Дни
Эрмитажа, традиционно проходящие ежегодно в Санкт-Петербурге в первой декаде
декабря, в этом году оказались очень насыщенными.
«В
2023 году Эрмитаж посетили около 2,8 миллиона человек, музей провел 40 выставок
за год, семь из которых организовали в центрах Эрмитажа в других городах. Бюджет музея составляет 5,6 миллиарда рублей,
из которых 1,8 миллиарда являются собственными доходами Эрмитажа» – сообщил Генеральный
директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции, посвященной итогам
2023 года. В ходе выступления он также отметил, что около 30 процентов
посетителей приобрели льготные билеты. Один раз в месяц пенсионеры имеют право
на бесплатный вход в музей, а 7 декабря, когда отмечается День рождения
Эрмитажа, бесплатный вход в музей для все категорий посетителей.
Кроме того, за уходящий год музей провел 35 тысяч экскурсий,
500 лекций, 21 конференцию.
Выступая перед журналистами директор Эрмитажа
отметил: «Под
крышу “подходит” здание Эрмитажной библиотеки, которая строится в «Старой Деревне»
‒ 13 этажей. Оно будет очень важным элементом нового Санкт-Петербурга, который
создается в той части города. В свое время карниз Зимнего Дворца был высотным
регламентом Санкт-Петербурга, теперь высотный регламент немножко другой, и мы в
нем участвуем, потому что, в «Старой Деревне», существует полноценный второй Эрмитаж.
Это десять зданий, площадь и памятник, который перекликается с Александровской
колонной. Есть два Эрмитажа в Санкт-Петербурге, и еще два ‒ «земной» и «небесный». На вопрос о здании
Биржи, он ответил: «Биржу никто брать не хотел, и мы ее спасли. Будет финансирование,
и она будет восстановлена». После завершения всех работ там хотят открыть
музей геральдики.
Центральным событием Дня Святой Екатерины стала
торжественная церемония открытия масштабной выставки в Аванзале и Николаевском
зале Зимнего дворца – « Салоны» Дени Дидро. Выставки современного
ис5усства в Париже ХV111 века». Этот совместный проект Государственного Эрмитажа и
Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина знакомит с
выставками французской Королевской академии живописи и скульптуры, получивших
название Салонов и их критическими обзорами, сделанными знаменитым философом и
мыслителем эпохи Просвещения Дени Дидро (1713–1784).
Аванзал в час ее открытия чуть ли не трещал по швам. Кроме представителей очень многих музеев на церемонии присутствовала даже делегация из Омана вместе с их принцессой.
Сама выставка поражает обилием выгородок с конкретными датами выставок и представленными материалами, а то как выглядели сами Салоны во времена Дидро можно понять по изображению Пьетро Антонио Мартини «Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году».
Представленные в Николаевском зале Зимнего дворца произведения искусства воссоздают атмосферу парижских Салонов XVIII столетия – периодических публичных выставок, инициированных французской Королевской академией живописи и скульптуры в 1667 году при Людовике XIV. Экспонаты выставки раскрывают важнейшие страницы, начиная с предыстории появления Салонов в XVII веке вплоть до XIX столетия, не ограничиваясь выставками, которым посвятил свои статьи Дени Дидро в период с 1759 до 1781 годы.
Экспозиция включает более 200 произведений, среди
которых картины и рисунки таких прославленных художников, как Франсуа Буше, Жан
Оноре Фрагонар, Жан-Батист Грёз, Карл Ванлоо, Клод Жозеф Верне, Юбер Робер,
Жан-Батист Симеон Шарден, Никола Ланкре и Жак Луи Давид; скульптура работы Жан
Антуана Гудона, Этьена Мориса Фальконе и его ученицы Мари-Анн Колло, создавшей
мраморный портрет Дени Дидро. Гравюры и рисунки, медали, предметы
декоративно-прикладного искусств, а также свидетели эпохи – книги и рукописи,
как самого Дидро, так и его современников, связанные с Салонами XVIII века
передают панораму французского искусства XVIII века от зарождавшегося стиля
рококо до неоклассицизма конца столетия.
Особенно запоминаются картины Греза, которого так ценил Дидро, а также так называемый «Воображаемый кабинет», который представлен на выставке, причем подбор предметов для него искусно создан из экспонатов самого Эрмитажа. Не даром Михаил Пиотровский не преминул заметить: «Дидро, был советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что, всякая выставка о Дидро – об Эрмитаже тоже».
Однако, автором концепции выставки является Анна Сулимова, заведующая Отделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, хранитель французской живописи XVI – первой половины XIX веков.
И данная выставка сначала прошла именно в этом московском музее, а ныне ее можно посмотреть в Эрмитаже. И даже попробовать сравнить оформление этих двух выставок по фото Ниже фото с московской выставки в Пушкинском музее.Еще одна выставка, которую мне удалось посмотреть в этот день, называется «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана», где подлинные изделия Севрской мануфактуры представлены рядом с искусными подражаниями и подделками. Эта выставка в так называемой Синей спальне Эрмитажа подана очень необычно. Всего там показано более полутора сотен предметов: вазы, образцы посуды и фарфоровая пластика. В их числе: те, вещи, что несомненно выполнены на Севрской мануфактуре в период её расцвета, в XVIII – первой половине XIX века, затем предметы, изготовленные мастерами Севра в начале ХХ века по формам XVIII столетия, кроме того представлены изделия Императорского фарфорового завода и мануфактуры князя Николая Юсупова в Архангельском, созданные в подражание севрским оригиналам, а также сомнительные работы, происхождение которых до сих пор вызывает вопросы и, наконец, фальсификации, изготовленные на французских и европейских заводах с единственной целью – ввести в заблуждение.
Это СеврЭти все три предмета - Севрский фарфор
А есть еще и каталог, пока только на самой выставке, где
можно подробно все почитать и погрузиться в мир прекрасных форм старинного
фарфора.
Дни Эрмитажа еще идут, и выставки множатся. Стоит еще увидеть
открывшуюся в эти же дни в Главном штабе выставку-инсталляцию «„Думай о времени!“
Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт», где перед зрителем раскрывается мир
эпохи барокко. Там же выставка «Оманская империя: Азия и Африка» в Зале
Омана в Эрмитаже».
В завершающий день на постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого».
Эпоха императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны» открываются новые залы. Экспонаты
рассказывают о развитии петровских преобразований в искусстве и культуре России
в период царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны
(1730–1761).
А еще
два дня подряд на Дворцовой площади шло Мультимедийное
шоу и конкурс СТРАНА СВЕТА, когда фасад Главного штаба, площадью 6700
кв. метров, превращался в один из самых масштабных широкоформатных экранов и с
помощью десятка световых лучей создавался уникальный видеоконтент.
Такими вот разноплановыми выдались в этом году Дни Эрмитажа, в ходе которых еще было поздравление с 79-летием Михаила Пиотровского от президента РФ. Как символично, что с 1992 года занимающий пост главы Эрмитажа великолепный Михаил Пиотровский рожден 9 декабря и все эти годы именно в Дни Эрмитажа проходят и его личный праздник, и праздник всего Санкт-Петербурга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий