В ходе традиционных декабрьских Дней Эрмитажа в Николаевском зале была представлена самая масштабная выставка текущего года «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».
Это юбилейная выставка Альбрехта Дюрера (1471–1528), в состав которой вошло более 400 экспонатов, организована Государственным Эрмитажем при участии Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи и Ярославского художественного музея.Основой выставки стали резцовые гравюры и ксилографии, дополненные рисунками гениального художника. Здесь представлены значительные гравюры серии «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Марии», а также памятники монументальной гравюры, выполненные для императора Максимилиана 1 – «Триумфальная Арка» и «Триумфальное шествие».Как рассказали в ходе пресс-показа
кураторы выставки Светлана Мурашкина и Наталья
Сэпман, научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного
искусства Эрмитажа, изобразительный материал выставки организован по 12
тематическим разделам, десять из которых посвящены самому Дюреру и только два
его учителям и последователям.
«Для современников он был в первую очередь гравером и графиком. У нас есть почти все его известные гравюры, имеются и рисунки, так что именно графика составляет основу нашей выставки – рассказала Светлана Мурашкина. – Кроме того, в последнем разделе мы показываем некое восприятие Дюрера в течение последующих веков. Так что здесь представлены не только вещи эпохи Дюрера, но и его последователей».
К каждому
разделу есть экспликации, при этом гравюры самого Дюрера заключены в белые
паспорту, а его подражателей и последователей в серые.
"Благовещение", (1503)
В центре зала внимание посетителей привлекают рыцарские доспехи.
Это и символ эпохи, и антураж многих персонажей гравюр и рисунков Дюрера. А также образ одного из главных заказчиков, в том числе монументальной гравюры «Триумфальная Арка»,блестяще выполненный методом ксилографии портрет Императора Максимилиана1 (1519).Показаны на выставке его гениальные «мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия» – как пример его недосягаемого гравировального мастерства.
Безусловно интересно будет сравнить 4 гравюры знаменитой «Мелахолии», в том числе одна из них представлена в цвете.
Хотя, как процитировал Михаил Пиотровский на открытии
выставки, ссылаясь на слова Эразма Роттердамского,
который якобы говорил, что Дюрер «оскорбил бы
свои произведения, если бы решил внести в них краски».
Здесь можно увидеть собственноручные
рисунки Дюрера – всего их в Эрмитаже 10, в том числе эскизы церковных витражей,
штудии к живописному алтарю, наброски к гравюре и портреты.
Отдельный раздел выставки посвящен знаменитому
«Носорогу» - представлена как сама гравюра с его изображением, иллюстрации в
книгах и даже скульптурные изображения в виде подставок к корпусу часов.
Кроме того, на выставке показаны различные предметы декоративно-прикладного искусства – витражи, деревянные скульптурные рельефы, куб ки, камеи, медали, выполненные по рисункам и гравюрам знаменитого ху художника.
И все же главное его наследие – сами рисунки и гравюры. Значительное количество произведений Дюрер рисовал мелом и углем. Например, углем выполнено необыкновенное нежное изображение Мадонны, представленное для выставки ГМИ имени Пушкина.
Однако, самым любимым инструментом
Дюрера-рисовальщика было перо: оно позволяло художнику обращаться с линией
наиболее виртуозно. Пример тому, его рисунок пером на бумаге «Мадонна с
младенцем на каменной скамье» (1520), предоставленный тем же музеем.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий