеров, поскольку в Ярославле никто строить из камня не умел. Есть основания считать, что авторство собора принадлежит итальянскому архитектору (возможно, венецианскому) – одному из тех, кто в это время заканчивал работы по возведению Московского Кремля. Скорее всего, это был мастер не «первого ряда», но, безусловно, один из лучших для того времени.

Там же, рядом с картами гугла, есть фото фресок в Соборе, но скопировать их мне не удалось.


Итак, самым древним по времени в Ярославле и является этот собор и на мой взгляд экскурсию надо было начинать именно с него.

Строился собор в 1506—1516 году по указу великого московского князя Василия III. Строительные мастера были присланы из Москвы, возможно руководство итальянского зодчего, из числа тех, кто возводил соборы Московского Кремля. Спасо-Преображенский собор стоит на фундаментах и почти полностью повторяет размеры предшествующего ему собора XIII века, рухнувшего во время пожара 1501 года. Сегодня это самый древний ярославский храм и самое старое каменное здание в городе.

Вычленить его из комплекса позже построенных зданий сложно - как и в КИРИЛЛО-БЕОЗЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ ОН СТОЯТ ПРАКТИЧЕСКИ ВПРИТЫК.

Спасо-Преображенский собор по своей конструкции четерехстолпный крестово-куполный трехглавый храм, с позакомарным покрытием, на высоком подклете. С трех сторон окружен галереями — открытыми двухъярусными с запада и юга (последняя перестроена), с севера — закрытая двухъярусная, пристроена в XVII веке. Главы собора шлемовидные, первоначально были покрыты «белым луженым немецким железом». В архитектуре Спасо-Преображенского собора встречаются элементы ордерной системы и фрагменты декора, указывающие на влияние итальянской ренесансной архитектуры, но в целом для декоративного решения памятника характерна простота и строгость, свойственные русской архитектуре XVI века.


Внутрь собора можно попасть, но конечно не в ходе скоропалительной круизной экскурсии, а времени самостоятельно все посмотреть, конечно, же нет.


А там, роскошная древняя фресковая живопись.

Интерьер Спасо-Преображенского собора расписан в 1563—1564 годах московскими и ярославскими мастерами. Об этом свидетельствует летопись, расположенная в двух круглых клеймах на внутренних гранях западных столпов: «…подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афанасий и Дементий Сидоровы дети». Братья Афанасий и Дементий Сидоровы — первые ярославские художники, имена которых известны. На сегодняшний день это единственный в России сохранившийся памятник монументальной живописи грозненского времени, имеющий точную дату росписи и имена мастеров.


Пока не попались подлежащие копированию фото фресок, а описание их выглядит так:

Система росписи Спасо-Преображенского собора традиционна. Особенно интересны композиции: Преображение, Сорок мучеников Севастийских, Покров Богородицы, Семь Вселенских соборов и др. Уникальным является изображение Саваофа в конхе дьяконника — едва ли не первое в русской монументальной живописи самостоятельное изображение Бога-Отца.

Живопись Спасо-Преображенского собора неоднократно поновлялась, а в 1780—1781 годах была впервые полностью записана. В 1814 году ее прописали масляными красками, последствия этих поновлений были особенно значительны на западной стене, где пострадала композиция Страшного суда. Реставрация монументальной живописи шла на протяжении почти всего XX века.

Вот бы походить по этим галереям, полюбоваться фресками. Это первое, что заставило меня подумать о возвращении в Ярославль в сухопутной поездке на несколько дней.

Если отталкиваться от времени постройки, то вторым ее историческим богатством является ограда с башнями. Они чудо как хороши. Хотя и в нынешнем виде дошли до нас сильно измененными.

Вот план монастыря, который так и хочется назвать крепостью.


В 1516 году появляется первая каменная башня монастыря - воротная башня Святые Ворота

В 1550-1580 годы монастырь обнесли каменными стенами. У самого города каменных стен тогда еще не было, они появятся больше, и монастырь стал самым сильным укрепленным местом в Ярославле, каменным щитом со стороны Которосли.

Богородицкая

Михайловская

Угличская
Башню возвели в 1636 г. вместо предшествующей, которая была целиком выполнена из дерева. Будучи размещена с юго-восточной стороны, она контролировала проезд по Угличскому тракту, из-за чего и получила название Угличской.

А мы входили через вот эту башню со Святыми вратами
1516 г., 1621 г., 1810 г.





Одновременно со Спасо-Преображенским собором, в 1516 году, была возведена первая каменная башня монастырской стены Святые ворота, выходящие на берег Которосли. Это наиболее мощная каменная крепостная башня Спасского монастыря, служившая парадным въездом в монастырь. Башня с дозорной вышкой наверху была издалека видна со стороны московской дороги. К Святым воротам было пристроено предвратное укрепление - «захаб», который не позволял врагу так просто проехать в монастырь, не будучи обстрелянным со всех сторон. Глухие стены захаба господствовали над переправой через Которосль и держали под контролем путь к ярославскому посаду и кремлю. В XVI веке Святые ворота играли ведущую роль в панораме южного фасада монастыря. Расположение ворот значительно ниже уровня основания соборного комплекса. Перед человеком, входившим в монастырь под сводами Святых ворот, Спасо-Преображенский собор и остальные сооружения монастырского ансамбля представали постепенно, словно вырастая у него на глазах от цоколя к завершению во всем своем великолепии. А небольшое сужение арочного проезда ворот в сторону двора сделано зодчими для усиления этого зрительного эффекта. Первоначально башня была опоясана зубчатым поясом, который теперь сохранился только с южной стороны.

Ну куда же в заповеднике без матрешки... А уж насколько она чужеродна в древнем монастыре кто-то из организаторов подумал?


Звонница  с церковью Богоматери Печерской XVI — XVII вв., 1808—1809 гг., 1823—1824 гг.

Трифоновская часовня, 1830

В 1827-1831 гг. вплотную к южной стене Спасо-Преображенского собора была построена церковь Ярославских Чудотворцев по проекту П.Я.Панькова. Здание сооружено в стиле классицизма; некоторый интерес в этой постройке представляет шестиколонный портик с западной стороны. Ранее на этом месте находилась церковь Входа в Иерусалим, построенная в 1218 г. и перестроенная в 1617-1619 гг. Белокаменный цоколь древней Входоиерусалимской церкви можно видеть в подклете церкви Ярославских Чудотворцев







Нам даже сыграли отрывок из праздничного колокольного звона





1617-1618 гг., XVII—XVIII вв., 1825—1831 гг., арх. П. Я. Паньков. Вплотную примыкает к Спасо-Преображенскому собору.

Другие прекрасные в архитектурном отношении строения



Вот как было все это оставить на самый конец экскурсии, когда группа уже устала от пробежек и других впечатлений!

Так что пойдем в обратную сторону - так, как мне хотелось бы пройти по Ярославлю в реальности.

Совсем близко к монастырю красивая церковь из красного кирпича.

Церковь Михаила Архангела (1657 - 1682), расположена рядом с бывшим Спасо-Преображенским монастырем. Эффектная, яркая, великолепно смотрится. Не утратила в ходе реставрации «духа» времени.
Храм строился дольше любой другой ярославской церкви — 25 лет с 1657 по 1682 годы. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры. Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете . С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром. Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким чудотворцам.Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х годов: мощное пятиглавие и большие окна. Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно . Стенопись храма выполнила в 1731 году . В 1924 г. церковь была закрыта . Возвращение храма в пользование РПЦ состоялось в 1994 году.

Но около этой красоты гид даже не притормозила
.

Зато у этого мостика через овраг остановилась. 


Этот новодел узнают все, так как он изображен на 1000-рублевой купюре.

Памятник открыт в 1997 г. В честь 385- летия выхода ополчения Минина и Пожарского из Ярославля для освобождения Москвы от поляков. Архитектор - Ярославец Георгий Дайнов



А мы идем дальше по Которосльной набережной и  вот уже показался белоснежный с зелеными луковками куполов храм Спаса на Городу.


Стадион «Юный спартаковец» расположен на улице Почтовой в одном из красивейших старинных уголков Ярославля в Кировском районе города. С конца XVIII века улица Почтовая именовалась Спасо-Нагородной или Спасской, а позже – Медвежьим оврагом,а с августа 1924 официально называется Почтовой.


Церковь Спаса на Городу города Ярославля (1672 г.) – памятник архитектуры федерального значения. На месте нынешнего храма находилось несколько деревянных церквей, неоднократно горевших. Впервые церковь упоминается с 13 века. Располагавшаяся на «городском торгу» церковь отсюда и получила свое название – Спас на Городу. После опустошительного пожара в 1658 году, когда сгорел деревянный храм, церковь была воздвигнута в камне по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича на средства купечества и горожан в 1672 году.

Его расписывали мастера под руководством Лаврентия Севастьянова, отец которого оформлял Оружейную палату. В советское время приход закрыли, здание отдали краеведческому музею. Долгое время потом вплоть до начала 1990-х годов здесь располагались складские помещения для различных товаров. Храм отреставрировали в 1978-1981 годах: полностью восстановили фасады и колокольню, заново установили кресты, наиболее опасные трещины были ликвидированы. В 90-х провели еще одну реставрацию и храм возвратили Ярославской епархии. Центральный объем храма невелик, но снаружи он выглядит мощным, имеет красивый центральный купол и боковые главы, все они украшены резьбой. Регулярные богослужения здесь возобновились в 2003 году.

А сейчас, как видим, он опять частично в лесах.

Виды отсюда очень красивые.



На другой стороне бывшего Медвежьего оврага другая
красивая церковь в древнерусском стиле.
Из храмовых строений конца 17 века на территории Рубленого города сохранилась только церковь Николая Чудотворца. Название церкви как Николы Рубленого указывает на место ее сооружения на территории Рубленного города, или иными словами Ярославского кремля. Она была установлена в свое время вместо главных кремлевских ворот с надвратной часовней на деньги местных прихожан. Недействующая, здание находится в ведомстве Художественного музея и в ней находится реставрационная мастерская.
 
А почти напротив находится знаменитая ярославская беседка ротонда.
Одним из самых примечательных архитектурных сооружения Ярославля является воздвигнутая во второй половине минувшего столетия миниатюрная беседка в виде живописной ротонды, которая размещается на набережной Которосли. Идея ее создания принадлежит Ф. И. Лощенкову – проявившему себя в качестве энтузиаста и организатора масштабных мероприятий по благоустройству Ярославля, известному партийному деятелю. Окруженная ажурной кованой оградой ротонда близ Мякушкинского спуска, имеющая вид покоящегося на шести вертикальных цилиндрических каннелюрованных колоннах округлого купольного барабана, очень хороша.

Но есть одно существенное замечание: ступени у этой беседки уж очень разбитые. Не ровен час кто-то из туристов или горожан может не удержаться на откалывающихся от них кусках.  
  

А от нее рукой подать до главного знакового места Ярославля - так называемой Стрелки.

Стрелка - это полуостров в месте слияния двух рек, Которосль впадает в Волгу. Сейчас на полуострове обустроен большой парк, где проводятся городские мероприятия. В центре парка большой герб города из цветов, вокруг широкие дорожки с газонами и клумбами, комплекс светомузыкальных фонтанов «Трио», в каждом из которых струи воды танцуют под музыку. В самой дальней точке Стрелки установлена стела с бронзовым двуглавым орлом на вершине, с барельефами и скульптурами в основании, Памятник 1000-летия Ярославля. Памятник посвящен знаменательным событиям и личностям из истории города.



Это была уже вторая половина дня и народу не было так много, как видимо в День города с утра.
У нас спускаться вниз, чтобы поближе осмотреть Стрелку, времени, конечно, не было, поэтому все издалека и на бегу.



понравилось, что многие скамейки в городе украшены его символом - медведем с секирой.
А вот следующие два объекта не только посмотрели, но и погладил все желающие.

Могучий каменный монолит с высеченной на нем надписью, гласящей, что именно здесь состоялся поединок князя Ярослава с медведицей, в честь победы над которой им было велено на этом месте «новый град заложити». По мнению ученых, основанному на рукописных источниках, его возложение, положившее начало более чем тысячелетней истории города, датируется 1010 годомСам по себе памятный камень – символ старинного Ярославля, своеобразная отправная веха, положившая начало более чем тысячелетней истории города. Именно здесь размещался древнейший деревянный Кремль, или Рубленый город.



А этот объект, хотя и новодел, но очень хорош.
Скульптура «Троица» была установлена к 985-летнему юбилею города и в честь тысячелетия крещения Руси на месте разрушенного в 1930-х годах алтаря старинного Успенского храма. Скульптура повторяет икону Андрея Рублева ”Троица”.

Это единственная в России скульптурная композиция, олицетворяющая словно сошедший с одноименной рублевской иконы образ Святой Троицы.

А стоит скульптура на фоне воссозданного Успенского собора.


Новый пятидесятиметровый Собор Успения сооружался в центре исторической территории бывшего Рубленого города с 2004 года. Его внешний вид и грандиозные габариты вызывали в процессе строительства множественные споры и критику, а также опасению за остальные архитектурные памятники Рубленого города, которые могли обрушится при повреждении грунта под весом гиганта.

Первый каменный храм на этом месте был построен в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича. В 1501 году был пожар, и у церкви обрушились своды. Заново отстроили в 1516 году. Потом неоднократно был разрушен и восстановлен. .. Новый собор не похож на взорванный в 1937 году, все более мощно и масштабно. Площадь храма около 2000 кв. метров, одновременно в нем могут находиться более 4 тыс. человек.
Есть и такое мнение об этом Соборе.
Нынешний вариант построен к 1000-летней годовщине города, он намного крупнее уничтоженного и искажает реальную картину исторического центра Ярославля. Стоял бы он где-то в другом месте - пожалуйста, а здесь он выбивается из концепции исторического центра.

Что-то похожее ощутила и я, находясь рядом с ним, и внутрь заходить не стала. Хотя вот что пишут:
Внутри – тщательно воссозданный интерьер, масштабная иконная роспись и несколько почитаемых святынь: мощи святых благоверных князей Ярославских Василия и Константина, которые были обнаружены при восстановлении собора после пожара в начале XVI века, и список почитаемой Ярославской иконы Божией Матери.

Здесь взгляду открывается просторная площадь Челюскинцев. Удивительно, что она названа именно так - ведь здесь и был тот самый Рубленый город - сгинувший в веках Ярославский Кремль и рядом только сохранились входившие в его состав, правда уже из построек 17 века, Митрополичьи покои. Так что на мой взгляд, и Собор не тот, и площадь не та по названию.

Далее проходим Вечный огонь с памятником, которые я почему-то не сфотографировала. Начинается красивый Демидовский сквер с монументом и фонтаном.

Демидовский сквер был обустроен в 1885 г. на территории, где ранее был рынок, потом площадь для военных парадов. Он несколько раз менял название (Ильинский, Вахрамеевский, Советский, сквер Братских Могил), но в итоге ему вернули название Демидовский. Справа при входе в сквер расположен памятник Жертвам белогвардейского мятежа, а в самом центре стоит Демидовский столп.


П. Г. Демидов – известнейший российский предприниматель и финансист – прославился на ниве благотворительности как попечитель наук и сферы образования, вложивший в эту благородную миссию немало личных средств. Именно он в самом начале восемнадцатого столетия стал основателем первого ярославского ВУЗа – «Демидовского высших наук училища», носившего его имя и просуществовавшего вплоть до 1918 г. В 1919 г. училище было преобразовано в университет, который в силу разных причин в 1924 г. упразднили. Воссоздание ЯРГУ произошло лишь в конце 1969 г. А с 22 февраля 1995 года Ярославский госуниверситет, как правопреемник легендарного училища, вновь стал носить имя Павла Демидова – событие, регламентированное официальным Постановлением губернатора Ярославской области.

Демидовский столп в его нынешнем виде, к сожалению, не оригинал, а лишь точная копия открытого в 1828 г. XIX в. монумента, который не сохранился, поскольку был демонтирован в начале 30-х годов двадцатого столетия. При этом деньги на его изготовление и установку в свое время были выделены не из городской казны, а собирались «всем миром» на добровольных началах. В начале 2004 г. по инициативе коллектива сотрудников Ярославского исторического музея городскими властями было принято решение о воссоздании Демидовского столпа в прежнем проектном исполнении и, что немаловажно для сохранения традиции – на прежнем месте. Торжественная церемония открытия обретшего вторую жизнь «народного» монумента состоялась 9 декабря 2005 года.

Этот уютный городской сквер, получивший свое название в честь основателя Ярославского университета – знаменитого российского промышленного магната и благотворителя П. Г. Демидова, расположен между архитектурным ансамблем «поющего» фонтана и памятным монументом воинской славы «Вечный огонь». Когда-то здесь размещался обширный парадный плац, на котором проводились торжественные воинские мероприятия, включая парадные шествия. 


В 2017 году на Советской площади в сквере у церкви Ильи Пророка появилась бронзовая карта на мраморном постаменте. Это макет исторического центра города в виде свитка. На карте дома, которые входят в зону ЮНЕСКО, изображены в виде моделей, остальные изображены схематически.


Сама знаменитая Ильинская церковь есть на моих фото только вот в таком виде.

Как я уже писала в начале повествования о прогулке по Ярославлю, гид нас повела сразу в именно в этот храм. Он безусловно достоин самого пристального осмотра, но продолжаю настаивать, что знакомство с городом надо все же начинать не с него.

Судя моей логистике прогулки по Ярославлю, мы знакомы уже с историей города с начала 13 века, храмами 16 века и теперь вот будем виртуально осматривать великолепный образец архитектуры 17 века.

Храм Ильи Пророка находится на Советской площади.
 

История Советской (Ильинской) площади охватывает период в три с половиной столетия. Она является центром радиально-кольцевого градостроительного плана Ярославля, реализованного в XVIII в. К ней стекается несколько улиц (Нахимсона, Кирова, Советская, Площадь Челюскинцев) и переулков (Народный, Советский). Главным украшением площади является церковь Ильи Пророка, занесенная в список мирового наследия ЮНЕСКО. Отправной точкой появления площади стало строительство в XVII в. в Ярославе Храма Ильи Пророка, возведенного по инициативе купцов Скрипиных, на их личные средства.

Ярославский храм, воздвигнутый в честь издревле почитаемого на Руси ветхозаветного Пророка Ильи, – один из наиболее знаменательных памятников истории, зодчества и живописи семнадцатого века, ярчайший образец русского церковного зодчества. Там, где ныне высится храм, ранее размещались две церкви – неотапливаемая (холодная) и отапливаемая (теплая). Первая из них носила имя Ильи Пророка, вторая – Покрова Божьей Матери. Нынешнее здание возводилось относительно недолго, в течение трех лет: строительные и отделочные работы были начаты в 1647 г. и в основном завершены в 1650 г. Строительство осуществлялось на средства известных в городе богатеев-меценатов купеческого сословия братьев Скрипиных – Иоанникия и Вонифатия.

Изначально храм размещался в пределах домовладения Скрипиных, являя собой цельный ансамбль с прочими приусадебными постройками. Ильинский храм может быть причислен к типу культовых сооружений, созданных по каноническим соборным традициям. Это построенный на возвышении в виде подклета купольно-крестовый 4-х столпный храм кубовидной конфигурации, с восточной стороны которого размещены 3 алтарных апсиды. Главный четверик здания – тяжеловесный, но изящно устремленный ввысь – венчают 5 глав, укрепленных на барабанах с длинными стрельчатыми окнами. Необыкновенно хороша отделка его экстерьера: каждый из барабанов обнесен рядом кокошников и украшен аркатурно-колончатым поясом.


С трех сторон света здание Ильинского храма окружает широкая галерея о двух ярусах, которая поначалу являлась открытой. С северной и западной стороны на нее ведут изукрашенные крылечки с резными «ползучими» арками. Примыкающее к главной улице западное крыльцо считается праздничным: оно гораздо длиннее северного, а его лестничные марши разделены широким рундуком. Северное крыльцо предназначено для повседневного пользования и выглядит скромнее.

Нас провели сразу внутрь и я даже не поняла, что вход платный. По крайней мере так написано в информации к картам гула в отзывах индивидуальных посетителей.
В отличие от экстерьеров, которые пришлосьвзять из интернета, внутренние интерьеры я все-таки пофотографировала.

Ильинский храм в Ярославле являет собой единый сложный архитектурный комплекс, объемы коего расположены по отношению друг к другу с большой выразительностью. Не поскупились братья Скрипины и на украшение интерьеров Ильинского храма. Они передали ему свои драгоценные иконы из домашней молельни, заказали и оплатили множество новых шедевров иконописного творчества, а также богатейшую настенную и потолочную роспись. Оклады многих икон щедро усыпаны жемчугами и камнями-самоцветами.

В те времена стенопись называлась “книгой для неграмотных”, так как люди, приходящие в храм, могли читать фрагменты священной и земной истории по фрескам. Это были общеизвестные сюжеты, которые передавала народная память и история церкви. В качестве композиции фресок в храме, искусствоведы говорят о таком порядке их расположения:

Бог обитает в небесах - поэтому он изображен под куполом. Ангелы - ярусом ниже. В барабане центральной главы представлены ученики и пророки - апостолы.





В закомарах изображены деяния Христа после его воскресения. Первый ряд сверху - картины евангельской истории. Второй ярус представлен деяниями апостолов. Третий ярусрассказывает о жизни и чудесах пророка Ильи, нижний ярус посвящен деяниям его ученика - Елисея. Росписи Ильинской церкви, выполненные артелью известного изографа Гурия Никитина, пожалуй, один из лучших стенописных ансамблей 17 века и одно из высших достижений древнерусского искусства..

Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. Четыреста семнадцать композиций основного храма созданы непосредственно под руководством знаменщика Гурия Никитина.


Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь.




Очень хороша и галерея, про которую в интернете сказано:
С трех сторон света здание Ильинского окружает широкая галерея о двух ярусах, которая поначалу являлась открытой. С северной и западной стороны на нее ведут нарядно изукрашенные крылечки с резными «ползучими» арками. Примыкающее к главной улице западное крыльцо считается праздничным: оно гораздо длиннее северного, а его лестничные марши разделены широким рундуком.











Подробно рассказывала гид и про фрески, и про изразцы, но в интернете про последние мне что-то не попалось информации.


И снова роспись, необыкновенно хорошо сохранившаяся. Хотя об этом попалась такая информация:
 Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 тремя артелями мастеров. На протяжении 300 лет комплекс росписей сравнительно мало обновлялся. В 1830 году живопись Покровского придела была переписана В. В. и М. В. Сарафанниковыми. В 1950-е годы главный храм и частично Покровский придел были промыты и укреплены





Но при этом получается, что росписи делались в храме уже после смерти его основателей.
Купцы Скрипины не имели наследников, а потому завещали церкви после их смерти «в вечный помин себя и своих родителей» принадлежащие им земельные угодья и торговые палаты, которые передавались храму в полную собственность. Умерли братья практически одновременно, с разницей всего лишь в год: в 1660 г. ушел из жизни Иоанникий, а вслед за ним, в 1661 г, окончил свои земные дни Вонифатий. Братьев Скипиных, столь много сделавших для храма и самого Ярославля, с почетом погребли в семейной усыпальнице на территории одного из приделов храма. 





Но средств завещанных хватило не так уж надолго:

Позднее, уже в XVIII столетии, завещанное братьями Скрипиными достояние перешло в собственность городской управы, после чего Ильинский храм в Ярославле, имеющий немноголюдный приход и практически лишенный средств к существованию, начал быстро ветшать, не подвергаясь реставрации в течение многих лет. Несколько раз за весь девятнадцатый век частично обновлялись лишь кое-какие настенные фрески. К началу ХХ в. храм являл собой жалкое зрелище.

Но в отличие от Ярославского кремля Господь спас эту красоту:
Это чудо российского зодчества вряд ли сохранилось бы вообще, не находись оно в центре внимания известного Ярославского толстосума, благотворителя и почитателя искусств И. А. Вахромеева, который считал Ильинскую церковь самым выдающимся из храмов Ярославля. Лишь благодаря его заботе и щедрым пожертвованиям храм сохранил свою жизнеспособность.






В 1920—1930-х годах на волне массовой атеистической пропаганды в Ярославле стал активно действовать так называемый Союз безбожников, поставивший своей целью разрушить храм Пророка Ильи, дабы на его месте воздвигнуть монумент в честь борцов, павших за идеалы революции. Петицию подписали несколько тысяч горожан, в результате чего храм оказался под угрозой сноса. Его, скорее всего, ждал бы печальный исход, если бы не противодействие со стороны сектора Главного управления науки в лице сотрудников Н. Н. Померанцева и П. Д. Барановского, а также персонала музея, возглавляемого Н. В. Кузнецовым. Лишь благодаря их защите ценнейшее архитектурное достояние России удалось сохранить для поколений потомков.

В 1989 г. Ильинский храм в Ярославле был капитально отреставрирован, а в 1989 г. – заново освящен. Ныне он подведомствен одновременно Ярославской и Ростовской епархии, а также Ярославскому музею-заповеднику.

Вот такой восклицательный знак мы бы получили в конце экскурсии, да и вести группу к месту прихода автобуса отсюда было гораздо ближе. А так мы от Богоявленской площади опять практически бежали к намеченному месту. Многие остались еще самостоятельно погулять, но мои ноги уже просто вопили о пощаде, и я поехала к причалу. Хотя до отправления теплохода было еще около 1,5 часов.

На причале немного прошлась по сувенирным киоскам, которые уже почти все были закрыты. Похоже, что в этот День города они больше работали в центре города.

Так ничего и не купив, решила хотя бы пофотографировать Мустай Карим, через атриум которого надо было проходить на наш борт. Но как всегда разрядился телефон. 

Зато к моменту отплытия в 19.30 я уже успела отдохнуть в каюте и подзарядить телефон. Так что делала фото из окна и впечатлилась красивой подсветкой города со стороны Волги.

Сначала забыла выключить свет в каюте и вот что получилось - мои руки держат смартфон и отплывает соседний кораблик.

Это кажется Мустай Карим в огнях,
но в комментариях меня поправили - пишут, что это теплоход "Лебединое озеро"

А тут на заднем плане кроме пришвартованных теплоходов виден и Речной вокзал. 

Подсветка вообще интересная была на набережной.

А нас уже ждали в ресторане на Капитанский ужин.


Пармская ветчина с моцареллой,

Палтус с бантиком и почему-то с гороховым пюре


А на десерт и вообще порадовавшее нас пирожное Анна Павлова. Причем, с очень нежным сочетанием вкусов - внутри бизе был солоноватый крем, внизу желтый манговый соус. М-М-М!

Вторая порция - это блюда моей соседки по столу. Мы с ней на этом ужине сидели вдвоем. Так как ее подруга, то бишь моя соседка по каюте, сошла с теплохода в Ярославле, где она живет.


А еще с каждым из нас подошел чокнуться бокалом шампанского капитан теплохода, но многие встали со своих мест и мои фото получились неудачными. Кроме того, нам показали огромный торт, увенчанный чайкой из бизе - это ведь был прощальный ужин не только данного круиза, но и завершающий навигацию для теплохода Дмитрий Фурманов.

То есть официально последний, но по сложившимся обстоятельствам он продлевался для желающих еще на 1  лишние сутки.

А еще в этот вечер был прощальный концерт сборными силами пассажиров и команды теплохода. Народа собралось много


Сидеть в духоте и смотреть номера самодеятельности желания у меня не было, и я ретировалась в каюту. На 2 дня она мне была предоставлена в одноместном размещении.


Рядом с
















4 комментария:

  1. пишут, что не получается разместить комментарий

    ОтветитьУдалить
  2. На фото, где вы с планшетом и на следующем - теплоход "Лебединое озеро" )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. и вот - комментарии прекрасно оставляются )))

      Удалить
    2. Сама вот только что запуталось в том, как ставить комментарии. По тексту поправила название теплохода, так что спасибо за уточнение. Будем надеяться, что и у других получится с комментариями.

      Удалить