Всем ли хорошо известно, что в Эрмитаже бывают фотовыставки? А они периодически проходят и на днях в Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов». На экспозиции впервые представлены более 50 лучших светописных произведений французского фотохудожника из собраний Санкт-Петербурга и Москвы.
Как
оказалось, выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России
1860- х годов» завершает многолетний исследовательский проект Эрмитажа,
посвящённый изучению различных аспектов становления нового искусства.
Предшествующие выставки «Эпоха дагеротипа. Ранняя фотография в России» (2011) и
«Ателье “Светопись Левицкого”. Ранняя русская фотография в собрании
Государственного Эрмитажа» (2015) позволили в свое время посетителям музея
окунуться в атмосферу первых лет существования фотоискусства. И вот завершение
названного проекта.
Стоит подробнее рассказать кто же такой Ипполит Робийяр. Это французский художник, который был широко
известен в России в середине XIX века. Сначала он прославился как мастер
пастельного портрета, но настоящую известность приобрёл в первой половине
1860-х годов как фотограф, владевший одним из самых популярных фотоателье в
Санкт-Петербурге на Большой Морской.
В 1850-х
годах Робийяр играл заметную роль в культурной жизни Петербурга как популярный
портретист. Его обращение к светописи
объясняется не только увлечением новым искусством, но и тем, что публика стала
охладевать к пастельной живописи. Со второй половины 1850-х годов фотография
становится доступнее: широкий выбор камер и качественных расходных материалов
позволял быстрее освоить светописную технику и добиться вполне впечатляющих
результатов.
В
1861 году художник открыл фотографическое ателье на чердаке надворного флигеля
на Большой Морской, 52. В течение пяти лет он делал фотопортреты – отпечатки на
соленой бумаге, представителей высшего света и художественной элиты российской
столицы. Среди этих работ немало прекрасных в техническом отношении
снимков и ярких запоминающихся образов эпохи. Это фотопортреты таких личностей,
как князь и княгиня Потемкины, графы Сергей и Дмитрий Шереметевы, граф Алексей
Бобринский и другие.
И как все взаимосвязано в Эрмитаже. Там находятся комнаты, где в те же годы жила семья Александра 11 – это так называемая половина его жены-императрицы. Золотая и Малиновая гостиные, Синяя спальня, где героини с размещенных на выставке светописных портретов проводили свой досуг. Кроме императорской семьи здесь бывала и фрейлина Анна Тютчева, оставившая свои прекрасно написанные «Воспоминания», портреты ее самой и отца - великолепного поэта Федора Тютчева, также выполнены Робийяром.
С семьей Александра 11 у Робийяра сложились доверительные отношения и когда он стал нуждаться – хотя это трудно себе представить – мастер светописи, работавший для царской семьи и аристократических особ, мог испытывать денежные затруднения. Тем не менее, это так. Как рассказала куратор выставки, он вынужден был взять в долг у императора некую сумму, которую не в силах был отдать в оговоренный срок, затем наступили еще более сложные для него времена, и он вынужден был закрыть свое ателье и переехать в Шлиссельбург, где жизнь была дешевле, чем в Петербурге. Не стало этого мастера светописи в 1888 году. На выставке представлен предположительно его фотопортрет, но до конца неизвестно, он ли на нем запечатлен.
Посетители
выставки смогут познакомиться с личным архивом Ипполита Робийяра, в
котором сохранились уникальные документы, раскрывающие особенности деятельности
фотоателье. Большой интерес вызывают незавершённые работы мастера. Прежде
всего, заготовки для снимков в формате carte
de visite, (прообраз нынешних визиток), выполненные на тонкой солёной
бумаге и оставшиеся неразрезанными.
Выставку
«Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860‑х годов»
можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс
до 19 февраля 2023 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий