вторник, 18 июля 2023 г.

Мятежно жил, ушел внезапно, но в памяти людей остались роли, голос, встречи

 Сначала перечислим премии, которые этот человек получил в 2000-х годах:  лауреат двух национальных театральных премий «Золотая маска» (2000, 2001), трёх высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1998, 2011, 2012) и премии Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (2010).

И кто же это?

Вы удивитесь, но это великолепный и неудобный, талантливый и мятежный, сменивший множество театральных коллективов и вообще профессий, актер Сергей Дрейден.  



 Этот высокий, как говорят в России, долговязый, артист мне лично особенно ярко запомнился с его появления на экране в фильме Юрия Мамина «Окно в Париж» в 1992 году. Это был странный во всех смыслах персонаж, шагнувший из Ленинграда в Париж вместе с детской музыкальной группой. Все мы тогда бредили Парижем, только начинали туда выезжать, а тут люди шагнули просто в окно и там оказались. Чудо, как и появление этого актера на экране.


Фамилии его тогда я не запомнила и только сейчас узнала, что в титрах она стояла не родная - Сергей Дрейден, а псевдоним – Донцов. Как и в более раннем фильме «Фонтан» Юрия Мамина с этим актером в одной из главных ролей. Кстати, она не выдумана – это фамилия его деда по матери.

Сразу оговорюсь, что согласно Википедии об этом актере, у него было множество ролей, в основном эпизодических, в других фильмах, но поскольку пишу о своих впечатлениях, то о более ранних ролях Дрейдена не упоминаю. О них можно прочесть здесь.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0








Затем я стала узнавать его голос в различных озвучиваниях циклов по истории Петербурга и России и в титрах уже стояло - Сергей Дрейден.


Следующая моя запомнившаяся телевизионная творческая встреча – его бесподобный персонаж в знаменитом «Русском ковчеге» Александра Сокурова. Как вкрадчиво он движется по залам Зимнего дворца в образе маркиза де Кюстина, как точно характеризирует многочисленных персонажей прошлых веков.

А вот моих личных театральных впечатлений от его великолепной игры было всего два, зато какие. Примерно, в 2010 году мне довелось посмотреть в нашем ТЮЗе спектакль «Король Лир» с его участием. И это был настоящий фейерверк –творческий, эмоциональный, многогранный. Несмотря на то, что спектакль был поставлен авторами с джазовым сопровождением – а я далеко не любитель осовременивания классических пьес, здесь меня как зрителя все устроило. Несчастный и великий в своих лохмотьях король Лир на фоне предательства дочерей помнится как яркий образ до сих пор.




 Была и вторая встреча с творчеством Дрейдена на подмостках ТЮЗа – это постановка под названием «Вино из одуванчиков, или Замри» по повести Рэя Брэдбери, выпущенная еще в 2014 году режиссером Адольфом Шапиро, где так блистательно Дрейден. играет роль старого вояки. Причем сама премьера прошла задолго до этого, я ее смотрела пару лет назад уже как воспроизведение чуть ли на один раз оной постановки с фактически показанным бенефисом двух превосходных петербургских актеров – Сергея Дрейдена и Ирины Соколовой. Мой отзыв об этом спектакле здесь в блоге https://vagantelatero.blogspot.com/2021/12/blog-post_21.html




А вот где я его не видела – так это в БДТ в постановке Андрея Могучего, в третьем спектакле его цикла по Юрию Олеше — «Три толстяка: Эпизод 7. Учитель». Он был признан лучшим драматическим спектаклем большой формы по версии российской театральной премии "Золотая маска-2022".  Жалею до сих пор, что его не посмотрела, придется набираться ума-разума в интернете.


А дальше было известие о внезапной смерти актера в Финляндии 8 мая 2023 года на 82-м году жизни и страшный рассказ о том, как почти месяц тело не могли ввезти из Суоми, чтобы похоронить в Санкт-Петербурге. Страшно и горько было читать о мытарствах и после смерти, зная, как мыкался он в первые годы по разным театрам и даже географическим точкам.


Но все проходит, прошло и это. Тело доставили в его родной город, 5 июня дали попрощаться всем желающим в самом театре БДТ, и с миром захоронили урну с прахом. Очень жалела, что не смогла пойти на прощание, зато увидев, что на 40 дней со дня смерти в музее Ахматовой будет проводиться прощальный вечер с участием знавших его коллег и друзей, а вход для всех остальных просто по регистрации, туда смогла попасть.


                                                     ххх

В черном-черном зале – давно не была в этом музее, поэтому не поняла всегда ли он теперь существует в таком антураже, сидели под портретом актера организаторы вечера –  Марина Дмитриевская и Галина Артеменко, а друзья и коллеги вспоминали актера и встречи с ним.


Так главный редактор журнала «Звезда» Андрей Арьев рассказал о первых ролях Дрейдена. В частности, как к одной из них, роли Одиссея, он написал стихотворные строки, вспомнил, как складывались по-разному его отношения с режиссерами - Голиковым, а потом Петром Фоменко в театре Комедии. «Не все соответствовало его актерской природе, но он прожил прекрасную эпоху, когда сформировался как актер и как человек» - сказал он.

Очень тепло говорила о нем знавшая его с младых лет его ровесница-художница.  Одно время они вместе работали на Ленфильме и их связывало с ним рисование. Она дома устраивала рождественский спектакль и Дрейден был сначала единственным зрителем и  судьей. Затем он стал им помогать мимически и этот спектакль показали в Музее Ахматовой. «Еще он писал акварели, это было очень профессионально и похоже на японскую живопись – сказала она. -  Особые отношения у него были с собакой Тишей, он любил ее не меньше жены». И прочла стихотворение Тонино Гуэрры «Страшный рай» с такими строками: «… Но если там и вовсе нет животных….. каков же рай?» А на прощании с актером ее поразила толпа людей, которые шли прощаться с ним на сцену БДТ.  «Видимо, случилось так, что Сергей сказал каждому доброе слово в жизни» - сказала она. И закончила снова стихотворными строками: «Исчезнет мир, когда исчезну я?...  Нет, будет мир существовать». 



      Режиссер   Эмиль Копелюш прислал записанное видео о встречах с ним, рассказав, как он не любил работать в штате театров, так как обожал свободу в жизни. Однажды на даче в Вырице они играли в лото, Дрейден был ведущим, и превратил эту игру в экстремальный театр. «Это было агрессивно смешно, напоминало фантастический театр, ГДЕ ИЗ БЕССМЫСЛИЦЫ РОЖДАЕТСЯ УДАРНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.  Было ощущение огромного горизонта от его игры, даже при исполнении маленькой роли» - сказал он.  


Отличный ролик получился у Юрия Мамина – прямо короткий документальный фильм с включением отрывков из фильмов.



«Я был и до встречи с ним в восторге от свободы, остроумия и пластичности его игры, исполнения ролей темпераментно, весело и заразительно. Характеры он всегда создавал живые и достоверные – рассказывал он.  -  Первую роль предложил ему в фильме «Фонтан», работать с ним было на редкость легко. Затем мы встретились с ним над работой в моей картине «Окно в Париж». Его роль петербургского интеллигента, бессеребренника  переживет нас, как свидетельство выдающегося таланта этого необыкновенного актера».

                 

Очень трепетно о Сергее Дрейдене рассказывала художник и режиссер Ирина Евтеева, монтирующая сейчас свой новый фильм «Отель Онегин», в анимационной манере с включением эпизодов с участием самого Сергея Дрейдена.  Так вот, по ее словам, произошла мистическая история, когда она вдруг решила записать озвучивание его роли заранее – до окончания монтажа.  Теперь, когда актера нет в живых, у них есть запись озвучивания его роли и это настоящее чудо. «Так как читает закадровый текст Дрейден, не читает никто, в этом проявляется душа» - утверждает Ирина Евтеева.



Были и другие прекрасные выступления на этом вечере памяти, а он там, где находится сейчас, думается, с радостью их воспринимал.



А главное чудо еще в том, что мы в любой момент можем найти в интернете фильмы с его участием, записаны и последние его спектакли – так в день прощания с Сергеем Дрейденом в БДТ  показали запись его последнего спектакля в этом театре, который он должен был сыграть, но он умер...    И так бывает в жизни… Вечная ему память!

А мы будем помнить его таким.



Комментариев нет:

Отправить комментарий