Знаковая выставка в Эрмитаже
150 картин и скульптур из собраний Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представлены в оригинальной развеске – так, как они экспонировались в особняке Сергея Щукина на Знаменке. В Манеже Малого Эрмитажа появились Розовая гостиная Матисса и комната Пикассо, кабинет Сезанна и Музыкальный салон с картинами импрессионистов. Особое место занимают знаменитые панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка».
Как
рассказал куратор выставки Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом
западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, Щукин получил это здание после женитьбы, и
они там жили счастливо, но пошла череда несчастий - гибель сына Сергея,
смерть любимой жены Лидии, сына Григория, брата и близкого друга Петра и
прежняя жизнь с музыкальными вечерами, застольями стала уходить из особняка на
Знаменке – дворец стал безжизненным и все заполнили картины, а сам Щукин перед революцией переехал в другой дом. «Всего в коллекции Щукина было около 250
произведений, хотя в его каталоге числится 225 картин» - утверждает куратор. –
Свою коллекцию он хотел завещать Москве, а сам после революции эмигрировал во
Францию, где прожил до 1936 года».
Это великолепное здание, построенное ещё до пожара 1812 года, сменило несколько хозяев и неоднократно редекорировалось. Щукину достался интерьер в парижском стиле эпохи Наполеона III с пышной лепниной, но его занимали только колористические и экспозиционные эксперименты, поэтому часто картины развешивались прямо поверх лепнины, зеркал. Это можно увидеть на вывешенных в каждой выгородке, представляющей определенное помещение щукинского особняка, репродукциях фотографий «комнат».
Первым слева представлен великолепный Музыкальный салон, где находилась импрессионистическая живопись. Картины Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Пюви де Шаванна Сергей Щукин покупал в первые годы собирательской деятельности (1898-1904). В это время в его доме появились такие шедевры, как «Луга в Живерни» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега, «Оперный проезд в Париже» Камиля Писсарро и многие другие.Весь живописный комплекс из Музыкального салона, за исключением нескольких картин, которые по своему состоянию не могут быть перевезены, предстает перед посетителями Манежа Малого Эрмитажа. И это можно назвать чудом, так как разделенная после революции коллекция в пространстве этой выставки, наконец, объединилась и предстала во всем своем великолепии.
Далее, как и было в особняке на Знаменке, а здесь справа от входа, располагается Розовая гостиная, оформлением которой в доме Щукина занимался лично Анри Матисс, посетивший Москву по приглашению коллекционера в 1911 году. Именно здесь в высшей степени проявились колористические эксперименты хозяина дома. В классическом шикарном интерьере были развешены «Марокканка Зора», «Портрет жены художника», «Нимфа и сатир», «Игра в шары», «Натюрморт с восточным ковром» – более 20 самых главных картин одного из самых модных художников начала ХХ века.
Большая столовая была
декорирована ансамблем из произведений Гогена. Современники называли его
«иконостасом» – и это название закрепилось за комплексом картин. По словам организаторов выставки, «Иконостас
Гогена» впервые показан здесь в полном составе с момента раздела коллекции
Щукина между Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина. А одна из главных премьер
выставки - «Жена короля» – картина, которой очень гордился сам Поль
Гоген. Сергей Щукин купил ее за баснословные 30 тысяч франков у Гюстава
Файе в 1908 году. Картина принадлежит ГМИИ им. А. С. Пушкина, а её участие в
выставке стало возможным благодаря высочайшему уровню доверия между музеями и
долгой подготовительной работе. Другая важная картина Гогена – «Сцена из жизни
таитян» из собрания Эрмитажа – впервые предстанет перед посетителями после
длительной и сложной реставрации, в результате которой картина вновь обрела
силу и яркость. Экспозиция
дополнена еще двумя картинами Ван Гога, как и было у Щукина.
По
словам второго куратора выставки Ольги Леонтьевой, научного сотрудника Отдела
западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, коллекция Щукина была
открыта для публики с 1907 года, он был подвижником нового искусства, главным
пропагандистом модернизма и часто сам проводил экскурсии по своей коллекции.
«50 картин из ГМИИ и около 100 картин из собрания Эрмитажа представлены на этой
выставке» – уточнила она.
Комментариев нет:
Отправить комментарий