- так называется выставка, открывшаяся в конце ноября в Музее Академии художеств.
Она представляет собой межмузейный выставочный проект «Класс зверей и птиц, цветов и плодов. Академические классы XVIII века», который посвящен системе образования в Императорской Академии художеств. Его основой стали произведения европейских и русских художников, преподававших в Академии, а также живопись и графика европейских и отечественных мастеров, чьи картины служили воспитанникам образцами для изучения и копирования.
Как рассказала научный сотрудник-хранитель фонда живописи Вероника Богдан, эта выставка первая из большого цикла, посвященного истории образования в Академии художеств. «Начинаем мы ее с галереи зверей, птиц, цветов и плодов. Это были два специализированных класса, которые готовили учеников на протяжении не одного десятилетия. В ней приняли участие 15 государственных институций и частные коллекции, что придает ей неповторимость и даже уникальность» - сказала она, предваряя показ самой выставки.
Часть первая: Птицы и звери
«Надо сказать, что в учебных работах была принята сложная постепенная система заданий от простого к сложному, от цветка или пера птицы к более сложным композициям. Воспитанники Академии долго учились и копировали рисунки и гравюры, потом живописные оригиналы, рисовали чучела, а потом только от копирования живописных оригиналов переходили к собственным композициям. Это был самый сложный этап и требовалось не только представить точные размеры, передачу цвета и оперения птицы, анатомию животного, но и показать их в движении. Поэтому стали популярны сцены охоты» - продолжила она свой рассказ уже непосредственно в прекрасном Рафаэлевском зале музея Академии художеств, где для фона этой выставки был выбран насыщенный зеленый цвет.
И первое полотно, наверное самое яркое на этой выставке, которое она показала журналистам, участвовавшим в пресс-показе выставки, была картина «Птичий концерт» которая, по ее словам считалась копией Гроота с полотна Снейдерса. Но недавно выяснилось, что это копия неизвестного художника с картины 17 века, выполненной зятем Снейдерса Паулем де Восом, оригинал которой находится в Антверпене в Королевском музее.
На картине изображены 27 птиц, которые пробуют свой голос, у кого как получается, причем здесь птицы из разных стран. В Европе того времени была очень популярна символика, в том числе она отражена в этой картине.
Очень яркая картина, на которой, похоже, всем концертом командует сова, рядом с которой расположены ноты. Как известно, сова - это привычный символ мудрости, и только в недавнем комментарии к одному из эпизодов на совсем другом полотне, я услышала, как Михаил Пиотровский вдруг сказал, что сова в те века еще и считалась символом ада. Такой вот неожиданный поворот может сделать непривычная нам символика.
Вероника Богдан утверждает, что трактовать этот сюжет можно по-разному, утверждая, что тут есть, например, летучая мышь, которая точно не поет и это ирония художника, а птицы тогда характеризовали человеческие качества. Например, два павлина - символы красоты и гордости.
Надо сказать, что Класс зверей и птиц в 1763 году возглавлял в Императорской Академии немецкий художник Иоганн Фридрих Гроот (1717 — 1800/01), который приехал в Россию ещё при Елизавете Петровне. Гроот особенно отличался мастерским исполнением охотничьих сюжетов, а страстная охотница императрица Елизавета Петровна заказала ему полотна на эту тему для своего павильона «Монбижу», который находился в зверинце в Царском Селе. Гроот работал над этим заказом 14 лет, но сразу после смерти Елизаветы мода сменилась, и когда на престол взошла Екатерина II, которая охотой не увлекалась, павильон стал приходить в запустение. Гроот сильно переживал за сохранность своих картин и договорился с президентом Академии художеств Иваном Бецким, перевезти все 45 своих полотен в здание Академии на набережной Невы.
Так Иоганн Гроот первым возглавил направление животных и птиц, возникли классы, где ученики копировали его работы. Много достаточно жестоких сцен охоты и терзаний животных здесь можно увидеть, копируя которые ученики приходили к своей манере.
Так что работы преподавателя, которые вы найдёте на выставке в «зверино-птичьем» зале, с 1765 года находились в кабинетах, классах и коридорах Академии и служили материалом для копирования.
Изначально в этой серии было 45 полотен, в том числе изображения лебедей — любимых птиц Елизаветы Петровны. Но в конце XIX века часть работ Гроота забрали в охотничий павильон Александра II в селе Ящера, некоторые отправились в другие резиденции. Ну а в XX столетии Музей Академии пережил два расформирования, и в итоге в его собрании сегодня только одна картина Гроота — «Собака, терзающая гуся».
А вот эта его такая правдоподобно изображенная «Лисица с пойманным петухом» прибыла на выставку из Царского Села.
Будущим анималистам на помощь приходили чучела зверей и птиц, тоже как участники процесса обучения, а на выставке они представлены как объекты экспонирования, очень удачно ее дополняющие.
Следующим за Гроотом преподавателем этого класса в Академии был К. Ф. Кнаппе. Одна из самых известных его работ «Портрет мальчика с собакой».
Ну и на этой выставке каких только животных нет на представленных полотнах с их копированием живописных оригиналов. На выставке есть две копии одной работы Кнаппе, и они вместе с оригиналом выставлены в ряд.
Учились здесь самые талантливые. Но позже, к сожалению, быстро упразднили эти классы, а сегодняшняя выставка наглядно напоминает о ярком периоде обучения по этому направлению живописи.
Класс плодов и цветов также потом закрыли, якобы по той причине, что художники этого направления не могли найти себе применение. То, что это не так, доказывает вторая часть выставки.
Часть вторая: Цветы и плоды
Она развернута в Тициановском зале, где на темно малиновом фоне полотна выглядят прекрасно. Тут и тончайше выписанные лепестки, и пышные гирлянды, и виноградные гроздья, и нежные фрукты, и свежая, отливающая перламутром рыба.
В конце зала развешены работы Ивана Хруцкого (1810 — 1885), который учился, когда класса плодов и цветов уже не существовало, но он продолжил традицию.
Ну а мне лично очень понравился вот этот натюрморт, к которому еще даже не была прикреплена во время пресс-показа этикетка и на мой вопрос, кто его создатель, заместитель директора Музея Академии художеств
по научной работе Валентиной Федоренко ответила , что эта картина поступила на выставку из частной коллекции. Автор работы – неизвестный художник, что нередко бывает, когда полотна находятся в руках коллекционеров. Посмотрим, может потом удастся атрибутировать и ее?
Таким образом, сегодняшняя выставка открывает цикл экспозиций, которые Музей намерен посвятить важнейшей теме становления высшего художественного образования в России. Система образования в Императорской Академии художеств сложилась под влиянием европейской художественной традиции. Преподавание проходило в общих рисовальных классах, во главе с натурным, и специальных: архитектурном, скульптурном, живописном историческом, гравировальном классе и других. Первые выпускники, среди которых были А. П. Лосенко, И. Е. Старов, Ф. И. Шубин, стали профессорами Академии художеств и определили на долгие годы вектор развития художественного образование в России.
Нынешняя экспозиция строится вокруг художественной и педагогической практики малоизученных в отечественном искусствознании живописных классов «зверей и птиц» и «цветов и плодов». На выставке также представлены произведения П. де Воса, И. Ф. Гроота, К. Ф. Кнаппе, Д. Сегерса, Ж. Б. Удри, — тех художников, чьи работы служили воспитанникам ИАХ образцами для копирования, так как именно практика художественного копирования являлась одной из важнейших методик обучения того времени.
Проект в целом будет освещать процесс становления и развития в России XVIII столетия светских жанров живописи, в данном случае анималистического жанра и натюрморта. Посетители уже сейчас могут окунуться в атмосферу разных эпох: от пышного барокко, с его тягой к увеселениям, любовью к охоте, изображению роскошных гирлянд цветов, поражающих многообразием видов, сочных плодов и натюрмортов, включающих изображения крабов, устриц и другие дары моря, которыми наслаждались гурманы того времени, — до эпохи Просвещения, а также прикоснуться к тайному смыслу, заложенному художниками в картины, где каждый предмет символизировал определенную идею.
Как сказал в заключение встречи с журналистами директор Музея Академии художеств Алексей Мудров, эта выставка будет работать до 29 марта, и она первая из серии проектов, посвящённых академическим классам. Дальше нас будут ждать выставки, посвящённые архитектурному, ландшафтно-гравировальному, натурному классу и даже классу золотых и часовых дел мастеров. Затем, как сказал директор, они станут основой для постоянной экспозиции музея.
А пока экспозиция в Парадных залах расширит и обогатит представления посетителей об эволюции этих камерных жанров, впоследствии объединившихся с ландшафтной и жанровой живописью. Именно в этот период в классе «цветов и плодов» получили образование будущие известные пейзажисты — Ф. Я. Алексеев, ставший в дальнейшем преподавателем Академии художеств, и Ф. М. Матвеев.
И в заключение, надо обязательно перечислить все институции, предоставившие свои вещи для экспонирования. В данной выставке, помимо Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, приняли участие Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Гатчина», Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки, Таганрогский художественный музей, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Тверская областная картинная галерея, Государственный музей А. С. Пушкина, Российская академия художеств, Российский государственный исторический архив, Зоологический музей РАН, а также российские частные коллекционеры.














Замечательный материал!
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалить