Эта цветаевская строка звучит в голове все время, когда смотришь премьерный
спектакль «Глубокое синее море» в Молодежном театре на Фонтанке.
Премьера состоялась в канун католического Рождества, второй показ намечен
на предновогодний вечер, автор нижеследующих строк побывала на его
пресс-показе.
Название пьесы Теренса Рэттигана «Глубокое синее море» происходит от английской
поговорки - «Между дьяволом и глубоким синим морем», напоминающей о трудности выбора между двумя условиями, каждое из которых не легче другого.
Как выяснилось, Молодежный театр на Фонтанке в очередной раз хочет
поговорить со зрителями о таинстве возникновения любви и ответственности за тех, кто оказывается с нами
рядом.
Драма, действие которой происходит в Англии после 11 Мировой войны, вмещает
множество ситуаций и переживаемых ее героями эмоций.
Это история одного дня жизни Хестер Коллер – замужней женщины средних лет,
полюбившей бывшего военного летчика, к которому она уходит от любящего и обеспеченного мужа. Погрузившись
в непривычные для молодой избалованной женщины бытовые трудности, она теряется
в первую очередь от бремени нелюбви. По-видимому, какое-то время они все же были
счастливы, но ответное чувство Фредди – азартного игрока и любителя выпить, оказывается слишком неустойчивым…Отвечая на вопрос о том, почему именно пьеса Рэттигана так заинтересовала
Молодежный театр на Фонтанке в наше время, его художественный руководитель Семен
Спивак, находившийся в ходе пресс-показа в зале, сказал: «В большинстве пьес о любви избыточное количество третьих лиц,
участвующих в хитросплетении любовных интриг. В этой пьесе отношения героев
ничем не отягощены, не замутнены, лишены чужих влияний. И есть лишь главная интрига: из-за чего они не смогли жить
вместе?»По его словам, он долго думал об этом. Только что закончилась Вторая
мировая война. Летчик выжил и, с трудом в это веря, никак и не может этой жизнью
надышаться. Он пьет, встречается с друзьями, а любовь для него – всего лишь
небольшая составляющая часть этой веселой жизни.
Совсем по-иному воспринимает их отношения героиня. По утверждению режиссера,
она – дочь священника, которая уйдя от благополучного мужа-судьи, отказалась от
всего – заповедей, канонов, правил приличия, только чтобы быть вместе с любимым
мужчиной.
А он? А ему к этому времени уже просто душно с ней в одной комнате. Он постоянно
убегает из дома, лишь бы не оставаться с Хестер наедине. Вот также покидает он
ее, забыв про День рождения, гуляет по барам с друзьями, в то время как она…С этого и начинается спектакль, когда героиню в блестящем исполнении Эмилии
Спивак находит хозяйка пансиона в бессознательном состоянии рядом с газовой
плитой, где открыты все ручки. Молодую женщину спасает только то, что после
первоначальной подачи газа надо было бросить еще 1 шиллинг, чтобы газ поступал
и в дальнейшем.Вызывают ее бывшего мужа, который бросив все дела, мчится на помощь все еще
любимой им женщине, а медицинскую помощь ей оказывает сосед, пожилой человек с
богатым прошлым. Далее в разных сценах идет рассказ о
любви одного и нелюбви другого мужчины. Любящий бывший муж в исполнении Андрея
Кузнецова помнит про ее День рождения, и вернувшись после первого визита,
приносит цветы и подарки, но они ее не радуют, а только усиливают горечь от
того, что дарит их оставленный ею человек, а не тот, кого она так преданно любит.
Чувство вины перед мужем, все же не пересиливает бессердечие любимого ею мужчины.
И когда Фредди – его роль играет Александр Тихановский, практически случайно
возвращается домой, она уже готова ему все простить. Понимая, что оскорбил Хестер
своим невниманием, Фредди зовет ее в бар отметить все же День рождения, но
случайно находит оставленное ею перед попыткой самоубийства письмо к нему и
совершает новое предательство – читает его вслух своему другу, а затем, не
предупредив Хестер, уходит. И она снова одна. Но сцена объяснения между ними все же позже происходит, и она еще более
мучительна, чем все предыдущие: как трогательно-унизительно чистит она у него
ботинки прямо на ногах, как бессердечно-издевательски он отвечает на ее просьбу
остаться хотя бы еще на 1 ночь, когда собирает вещи, чтобы уехать… Нелюбовь всегда
жестока, а от таких холодных циничных людей как Фредди она многократно сильнее
жалит.А вот сил у любви ее бывшего мужа не хватает, чтобы отогреть раненую душу
Хестер. На сцене, как и в первых мгновениях спектакля, продолжает стоять
газовая плита. Как ружье на стене у Чехова. И снова звучит фраза про 1 шиллинг.
Но рядом, и опять случайно, окажется пожилой сосед, который столько пережил в
своей жизни. Все-таки, действительно важно помнить – все что нас не убивает, делает
сильнее.
Золотоволосая красавица Хестер в исполнении такой хрупкой Эмилии Спивак,
очень сильная, несмотря на свою слабость.
Автор пьесы Рэттиган задается вопросом: а что будет завтра? Ситуация
накалена до предела. Она борется с собой, пытается пить, чтобы справиться с
ситуацией. А как выразительно и неистово она в таком состоянии танцует – прямо пластический
этюд демонстрирует актриса в этом эпизоде, где она необыкновенно хороша в своем
изломе избавления от душевной боли в танце.
Убедительна в своей роли резковатой, но доброй хозяйки пансиона заслуженная
артистка России Алла Одинг, призываемый ею на помощь молодой постоялице мистер
Миллер в исполнении также заслуженного артиста Петра Журавлева также достаточно
достоверен.Фредди Пейдж, сыгранный Александром Тихановским, одинаково отстраненно
выглядит как в сценах объяснений с мятущейся героиней Эмилии Спивак, так и в ключевой
сцене, когда они стоят друг против друга с бывшим мужем Хестер в исполнении
Андрея Кузнецова, а она приникает к любимому мужчине прямо на глазах первого.
Но тот готов ей простить даже это. А как трогательно укрывает он ее своим
плащом, когда она, выпив, засыпает прямо на полу, и сам, молча, уходит.На миг показалось, что на этой сцене можно было бы и завершить спектакль, оставив
его с открытым концом. Но мудрый режиссер-постановщик Семен Спивак идет дальше
в накале страстей и всего сценического действа: задействуя и цветовые эффекты.
Все время вызывающие вопросы возвышения на сцене, покрытые то ли
голубоватым стеклом, то ли пластиком, грозящие весь спектакль лопнуть под
напором бегающих по ним героев, тут загораются зловещим красным цветом, а еще появляется
дым…. Так что сценография спектакля очень разнообразна, эффектна и подчеркивает
накал страстей.
И снова вспоминаются стихотворные строки, но уже нашей современницы:
«Только вот ведь какое дело.
В том огне я одна горела.
Ржа навеки осталась ржою,
А чужая душа – чужою…»
Чужим, отдельно стоящим, выглядит Фредди в заключительной сцене: Хестер вместе
с другими участниками спектакля у распахнутого окна, а он, одинокий, в стороне
от них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий