пятница, 25 марта 2022 г.

Сумасшедший трип, часть вторая: Мадрид - музей ПРАДО

Это продолжение самого сумасшедшего в моей жизни трипа 2012 года. В первой части рассказывается как все начиналось, почему он был таким насыщенным с краткосрочным пребыванием в великих городах. И подробно о прогулках по Милану, которые закончились малоприятной историей о том, как мы чуть не опоздали на самолет.



 Перед поездкой мы думали про перевод часов в России, но в тот год его как раз не было. А вот о том, что Европа так быстро своих решений не меняет, мы не подумали.


Наша усталость накануне и вялость портье усыпили нашу бдительность, и мы совершенно забыли о переводе ночью часов на один час вперед...

Нашла такой наш расклад на предстоящий тогда перелет.

Перелет из Милана в Мадрид в Мадрид 25 марта за 21.99 EUR
Sun25 Mar 12
8:40 Depart
11:00 Arrive
В Мадриде 25-26-27

Вышли мы, кажется в 5.00 по нашим часам. На ресепшен никого не было, но дверь а улицу была действительно открыта. Как я уже писала, до вокзала было совсем недалеко, и мы пошли по просыпающемуся городу. Удивило, что уже открывались лавочки с овощами, фруктами.

Дошли быстро, страшно не было. Состояние было полусонным и даже не очень удивило, что часы на здании вокзала показывали другое время...

В автобусе до аэропорта еще подремали, в терминале еще отстояли очередь на регистрацию и пришли к нужному гейту, как мне казалось, сильно заранее - часа за полтора до отправления.

Нашли на табло свой вылет, время стояло то же, что и у нас в билетах, но очень удивило отсутствие пассажиров на рейс и служащих за стойкой, откуда идет пропуск пассажиров, при этом дверь на следующую за стойкой лестницу была открыта. :?

И тут меня что-то как толкнуло, я разбудила уже задремавшую в кресле спутницу и попросила ее спуститься по этой лестнице, раз она открыта.

Вернулась та, на ходу крича: "Там уже заканчивается посадка в наш самолет"... :evil:

Как фурии мы слетели вниз, удивленная служащая взяла наши билеты - что-то крикнула какому-то сотруднику и нас быстро провели к самолету, который, на наше счастье, загружался через рукав.

Вобщем, в самолет мы вошли последними и только плюхнулись на указанные стюардессой места в разных концах самолета, как он взлетел...

Такого со мой не было никогда. Постепенно успокоившись, я сначала подумала, что вылет перенесли пораньше, но потом вспомнила, что на табло стояло то же время, что и в наших посадочных. :?

И только спустя полчаса до меня дошло - перевели часы, как всегда это делают в Европе в марте. Решила сообщить это своей спутнице, но она сладко спала в своем кресле и проснулась только, когда мы уже приземлились.

Вы думаете, что она догадалась? Как оказалось, она даже об этом не думала. Не опоздали - и хорошо, даже не расстроилась, что мы чуть было не застряли в аэропорту Милана.

И должна сказать, что такую позицию - что мол за все ответственна в этой поездка только я, она занимала все время нашего совместного путешествия. 

                                    ххх
В Мадрид мы прилетели уже в 11 часов. Но пока походили по их огромному аэропорту, нашли остановку нужного автобуса, идущего на площадь Сибелиса, пока доехали - время шло. Но к посещению Мадрида я подготовилась очень хорошо - походила по нужным местам с желтым человечком по картам гугла и особенно тщательно проложила путь от площади до отеля.

Площадь Сибелиса с одноименным фонтаном.


Фонтан Сибелес, установленный на одной из красивейших площадей мира, — являющейся таковой не только благодаря этому монументу, но и благодаря своему блестящему окружению, — был спроектирован Вентурой Родригесом в 1777 году, во времена правления Карла III. С площади Сибелес открываются одни из самых красивых видов города: на ворота Алкала, бульвар Прадо и улицу Алкала.
В фонтане представлено изображение богини плодородия земли Кибелы (в испанском варианте — Сибелес), едущей на колеснице с двумя львами, в которых, согласно мифу, богиня Афродита превратила Гиппомена и Аталанту, заставив их в качестве наказания вечно везти эту колесницу.

Очень красивые здания окружают площадь, первую, построенную на бульваре Прадо
.


Немного полюбовавшись окружающей красотой мы по проложенному на карте гугла маршруту пошли к своему отелю. Тогда я еще возила с собой бумажные распечатки. Идти там всего 700 метров, да еще немного под горку, так что дошли без напряжения.

И вот уже перекресток ул. Каррера де Сан Херонимо и ул. Соррилья, очень удобно для размещения туристов - идешь в одну сторону и выходишь к бульвару Прадо почти напротив знаменитого музея, а если пойдешь налево от отеля, то выйдешь к знаменитой площади Соль.

Примерно посередине и находится отель Астория.
Отель Hostal Astoria http://www.booking.com/hotel/es/astoria ... ity_target
133 евро за 2 ночи


Очень приятно оформлено помещение ресепшен и что порадовало - там стояла табличка с информацией о переводе часов в этот день. Здесь думали о своих постояльцах




И очень порадовал номер - уютный, чистый, умилила вышивка на наволочках и вязаные крючком шторы на окнах.



Быстро перекусив и приведя себя в порядок, мы, не откладывая, покинули отель. Не терпелось прямо в этот день отправиться в музей Прадо. Идти до него от нашего отеля, повернув направо, всего 700 метров по прямой.
                              

Это красивое здание на картах гугла  названо Конгресс депутатов
Пишут, что в это здание можно попасть в определенные дни, например в День Конституции. Говорят, что можно побеседовать с депутатами, посмотреть помещения, где проходят заседания. Затем пройти в другие помещения и посмотреть несколько залов с выставками. 

Первый памятник Сервантесу поставленный в Испании, по приказу короля Джузеппе Бонопарда.

Мемориальный памятник Мигелю де Сервантесу. Архитектор: Исидро Гонсалес Веласкес Скульпторы: Антонио Сола, Хосе Пикер Дуарт, Вильгельм Хопфгартен и Бенджамин Людвиг Джоллаж. Год: 1835 Материал: бронза и камень. Находится на площади Пласа-де-лас-Кортес.​​​​​​​

А это здание Палас отеля, рядом с которым мы на следующий вечер смотрели целое кукольное представление на балконе, но об этом позже. Скажу только, что сутки проживания в этом отеле сейчас стоят 33 тысячи рублей.


Переходим красивейший бульвар Прадо и вот уже налево знакомый памятник.



​​​​​​​Эта статуя, дань уважения художнику Франсиско де Гойя, находится перед музеем Прадо была заказана мэром Мадрида Альберто Агилера престижному скульптору Мариано Бенлюре в 1902 году. Бессмертный и блестящий Франсиско де Гойя Люсьентес, уроженец Фуэндетодоса (Сарагоса) в 1746, а умер в Бордо в 1828 году,
                                ххх

А напротив, наконец, вожделенная цель - Национальный музей Пра́до.

Кажется, когда мы пришли уже шли часы бесплатного посещения, впрочем я в этом не уверена, так как у меня было служебное удостоверение и проходила я все равно по нулевому билету. Позже в 2014 году я еще дважды посетила Прадо. 

Почему-то помню, что первое ошеломляющее впечатление 2012 года на меня произвело как раз полотно Тинторетто.

Тинторетто, Якопо Робусти -- Омовение ног апостолов 1548 - 1549. Холст, масло, 210 х 533 см., зал 25
Здесь как раз видно, что зал 25 находится достаточно близко к входу по лестнице "Пуэрта де Гойя", по которой мы и вошли в музей.

На огромном, длиной в 5 метров этом полотне Тинторетто меня тогда поразил эффект движения изображенных фигур по мере того, как ты сам медленно идешь вдоль этой картины.

Вот как написано об этом на самом сайте музея Прадо.

В 1547 году Scuola del Santísimo Sacramento церкви Сан-Маркуола в Венеции заказала Якопо Тинторетто «Омовение ног апостолам". Эта скуола была посвящена культу Евхаристии, и на их службах подносили братьям святую воду, подражая жесту Иисуса при омовении ног апостолам. Это превознесение смирения повторялось в религиозных текстах того времени...
 При написании полотна художник представил персонажей с точки зрения зрителя. Это объясняет, почему, хотя при взгляде на полотно спереди персонажи кажутся хаотично расположенными, впечатление меняется при взгляде на него справа, с позиции, аналогичной положению прихожан в Сан-Маркуоле. Таким образом, мертвые пространства между фигурами исчезают, и картина располагается по диагонали, которая, начиная с Христа , продолжается через стол, где апостолы ждут своей очереди, чтобы оказаться в арке.

 Этим же объясняется и расположение главных действующих лиц сцены, Христа и Святого Петра , в правой части полотна. Изображение иллюстрирует новую пространственную концепцию, которая ворвалась в венецианскую живопись в 1530-х годах под влиянием тосканского маньеризма и присутствия в Венеции Себастьяно Серлио. 

Огромная картина была приобретена Фердинандо Гонзага (1587-1626), 6-м герцогом Мантуи , в конце первого или начале второго десятилетия 17 века и была помещена в Corridoio del Bertani Палаццо Дукале в Мантуе . В 1626 г. она числилась в его коллекции как анонимная. В 1627 году фламандский купец Даниэль Нис приобрел ее для английского короля Карла I.  Затем ее продали в 1654 году дону Алонсо де Карденасу для дона Луиса Мендеса де Аро , который передал полотно Филиппу IV, и он поместил его в Эскориал , где Веласкес разместил его в центре ризницы, в привилегированном месте, которое позволяло просматривать холст сбоку.

Далее почему-то не сказано, как этот шедевр оказался в Прадо.

Но тут стоит привести историю создания этого великолепного музея.

Карлос III в рамках своего проекта модернизации Мадрида поручил Хуану де Вильянуэва проектирование. В 1785 году архитектор представил королю два проекта, выбрав этот самый простой. Некоторое время спустя он создал третий, известный нам по его модели, и, наконец, четвертый, который стал окончательным.

Большое здание Вильянуэва разрешало доступ к основным функциям в два наложенных друг на друга и независимых этажа, оборудованных противоположными входами.

 Когда французские войска вошли в Мадрид в 1808 году, они заняли недостроенное здание. 

По возвращении в Испанию Фернандо VII под влиянием своей второй жены, Марии Изабель де Браганса, решил создать в Мадриде художественный музей, объединив произведения из Королевской коллекции.

После того, как его установка во дворце Буэнависта не удалась, монарх решил установить его в здании, спроектированном Хуаном де Вильянуэва в Прадо-де-лос-Херонимос. Музей был торжественно открыт королем и его третьей женой, Марией Хосефой Амалией Саксонской, 19 ноября 1819 года. Первоначально было выставлено всего 311 картин испанской школы. 

Итак, С 1819 года в этом здании размещался Королевский музей живописи, переименованный в 1838 году в Королевский музей живописи и скульптуры, который в 1870 году стал Национальным музеем живописи и скульптуры, а с 1920 года стал называться Национальным музеем Прадо.

Вот как полезно рассматривать план музея - нашла, что уже при входе с ц указаной выше лестнице прямо в полукругом вестибюле висят два полотна Тинторетто - залы 41 и 44

В 44-м выставлена его картина 

 Тинторетто -- Иосиф и жена Потифара

1555, 54 смx117 см, холст, масло. Тинторетто (Якопо Робусти) (Венеция 1518-1594)

История Иосифа и жены Потифара взята из Ветхого Завета (Бытие 39:1-23).

Она была куплена вместе с пятью другими библейскими картинами для Филиппа IV Испанского Диего Веласкесом во время его второго визита в Венецию. 


В зале 41 выставлен прекрасный портрет 

Рыцарь с золотой цепью

Около 1555 г. Холст, масло, 103,7 х 76,7 см
. Комната 041.

«Рыцарь с золотой цепью» — лучший из портретов Якопо Тинторетто в музее Прадо и один из самых выдающихся произведений художника. Хотя историки расходятся во мнениях относительно его хронологии, мастерство Тинторетто в этом портрете, как в анатомии, так и в отношении натурщика к пространству, связывает его с его так называемыми движущимися портретами 1550-х гг. , потому что, не прибегая к каким-либо излишним жестам, а лишь скручивая тело и лицо, он добивается аналогичного ощущения движения, далекого от неподвижности портретов конца 1540-х гг.

Наиболее вероятно предложение Пинесси, который считает, что это венецианский патриций Николо Дзен (1515–1565). . Кто бы это ни был, видно, что он соответствует знатной личности, так как выдает его одежду, элегантный черный костюм, перчатки и золотую цепочку на шее.

Из испанской королевской коллекции «Рыцарь с золотой цепью» появляется в описи уже в 1666 году в галерее Алькасар-дель-Медиодия в Мадриде . Возможно, это один из портретов, которые, по словам автора трактата Антонио Паломино , Веласкес приобрел в Венеции во время своего второго путешествия в Италию . 

Более подробно эти, и другие картины Тинторетто я рассмотрела в ходе второго визита в музей через 2 года. А всего насчитала по каталогу Прадо около 25 картин этого художника в данном музее, но далеко не все они выставлены в экспозиции.

Например, нет вот этого портрета


Архиепископ Петр

Вторая половина 16 века. Холст, масло, 71 х 54 см. Нет в экспозиции

Для тех, кто удивлен, почему я начинаю свои впечатления о Прадо не с главных его шедевров, решила уточнить - я пишу о своих первых впечатлениях в этом музее. У нас было ограниченное время - кажется всего 2 часа. План музея нами не был изучен. Вобщем, дилетантские впечатления неофитов, разбавленные найденной сейчас информацией.

Не могу удержаться, чтобы не показать еще портреты кисти Тинторетто, которые есть в каталоге, но отсутствуют в экспозиции.



 И это еще не все... 26 его картин по каталогу.
ххх

Но как бы я не любила  Тинторетто, надо переходить к главным шедеврам Прадо из раздела итальянской живописи эпохи Возрождения и к картинам из других стран. Хотя Прадо и создавался как музей испанского искусства, но я пишу о том, в какой последовательности знакомилась с картинами в свое первое посещение этой сокровищницы.

Мы отправились  на нулевой этаж, а там...

Рафаэль Санти

Кардинал
1510 - 1511. Масло на доске, 79 х 61 см
Комната 049

Подпись к картине с сайта музея Прадо в автоматическом переводе.
Поскольку картину приписывали Рафаэлю и стало ясно, что на ней изображен не Антонио Гранвела, критики усиленно пытались идентифицировать этого прелата. Наиболее разумными кандидатами являются кардиналы Бендинелло Суарди (портрет работы Себастьяно дель Пьомбо , Вашингтон , Национальная художественная галерея ) и, прежде всего, Франческо Алидози, ввиду его несомненного сходства с фигурой в музее Прадо .

Независимо от качества его исполнения, что больше всего поражает в этом портрете, так это необыкновенная  проницательность Рафаэля , способная установить окончательный и универсальный образ кардинала эпохи Возрождения, не отказываясь при этом от изображения своеобразия этой личности. Драматическое воссоздание качеств тканей, таких как оттенки красного шелка, демонстрирует прямое знание венецианской живописи.

Работа датируется примерно 1510 годом, за год до смерти Алидози, из-за ее сходства с портретом Леона X ( Национальная галерея ), а ее треугольная композиция явно проистекает из леонардовских мотивов и, в частности, из Джоконды .[/i]

Всего на сайте Прадо заявлено 10 полотен Рафаэля, 5 это копии или мастерская художника. А какие Мадонны - вот только одна из четырех.


 
А Боттичелли! Его  Сцены из "Истории Настаджио дельи Онешти"
[1483. Смешанная техника на панели, 82,3 х 139 см
. Комн. 056Б.


Эта работа принадлежит к циклу из четырех панелей, представляющих историю Настаджо дельи Онести ( P2838 , P2839 , P2840 и частная коллекция), рассказанную в одном из романов Декамерона Джованни Боккаччо, написанном между 1348 и 1353 годами (Пятый день, Восьмой роман).

https://www.museodelprado.es/coleccion/obra-de-arte/escenas-de-la-historia-de-nastagio-degli-onesti/6620fb36-c65d-497b-8283-92cef5bc08de
То есть три, из четырех великолепных работ цикла находятся в экспозиции Прадо и только одна в частой коллекции.

А Босх, коего в Прадо заявлено 15 единиц.
К его "Саду земных наслаждений" я всегда возвращалась во все свои визиты в этот музей 
Триптих Сад земных наслаждений
1490 - 1500. Гризайль, Дубовая панель, Масло.
Комната 056А

Сад земных наслаждений — самое сложное и загадочное творение Босха . Для Фалькенбурга общей темой Сада земных наслаждений является судьба человечества...
https://www.museodelprado.es/coleccion/obra-de-arte/triptico-del-jardin-de-las-delicias/02388242-6d6a-4e9e-a992-e1311eab3609

В каталоге заявлено 15 его работ, часть которых копии. Но не эта
Таблица смертных грехов
1505 - 1510. Доска из тополя, масло, 119,5 х 139,5 см
Комната 056А
https://www.museodelprado.es/coleccion/obra-de-arte/mesa-de-los-pecados-capitales/3fc0a84e-d77d-4217-b960-8a34b8873b70

А Фра Анджелико, в которого я влюбилась окончательно и бесповоротно именно после его Благовещения в Прадо.
Благовещение
Около 1426 г. Панель, темпера, 162,3 х 191,5 см
Зал 056Б

Хотя Гвидо ди Пьеро работал художником и иллюстратором во Флоренции до своего рукоположения в доминиканцы около 1420–1422 годов и принятия имени Фра Джованни де Фьезоле  (после смерти его звали Фра Анджелико ), его самые ранние задокументированные работы датируются между 1423 и 1429 годами. Эта работа относится к этому периоду, написана для монастыря Санто-Доминго во Фьезоле и, вероятно, оплачена Анджело ди Заноби ди Таддео Гадди, внуком художника Таддео Гадди . На протяжении десятилетий недооцененный критиками, которые считали его поздней версией « Благовещения »  с широким участием в мастерских. 

« Благовещение" в Прадо  в настоящее время  считается одним из первых шедевров автора и было выполнено художником в решающий момент для флорентийского искусства...
https://www.museodelprado.es/coleccion/obra-de-arte/la-anunciacion/f8e45a6f-7645-4e53-9fd5-cbdae7e8faac

А рядом в зале еще один любимейший художник - Дюрер.
В Прадо заявлено 5 его произведений. Безусловно, сразу бросаешься к его автопортрету.

Автопортрет
1498. Масло на доске, 52 х 41 см
Комната 055B

Из описания картины на сайте Прадо
"...внутри комнаты, связанной с внешним миром через открытое окно в задней стене. Автопортрет включает в себя итальянскую монументальность в вертикальных и горизонтальных линиях, которыми художник организует оконную раму, а также присутствует в позе, повторяющей L - образную форму рамы. И при этом он не забывает то, что типично для его портретов, выполненных с мельчайшей точностью: психологическую область, очевидную в контрасте между чувственной природой его черт и его холодным и проницательным взглядом. Удовлетворенность собственными художественными способностями подтверждается надписью на подоконнике, написанной по-немецки: 1498 год, я нарисовал ее по своей фигуре. Мне было двадцать шесть лет, Альбрехт Дюрер ...
 Автопортрет Дюрера появляется в инвентаре Алькасара в 1686 году. А поступил в Королевский музей в 1827 году... 

Жаль, что я не нашла виртуального тура по Прадо - хотелось бы посмотреть как в одном зале выглядят вышеназванный автопортрет и также кисти Дюрера "Мужской портрет".

Мужской портрет
1521. Картон, масло, 50 х 36 см
. Комната 055B
Этот портрет, одно из великих творений Дюрера , изображает неизвестного персонажа в три четверти и занимает большую часть холста. Дюрер помещает его на темном фоне, на котором видны синие тона. Свет, падающий слева, выделяет черты лица и руки, отбрасывает тень объекта на задний план справа, где находятся дата и монограмма художника. Шляпа больших размеров подчеркивает лицо модели с напряженным взглядом и энергичным характером.... В 1654 году после поступления в Испанскую королевскую коллекцию первые четкие упоминания об этом портрете встречаются в описи Карлоса III (1789-90), где он записан среди произведений, висящих в Королевском дворце Мадрида , откуда он поступил Музей Прадо в 1827 г.

Подробный анализ можно прочесть здесь:
https://www.museodelprado.es/coleccion/obra-de-arte/retrato-de-hombre/1a4143f3-40ca-49f8-b27b-c232a80ab6dd

ххх
От приятельницы пришло сообщение, что  в Прадо оборудованы новые залы. Вот какая информация в автоматическом переводе имеется на их сайте.

В последние месяцы Национальный музей Прадо провел несколько мероприятий по реорганизации своих залов 52 A, 52 B и 52 C, расположенных на пути от романских коллекций к ренессансным (в северной части первого этажа здание Вильянуэва)...
С этой целью эти комнаты теперь представляют собой пространство, посвященное влиянию Леонардо на европейскую живопись его времени. С копией Моны Лизы, хранящейся в Прадо, зал 52 C и первая часть зала 52 B предлагают установить беспрецедентный диалог между фламандскими, итальянскими и испанскими авторами, которые разделяют свое увлечение Да Винчи...

Второе пространство в зале 52 B объединяет некоторых из самых известных художников Испании между 1530 и 1600 годами. Каждый из них разработал особую живописную формулу, основанную на аспектах фламандской и итальянской школ, способствуя художественному обновлению в Испании. Здесь стоит отметить впечатляющий Автопортрет Педро де Кампанья, не имеющий аналогов в испанской живописи эпохи Возрождения, приобретенный благодаря Наследию Кармен Санчес, и сфумато Леонардо Луиса де Моралеса, Божественного, специализирующегося на религиозных картинах.

Зал Варес Фиса, увенчанный кессонным потолком из церкви Санта-Марина-де-Валенсия-де-Дон-Хуан (Леон), хранит уникальные испанские произведения искусства с 1200 по 1500 год, подаренные семьей Варес Фиса, обогащая его, временно, выставкой La Virgen de las Batallas , произведением, которое, согласно легенде, Фернан Гонсалес взял на поле боя в конской упряжке, чтобы обеспечить защиту, и которое было приобретено и передано в Музей Бургоса Прадо в 1998 году.

Напоминаю, что это автоперевод, а оригинал на сайте
https://www.museodelprado.es/actualidad ... 690c0303ef

К сожалению, фото с этого сайта у меня не копируется.

И это все можно увидеть сейчас, а мы со спутницей шли в 2012 году довольно хаотично по этажу 0 и пришли, наконец, к залам 64-67 с произведениями Гойи в противоположном крыле.

Наконец-то, скажут знатоки - в испанском музее неофиты пришли к великому испанскому художнику:) 

Не зря я так долго шла к испанским художникам, и в частности боялась писать о Гойе.
Должа сознаться в кощунственном варварстве - он не относится к моим любимым художникам.

Я безусловно, с большим интересом смотрела на его полотна в Прадо, но даже тогда мне показалось, что их там довольно много. А когда я сейчас посмотрела на сайте Прадо сколько там его работ, то чуть не онемела - 1202! И среди них я намеревалась найти то, что мы действительно видели в свой первый визит и запомнили.

Труд оказался титанический: чтобы писать в прежнем стиле мне пришлось перелопачивать их по очереди! Наконец, дошла до тех, что мы точно видели тогда.


Колосс
После 1808 г. Холст, масло, 116 х 105 см
Зал 064

Изображение

Работа поступила в Прадо в 1931 году как наследие Педро Фернандеса Дурана, сына и наследника маркизов Пералес, в чьей коллекции она задокументирована в 1874 году как работа Гойи.

Над долиной, по которой расходится испуганная толпа, стоит свирепый гигант, который иногда интерпретируется как отсылка к Войне за независимость, а другие относят к силам природы. Хотя до недавнего времени эта картина входила в каталог как оригинал Гойи и часто считалась одной из его самых уникальных работ, в последние годы эта картина вызвала бурные критические споры. В нем участвовали крупнейшие специалисты, расходившиеся между собой по поводу его авторства.

Эти дебаты возникли из-за того, что некоторые специалисты оценили различия в технике картины, ее исполнении и творческом процессе по сравнению с работами Гойи после 1808 года. Отсюда появился отчет, который был представлен Королевскому совету попечителей и опубликован в « Музейном бюллетене» в 2008 г., в результате чего работа была отнесена к «Последовательнице Гойи».

Однако, другие специалисты атрибутируют ее как оригинальную картину арагонского живописца.


Следующий шедевр в этом зале -
3 мая в Мадриде или «Расстрелы»
1814. Холст, масло, 268 х 347 см
Зал 064.

Изображение
После войны за независимость в 1813 году о возвращении в Испанию Фернандо VII было известно с декабря 1813 года по Валансайскому договору , а также о его последующем вступлении в Мадрид. В начале февраля это было неизбежно, так как Регентский совет прислал условия его возвращения на престол, прежде всего приведения к присяге Конституции 1812 г. Его прибытие в столицу должно было совпасть с первыми поминками восстания жителей Мадрида против французов 2 мая 1808 года.

Остальное, довольно пространное описание этой картины можно прочесть на сайте
https://www.museodelprado.es/coleccion/ ... 7a02c6496c


В соседнем зале 67 всем известное страшное полотно
Сатурн
1820 - 1823. Смешанная техника по росписи с переносом на холст, 143,5 х 81,4 см.
Зал 067

Изображение
Цикл из четырнадцати сцен, к которым относится эта работа, стал популярным под названием « Черные картины » из-за использования темных и черных пигментов, а также из-за мрачности тем. Они украсили две комнаты, на первом и верхнем этажах, так называемого Кинта дель Сордо , загородного дома на окраине Мадрида , рядом с рекой Мансанарес , известного под этим названием до его приобретения Гойей в 1819 году...Дом был снесен примерно в 1909 году. Черные картины были написаны прямо на сухой стене, но это не фрески, а масло использовалось в смеси пигментов.

Эта сцена была названа «Сатурн» в описи произведений, принадлежащих сыну Гойи, составленной в неустановленную дату, в середине XIX века , художником Антонио Бругада (1804–1863), вернувшимся в Мадрид в 1832 году из ссылка в Бордо .


И на этом все с этажом 0 - самое запомнившееся в 2012 году я здесь показала.

                                 ххх

Далее помнится, что поднялись на этаж 1, а в какой последовательности потом осматривали картины, уже подзабылось. Вернее, я помню, что именно мы тогда увидели, но потом я была в этом музее еще 2 раза и уже путаю, что за чем смотрели.

Так что начну просто с залов по порядку по часовой стрелке. Залы 2-4 Пуссен, но сайт музея его полотна мне пока не открыл. Зато в зале 6 меня ждало потрясение -

Караваджо МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ
Давид побеждает Голиафа
Около 1600 г. Холст, масло, 110,4 х 91,3 см.
Комната 006.

Изображение
Сюжет, изображенный на этой картине, описан в Библии ( Цар . I.17). Это соответствует моменту, когда молодой пастух Давид убивает великана Голиафа своей пращей и отсекает ему голову, чтобы показать ее с триумфом. Эпизод с завязыванием волос великана, чтобы показать его голову, не имеет иконографической подоплеки и прямо не упоминается в библейском тексте. Это еще один пример самобытности и самостоятельности Караваджо .

Эта картина впервые появилась в инвентаре дворца Буэн Ретиро в Мадриде в 1794 году. Ее предыдущая история неизвестна, но предполагалось с оговорками, что она могла происходить из коллекции Хуана Баутисты Крешенци ...

В течение 19 века это полотно относили к школе Караваджо . Хотя оно было восстановлено в каталоге итальянского мастера, некоторые критики сочли его старой копией утраченного оригинала. Подтверждение его авторства предоставила Мина Грегори, когда она указала на рентгеновский снимок, на котором показана первая версия головы великана с драматическим выражением лица, с непомерно открытыми глазами и устрашающе открытым ртом, аналогичным таковому у Медузы (Флоренция, Galleria degli Uffizi ) или Олоферна (Рим, Galleria Nazionale d`Arte Antica), в которой Караваджо удается выразить ужас физической боли. Возможно, изменение выражения лица связано с тем, что заказчик посчитал первоначальный лик слишком насильственным, но во всяком случае, рентген удостоверяет, что полотно является оригиналом Караваджо .

Что касается даты создания картины, то все критики единодушны в том, что она относится к раннему периоду, между 1596 и 1600 годами
.

Казалось бы, преобладают те же темные, коричневые тона, что и на вышеприведенных картинах Гойи, устрашающая мертвая голова, но это полотно будто светится в темноте. Я даже до сих пор помню в каком именно месте зала оно висело, как я повернулась к нему и застыла, хотя до этого видела воочию картины Караваджо на вилле Боргезе в Риме и других музеях. А тут после Амброзины такой совсем иной Караваджо. Потрясение на всю жизнь.

А в Прадо картина Караваджо всего 1. А Гойи 1202...

В залах 1,7-9 Хосе де Рибера, испанский художник, которого я хорошо запомнила с первых его увиденных мною картин.

Рибера хронологически является первым из великих испанских мастеров, появившихся в середине 17 века. Начало его художественного образования до сих пор остается предметом предположений, но есть свидетельства его присутствия в Парме в 1611 году, когда ему было двадцать лет. Четыре года спустя он оказывается в Риме, в колонии иностранных художников и, возможно, ведет богемную жизнь: говорят, что он покинул город, спасаясь от кредиторов. К 1616 году он был в Неаполе, где женился на дочери Бернардино Аццолино, важного местного живописца с признанным престижем. Неаполитанское королевство находилось тогда под властью Испании, и Рибера жил в его столице в течение остатка жизни.

Фактически, у Филипа IV было больше картин Риберы, чем любого другого испанского художника (около сотни, распределенных между Эль-Эскориалом и Королевским дворцом). Несмотря на влияние Риберы на испанских художников, критики и историки искусства считают его стиль, типы и темы явно чуждыми. Рибера принял крайнюю форму натурализма Караваджо, проявляющуюся в его использовании сильных контрастов света и тени в его галерее грубых персонажей, переданных с грубым реализмом, но он также впитал черты других художественных идиом того времени, таких как классицизм.


На сайте сказано, что по каталогу в Прадо 89 его работ, но часть из них только приписывается ему. Жаль, что не копируется с сайта его очень мощное и запоминающееся полотно, о я скопировала его с другого сайта

Воскресение Лазаря
Около 1616. Холст, масло, 171 х 289 см
. Комната 007.

Изображение


В соседнем зале
Святой Петр
Около 1630. Холст, масло, 75 х 64 см
Комната 008

Изображение
Полотно было приобретено Карлосом IV из дома принца в Эль-Эскориале , откуда отправилось в музей Прадо .

Также неизвестно почему не копируются с сайта 2 картины, в которых действительно, на мой взгляд, чувствуется колористика Караваджо.

Сан-Бартоломе
1630 - 1635. Холст, масло, 77 х 64 см
Зал 8


Иксион
1632. Холст, масло, 220 х 301 см.
Комната 001 .


Зато совершенно не капризничали две картины, изображающие Марию Магдалину

РИБЕРА, ХОСЕ ДЕ
Хатива, Валенсия, 1591 г. - Неаполь, 1652 г.

Каящаяся Магдалина
1635 - 1640. Холст, масло, 97 х 66 см
Комната 009

Изображение
В задумчивой и меланхоличной позе, Мария Магдалина кладет голову на череп, как символ краткости земной жизни. На переднем плане появляется горшок с мазями, характерный атрибут. В соответствии с традиционной иконографией, она носит юбку из травы, переплетенную прямо на ее коже, и у нее длинные распущенные волосы.

Относящееся к началу второго периода Риберы, полотно по-прежнему имеет мрачный вид, хотя свет теперь стал более золотистым и производит интенсивный блеск в волосах святой и в металлическом горшке. В 1666 году оно уже располагалось в Алькасаре
 .

А это совершенно иная Мария Магдалина


Каящаяся Магдалина
1641. Холст, масло, 182 х 149 см
. Комната 009.

Изображение
Она отнесена к серии из 4 картин. Неизвестно, кто заказал картины, которые были написаны в 1641 году, в то время, когда герцог Медина-де-лас-Торрес был вице-королем Неаполя . В 1658 году они были упомянуты среди активов Херонимо де ла Торре, государственного секретаря Фландрии , а в 1772 году они висели в Королевском дворце Мадрида , куда они прибыли из коллекции маркиза Лос-Льяноса.

И, наконец,

Троица _
Около 1635. Холст, масло, 226 х 181 см.
Комната 008 .

Изображение
Картина показывает живописные возможности Риберы, в которых драматизм сцены подчеркивается использованием света и хроматической роскошью. Голубоватое мертвое тело Христа , чрезвычайно натуралистичное и с прожилками крови, которая течет, пока не запачкает ткань и плащаницу, контрастирует с природой Бога-Отца , который показывает нам своего мертвого Сына в сопровождении голубя Святого Духа. Послание этой работы - смерть и страдания Христа для Человечества, необычайно ясно. Она была куплена в 1820 году Фернандо VII (1784-1833) у художника Агустина Эстеве ... Несколько иная версия этой работы существует в монастыре Эскориал .

А может быть самое известное полотно Риберы, которое часто показывают искусствоведы на лекциях, но оно тоже не скопировалось с сайта Прадо.


Сон Джейкоба
1639. Холст, масло, 179 х 233 см.
Комната 009 .

Картина повествует о таинственном сне патриарха Иакова , описанного в Книге Бытия , который появляется спящим, опираясь на левую руку. За ним дерево, а с другой стороны лестница света, по которой поднимаются и спускаются ангелы.
Здесь Рибера дает одно из многочисленных доказательств своего тонкого чувства цвета и изысканной способности к композиции, сопоставляя объемы переднего плана по диагонали.

Вероятно, это одна из картин, упомянутых в 1658 году в описи дона Херонимо де ла Торре, которая оставалась во владении его семьи до 1718 года. В 1746 году она снова появилась среди картин королевы Изабель Фарнезио с указанием Мурильо .


Не знаю, то ли сбой был вчера на сайте, то ли память моего перегруженного многочисленными открытыми окнами компьютера так себя вела, но что получилось, то получилось. Сегодня на моем компьютере все же стали открываться фото картин, которые удалось скопировать.

                                         ХХХ
Дальше по номерам залов идет Эль Греко и это очередное Ах... и непреходящая любовь к этому художнику. Правда, надо отметить, что когда я впервые увидела его полотна в Лувре в 2004 году, этого Ах почему-то не случилось. :?

Может быть я была к тому времени уже очень уставшая - с утра нас пешком прогнали по всему Монмартру, потом гид повел просто бегом к Лувру, куда я хотя и в первый раз, отправилась без экскурсии, пожалев на нее 30 евро...

И меня отчего-то сначала занесло в залы на третьем этаже - французское искусство, потом все, что связано с Египтом - накануне я была в Каире и Александрии, а уже после я стала смотреть шедевры мирового искусства и ближе к концу посещения увидела картины Эль Греко. Представьте, какая жуткая каша была тогда в моей голове, особенно если учесть, что в Париже в тот день было 33 градуса :shock:

Так что, настоящая, большая встреча с его полотнами произошла именно тогда - в марте 2012 года в Прадо. И уже в его полотнах меня радовало все, я как-то сразу приняла пропорции лиц, фигур, цвета на его картинах.. Ничего не раздражало, не пугало - одна тихая радость, что я это вижу воочию.

ЭЛЬ ГРЕКО
Кандия, Крит, 1541 г. - Толедо, 1614 г.


Басня

Около 1580 г. Холст, масло, 50,5 х 63,6 см
. Комната 008B.

Изображение
Вокруг горящей головешки сгруппированы три фигуры: мальчик, который держит ее и дует на пламя, мужчина со странной улыбкой и прикованная цепью обезьяна, которая также дует с сосредоточенным выражением мордочки...Включение обезьяны и человека усложняет смысл произведения, но при этом нет единодушия в его объяснении. Трудно быть уверенным, что перед нами жанровая сцена. Изображение, вероятно, связано с популярными баснями, но оно также может быть подражанием античному художнику Антифилу...

Рыцарь с рукой на груди
Около 1580 г. Холст, масло, 81,8 x 66,1 см
. Комната 009B.

Изображение
Этот портрет пополнил Королевские коллекции, благодаря пожертвованию вдовы герцога Арко, камергера, конюха и главного егеря Филиппа V. Дель Арко владел группой из шести портретов рыцарей, написанных Эль Греко. Они в конечном итоге составили основную часть портретной галереи Эль Греко в музее Прадо.

...конкретные гипотезы идентификации, среди которых были включены Мигель де Сервантес или секретарь Филиппа II Антонио Перес . Несомненно, наиболее убедительной из идентификаций является та, которая связывает эту фигуру с третьим маркизом Монтемайора, Хуана де Сильва-и-де-Рибера, современника Эль Греко , который был назначен Филиппом II надзирателем или военачальником Алькасара...

В любом случае «Рыцарь с рукой на груди» является прекрасным образцом портретной живописи своего времени, с формальными параллелями с придворным портретом, навязанным Габсбургами , в композициях, отмеченных простым выражением лица натурщика: анфас сильно освещенный на нейтральном фоне. Подобные примеры можно найти и в живописи итальянского Возрождения, и особенно в венецианской школе, с которой связаны композиция и техника Эль Греко.


К сожалению, самые запомнившиеся мне произведения снова не копируются с сайта музея. Зато там значится полотно, которое произвело на меня большое впечатление даже в репродукции, хотя в экспозиции оно, судя по всему, не выставлено, но копию сделать удалось.

Святое Семейство , Святая Анна и Святой Иоанн
Около 1600 г. Холст, масло, 107 х 68,5 см
. Предоставлено другому учреждению.


Изображение

Троица _
1577 - 1579. Холст, масло, 300 х 179 см
Комната 008B

Изображение
Эта работа венчала главный запрестольный образ монастыря Санто-Доминго-эль-Антигуо ( Толедо ), первый заказ, полученный Эль Греко по прибытии в Испанию. Изображение мертвого Христа, частично поддерживаемого Богом Отцом , восседающего на облачном троне в сопровождении голубя, символа Святого Духа, и окруженного группой ангелов, является одним из наиболее удачных примеров характера картин Эль Греко на его первом этапе в Испании.

...фундаментальным элементом работы является используемый цвет. Эль Греко ограничивается здесь палитрой, которая берет аспекты венецианской школы, но также и римского маньеризма. Выделяется монохромное, тело Христа , пропитанное пепельными тонами облаков. По бокам этой важной фигуры и Бог-Отец , и свита ангелов демонстрируют великолепные оттенки синего, карминно-красного, зеленого, пурпурного и желтого цветов на своих одеждах, кульминацией которых является золотое небо, обрамляющее снежное явление Святого Духа.


Христос обнимает крест
Около 1602 г. Холст, масло, 108 х 78 см
. Комната 008B.

Изображение
Иисус Христос изображен более чем в полфигуры, одетый в красную тунику и синюю мантию. Он несет крест на левом плече, который держит в руках, при этом голова его слегка приподнята, а глаза, с покорным и безмятежным взглядом, устремлены к небу. На голове терновый венец усилен ромбовидным нимбом светящегося характера.

...шипы нанесли небольшие раны, и несколько капель крови упали на его шею. Однако на его лице нет ни следов боли или тоски, ни физического усилия нести крест. Эль Греко преобразил ярчайшие видения страдающего Христа , отягощенного усталостью и телесными наказаниями, во время его восхождения по Виа Долороза, оказавшего значительное влияние во второй половине XVI века как в Италии ( Себастьяно дель Пьомбо , Корреджо, Тициан)

Эта версия в музее Прадо — образец высокого качества, блестяще исполненный, с очень удачной окраской и освещением. Выделяются руки с характерными жемчужными ногтями Эль Греко. Работа прибыла в музей Прадо в 1872 году из исчезнувшего Музея Тринидада , в котором собраны работы из монастырей, упраздненных секуляризирующими законами Хуана Альвареса Мендисабаля (1835-1837).


А это моя самая любимая работа Эль Греко, которую, я правда, больше запомнила по картине, висящей в его доме-музее в Толедо, где побывала двумя годами позже.
Святой Иоанн Богослов
Около 1605 г. Холст, масло, 99,7 х 78 см
. Комната 008B.

Изображение

Как размеры, так и тип изображения тесно связаны с изображением евангелиста , которое включено в апостольство, созданное Эль Греко на заключительном этапе его карьеры ( Дом-музей Эль Греко и Толедский собор ). Это одна и та же фигура, одинаковая одежда и поза. Он носит зеленую тунику и розовый плащ — частая цветовая комбинация этого апостола с мальчишескими чертами лица, белым цветом лица и вьющимися рыжеватыми волосами.

Святой Иоанн, кажется, ведет диалог с кем-то из близких, которому он показывает чашу, из которой выпрыгивает дракон или крылатый змей, намекая на попытку отравления, которую он перенес и из которой он вышел невредимым. Какой-то ученый попытался соотнести эту фигуру с другими изолированными полотнами апостолов. Однако не похоже, чтобы это было частью какой-либо серии, и предыстория не соответствует этому типу работы. Он расположен в центре яркого облачного пейзажа, который подчеркивает фигуру и делает цвет более плавным.

Эта работа художника и его мастерской принадлежала доктору Сезару Кабаньясу из Толедо (1862-1930), который подарил ее Прадо в 1921 году.


Всего в каталоге музея Прадо упоминается 41 картина Эль Греко.

                   ххх
Пришла, пришла я, наконец, к Веласкесу, столь любимому многими. Это залы, судя по схеме 1 этажа музея, 9-а, 10-15 и 15-а.

На сайте сказано, что всего по каталогу в Прадо 62 его работы.
Хотела скопировать самую раннюю его работу, указанную на этом сайте
Поклонение волхвов
1619. Холст, масло, 203 х 125 см
Комната 010
,
но сайт не дает ее скопировать, хотя написано, что это один из шедевров севильского периода Веласкеса , в котором сочетаются многочисленные содержания художественного и биографического характера. И эта картина мне очень понравилась. Решила ее все же найти в интернете.
Изображение

А описание с сайта Прадо и вовсе удивительное, где сообщается, что есть

теория о том, что три персонажа на переднем плане, — это художник, его жена Хуана Пачеко, на которой он женился в апреле 1618 года и его дочь Франциска, родившаяся недавно. При этом картина, помимо религиозного образа, стала бы прославлением собственной семьи художника, что укладывается в допустимые параметры религиозной культуры Золотого века. Тем не менее, эту смесь сакрального содержания и мирского присутствия, безусловно, следует объяснять с точки зрения судьбы произведения, которое, вероятно, было написано для иезуитского послушника Сан-Луиса,

Веласкес, Диего Родригес де Сильва и др.
Севилья , 1599 г. – Мадрид , 1660 г.

Он принял фамилию своей матери, согласно частому использованию в Андалусии, подписавшись «Диего Веласкес» или «Диего де Сильва Веласкес». Он изучал и практиковал искусство живописи в своем родном городе, пока ему не исполнилось двадцать четыре года, когда он переехал со своей семьей в Мадрид и поступил служить королю с тех пор до своей смерти в 1660 году.

Безусловный его шедевр, написанный художником за 4 года до смерти.
Менины
1656. Холст, масло, 320,5 х 281,5 см.
Комната 012 .

Изображение
Это одно из крупнейших произведений Веласкеса , в котором он приложил максимум усилий, чтобы создать композицию одновременно сложную и правдоподобную, передающую ощущение жизни и реальности и в то же время содержащую густую сеть смыслов.

Она была написана в 1656 году в Зале принца Алькасара в Мадриде., то есть здесь показано место действия и определено большинство персонажей: это дворцовые слуги, расставленные вокруг Инфанты Маргариты, которую сопровождают Донья Мария Агустина Сармьенто и Донья Изабель де Веласко, это менины королевы . Помимо этой группы, мы видим Веласкеса , работающего перед большим полотном, карликов Мари Барболу и Николасито Пертусато, подстрекающего мастифа, фрейлину донью Марселу де Ульоа вместе с гвардейцем, а на заднем плане, за дверью, появляется Жозе Ньето. В зеркале отражаются лица Филиппа IV и Марианы Австрийской, родителей инфанты и свидетелей происшествия. Герои населяют пространство, моделируемое не только законами научной перспективы, но и воздушной перспективой.


Все хорошо помнят как проникновенно описывала эту картину незабвенная Паола Волкова в цикле передач "Мост на бездной" и действительно перед этим полотном испытываешь чувство - будто ты сам там находишься и хочется рассмотреть даже малейшие детали.
На сайте пишут, что с 1623 года Веласкес уже при королевском дворе и тем же годом датирован портрет короля.
Филипп IV
1623. Холст, масло, 198 х 101,5 см.
Комната 012 .

Изображение
Картина представляет короля, когда ему было чуть больше двадцати лет, в суровом образе, полном ссылок на его статус и его обязанности, а также на реформистскую волю, с которой началось правление. Меч, на рукоять которого опирается левая рука, напоминает на отправление правосудия и защиту, бумага, которую он держит в правой руке, относится к его административным обязанностям. Но сам костюм тоже наполнен смыслом. Это гораздо более сдержанная одежда, чем обычно на королевских портретах, подчеркивающая один из самых важных аспектов действий короля: монарх дает аудиенцию.

В своем нынешнем состоянии портрет является результатом обработки более ранней работы, также написанной Веласкесом . Мы знаем этот процесс благодаря рентгеновским снимкам, версиям и копиям этого первого изображения, таким как версия в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и копия в Музее изящных искусств в Бостоне. Из той модели он сделал полноразмерную. Через три-четыре года он внес в нее несколько важных изменений, затрагивающих как ее состав, так и содержание. Он стилизовал фигуру короля, укоротив подол плаща и приблизив ноги... и сильно изменил лицо. Эта модификация была сделана в двояком смысле: с одной стороны, чтобы приблизить облик к двадцати двум или двадцати трем годам, когда он переделал картину.


Еще один портрет короля
Филипп IV
1626 - 1628. Холст, масло, 57 х 44 см
Комната 010

Изображение
В этом изображении подчеркнуты его воинские обязанности, так как он в доспехах, а его грудь пересекает малиновая генеральская лента. Композиция несколько аномальна в нижней половине, туловище персонажа чрезмерно скованно рамой, что создает проблемы с образным чтением. Это что-то необычное для Веласкеса , который всегда был искусен в размещении своих моделей в живописном пространстве. Объяснение этим аномалиям следует искать в том, что это фрагмент более крупной картины, что выявляется при изучении ее технических характеристик.

И он же
Филипп IV на коне
Около 1635. Холст, масло, 303 х 317 см
Комната 012

Изображение
Это единственный из конных портретов, сделанных для Зала Царств , на котором указано авторство. Лист разворачивается в левом нижнем углу. В истории живописи это обычный ресурс для размещения подписи художника. Однако, вопреки тому, что можно было бы ожидать, он пуст. Художник работы подтверждает наблюдателю, что оригинальность его стиля и качество его техники делают подпись ненужной. Это метод, который Веласкес использовал бы в других случаях, например, в «Сдаче Бреды » ( P01172 ) или конном портрете Гаспара де Гусмана , графа-герцога Оливареса ( P01181).), и что в контексте столь сложной по происхождению и авторству серии, как эти конные портреты, она приобретает особое значение, так как художник в данном случае несет ответственность за всю картину. Это, без сомнения, самая важная работа и один из шедевров в истории жанра. Это образ, в котором подчеркнуты военные обязанности монарха, совпадающие с в высшей степени воинственным дискурсом, преобладавшим в Зале Королевств".

И два портрета, которых хотя и нет в экпозиции, но очень уж они хороши.
Филипп IV молится
Около 1655 г. Холст, масло, 209 х 147 см.
Нет в экспозиции .

Изображение
Эта работа смешивает различные аспекты портретной живописи испанского барокко. В принципе, молящиеся фигуры Филиппа IV (1605–1665) и его второй жены, Марианы Австрийской (1634–1696), продолжают традицию дарителя, восходящую к средневековой религиозной живописи.

Мариана Австрийская молится
Около 1655 г. Холст, масло, 209 х 147 см.
Нет в экспозиции .


Изображение

Все, с Веласкесом я тоже закончила. :)

Небольшое отступление: Тинторетто в Эрмитаже
 В последние 2 года бываю там часто, выбираю каждый раз несколько залов конкретных или просто смотрю картины определенных художников.
Два дня назад отправилась после Дня мецената в Эрмитажном театре поздороваться с Рафаэлем и Тинторетто.

Почему-то только в этот раз додумалась прямо в стенах Эрмитажа задать на его сайте запрос о полотнах Якопо Тинторетто. Их оказалось 5. Три из них мне хорошо известны:
Портрет адмирала Винченцо Капелло
Тинторетто, Якопо (Якопо Робусти), мастерская. 1518-1594

Изображение
"Вижусь" каждый раз, когда бываю в Эрмитаже, так как обязательно прохожу мимо него. ;)

Рождение Иоанна Крестителя, 1550

Изображение
Вдоволь им налюбовалась, радуясь, что так легко узнаю женские лица, написанные кистью Тинторетто.

А эту картину больше запомнила по выставке, когда она была представлена в юбилейный год этого художника - в 2018 году отмечалось 500-летие со дня его рождения.
Св. Георгий 1543-1544

Изображение

А следующие две картины в экспозиции Эрмитажа не попадались не только мне, но и опрошенной мною служительнице:

Портрет трех венецианцев
Но на сайте Эрмитажа об авторстве полотна сказано так: Неизвестный художник венецианской школы. XVI в.; Тинторетто, Якопо (Якопо Робусти), круг

Изображение


Тарквиний и Лукреция
, Тинторетто, мастерская, 1540-е
Изображение

Это хотя и совсем не в тему Прадо и Мадрида, но большое продолжение об этом художнике будет в ходе повествования о том, как мы заехали на 1,5 суток в Венецию и прогулки там получились в стиле -   По следам Тинторетто.

                               ххх
Ну а мне надо все же вернуться в Прадо и написать хотя бы немного о Рембрадте, Тициане и Рубенсе.

В каталоге Прадо указана только она работа РЕМБРАНДТА ХАРМЕНА ВАН РЕЙНА
Юдифь на пиру Олоферна
1634. Холст, масло, 143 х 154,7 см.
Комната 076


Изображение

В прошлом разные авторы скептически относились к приписыванию этой картины Рембрандту . Тем не менее, исследовательский проект Рембрандта включает его в Корпус (1986 г.) как оригинал художника, что подтверждает техническое исследование, проведенное в музее Прадо в том же году. В отношении подписи нечеткость штриха и, прежде всего, желтый цвет делают ее сомнительной, но рембрандтовское написание он появляется на различных картинах, датированных 1633 годом, на некоторых гравюрах 1632–1633 годов и в самых ранних документах, подписанных художником. Но кроме того, назначенная дата согласуется с художественными особенностями того этапа творчества живописца.

Остальные подробности можно прочесть а сайте
https://www.museodelprado.es/coleccion/ ... 4fbdc63681

Работ ТИЦИАНА, ВЕЧЕЛЛИО ДИ ГРЕГОРИО
Пьеве ди Кадоре, Беллуно, Венето, 1490 г. - Венеция, 1576 г.
в залах 24-27 и 41-44 в Прадо аж 43!

Ах, какой роскошный портрет
Федерико Гонзага, 1-й герцог Мантуи
1529. Масло на доске, 125 х 99 см
Комната 041

Изображение
Типологически и концептуально портрет Федерико очень похож на портрет его дяди Альфонсо I д`Эсте, написанный Тицианом около 1523-1525 годов и известный по копиям, например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .. Эти первые придворные портреты поставили перед художником новые задачи, которые он решил, приняв новый формат в три четверти...

А вот Рубенс, Питер Пауль
Зиген, Вестфалия , 1577 г. – Антверпен , 1640 г. представлен в Прадо и вовсе 123 работами.

Интересно, что в Прадо есть его совместная картина с Брейгелем Старшим
Инфанта Изабелла Клара Евгения
Около 1615 г. Холст, масло, 113 х 175,8 см.
Нет в экспозиции .

Изображение

Рубенс и его друг Ян Брейгель Старший вместе работали над несколькими картинами для эрцгерцогов Альберта и Элизабет Клары Эжени , суверенных князей южных Нидерландов. На этой картине Рубенс написал портрет, а Брейгель включил пейзаж и династическую резиденцию...Картина были собственностью дона Родриго Кальдерона , видного деятеля при дворе Филиппа III , а после его смерти в 1621 году перешли во власть Филиппа IV .

Есть парная ей картина в том же исполнении
Эрцгерцог Альберт Австрийский
Около 1615 г. Холст, масло, 113,5 х 177,5 см.
Нет в экспозиции .

которая хотя и числится тоже в каталоге Прадо, но отсутствует в экспозиции.

И наконец, закончить мою неоправданно затянувшуюся прогулку по этому великому музею надо бы все же полотном испанского художника.

Гойя-и-Лусьентес, Франсиско де Фуэндетодос, Сарагоса , 30.3.1746 - Бордо (Франция) , 16.4.1828, рабо которого в Прадо, напомню, 1202!

До Махи мы, конечно, дошли - и той, и другой, но мне захотелось поставить сюда вот эту картину
XII маркиза Виллафранка рисует своего мужа
1804. Холст, масло, 195 х 126 см
. Комната 062.

Изображение
Портрет Марии Томасы Палафокс (1780-1835), маркизы Виллафранки, одетой в белое платье в стиле ампир, сидящей в кресле, обитом красным дамасским шелком, положив ноги на подушку и рисующей портрет своего мужа Франсиско . де Борха Альварес де Толедо-и-Гонзага , 11 -й маркиза Виллафранка.

И все - пора, пора - музей закрывается по воскресеньям в 19 часов, а мы там просто ошалели от непередаваемого великолепия полотен...

На этом придется закончить эту часть знакомства с Мадридом и  его достопримечательностями, так как из-за своего неудержимого желания побольше рассказать о музее Прадо с использованием его замечательного сайта, я переполнила терпение моего блога - он просит следующий рассказ перенести в третью часть нашего сумасшедшего трипа.







Комментариев нет:

Отправить комментарий