Михаил Пиотровский: «Эрмитаж - это энциклопедия мировой культуры, написанная по-русски»
Декабрь - время подведения итогов, вот и в Эрмитажном театре прошла итоговая за 2025 год пресс-конференция генерального директора главного музея страны Михаила Пиотровского.
Открывая встречу с журналистами, директор Эрмитажа отметил:
«У нас
только что прошла встреча сотрудников Эрмитажа, где мы поговорили о том, что
сделано в этот год и какие задачи имеются для существования в наше время. Все
считают, что каждому учреждению нужен брендбук – у нас есть Книга эрмитажного
стиля. Эрмитажный стиль, который является частью петербургского стиля.
Заключается он в своей главной задаче – находить красоту в
разнообразии и в серьёзности. Кругом суета, множество разных бурь и ветров,
и такой большой музей как Эрмитаж прокладывает дорогу, показывает, как в этом
море волнительном плыть. Эрмитажный стиль является путеводителем в эти новые
моря».
Он уточнил, что Эрмитаж – музей, рожденный во дворце и существующий вместе с дворцом, который хранит традиции русской истории культуры и это их главный принцип.
При открытии Дней Эрмитажа в этом году на традиционной интернет-встрече 1 декабря Михаил Пиотровский
еще сказал такие слова: «Музей - это не Диснейленд, не склад, музей - это
рассказ. Это механизм сохранения памяти, соединяющий поколения. Музей – не робот,
он напоминает о тех мирах, которые выше цифры».
По его словам, поскольку все музеи разные, то для них существуют разные
методы поддержки. Успех музея не в количестве посетителей, не в доходах, а в том, каков процент посетителей к его возможностям.
30 процентов посетителей музеи принимают
бесплатно.
Отвечая на вопрос почему
музей не так уж рано открывает двери для посетителей, его директор пояснил: «До
открытия Эрмитажа в него приходят туристические группы, а в середине дня больше
идут индивидуальные посетители. Три дня Эрмитаж работает до 20 часов и билеты в
эти часы дешевле. Так что создаем комфорт
для экспонатов, посетителей и работников самого Эрмитажа».
И продолжил: «Мы
ориентируемся на всех. Эрмитаж представляет разные культуры, но мы стараемся
готовить материалы для разных групп. Надо радоваться, что есть люди с разным
цветом кожи и разными ценностями. Этим надо насладиться, а не злиться.»
Он рассказал о том, что Эрмитаж
делает выставки «залпом», рассчитывая на разные вкусы, есть разные экскурсионные
программы. Например, проект «Три взгляда на музей» рассказывает о нем разнообразно. Порой детей учить
приходится даже насильно, оценивается это потом.
В
рамках пресс-конференции Михаил Пиотровский подвёл итоги уходящего года. Он привел такие говорящие цифры: выставочная площадь музея
выросла до 100 тысяч квадратных метров, за год проведена 41 выставка, выпущено
30 книг и прошло 30 научных экспедиций. В
онлайн-каталоге музея размещено три миллиона оцифрованных экспонатов, а в
Государственном каталоге Музейного фонда РФ — 2,7 миллиона.
Говоря об итогах уходящего года, в Эрмитаже
вспоминали коллег, ушедших из жизни. В этом году музей скорбит о 17
сотрудниках, скончавшихся за последние двенадцать месяцев. «Такого на моей
памяти не было», — с горечью заметил Пиотровский. Перед началом собрания
коллектива была объявлена минута молчания.
Одновременно
директор выразил уверенность в будущем Эрмитажа. По его словам, в музей
приходит много молодых специалистов. «Сейчас было собрание — сплошь молодые
лица», — подчеркнул он. Многие из них уже ведут научные проекты, участвуют в
телепередачах и самостоятельно организуют выставки. «Проблем со сменой
поколений в Эрмитаже нет», — заверил Пиотровский.
Он также рассказал о значении Эрмитажа для русской культуры, о
выстраивании музеем новых связей с миром, подготовке новых центров-спутников и
активной работе с югом России и «восточной программе». Генеральный директор
также упомянул о научной работе музея, археологической деятельности, новых
выставках и экспозициях, которые были открыты как в самом Эрмитаже, так и в его
центрах-спутниках по всей стране.
При этом гендиректор Эрмитажа не мог не сказать о том, насколько важна у них в музее система безопасности. Есть даже модуль определения карманников, используются новейшие технологии.
Вместе с тем он откровенно рассказал о растущем давлении, связанном с анонимными угрозами. За 2025 год музей эвакуировали одиннадцать раз, а за три последних года — 60 раз. По мнению директора, это не просто хулиганство, а форма психологической войны, направленная на подрыв морального состояния посетителей и сотрудников. При этом система реагирования отлажена: эвакуация проходит быстро, а гости могут бесплатно перейти в Главный штаб или вернуться в другой день. В случае вечернего происшествия возможен и возврат билетов.После произошедшего
мы разослали бумаги с фотографиями — от губернатора
до прокуратуры. Объясняя, как грабят, и что точно так же можно
легко ограбить Эрмитаж, если не контролировать пространство. В итоге
«городок», который стоял больше года, уехал очень быстро. Правда,
мы узнали, что теперь он может поселиться на набережной —
напротив входа в Эрмитаж. Получается, раньше он стоял под
окнами Рафаэля, а теперь будет под окнами Леонардо да Винчи. Этого произойти не должно».
«Музей — такой, как Эрмитаж — энциклопедический музей,
который ведёт диалоги культур. Мы рассказываем, как интересно, что
китайская культура отличается от европейской, русской, индийской
и так далее. Некоторые считают: вот
наше, мое, всё остальное — не терплю. Мы объясняем, что это
русская история, но она же часть мировой истории и культуры.
Русский тронный зал создавал архитектор Кваренги и таких примеров немало.
Всякая суверенность является частью общего единства человечества. А Эрмитаж —
это энциклопедия мировой культуры, написанная по-русски» - такие проникновенные
слова Михаила Пиотровского запоминаются надолго.

.jpg)





Комментариев нет:
Отправить комментарий