На экраны Санкт-Петербурга вышел фильм режиссера Мэрри Хэррон «Быть Сальвадором Дали», представляющий взгляд на биографию эпатажного художника в ярких деталях.
Сюжет картины разворачивается вокруг ряда событий двух лет - 1974 года, когда Сальвадор Дали — самый знаменитый и эпатажный художник на планете, готовит свою выставку в Нью-Йорке и 1985 год –завершение бурной жизни и возвращение к своим корням в Испании.
Все эти годы жизни уже престарелого художника – его роль сыграл обладатель премии «Оскар» и двух статуэток «Золотой глобус Бен Кингсли, подлинная власть в мире искусства в руках его жены Галы, роль которой исполнила Барбара Зукова – одна из самых известных в международном кинематографе немецких актрис. Гала - его муза, агент по продаже картин, спаситель, а временами мучитель и даже злой гений. Их страстный в первые годы жизни брак переживает не лучшие времена, а охваченный бурными эмоциями гений закатывает бесконечные вечеринки вместо занятий творчеством.Зритель все это видит глазами юного ассистента Джеймса, несостоявшегося художника, помощника галериста, где должна пройти вставка Дали. По всей видимости, в реальности такого человека в окружении знаменитого художника все же не было. Режиссер делает его чуть ли не главным героем фильма, по крайней мере исполнитель этой роли Кристофер Брини почти постоянно присутствует в кадре, что мне показалось несколько излишним.Итак, Сальвадор Дали должен готовиться к большой Нью-Йоркской выставке, а юный Джеймс ловко приставлен к нему владельцем галереи с молчаливого согласия Галы, которая в вихре своего романа с молодым музыкантом не всегда успевает воздействовать на мужа, чтобы он неукоснительно создавал новые шедевры.А Дали уже стар, и не только телом, его искрометная фантазия тоже вот-вот иссякнет. Юный помощник робко пытается его направить на работу над картиной, но она так и остается, похоже, незаконченной.
Зато Дали с первых дней общения затягивает юношу в водоворот великосветских вечеринок, в безумный мир рок-звезд и шоу-бизнеса того времени. Романы там закручиваются просто по взмаху ресниц красавиц. В том числе сам Дали окружен ими, и главной вступает позже ставшая очень известной Аманда Лир в исполнении Андреи Пежич.И вот в этом вихре вечеринок, как сейчас сказали бы, тусовочной жизни, Дали рассказывает своему помощнику о некоторых эпизодах своей молодости, в частности о возникновении отношений с Галой. В фильме это романтичная встреча на берегу моря, когда юный художник в исполнении Эзры Миллера очень хорош внешне, полон сил и сразу влюбляется в жену своего друга, может быть не самую красивую внешне, но очень притягательную молодую женщину.
Самого развития их отношений в фильме нет, зато показан эпизод рождения замысла может быть одной из главных картин Дали с часами. Молодой художник смотрит на круглый сыр камамбер и видит как он начинает плавиться, затем переводит взгляд на круглый циферблат часов и вот уже замысел его гениальной картины восторженно одобряет Гала. В этом смысле она безусловно сыграла ключевую роль в становлении чувства уверенности в Дали, что он гениален, хотя по ходу фильма есть эпизод - она жалуется Джеймсу, что когда-то в Париже никто не хотел покупать его картины, и она подолгу ходила и предлагала их всем.
Кстати, оказалось, что фильм снимался в отнюдь не в Америке. Съемки велись в период пандемии и картина снималась весной 2021 года в Великобритании, частности, в Ливерпуле и Северном Уэльсе, причем весь съемочный период занял всего 5 недель. «У съёмок в Великобритании было одно явное преимущество – британское правительство ввело схему страховки на случай ковида, – рассказал продюсер Крис Кёрлинг. – Была и ещё одна причина – мы нашли отель «Аделфи» в Ливерпуле, который можно было бы выдать за гостиницу в Нью-Йорке».
Действие завершающей части фильма переносит зрителя в обожаемый Дали город Кадакес. В этой области превалирует скалистый ландшафт, который нашёл своё отражение во многих работах художника. Вперемежку идут сцены юности художника в этих местах и его настоящего, когда неожиданный эмоциональный порыв заставляет его быстро забраться на высокую скалу и дирижировать там ветром.
Но все неуклонно меняется от романтической ностальгии до комического абсурда и глубокой печали, особенно когда в последние годы жизни супруги то отчаянно цепляются друг за друга, то готовы разорвать один другого. Особенно тяжело смотреть сцены смерти Галы, которая ушла раньше художника, и выполнение ее нелепого желания о похоронах в собственном замке, чтобы исполнить которое загримированное тело якобы еще живой жены художника везут в машине.
Не будем и мы судить великого художника, но посмотрев фильм «Быть Сальвадором Дали», который, конечно, нельзя назвать полностью биографическим, попытаемся понять истоки и мотивы его творчества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий