Завершается юбилейный год Петра 1. Каких только мероприятий не проходило в Петербурге к его 350-летию: выставки, лекции, концерты, экскурсии, спектакли. Одной из последних по времени стала премьера в ТЮЗе спектакля "Вечера с Петром Великим" по одноименному роману Даниила Гранина, постановка которого стала достойным завершением юбилейных мероприятий.
В свое время, когда вышел
из печати этот роман Даниила Гранина, он у многих вызвал интерес своим нетрадиционным
подходом к личности императора. В многих эпизодах он показан живым человеком со
своими слабостями и страхами, свершениями и открытиями. Затем появилась экранизация
романа, где Петра 1 отличо сыграл Александр Балуев, а теперь вот создан
спектакль Людмилой Манониной-Петрович,
которая получила эксклюзивное право на его постановку от дочери писателя М.Д.
Чернышевой-Граниной - она стала почётным зрителем на первом премьерном показе.
(Фото с репетиции)
Как и в романе действие спектакля
начинается со сцены, когда несколько отдыхающих санатория под странным
названием «Канюк» собираются вечерами на развалинах старого его корпуса и один из
них - учитель истории Виталий Молочков начинает рассказывать о своем видении
личности Петра 1. А вот дальше начинается фантасмагория. Он, находясь в одном и
том же облике, становится то Якобом Штелиным, который собирал после смерти
Петра 1 рассказы и воспоминания об императоре, а потом и самим Петром Великим.
По задумке режиссера-постановщика Людмилы Манониной-Петрович, единого в трех
лицах играет актер Валерий Зиновьев, которому особенно удался образ Якоба
Штелина, личности не столько известной, но именно собранные им воспоминания и
легенды легли в основу разнообразия красок в описании личности Петра Великого.
И все же детство царя показано в спектакле довольно тщательно. Прекрасно смотрится его мать царица Наталья в исполнении Василины Стрельниковой,
как большая птица защищающая своего 10-летнего сына – его роль трогательно исполняет Семен Толов. Мальчик в белой рубашечке – как символ того, что детская беззащитность, столкнувшись с жестокостью окружающих, может породить ту «жесточь», о которой потом говорил сам Петр 1.Молодого царя играет Александр Бобровский – его герой с горящими глазами в компании своих друзей смотрится не только разгульным гулякой. Умело показано, как из минимума декораций – а это перемещающиеся на роликах фрагменты ограды как будто Летнего сада, возникает то ботик Петра, то уже корабль и убедительно показана линия, о том, как от боязни воды Петр приходит к неостановимой тяге к морю. Как-то позабылось, что до его завоеваний у России был выход только к Белому морю и кусочку берега Каспийского.А вот сами завоевания большей частью не вошли в спектакль. Только штурм крепости, переименованной им в Шлиссельбург, пунктирно показан с упоминаем такой личности как швед Шлиппенбах, роль которого, также как роли Милославского, ученого-биолога Челюкина и Шафирова довольно изобретательно исполняет заслуженный артист России Сергей Шелгунов.Но большая часть спектакля посвящена личной жизни Петра, в которой основополагающее значение имели три женщины. Его первая любовь - Анна Монс в исполнении красавицы Анастасии Малаховой, любящая, но и расчетливая, изменница, но прощенная Петром и вышедшая замуж за Кайзерлинга. Его роль играет Кирилл Таскин, который исполняет еще роли судьи, чиновника и даже Якова Брюса. Тут уже может запутаться и взрослый зритель, но, впрочем, все свои образы актеры тасуют довольно ловко.Начало романа Петра и
Екатерины воплощено не так внятно, зато много внимания уделено трагичнейшему
эпизоду мистической смерти их сына Пети, Шишечки, как называли его в семье.
Горько плачет Екатерина – ее роль убедительно исполняет Янина Бушина, а сам Петр
– в этой части спектакля его играет уже Валерий Зиновьев, скупыми средствами,
но очень выразительно показывает, как три дня царь не выходил из комнаты, ничего
не ел и слышались его рыдания.
Запоминается и воплощенный
на сцене Денисом Гильмановым образ мастера Андрея Нартова, вместе с которым
Петр делал огромное паникадило из дерева, которое сейчас можно увидеть в Галерее
Петра Великого в Эрмитаже. В целом многое, о чем речь идет в спектакле,
детально можно лицезреть в нашем городе и эта связь личности императора и его
главного детища - Санкт-Петербурга, неразрывна.
Обращает на себя внимание эпизодическая роль царевны Софьи в исполнении Елизаветы Прилепской, хотя и показанная только в ходе сцены детства Петра.
Портрет Софьи взят из интернета
А вот сына Алексея в этом
спектакле нет совсем, как его матери, первой жены Петра Евдокии Лопухиной.
Безусловно, всей его супер насыщенной жизни в одном театральном действии не воплотить, но ведь нашлось время ввести в него и образ Екатерины Великой в исполнении Анны Дюковой
и архивной дамы в блестящем воплощении народной артисткой России Ирины Соколовой, которая появляется в первой сцене в архиве, а завершает спектакль эффектным монологом, из которого становится ясно, что она - это якобы состарившаяся Мария Кантемир.
Надо отметить, что все
женские роли актрисы исполняют в платьях соответствующей эпохи и это дает
необходимые краски в целом темной гамме оформления спектакля (сценография и
костюмы Анны Маркус).
Хочется надеяться, что после его просмотра, зрителям захочется кому перечитать, а кому-то прочесть впервые сам роман Даниила Гранина, дочь которого так высказалась об этой постановке:«.Я даже и не думала, что близость к тексту сделает спектакль таким интересным. Сила слова дает понимание того, что нет никакой разницы между нами и теми людьми, которые были рядом с Петром. Те же люди, те же чувства».
Комментариев нет:
Отправить комментарий