В Санкт-Петербурге такое множество больших и малых музеев, что обычному человеку сложно выбрать куда пойти. Сами петербуржцы, безусловно знают о Музее Академии художеств, а вот гостям города он чаще всего неизвестен. А тем временем этот музей не только очень достойный, но и очень разнообразный – от залов с копиями великих произведений из музеев всего мира до прекрасно оформленных выставок, одна из которых - «Дорогами Палестины», ждет посетителей.
В
ходе состоявшего на днях пресс-тура журналистам были показаны залы музея и
названная выставка. Собрание отдела слепков поражает своей полнотой и превосходным
качеством исполнения. Слепки были выполнены итальянскими, мастерами в конце
XVIII – начале XIX века и отлиты по формам, снятым непосредственно с оригиналов.
Коллекция этого отдела музея ведет свою историю с 1757 года. Это уникальное
собрание слепков размещено по историко-хронологическому принципу в 33 залах по
циркулю первого этажа и включает около 600 памятников за период с 3 тысячелетия
до н. э. до второй половины XVIII века. От воспроизведения статуй
фараонов Хефрена и Аменемхета II, к скульптурам Парфенона на
Афинском Акрополе, далее через залы со слепками с великолепных скульптур «Ники
Самофракийской», Венеры Милосской», «Лаокоона» - будто вы в одночасье
оказались во всех музеях мира одновременно.
Постоянная экспозиция второго этажа, названная «Академический
музеум», представляет картины из исторического собрания музея, работы тех
знаменитых художников, чьи полотна служили образцами для изучения и
копирования. Самая ранняя из дошедших, названная «Художник архитектуры,
занимающийся в черчении планов и фасадов», в 1807 году поступила в
музей, как предполагаемый портрет архитектора Ж. Б. М. Валлена Деламота, французского
зодчего, который выполнил проект здания Академии художеств.
На картине В. И. Якоби «Инаугурация Академии художеств 7 июля 1765 года» представлено первое еще деревянное здание Академии, а первыми копиями, выполненными русскими художниками за границей, были «Правосудие» А. П. Лосенко с фрагмента росписи в Зале Константина в Ватиканском дворце и «Похищение Европы» Г.И. Угрюмова. Здесь же обширное собрание живописи и скульптуры, которое в 1863 году граф Н.А. Кушелев-Безбородко завещал Императорской Академии художеств. В трех следующих залах представлены лучшие работы русских художников XVIII – начала XX века – учебные работы А.А. Иванова и И.Е. Репина, А.И. Савинова и И.Г. Мясоедова, картины В.Д. Поленова и Н.И. Фешина, произведения К.П. Брюллова, И.И. Шишкина, А.Е. Архипова.
На третьем этаже музея Академии царствует коллекция «Петербург в архитектурных моделях и
чертежах. XVIII-XIX веков», начало которой было
положено еще в XVIII веке, в первые годы существования Академии и ее музея.
Экспозицию открывает модель Воскресенского Новодевичьего монастыря,
названного Смольным, великого мастера эпохи барокко Ф.-Б. Растрелли (1747
г.) Здесь же модель здания Академии художеств, проект
созданный А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. М. Валлен-Деламотом (1764 год г.).
Две модели Исаакиевского собора - спроектированного в 1768
году А. Ринальди и ныне стоящего, построенного по проекту О.
Монферрана в 1818–1858 годах, дают понимание о величии замыслов этих великих
архитекторов. Перечень других основных экспонатов, представленных в экспозиции,
позволяет оценить уникальность этой единственной в мире коллекции
проектных моделей. В дополнение к ним в экспозицию включены чертежи, рисунки и
гравюры. А сколько всего еще находится в фондохранилище, которое по словам
экскурсовода, уже давно переполнено и требует скорейшего расширения.
Как раз об этом повел речь директор Музея Академии художеств
Алексей Мудров, который встретился с журналистами в красивейшем круглом конференц-зале,
главным украшением которого является роспись плафона диаметром более
17 метров, выполненная профессором исторической живописи В. К. Шебуевым.
Директор музея рассказал о том, что их коллекция насчитывает более 180 000
экспонатов, включающих в себя произведения живописи, графики, скульптуры,
архитектурные модели и фотографии. На сегодняшний день Музей Академии художеств – это комплекс, в
который, помимо здания на Университетской набережной, входят Музей-квартира А.
И. Куинджи, Музей-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты», Музей-квартира И. И. Бродского
и Дом-музей П. П. Чистякова.
Ввиду ярко выраженной необходимости расширения числа помещений музей 2021
году получил в свое ведение Дом Ф. Н. Челищева (М. В. Кольбе) на Вознесенском
проспекте, 36, где в последствии будет открыто новое выставочное пространство,
филиал музея. Также в новом здании предполагается размещение
современного фондохранилища, что позволит пополнять фонды и создать культурно-выставочное
пространство нового типа. В настоящее время речь идет о проработках бюджетного
финансирования на проектирование всех его пространств.
И еще надо сказать, о том, что в настоящее время идет последняя неделя выставки масштабного межмузейного проекта «Дорогами Палестины», где представлены работы более 50 русских художников, которая открылась еще в июне 2022 года в парадных залах музея Академии художеств. Здесь выставлены полотна Антона Лосенко, Василия Поленова, Ильи Репина, Валентина Серова, Василия Сурикова и других мастеров из коллекций более тридцати музеев, архивов и библиотек России к 140-летию Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).
Эта выставка открыта в парадных залах музея Академии художеств - Рафаэлевском, Тициановском и Екатерининском на площади 1000 кв. метров. Основной раздел экспозиции посвящен образам Святой Земли и иллюстрациям библейских преданий в произведениях русских художников. В Тициановском зале музея представлены ветхозаветные сюжеты, в Рафаэлевском — новозаветные.
Отдельный раздел посвящен пейзажам Святой Земли, написанным русскими художниками. В последнем Екатерининском зале представлены документы, связанные с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества и портреты его основателей и покровителей.
И о подарке руководства Музея Академии художеств петербуржцам и
гостям города – с 17 сентября и до ее закрытия 25 сентября эту выставку можно
будет посетить бесплатно. Но не путать с посещением залов основной экспозиции –
вход туда останется на условиях обычного их посещения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий