С 24 мая по 17 июля в
Санкт-Петербурге проходит ХХХ Международный музыкальный фестиваль Мариинского
театра «Звезды белых ночей» при поддержке Министерства культуры Российской
Федерации. Художественный руководитель фестиваля – народный артист
России Валерий Гергиев, он же музыкальный руководитель и дирижер оперы «Хованщина», которая прошла на
сцене руководимого им театра не только посредине срока указанного фестиваля, но
и точно в День юбилея Петра 1.
В основу Народной музыкальной
драмы, как определил жанр своего произведения в пяти действиях композитор Модест
Мусоргский, сам написавший к ней либретто, положена история боярской смуты начала правления Петра Первого, борьба за
верховенство царской власти с патриархом, гонения на старообрядцев и
раскольников.
История создания оперы непроста – композитор почти
закончил ее в 1872 году, но оставалась недописанной небольшая часть
в финальной сцене самосожжения, когда его не стало, и уже после смерти
Мусоргского оперу завершил и инструментовал Н.А. Римский-Корсаков. Дальше
начался непростой путь ее выхода на сцену: в 1883 году он предложил ее дирекции императорских театров, однако
предложение было отклонено. «Хованщина» впервые прозвучала в частной опере 9
(21) февраля 1886 года. А сцене Мариинского театра она была поставлена
только в 1911 году.
Прошли годы и в 1960-м
Дмитрием Шостаковичем была создана ее оркестровка, в которой она ныне и звучит
в Мариинском театре в постановке режиссера Леонида Баратова, в обновленной в
2000 году версии Юрия Александрова. Сохранены декорации художника-постановщика
Федора Федоровского, и они поистине великолепны.Начинается опера с симфонического
вступления «Рассвет на Москва-реке», когда музыка и декорации передают эпоху конца
17века и рассвет на Красной площади. Ключевая сцена – боярин Шакловитый (народный
артист России Николай Путилин) диктует подъячему (Андрей Попов) донос Петру 1 на князя Ивана Хованского, сразу задает
тональность последующего действия как противостояние ставленников царевны Софьи
и Петра 1.
Вскоре площадь уже заполнена
народом, хор прекрасно звучит в пространстве сцены и зала, а все большее число
одетых в красное людей начинает нагнетать ощущение угрозы. Красные стены,
красный рассвет, в красном стрельцы, под приветствие которых появляется на коне
князь Иван Хованский (Михаил Петров). Мощное звучание хора и оркестра содержит
тревожные ноты надвигающейся смуты. Но тут же разворачивается и частная драма –
сын князя Андрей преследует понравившуюся ему девушку Эмму из Немецкой слободы.
Ее партию проникновенно исполняет лауреат международных конкурсов Оксана Шилова. Снова тревога в
ее арии, отчаяние и боль проникают со сцены в зал. И здесь появляется главная героиня
оперы Марфа-раскольница в блестящем исполнении заслуженной артистки Республики
Северная Осетия-Алания Екатерины Семенчук, которая защищает девушку, но не просто
из сострадания – она сама давно влюблена в Андрея. И эта драма становится
второй пружиной всего действия.

Очень помогает зрителям
то, что сверху сцены идут субтитры на русском и английском языках, ведь само
оперное пение не всегда дает возможность точно уловить смысл происходящего на
сцене. И тут неоценимый помощник - прекрасно написанное либретто. Удивительно,
что сам композитор его автор, который специально изучал литературу, чтобы его
написать и это как исторический роман в кратком изложении.
А накал страстей на
сцене продолжает расти – уже Иван Хованский ссорится с сыном за Эмму, но появляется
глава раскольников Досифей и предотвращает драму. Его роль исполняет Станислав
Трофимов. Невольно вспоминается, что когда-то эти арии исполнял Федор Шаляпин.
Второй яростный
конфликт разгорается во время встречи заговорщиков против Петра 1 между князем
Василием Голицыным, фаворитом Софьи и ее же ставленником князем Иваном
Хованским, и вновь Досифею удается предотвратить трагедию, тем более, что князь
Шакловитый сообщает им весть, что заговор раскрыт и велено сыскать заговорщиков.
И тут как будто исполняется пророчество Марфы, переодевшейся гадалкой – что князя
Голицына ждет опала. Это действие исполнено настоящего драматизма, арии всех
героев звучат великолепно, надрыв передается с помощью музыки Мусоргского на
самом высоком уровне.
А тем временем в Стрелецкой слободе пьяные
стрельцы сначала предаются хмельному буйству, а затем узнав о приближении
петровских войск, бросаются к князю Хованскому за защитой. Их хор,
распростертые тела и отказ князя их выслушать, очень впечатляют, когда наперед знаешь
их судьбу. И снова сцена заполнена ярким красным светом, он заливает ее всю,
предвещая трагедию.

А далее очень интересно построены сцены в подмосковном
имении князя Хованского: декорации прекрасно изображают старинные боярские
хоромы – со столом явств, иконами, поющим хором русских девушек в сарафанах и
кокошниках. Но князь не доволен, его гнетут тяжелые думы, и он приказывает
привести персидок. Обращает на себя внимание то, что иконы при этом стыдливо задергивают
специальной занавеской. А танец поистине великолепен в постановке хореографа Федора Лопухина, с рисунком главной персидки Татьяны Ткаченко и
других танцовщиц. Но и тут в музыке Мусоргского звучит не только восточное
умиротворение, но и тревожный мотив. В целом все действие пронизано мотивами
трагических предчувствий. И вот уже
князя якобы призывает царевна Софья, но как только он, помолившись у вновь
открытых икон и поклонившись, будто прощаясь, всем в пояс, выходит, как тут же
погибает от кинжала наемника.

А в Москве ожидают
расправу над заговорщиками – площадь вновь полна народа в красных отсветах:
стрельцов и всех приспешников Софьи ждет наказание. Хор звучит мощно и драматично, арии главных героев действа
торжествующие, а стрельцы уже склонили головы над плахами. Это очень выразительная
сцена и по своему музыкальному воплощению, и по грандиозности действия: десятки
артистов, прекрасные голоса и на пике трагизма вдруг радостная весть – Петр в
последний момент решил помиловать стрельцов. И мучительные стенания, очень
выразительные в музыке, переходят в крики радости и так все это точно передано Мусоргским,
что не перестаешь радоваться его композиторским возможностям.
Но народная драма, как
он определил жанр этой своей оперы, еще впереди. По сюжету Марфа, так и не
сумев добиться любви Андрея Хованского, который после смерти отца впадает в панику
и просит ее спасти его, задумывает уйти из жизни вместе с ним. Будучи раскольницей,
она понимает, что царь Петр не пощадит их веру и будет вводить новые порядки. Вместе
с Досифеем они убеждают раскольников покинуть этот мир в огне. Грандиозная
сцена самосожжения, в которой гибнут и Марфа с Андреем, завершает эту народную
драму. Могучее звучание оркестра, голоса гибнущих раскольников, это не только
трагично, но и завораживающе красиво…
«Театр уж полон, полон,
ложи блещут» - это все про него, неподражаемый Мариинский театр, куда так
стремятся попасть не только гости города, но и никогда не упускают возможности
это сделать сами петербуржцы. Не останавливает их даже продолжительность
спектакля в 4 часа 40 минут и опасность опоздать в метро. Сюда приходят те, кто ценит русскую оперу и
понимает почему «Хованщину» ставят и исполняют так редко, учитывая сложность
постановки и многотрудность исполнения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий