суббота, 23 сентября 2023 г.

Украсть Рафаэля – попытка №2

 И снова итальянцы в «Родине» и на экранах других кинотеатров Санкт-Петербурга. Фильм «Украсть Рафаэля», снятый Лукой Тровеллези Чезана, это его вторая картина, связанная с именем великого художника. Создан он в комедийном стиле по некомедийной идее – намерении злоумышленников украсть шедевр «Немая», но, если первая картина под названием «Рафаэль. Добрый гений» – это практически биографический рассказ о его творчестве, то вторая – полет художественной фантазии.


Мировая премьера состоялась на 78-м Венецианском кинофестивале, а в Каннах на World Film Festival «Украсть Рафаэля» был объявлен «Лучшим иностранным фильмом».


Режиссёр Лука Тровеллези Чезана в прошлом снял несколько документальных работ, в том числе о живописцах эпохи Возрождения: «4 лица Моны Лизы» и фильм «Рафаэль. Добрый гений». Любопытно, что оператор «Украсть Рафаэля», Диего Моррези, также вместе с режиссёром Лукой Тровеллези Чезана работал над его первым фильмом. Их сотрудничество привело к тому, что и во второй картине есть специфические искусствоведческие черты, но их не так много. Хотя между фильмами есть  определенная связь.


В фильме, посвящённом подготовке повторной кражи картины Рафаэля, рассказывается в том числе и нашумевшая реальная история о том, как в 70-ые годы прошлого века группа грабителей выкрала несколько знаменитых картин, среди которых была работа Рафаэля «Немая». В новом фильме Лука Тровеллези Чезана развивает эту тему.

 Вначале он знакомит зрителей с грабителем по имени Энцо (Ивано Марескотти), совершившим ту кражу и отсидевшим за это преступление рекордные 40 лет.



 Тот совершенно не горит желанием повторить кражу, как думает молодая женщина-прокурор, но у него выросла за эти годы молодая амбициозная красавица-племянница Илария (Беатрис Айелло). 




Именно к ней обращается заказчик на покупку знаменитой картины «Немая», и она начинает уламывать своего дядю повторно взяться за кражу века. Только вот в отличие от серьезных намерений, все действия выглядят несколько поверхностными, несмотря на то, что режиссер показывает, как это ограбление могло бы выглядеть в наше время.

Итак, уже пожилому, бывшему вору Энцо предлагают выкрасть картину заново, обещая за это баснословные деньги. «Немая» – это портрет неизвестной женщины, написанный Рафаэлем во флорентийский период.


Говорят, что эта картина, по мнению экспертов, манерой изображения и магнетизмом загадочного взгляда конкурирует с «Моной Лизой». Энцо по-началу отказывается красть шедевр самостоятельно, но в конце концов соглашается руководить подготовкой, а его племянница для осуществления плана собирает разношерстную группу. Кого в ней только нет: мулатка- студентка компьютерщица и ее худосочный недотепа- поклонник, а также бывший подельник Энцо (Уго Дигеро), которого тот не выдал, когда был осужден за кражу.


Причем этот персонаж стал за прошедшие годы священником, но решил все же изменить сану, чтобы разбогатев, якобы тратить свое богатство на благотворительность. Остальные участники группы менее колоритны, некоторые просто нелепы, но само преступление задумано все же несколько оригинально.

Итак, почти все участники не опытные преступники, а мелкие нарушители, которые решаются на крупную аферу, но главную ставку делают на того самого недотепу, который должен сутки продержаться под банкеткой в зале с картиной. И …

Пока смотришь этот фильм, невольно вспоминаешь другие картины, связанные с кражами произведений искусства: «Ва-банк», «Ограбление по…». Вполне возможно, автор вольно или невольно копирует или интерпретирует некоторые их эпизоды. Но на чистую пародию это все же не похоже.

Второй момент, несмотря на всю тяжесть готовящегося преступления, фильм кажется легким, его герои калейдоскопичны, очень по-итальянски беспечно решают свои проблемы и недраматично воспринимают даже самые главные просчеты. Еще в картине нет ни погонь, ни драк, ни перестрелок, но все время сохраняется интрига. Так что это не совсем детектив, скорее легкая комедия без ярко выраженного стиля экшен, хотя интерес к тому, как же они все это провернут, все время растет. Финал довольно неожиданный, даже в некоторый степени нелепый, что для итальянской комедии вполне допустимо. Но серьезность намерений –  подготовка кражи шедевра за миллионы евро, настолько не стыкуется с образами горе-похитителей, что вызывает вопросы.

При этом, концовка – красавица Илария плывет на моторке с миллионами евро в двух сумках, довольно красноречива. А вот что будет после - остается за кадром…




Фильм снят в итальянском регионе Марке и насыщен красивыми планами: старый город, древние постройки, храмы, виды с высоты птичьего полёта делают его для зрителей еще более привлекательным, чем просто история о готовящейся краже картины.




Это особенно важно сейчас, когда мы так скучаем по Италии, по ее красотам и достопримечательностям, а постоянно показываемая на экране картина «Немая» Рафаэля, которую не так просто увидеть в ее родном музее или на выставках, дает возможность еще раз встретиться с творчеством великого Рафаэля. Пусть пока только на экране кинотеатра. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий