воскресенье, 27 января 2019 г.

Моя любимая Петергофская дорога



Часть 1.

Проживая в Красносельском районе Санкт-Петербурга, где от моего дома всего несколько сотен метров до бывшей Петергофской дороги, я всегда интересовалась ее историей, собирала о ней материалы и книги.  Накопилось немало и собственных описаний всего, что связано я с этими историческими местами. В частности, когда Петергофская дорога отметила 300-летний юбилей - в августе 2010 года, было составлено это компилированное описание ее возникновения.

  Итак, исполнилось 300 лет со дня выхода Указа Петра 1 о межевании земель под дачи вдоль приморской дороги на южном побережье Финского залива и событие сие праздновалось довольно пышно в современном Санкт-Петербурге - 300-летие Петергофской дороги отметили выстрелом из старинной пушки и театрализованным уличным шествием от Екатерингофского парка до Александрино. Но юбилейная дата дала и серьезный повод вспомнить о славной истории этих мест.


 Шведские карты XVII века фиксировали существовавшую здесь приморскую дорогу.




 Однако расцвет этой дороги начинается с петровской эпохи. Именно в это время она стала важным транспортным звеном для передвижения в Кронштадт и для связи строящейся столицы с парадными летними приморскими дворцами императора. Да и прибывавшие морем иностранные гости, высаживаясь на острове Котлин, затем отплывали в Ораниенбаум, где уже строилась прекрасная Меньшиковская резиденция, а далее следовали в столицу по приморской дороге, получившей вскоре название Петергофской. Таким образом, первое впечатление формировалось именно здесь, и для Петра 1 было очень важно, чтобы оно свидетельствовало в пользу молодой столицы Российской империи.

Да и место для парадной дороги было выбрано более чем удачно: высокий литориновый уступ начинался тогда всего в 800 метрах от обреза воды финского залива. Так что проезжая по Петергофской дороге, путники с одной стороны могли любоваться усадьбами на высоком уступе, а те, кто поднимался наверх уступа, могли наслаждаться прекрасными морскими видами. Сами же здания, стоящие на краю уступа, который в районе Красного кабачка был малоприметным, а далее постепенно повышаясь доходил в районе Петергофа до 10-12 метров, приобретали особую привлекательность.

Это воссозданное здание в усадьбе Новознаменка Мятлевых, которое находится в 400 метрах от моего дома.


Позже имения были украшены многочисленными затеями – овраги были превращены в водопады, каскады и прочие водные увеселения.

С этой целью, стремясь облагородить ландшафт на пути из Санкт-Петербурга в парадные летние резиденции, Петр Великий повелел раздать участки вдоль Петергофской дороги в первую очередь своим приближенным и представителям видных дворянских фамилий, переселенным в новую столицу.

Сергей Горбатенко, председатель Петербургского комитета совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) в 2010 году рассказывал: «Седьмое августа 1710 года первая четко зафиксированная дата, когда начали разбивать побережье от Поповой Мызы (в последствии Петергофа) в направлении города, и как раз от устья Фонтанки до Красной Горки началась раздача участков и членам семьи, и полководцам, и офицерам, в том числе, его денщикам».  Таким образом, среди первых владельцев 100 саженных участков были близкие Петру 1 люди.

Но почему именно 1710 год стал отправной точкой для благоустройства петергофской дороги? Дело в том, что до этого еще существовала угроза нападений шведов, а после того, как в 1710 году был взят Выборг, форпост, откуда обычно и происходили вражеские нападения, Петр сразу принялся за рассмотрение планов застройки Стрельны и Петергофа. А когда также пали Рига, Ревель и Кексгольм, Петр 1, отправляясь в Прутский поход 13 января 1711 года, отдал распоряжение о продолжении строительства дворца в Поповой мызе ( Петергофе), закладке Екатерингофа, а вскоре был основан и Ораниенбаум. По указу императора описали и обмерили землю и леса, взяв за исходный пункт именно Попову мызу.

https://www.youtube.com/watch?v=XW7C2KLbMtM

 Прибрежная территория от этого пункта до Красной Горки была разбита на 141 участок, а на дистанции от Петергофа до устья Невы на 115 участков. Все они начинались от побережья и шли в глубину территории. Описаны были все речки и ручьи, овраги, полевые угодья и леса. Границы участков отметили столбами – один ставился на побережье у воды, другой – в конце участка.

https://www.youtube.com/watch?v=gEONclRbylE

Фильмы с участием непревзойденного литературоведа, в начале января этого года ушедшего из жизни, Бориса Аверина, безусловно очень хороши, и я еще неоднократно буду вставлять ссылки на них в свои сообщения, но они дают историю Петергофской дороги фрагментарно, а я пока вернусь к конкретике.

Первыми к декабрю 1710 года участки получили царевна Марфа Матвеевна и ее брат адмирал Ф.М. Апраксин, а также князь Щербатов с сыном. Вскоре сами участки были увеличены – они имели протяженность 100 сажен (208 метров), причем отсчет шел уже от приморской дороги, но также включалась и соответствующая часть береговой полосы.
В 1711 году среди других приближенных Петра 1 участки получили обер-секретарь А.Я. Волков, кабинет-секретарь А.В. Макаров, стольник П.И. Бутурлин и поручик лейб-гвардии Преображенского полка Р.М. Кошелев. Усадьба последнего и занимала те земли, на которых сейчас проходит граница между Красносельским и Кировским районами Санкт-Петербурга. То есть точно на нынешней трассе проспекта Маршала Жукова стоял его усадебный дом. Об этой усадьбе, о ее первом и других владельцах, о том, как родилось название Полежаевский парк,  постараюсь рассказать далее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий