Часть 1.
Проживая в Красносельском
районе Санкт-Петербурга, где от моего дома всего несколько сотен метров до
бывшей Петергофской дороги, я всегда интересовалась ее историей, собирала о ней
материалы и книги. Накопилось немало и
собственных описаний всего, что связано я с этими историческими местами. В
частности, когда Петергофская дорога отметила 300-летний юбилей - в августе
2010 года, было составлено это компилированное описание ее возникновения.
Итак, исполнилось
300 лет со дня выхода Указа Петра 1 о межевании земель под дачи вдоль
приморской дороги на южном побережье Финского залива и событие сие
праздновалось довольно пышно в современном Санкт-Петербурге - 300-летие Петергофской дороги отметили выстрелом из
старинной пушки и театрализованным уличным шествием от Екатерингофского парка
до Александрино. Но юбилейная дата дала и серьезный повод вспомнить о славной
истории этих мест.
Шведские карты XVII века фиксировали существовавшую
здесь приморскую дорогу.
Однако расцвет этой дороги начинается с петровской
эпохи. Именно в это время она стала важным транспортным звеном для передвижения
в Кронштадт и для связи строящейся столицы с парадными летними приморскими
дворцами императора. Да и прибывавшие морем иностранные гости, высаживаясь на
острове Котлин, затем отплывали в Ораниенбаум, где уже строилась прекрасная
Меньшиковская резиденция, а далее следовали в столицу по приморской дороге,
получившей вскоре название Петергофской. Таким образом, первое впечатление
формировалось именно здесь, и для Петра 1 было очень важно, чтобы оно
свидетельствовало в пользу молодой столицы Российской империи.
Да и место для парадной дороги было выбрано более чем удачно: высокий литориновый уступ начинался тогда всего в 800 метрах от обреза воды финского залива. Так что проезжая по Петергофской дороге, путники с одной стороны могли любоваться усадьбами на высоком уступе, а те, кто поднимался наверх уступа, могли наслаждаться прекрасными морскими видами. Сами же здания, стоящие на краю уступа, который в районе Красного кабачка был малоприметным, а далее постепенно повышаясь доходил в районе Петергофа до 10-12 метров, приобретали особую привлекательность.
Это воссозданное здание в усадьбе Новознаменка Мятлевых, которое находится в 400 метрах от моего дома.
Позже имения были
украшены многочисленными затеями – овраги были превращены в водопады, каскады и
прочие водные увеселения.
С этой целью, стремясь облагородить ландшафт на пути из Санкт-Петербурга в парадные
летние резиденции, Петр Великий
повелел раздать участки вдоль Петергофской дороги в первую очередь своим
приближенным и представителям видных дворянских фамилий, переселенным в новую
столицу.
Сергей Горбатенко, председатель
Петербургского комитета совета по вопросам памятников и достопримечательных
мест (ИКОМОС) в 2010 году рассказывал:
«Седьмое
августа 1710 года первая четко зафиксированная дата, когда начали разбивать
побережье от Поповой Мызы (в последствии Петергофа) в направлении города, и как
раз от устья Фонтанки до Красной Горки началась раздача участков и членам
семьи, и полководцам, и офицерам, в том числе, его денщикам». Таким образом, среди
первых владельцев 100 саженных участков были близкие Петру 1 люди.
Но почему именно 1710 год стал отправной
точкой для благоустройства петергофской дороги? Дело в том, что до этого еще
существовала угроза нападений шведов, а после того, как в 1710 году был взят
Выборг, форпост, откуда обычно и происходили вражеские нападения, Петр сразу
принялся за рассмотрение планов застройки Стрельны и Петергофа. А когда также
пали Рига, Ревель и Кексгольм, Петр 1, отправляясь в Прутский поход 13 января
1711 года, отдал распоряжение о продолжении строительства дворца в Поповой мызе
( Петергофе), закладке Екатерингофа, а вскоре был основан и Ораниенбаум. По
указу императора описали и обмерили землю и леса, взяв за исходный пункт именно
Попову мызу.
https://www.youtube.com/watch?v=XW7C2KLbMtM
Прибрежная территория от этого пункта до Красной Горки была разбита на 141 участок, а на дистанции от Петергофа до устья Невы на 115 участков. Все они начинались от побережья и шли в глубину территории. Описаны были все речки и ручьи, овраги, полевые угодья и леса. Границы участков отметили столбами – один ставился на побережье у воды, другой – в конце участка.
https://www.youtube.com/watch?v=gEONclRbylE
Фильмы с участием непревзойденного литературоведа, в начале января этого года ушедшего из жизни, Бориса Аверина, безусловно очень хороши, и я еще неоднократно буду вставлять ссылки на них в свои сообщения, но они дают историю Петергофской дороги фрагментарно, а я пока вернусь к конкретике.
https://www.youtube.com/watch?v=XW7C2KLbMtM
Прибрежная территория от этого пункта до Красной Горки была разбита на 141 участок, а на дистанции от Петергофа до устья Невы на 115 участков. Все они начинались от побережья и шли в глубину территории. Описаны были все речки и ручьи, овраги, полевые угодья и леса. Границы участков отметили столбами – один ставился на побережье у воды, другой – в конце участка.
https://www.youtube.com/watch?v=gEONclRbylE
Фильмы с участием непревзойденного литературоведа, в начале января этого года ушедшего из жизни, Бориса Аверина, безусловно очень хороши, и я еще неоднократно буду вставлять ссылки на них в свои сообщения, но они дают историю Петергофской дороги фрагментарно, а я пока вернусь к конкретике.
Первыми к декабрю 1710
года участки получили царевна Марфа Матвеевна и ее брат адмирал Ф.М.
Апраксин, а также князь Щербатов с сыном. Вскоре сами участки были увеличены – они
имели протяженность 100 сажен (208 метров), причем отсчет шел уже от приморской
дороги, но также включалась и соответствующая часть береговой полосы.
В 1711 году среди
других приближенных Петра 1 участки получили обер-секретарь А.Я. Волков,
кабинет-секретарь А.В. Макаров, стольник П.И. Бутурлин и поручик лейб-гвардии Преображенского
полка Р.М. Кошелев. Усадьба последнего и занимала те земли, на которых сейчас
проходит граница между Красносельским и Кировским районами Санкт-Петербурга. То
есть точно на нынешней трассе проспекта Маршала Жукова стоял его усадебный дом.
Об этой усадьбе, о ее первом и других владельцах, о том, как родилось название
Полежаевский парк, постараюсь рассказать далее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий