суббота, 13 декабря 2025 г.

Эрмитажный стиль

 Михаил Пиотровский: «Эрмитаж - это энциклопедия мировой культуры, написанная по-русски»

Декабрь  - время подведения итогов, вот и в Эрмитажном театре прошла итоговая за 2025 год пресс-конференция генерального директора главного музея страны Михаила Пиотровского.


Открывая встречу с журналистами, директор Эрмитажа отметил:

 «У нас только что прошла встреча сотрудников Эрмитажа, где мы поговорили о том, что сделано в этот год и какие задачи имеются для существования в наше время. Все считают, что каждому учреждению нужен брендбук – у нас есть Книга эрмитажного стиля. Эрмитажный стиль, который является частью петербургского стиля. Заключается он в своей главной задаче – находить красоту в разнообразии и в серьёзности.   Кругом суета, множество разных бурь и ветров, и такой большой музей как Эрмитаж прокладывает дорогу, показывает, как в этом море волнительном плыть. Эрмитажный стиль является путеводителем в эти новые моря».

Он уточнил, что Эрмитаж – музей, рожденный во дворце и существующий вместе с дворцом, который хранит традиции русской истории культуры и это их главный принцип.

При открытии Дней Эрмитажа в этом году на традиционной  интернет-встрече 1 декабря Михаил Пиотровский еще сказал такие слова: «Музей - это не Диснейленд, не склад, музей - это рассказ. Это механизм сохранения памяти, соединяющий поколения. Музей – не робот, он напоминает о тех мирах, которые выше цифры».

По его словам, поскольку все музеи разные, то для них существуют разные методы поддержки. Успех музея не в количестве посетителей,  не в доходах,  а в том, каков процент посетителей к его возможностям.  30 процентов посетителей музеи принимают бесплатно.

 Отвечая на вопрос почему музей не так уж рано открывает двери для посетителей, его директор пояснил: «До открытия Эрмитажа в него приходят туристические группы, а в середине дня больше идут индивидуальные посетители. Три дня Эрмитаж работает до 20 часов и билеты в эти часы дешевле.  Так что создаем комфорт для экспонатов, посетителей и работников самого Эрмитажа».

 И продолжил: «Мы ориентируемся на всех. Эрмитаж представляет разные культуры, но мы стараемся готовить материалы для разных групп. Надо радоваться, что есть люди с разным цветом кожи и разными ценностями. Этим надо насладиться, а не злиться.»



 Он рассказал о том, что Эрмитаж делает выставки «залпом», рассчитывая на разные вкусы, есть разные экскурсионные программы. Например, проект «Три взгляда на музей»  рассказывает о нем разнообразно. Порой детей учить приходится даже насильно, оценивается это потом.

В рамках пресс-конференции Михаил Пиотровский подвёл итоги уходящего года. Он привел такие говорящие цифры: выставочная площадь музея выросла до 100 тысяч квадратных метров, за год проведена 41 выставка, выпущено 30 книг и прошло 30 научных экспедиций. В онлайн-каталоге музея размещено три миллиона оцифрованных экспонатов, а в Государственном каталоге Музейного фонда РФ — 2,7 миллиона.

 Особенная гордость Эрмитажа — реставрационная деятельность, за год восстановлено больше полутора тысяч предметов искусства. Среди недавно возвращённых к жизни — «Три нидерландские мадонны», «Святой Себастьян» Тициана и «Жертвоприношение Авраама».



Говоря об итогах уходящего года, в Эрмитаже вспоминали коллег, ушедших из жизни. В этом году музей скорбит о 17 сотрудниках, скончавшихся за последние двенадцать месяцев. «Такого на моей памяти не было», — с горечью заметил Пиотровский. Перед началом собрания коллектива была объявлена минута молчания.

Одновременно директор выразил уверенность в будущем Эрмитажа. По его словам, в музей приходит много молодых специалистов. «Сейчас было собрание — сплошь молодые лица», — подчеркнул он. Многие из них уже ведут научные проекты, участвуют в телепередачах и самостоятельно организуют выставки. «Проблем со сменой поколений в Эрмитаже нет», — заверил Пиотровский.

Он также рассказал о значении Эрмитажа для русской культуры, о выстраивании музеем новых связей с миром, подготовке новых центров-спутников и активной работе с югом России и «восточной программе». Генеральный директор также упомянул о научной работе музея, археологической деятельности, новых выставках и экспозициях, которые были открыты как в самом Эрмитаже, так и в его центрах-спутниках по всей стране.

 При этом гендиректор Эрмитажа не мог не сказать о том, насколько важна у них в музее система безопасности. Есть даже модуль определения карманников, используются новейшие технологии.

Вместе с тем он откровенно рассказал о растущем давлении, связанном с анонимными угрозами. За 2025 год музей эвакуировали одиннадцать раз, а за три последних года — 60 раз. По мнению директора, это не просто хулиганство, а форма психологической войны, направленная на подрыв морального состояния посетителей и сотрудников. При этом система реагирования отлажена: эвакуация проходит быстро, а гости могут бесплатно перейти в Главный штаб или вернуться в другой день. В случае вечернего происшествия возможен и возврат билетов.

 В Эрмитаже постоянно проходят тренировки на случай различных ЧП, которые сегодня случаются повсюду.  И далее напомнил о ЧП мирового уровня во Франции: «Замечу, недавняя история в Лувре, когда за семь минут похитили драгоценности из коллекции Наполеона, нам очень помогла. Дело в том, что в Париже грабители проникли в здание со стороны Сены, где шли строительные работы. У нас тоже в прошлом году шёл ремонт набережной Зимней канавки. Он закончился, но строители так и оставили свой городок — полное безобразие, и выгнать их было никак нельзя. Но спасибо Лувру!

После произошедшего мы разослали бумаги с фотографиями — от губернатора до прокуратуры. Объясняя, как грабят, и что точно так же можно легко ограбить Эрмитаж, если не контролировать пространство. В итоге «городок», который стоял больше года, уехал очень быстро. Правда, мы узнали, что теперь он может поселиться на набережной — напротив входа в Эрмитаж. Получается, раньше он стоял под окнами Рафаэля, а теперь будет под окнами Леонардо да Винчи. Этого произойти не должно».

 

«Музей — такой, как Эрмитаж — энциклопедический музей, который ведёт диалоги культур. Мы рассказываем, как интересно, что китайская культура отличается от европейской, русской, индийской и так далее.  Некоторые считают: вот наше, мое, всё остальное — не терплю. Мы объясняем, что это русская история, но она же часть мировой истории и культуры. Русский тронный зал создавал архитектор Кваренги и таких примеров немало. Всякая суверенность является частью общего единства человечества. А Эрмитаж — это энциклопедия мировой культуры, написанная по-русски» - такие проникновенные слова Михаила Пиотровского запоминаются надолго.




Комментариев нет:

Отправить комментарий