вторник, 12 декабря 2023 г.

Эрмитаж-2023 в цифрах, фактах и впечатлениях

  


Дни Эрмитажа, традиционно проходящие ежегодно в Санкт-Петербурге в первой декаде декабря, в этом году оказались очень насыщенными.




«В 2023 году Эрмитаж посетили около 2,8 миллиона человек, музей провел 40 выставок за год, семь из которых организовали в центрах Эрмитажа в других городах. Бюджет музея составляет 5,6 миллиарда рублей, из которых 1,8 миллиарда являются собственными доходами Эрмитажа» – сообщил Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции, посвященной итогам 2023 года. В ходе выступления он также отметил, что около 30 процентов посетителей приобрели льготные билеты. Один раз в месяц пенсионеры имеют право на бесплатный вход в музей, а 7 декабря, когда отмечается День рождения Эрмитажа, бесплатный вход в музей для все категорий посетителей.

Дело в том, что 7 декабря Государственный Эрмитаж торжественно празднует День святой Екатерины, в честь которой названа при крещении основательница музея императрица Екатерина Великая. Только за один этот день в 2023 году его бесплатно посетили 12 тысяч любителей искусства, а в целом продолжительность Дней Эрмитажа в этом году с 4 по 13 декабря.

Кроме того, за  уходящий год музей провел 35 тысяч экскурсий, 500 лекций, 21 конференцию.

Выступая перед журналистами директор Эрмитажа отметил: «Под крышу “подходит” здание Эрмитажной библиотеки, которая строится в «Старой Деревне» ‒ 13 этажей. Оно будет очень важным элементом нового Санкт-Петербурга, который создается в той части города. В свое время карниз Зимнего Дворца был высотным регламентом Санкт-Петербурга, теперь высотный регламент немножко другой, и мы в нем участвуем, потому что, в «Старой Деревне», существует полноценный второй Эрмитаж. Это десять зданий, площадь и памятник, который перекликается с Александровской колонной. Есть два Эрмитажа в Санкт-Петербурге, и еще два ‒  «земной» и «небесный». На вопрос о здании Биржи, он ответил: «Биржу никто брать не хотел, и мы ее спасли. Будет финансирование, и она будет восстановлена».  После завершения всех работ там хотят открыть музей геральдики.

Центральным событием Дня Святой Екатерины стала торжественная церемония открытия масштабной выставки в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца  – « Салоны» Дени Дидро. Выставки современного ис5усства в Париже ХV111 века». Этот совместный проект Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина знакомит с выставками французской Королевской академии живописи и скульптуры, получивших название Салонов и их критическими обзорами, сделанными знаменитым философом и мыслителем эпохи Просвещения Дени Дидро (1713–1784).



Аванзал в час ее открытия чуть ли не трещал по швам. Кроме представителей очень многих музеев на церемонии присутствовала даже делегация из Омана вместе с их принцессой.

Сама выставка поражает обилием выгородок с конкретными датами выставок и представленными материалами, а то как выглядели сами Салоны во времена Дидро можно понять по изображению Пьетро Антонио Мартини «Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году».


Представленные в Николаевском зале Зимнего дворца произведения искусства воссоздают атмосферу парижских Салонов XVIII столетия – периодических публичных выставок, инициированных французской Королевской академией живописи и скульптуры в 1667 году при Людовике XIV. Экспонаты выставки раскрывают важнейшие страницы, начиная с предыстории появления Салонов в XVII веке вплоть до XIX столетия, не ограничиваясь выставками, которым посвятил свои статьи Дени Дидро в период с 1759 до 1781 годы.




Экспозиция включает более 200 произведений, среди которых картины и рисунки таких прославленных художников, как Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар, Жан-Батист Грёз, Карл Ванлоо, Клод Жозеф Верне, Юбер Робер, Жан-Батист Симеон Шарден, Никола Ланкре и Жак Луи Давид; скульптура работы Жан Антуана Гудона, Этьена Мориса Фальконе и его ученицы Мари-Анн Колло, создавшей мраморный портрет Дени Дидро. Гравюры и рисунки, медали, предметы декоративно-прикладного искусств, а также свидетели эпохи – книги и рукописи, как самого Дидро, так и его современников, связанные с Салонами XVIII века передают панораму французского искусства XVIII века от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия.




Особенно запоминаются картины Греза, которого так ценил Дидро, а также так называемый «Воображаемый кабинет», который представлен на выставке, причем подбор предметов для него искусно создан из экспонатов самого Эрмитажа. Не даром Михаил Пиотровский не преминул заметить: «Дидро, был советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что, всякая выставка о Дидро – об Эрмитаже тоже».




Однако, автором концепции выставки является Анна Сулимова, заведующая Отделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, хранитель французской живописи XVI – первой половины XIX веков.

И данная выставка сначала прошла именно в этом московском музее, а ныне ее можно посмотреть в Эрмитаже. И даже попробовать сравнить оформление этих двух выставок по фото Ниже фото с московской выставки в Пушкинском музее.





Еще одна выставка, которую мне удалось посмотреть в этот день,  называется «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана», где подлинные изделия Севрской мануфактуры представлены рядом с искусными подражаниями и подделками. Эта выставка в так называемой Синей спальне Эрмитажа подана очень необычно. Всего там показано более полутора сотен предметов: вазы, образцы посуды и фарфоровая пластика. В их числе: те, вещи, что несомненно выполнены на Севрской мануфактуре в период её расцвета, в XVIII – первой половине XIX века, затем предметы, изготовленные мастерами Севра в начале ХХ века по формам XVIII столетия, кроме того представлены изделия Императорского фарфорового завода и мануфактуры князя Николая Юсупова в Архангельском, созданные в подражание севрским оригиналам, а также сомнительные работы, происхождение которых до сих пор вызывает вопросы и, наконец, фальсификации, изготовленные на французских и европейских заводах с единственной целью – ввести в заблуждение.

                                               Это Севр

А это нет
Главная задача этой экспозиции – продемонстрировать разницу между шедеврами Севра и подражаниями им. Но авторы выставки добились того, что посетители прямо-таки с азартом погружаются в подробное чтение табличек к экспонатам, стремясь в том числе самостоятельно разгадать – где оригинал, где доделка, а где и подделка среди выставленных вещей в витринах.



Эти все три предмета - Севрский фарфор

А есть еще и каталог, пока только на самой выставке, где можно подробно все почитать и погрузиться в мир прекрасных форм старинного фарфора.

Дни Эрмитажа еще идут, и выставки множатся. Стоит еще увидеть открывшуюся в эти же дни в Главном штабе выставку-инсталляцию «„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт», где перед зрителем раскрывается мир эпохи барокко. Там же выставка «Оманская империя: Азия и Африка» в Зале Омана в Эрмитаже».

В завершающий день на постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». Эпоха императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны» открываются новые залы. Экспонаты рассказывают о развитии петровских преобразований в искусстве и культуре России в период царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (1730–1761).

А еще два дня подряд на Дворцовой площади шло Мультимедийное шоу и конкурс СТРАНА СВЕТА, когда фасад Главного штаба, площадью 6700 кв. метров, превращался в один из самых масштабных широкоформатных экранов и с помощью десятка световых лучей создавался уникальный видеоконтент.

Такими вот разноплановыми выдались в этом году Дни Эрмитажа, в ходе которых еще было поздравление с 79-летием Михаила Пиотровского от президента РФ. Как символично, что с 1992 года занимающий пост главы Эрмитажа великолепный Михаил Пиотровский рожден 9 декабря и все эти годы именно в Дни Эрмитажа проходят и его личный праздник, и праздник всего Санкт-Петербурга.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий