вторник, 6 июня 2023 г.

Это наши дети, Господи…

На киноэкранах России все больше фильмов о том, как взрослеют наши дети, с чем им приходится сталкиваться в сегодняшней жизни, насколько помогают, а иногда отягощают их нелегкое взросление, близкие люди. Три из таких фильмов были показаны в рамках кинофестиваля «Виват кино России» и вышли в прокат.



Первые два кинофильма «Доктор» и «Здоровый человек» были в конкурсной программе и один под названием»14+ Продолжение» был показан вне конкурса на закрытии фестиваля.

Кинокартина под названием «Доктор» показывает будни детской психиатрической больницы.  В одну палату поступают разные мальчики: один полностью ушел в мир виртуальной реальности компьютерных игр и решил, что превратился в Существо, второй по вине отчима, увлекся идеями нацизма, третий, ребенок из благополучной семьи, расхотел жить и попытался шагнуть с балкона, а кто-то – просто молчит и всех ненавидит. Есть и девочка, также не испытывающая желания жить. Все дети – подростки 12-16 лет, и работают с ними разные люди, но главный для всех, причем совсем не по должности, Доктор Христофоров в блестящем исполнении Сергея Пускепалиса.

Это одна из последних его ролей в кино – актер погиб год назад в автокатастрофе, и он считал ее настолько важной, что на значительное время отвлекся от своего руководства театром, а также от других ролей в фильмах. Как рассказал режиссер этой кинокартины Артем Темников, для которого этот фильм стал дебютным, работа над сценарием шла долго, денег на съемки не было, но когда его прочел Пускепалис, он не только дал согласие на исполнение очень трудоемкой главной роди, но и сделал все, чтобы фильм был запущен в производство. А его герой в фильме сделал все, чтобы ему поверили юные пациенты. Он не просто их лечит, он старается понять каждого, истоки их недугов, когда еще можно что-то поправить даже просто добрым словом и пониманием того, что происходит в душах подростков. Так, мальчик, который в гневе начинает душить своих соседей по палате, оказывается мучается от нереализованной любви к матери, несмотря на то, что она повинна в смерти его отца. Доктор едет с ним в колонию даже с риском потерять работу. А девочка, которую не любит мать за то, что в ожидании этого ребенка ее бросил мужчина, теперь ненавидит мать и весь мир, и Доктор просто уговаривает ее начать рисовать, потом откровенно разговаривает с матерью. И девочка тоже оттаивает, находит в больнице себе друзей.

На медицинском совете герой Пускепалиса пытается донести до коллег, что надо в первую очередь психологически лечить родителей их пациентов, которые довели подростков до такого психического состояния, начинать нужно с них, причем помощь, возможно, требуется почти каждой семье. Он подвергает сомнению ранее поставленные диагнозы, преодолевает бюрократические препоны, собственные проблемы и сомнения, сопротивление юных пациентов, непонимание любимого человека – заведующей стационаром Маргариты. Он всем пытается доказать главное - что детей надо любить всей душой, стараться понять их за частоколом своих собственных бед и трудностей. Доктор Христофоров детей вытаскивает из мрака надвигающихся пограничных состояний, но его собственное сердце не выдерживает такие нагрузки, а у него еще и мама с деменцией умирает и последние кадры фильма очень тяжелые - его герой, уволенный из больницы за поездку с пациентом в колонию к матери, умирает на снегу от сердечного приступа – у него не выдержало сердце. Грустно, больно, страшно, что только ценой смерти он смог доказать свою правоту и спас подростков, уже скатывающихся в безумие.





В фильме «Доктор» снимались как дети с настоящими диагнозами, так и ребята из российских детских домов. Сценарий написан по реальным историям болезни современных подростков.

                                  ххх

Фильм «Здоровый человек» несколько о другом – он о физически больных детях, которых преследует онкология. Вернее, о том, как успешный ведущий спортивных новостей на телевидении Егор Тихонов (его роль играет Никита Ефремов – третий в поколении актеров Ефремовых) после трагического события, когда он спасает от побоев незнакомую девушку, которую потом все равно убивают, принимает решение изменить свою привычную жизнь. Он отправляется на поиски себя: становится волонтером в детской больнице, пытается развлекать тяжело больных детей, и очень сильно привязывается к одному из них – мальчику-подростку с солнечной улыбкой. Он начинает заботиться о нем, в том числе и материально, несмотря на то, что с головой погрузившись в волонтерство, теряет свою высокооплачиваемую работу и начинаются серьезные разногласия с женой, которая ждет второго ребенка.





В больнице он встречает девушку-волонтера, которая понимает его, как никто другой. А в прежней, внешне счастливой жизни, остались жена и когда-то любимая работа. Но главный герой пытается приблизиться к осознанию смысла своего существования. Егор пытается помогать и в поиске пропавших людей, и даже сам находит одного из детей, но, когда они так и не успели найти пропавшую девочку, и она погибла, парень понимает, что это ему не по силам. Но в больницу к детям с онкологией он продолжает ходить,

 только от безысходности начинает пить, снимает нищенскую комнату и чуть было не погибает, когда в дурмане ему привиделась та самая погибшая от побоев девушка.



 Егор выпадает из окна, но остается жить, возвращается к семье и поначалу не может найти в себе силы навестить своего подопечного подростка. Тот уже совсем плох, солнечную улыбку стер страшный недуг, и сделать уже ничего нельзя, но нашедший в себе силы поддержать его Егор и мама мальчика, все понимая, еще пытаются дать надежду больному, а Егор понимает, что смысл его жизни – помогать людям.

Интересно, что режиссер этого фильма Петр Тодоровский-младший – тоже третий в династии режиссеров Тодоровских.

                                  ххх

И третий фильм, который является продолжением первого под названием «14+», снятого несколько лет назад режиссером Андреем Зайцевым, внешне вроде бы простой.


 Главный герой в первом фильме 14-летний подросток, а в картине «14+.Продолжение» это уже 18-летний студент Леша, хороший парень, влюбляется, проводит время с друзьями, но в отличие от них все время думает – а зачем все это.


 В первом фильме показана история его первой любви, а во втором он видит свою бывшую девушку уже снимающейся актрисой, которой совсем не нужна его юношеская любовь. Но тут же встречает яркую и открытую Настю, которая переворачивает его привычный мир. Она суетливая, взбалмошная, но очень искренняя и неравнодушная.


А дальше начинается типичное самокопание героя- первокурсника – зачем не интересная учеба в институте, выбранном мамой, только чтобы он не попал в армию. Через это проходят очень многие – самые благоразумные все же дотягивают до диплома, а не малая часть бросают институты.

В фильме эта история обыграна в трагикомических тонах. Леша в исполнении актера Глеба Калюжного любит свою маму, но и боится ее. Не решаясь ей сказать, что институт он бросил, разыграет такую сцену, где режиссер Андрей Зайцев превзошел сам себя, особенно, когда мать начинает его учить как надо вести себя на медкомиссии в военкомате, где член этой комиссии, можно сказать, ее человек. Они комично во время ремонта в квартире репетируют его речь в военкомате, он все понял, но…




 
 С ним на медкомиссии двое его друзей, также решивших пойти в армию вместо учебы, а он вдруг заявляет, что абсолютно здоров и готов служить.




 И так все это сыграно в двух взаимоисключающих жанрах, что можно только поаплодировать исполнителям ролей его мамы – Ольга Озоплапиня и ее друга-члена медкомиссии в исполнении Дмитрия Блохина.


Немного о временных акцентах. О планах снять фильм было объявлено летом 2019 года. Съёмки стартовали в Москве в июне 2021 года и продлились до осени. Планировалось, что фильм выйдет в прокат в 2022 году, но выход на экраны кинотеатров России состоялся только в мае 2023 года.

Все три названных фильма о подростках стоит посмотреть, ведь это наши дети и внуки, Господи!

 

 

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий