Как известно, в России надо жить долго, в том числе и монументам. Памятник Александру 111, установленный перед Мраморным дворцом, все-таки дождался своего звездного часа – к нему, наконец, приковано должное внимание.
В ходе пресс-тура журналистам рассказали о предреставрационных исследованиях памятника императору Александру 111.Этот памятник создавался скульптором Паоло Трубецким по заказу Николая II и членов императорской семьи в 1899-1906 годах. Особенность изваяния в том, что здесь император в отличие от парадных изображений показан реалистично и напоминает облик былинного богатыря. Общая высота памятника - 8,5 метра, на его отливку ушло 14,5 тонн бронзы.
А вот судьба его долгие годы складывалась неудачно. Утверждают, что он пришелся не по нраву Николаю 11, но все же был торжественно установлен в 1909 году на Знаменской площади около Николаевского ныне Московского вокзала в Санкт-Петербурге в память о том, что именно Александр III своим указом положил начало строительства Транссибирской магистрали. В отличие Николая 11, недовольного таким памятником отцу, вдовствующая императрица Мария Федоровна одобряла этот монумент мужу. К этому времени в народе Александр 111 получил
прозвище –«миротворец», так как за годы его правления Россия не была
вовлечена ни в один серьезный военный конфликт. То есть при восхождении
на престол в 1881 году император Александр Александрович стал правителем, которого
долго ждала Россия, измученная войнами и революционными движениями –
царем-миротворцем. Даже его враги, левые историки, пишут, что
«свои царские обязанности он исполнял умело и с достоинством».
Известный факт - когда однажды к нему
пришел министр иностранных дел со срочным докладом о европейских делах,
Александр 111 сказал свою эту знаменитую фразу: «Европа может подождать, пока
русский царь ловит рыбу».
В 1894
году царя-миротворца не стало, и тут же начал работать Комитет по организации конкурса
и сооружению ему памятника в Москве, а в 1899
году - специальная «Комиссия по проведению конкурса» для создания монумента в
Санкт-Петербурге. И вот что интересно, в московской комиссии работал Петр Николаевич
Трубецкой, а после его смерти в Россию из Италии вернулся его двоюродный брат
скульптор Паоло Трубецкой и только в марте 1900 года во втором туре конкурса
победил именно его проект этого памятника.
Александр III, изображённый в мешковатой одежде,
грузно сидящий на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям
об императорах. Но многие забывают, что он был ростом 193 см и плотного
телосложения. Его жена-императрица как
раз считала, что его образ соответствовал реальности.
Трубецкой изобразил царя в парадной генеральской форме периода его правления, в сапогах, шароварах и папахе, который кулаком правой руки упирался в бедро, а левой натягивал поводья коня. Но другие члены императорской семьи были им все же недовольны и так случилось, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника 23 мая 1909 года и приехал в Петербург позднее.
Выяснилось также, что даже изготовление бронзовой скульптуры выполнялась в Петербурге в отсутствии скульптора. Итальянский литейщик Э. Сперати монумент отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент был сделан из валаамского красного гранита.
Но наступил 1917 год и начались для него испытания, длившиеся 20 лет.
Eго cтали загораживать декоративной композицией, так как на площади не стихали различные демонстрации,
Далее стоял этот памятник с 1953 года во внутреннем дворе Русского музея, но во время ремонта корпуса
Бенуа статую Александра III накрыли деревянным колпаком. А в 1990-х его решили снова переместить и везли по Петербургу вот так:
В 1994 году эту конную статую установили на то место, где она находится по сей день — перед входом в Мраморный дворец, который стал филиалом Русского музея. И тут не обошлось без иронии судьбы— раньше на этом месте, перед музеем Владимира Ленина, стоял легендарный броневик «Враг капитала». Так знаки в очередной раз поменялись с минуса на плюс.
Но все эти 114 лет не проводились обследования и реставрация памятника, который все же претерпел некоторые изменения. Достаточно давно были утрачены поводья и кисть на эфесе шпаги императора. Начали с самого необходимого – обследования внешнего и внутреннего состояния памятника. Внешне – это в первую очередь заметные следы патины, характерные для бронзы.
Как сказала новый генеральный директор Русского музея Алла Манилова: «Реставрация будет сложной, и ей должны предшествовать серьезные исследования. Они начаты Русским музеем совместно с университетом ИТМО». По ее словам, часть работ проведена: сделаны химические, биологические исследования. В том числе изучаются технологии сцепления частей памятника, который состоит из шести частей.Ее дополнила заместитель гендиректора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, которая отметила, что монументу требуются восстановительные работы, о них говорят еще с 1950-х годов, однако памятник все же не в аварийном состоянии. Специалисты установили, что толщина отлива на частях памятника разная, так как работы проводились в двух мастерских.
Журналистам показали, как миниатюрная камера на
тонком стержне проникает в так называемое дренажное отверстие и на экране
монитора видно все, что внутри. То есть памятник как будто живой человек
проходит эндоскопическое обследование, проведут еще рентгеновские исследования,
чтобы понять, где есть истончения стенок, особенно в местах опор.
В ходе обследования уже выявлены неожиданные находки. "Там было несколько осиных гнезд, видно уже не первый год они облюбовали это место. Одно в голове лошади, другое в центральной части брюха" - рассказал Сергей Крипак, художник-реставратор художественной реставрации по металлу.
Видеоэндометрия, анализ металла в разных точках скульптуры, 3D-сканирование, фотограмметрия для создания цифровой модели и микропробы с поверхности, чтобы определить кристаллическую структуру старинной патины – проводятся в настоящее время.
А вот говорить о сроках самой реставрации пока рано. Нет даже оценки по их финансированию. И все же это настоящий "звездный час" для памятника с такой сложной судьбой.
P.S.
Комментариев нет:
Отправить комментарий