среда, 14 июня 2023 г.

Звездный час памятника со сложной судьбой

 Как известно, в России надо жить долго, в том числе и монументам. Памятник Александру 111, установленный перед Мраморным дворцом, все-таки дождался своего звездного часа – к нему, наконец, приковано должное внимание.

В ходе пресс-тура журналистам рассказали о предреставрационных исследованиях памятника императору Александру 111.

Этот памятник создавался скульптором Паоло Трубецким по заказу Николая II и членов императорской семьи в 1899-1906 годах. Особенность изваяния в том, что здесь император в отличие от парадных изображений показан реалистично и напоминает облик былинного богатыря. Общая высота памятника - 8,5 метра, на его отливку ушло 14,5 тонн бронзы.

А вот судьба его долгие годы складывалась неудачно. Утверждают, что он пришелся не по нраву Николаю 11, но все же был торжественно установлен в 1909 году на Знаменской площади около Николаевского ныне Московского вокзала в Санкт-Петербурге в память о том, что именно Александр III своим указом положил начало строительства Транссибирской магистрали. В отличие Николая 11, недовольного таким памятником отцу, вдовствующая императрица Мария Федоровна одобряла этот монумент мужу.

 К этому времени в народе Александр 111 получил прозвище –«миротворец», так как за годы его правления Россия не была вовлечена ни в один серьезный военный конфликт. То есть при восхождении на престол в 1881 году император Александр Александрович стал правителем, которого долго ждала Россия, измученная войнами и революционными движениями – царем-миротворцем. Даже его враги, левые историки, пишут, что «свои царские обязанности он исполнял умело и с достоинством». Известный факт -  когда однажды к нему пришел министр иностранных дел со срочным докладом о европейских делах, Александр 111 сказал свою эту знаменитую фразу: «Европа может подождать, пока русский царь ловит рыбу».
   

В 1894 году царя-миротворца не стало, и тут же  начал работать Комитет по организации конкурса и сооружению ему памятника в Москве, а в 1899 году - специальная «Комиссия по проведению конкурса» для создания монумента в Санкт-Петербурге. И вот что интересно, в московской комиссии работал Петр Николаевич Трубецкой, а после его смерти в Россию из Италии вернулся его двоюродный брат скульптор Паоло Трубецкой и только в марте 1900 года во втором туре конкурса победил именно его проект этого памятника.

В целом Паоло Трубецкой работал над скульптурой Александра III с 1899 по 1906 год, до отъезда за границу. Для создания монумента была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте неподалеку от Александро-Невской Лавры. Работал он долго и тщательно: им были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника. Скульптор долго выбирал натурщика – в результате из 18 претендентов на модель Трубецкой выбрал фельдфебеля Павла Пустова, который служил в дворцовом ведомстве. Фигуру лошади лепили с тяжеловесов породы першерон. Скульптор работал по 8-10 часов в сутки. Интересно, что, когда лошадь уставала, ее меняли на другую, а вот фельдфебель Пустов стойко позировал без замен. Сам скульптор говорил: «Портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём». 

Александр III, изображённый в мешковатой одежде, грузно сидящий на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. Но многие забывают, что он был ростом 193 см и плотного телосложения.  Его жена-императрица как раз считала, что его образ соответствовал реальности.

 Трубецкой изобразил царя в парадной генеральской форме периода его правления, в сапогах, шароварах и папахе, который кулаком правой руки упирался в бедро, а левой натягивал поводья коня.  Но другие члены императорской семьи были им все же недовольны и так случилось, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника 23 мая 1909 года и приехал в Петербург позднее.

 Выяснилось также, что даже изготовление бронзовой скульптуры выполнялась в Петербурге в отсутствии скульптора. Итальянский литейщик Э. Сперати монумент отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент был сделан из валаамского красного гранита.



 Тем не менее, как показали дальнейшие события в России сделан памятник был на совесть, раз выдержал 114 лет далеко не самого бережного отношения. Вернее, первые 8 лет он благополучно стоял на Знаменской площади и очень органично смотрелся между вокзалом с одной стороны и Знаменской церковью с другой.


 Но наступил 1917 год и начались для него испытания, длившиеся 20 лет.


 Eго cтали загораживать декоративной композицией, так как на площади не стихали различные демонстрации,



в 1919 году на пьедестале разместили издевательские строки из стихотворения "Пугало», Демьяна Бедного, а к 10-летию революции и вовсе памятник Александру III поместили в железную клетку. Рядом с ним построили винтовую башню, огромное колесо и две мачты с буквами СССР с серпом и молотом.

Но и этого показалось мало – в 1937 нашелся повод памятник демонтировать, якобы для реконструкции площади. К счастью, его все же не переплавили, а в 1939 году передали Русскому музею и разместили в Михайловском саду.

 Это было очень логичное решение – так как до революции это был Русский музей Александра 111. Но и дальше его продолжали беспокоить. Есть фото, где он лежит на боку и рядом с ним какие-то люди. Началась война, монумент решили спрятать под землю как многие другие скульптуры и даже вырыли большую яму, но не осилили его в нее спустить, зато вёдрами и мешками наносили песок с барж, стоящих на Мойке. Удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами. Но тут новое испытание –  прямое попадание артиллерийского снаряда, но укрытие выдержало.

Далее стоял этот памятник с 1953 года во внутреннем дворе  Русского музея, но во время ремонта корпуса Бенуа статую Александра III накрыли деревянным колпаком. А в 1990-х его решили снова переместить и везли по Петербургу вот так:

В 1994 году эту конную статую установили на то место, где она находится по сей день — перед входом в Мраморный дворец, который стал филиалом Русского музея. И тут не обошлось без иронии судьбы— раньше на этом месте, перед музеем Владимира Ленина, стоял легендарный броневик «Враг капитала». Так знаки в очередной раз поменялись с минуса на плюс.

Но все эти 114 лет не проводились обследования и реставрация памятника, который все же претерпел некоторые изменения. Достаточно давно были утрачены поводья и кисть на эфесе шпаги императора. Начали с самого необходимого – обследования внешнего и внутреннего состояния памятника. Внешне – это в первую очередь заметные следы патины, характерные для бронзы.

Как сказала новый генеральный директор Русского музея Алла Манилова: «Реставрация будет сложной, и ей должны предшествовать серьезные исследования. Они начаты Русским музеем совместно с университетом ИТМО». По ее словам, часть работ проведена: сделаны химические, биологические исследования. В том числе изучаются технологии сцепления частей памятника, который состоит из шести частей.


Ее дополнила заместитель гендиректора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, которая отметила, что монументу требуются восстановительные работы, о них говорят еще с 1950-х годов, однако памятник все же не в аварийном состоянии. Специалисты установили, что толщина отлива на частях памятника разная, так как работы проводились в двух мастерских.

Журналистам показали, как миниатюрная камера на тонком стержне проникает в так называемое дренажное отверстие и на экране монитора видно все, что внутри. То есть памятник как будто живой человек проходит эндоскопическое обследование, проведут еще рентгеновские исследования, чтобы понять, где есть истончения стенок, особенно в местах опор. 


В ходе обследования уже выявлены неожиданные находки. "Там было несколько осиных гнезд, видно уже не первый год они облюбовали это место. Одно в голове лошади, другое в центральной части брюха" - рассказал Сергей Крипак, художник-реставратор художественной реставрации по металлу.

Видеоэндометрия, анализ металла в разных точках скульптуры, 3D-сканирование, фотограмметрия для создания цифровой модели и микропробы с поверхности, чтобы определить кристаллическую структуру старинной патины – проводятся в настоящее время.



А вот говорить о сроках самой реставрации пока рано. Нет даже оценки по их финансированию. И все же это настоящий "звездный час" для памятника с такой сложной судьбой.



P.S.
 На мой взгляд, из-за высоты постамента - до революции он достаточно высокий, а на сегодняшний день в несколько раз он ниже, сам памятник смотрится более тяжеловесно. Но задать вопрос о том, будет ли высота постамента  пересматриваться в ходе реставрации, пока не представляется возможным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий