четверг, 31 января 2019 г.

И душа с душою уже не говорит



Моно-спектакль о Ростовщике и Кроткой

Нашумевший спектакль «Кроткая», поставленный Л. Додиным в БДТ в 1981 году давно вызывал мой интерес. Не удалось тогда мне его посмотреть, и, увидев в афише БДТ моно-спектакль Валерия Ивченко «Кроткая» тут же решила для себя, что должна его увидеть. Тем более, что идет он на сцене Каменностровского театра, куда я тоже давно хотела попасть.

Сначала о здании театра. В начале 2000-х, когда там долго шел капитальный ремонт, не могла дождаться его открытия. Потом, когда там шли уже спектакли при закрытом основном здании БДТ на Фонтанке, билеты стали непомерно дороги, что и сейчас происходит, например на спектакль «Алиса» и другие. А тут демократичные – от 300 до 1000 рублей, да еще на такой спектакль и в такое здание. И о зрителях там побеспокоились – специальная маршрутка бесплатно подвозит к зданию театра перед спектаклем и отвозит обратно к метро Крестовский остров. А само здание просто великолепно: вечером в огнях оно светится теплым розовым светом, а внутри все в голубых тонах как в основном здании БДТ. Очень красивый театр, настоящий театральный мир в этом, пусть и сильно обновленном, но все еще уникальном деревянном здании.






И вот сцена перед началом «Кроткой» – без занавеса, почти пустая, только голая железная кровать, высоко в правом углу икона Божией Матери в окладе с лампадой и, сначала незамеченные мною, старинные дамские сапожки на самом краю сцены. Все.

Валерий Ивченко появился не на сцене, а сначала в зале – босой, в одном исподнем, но такого белейшего цвета, что на фоне всего темного действительно смотрится как самое яркое пятно. И началась исповедь. Исповедь страдающей души.




Автор повести «Кроткая» Ф.М. Достоевский, так рассказал об истории ее создания. Он увидел в 1876 году в петербургских газетах новость о том, что из окна четвертого этажа выбросилась молодая девушка, бедная швея. В руках она держала икону. «Это уже какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже видимо не было никакого ропота или попрека: просто стало нельзя жить», — написал потом Достоевский в своем дневнике. Вскоре, под впечатлением от этого события, писатель создал повесть «Кроткая», где все события излагаются от лица супруга умершей девушки. Повествование построено в форме монолога главного героя – ростовщика, который он произносит рядом с телом своей погибшей совсем молоденькой жены.




Валерий Ивченко начинает эту исповедь прямо в зале, рядом со зрителями. Он в одном исподнем (исповедь - исподнее???) и оказавшись на сцене просто рвет душу  - и себе и зрителям своим монологом. На одной из своих встреч со зрителями в Москве, он назовет это покаянием. И это действительно Покаяние в самом высоком смысле этого слова.




 Далеко не лучший по своим моральным качествам человек, нынешний ростовщик, а некогда офицер блестящего полка прошел очень нелегкий путь до встречи, как потом оказывается, с девушкой своей мечты. Обуянный гордыней, с гипертрофированным чувством собственного достоинства он считает вправе судить всех и вся по своим собственным законам, а жизнь его все время сталкивает с законами общества, где он вынужден жить. Обвиненный офицерами в трусости как не защитивший честь своего товарища по полку, да еще и отказавшийся от дуэли, он уволен со службы и вынужден без средств скитаться по Петербургу, ночуя порой даже в смердящей Вяземской лавре на Сенной. Но случай в виде наследства дает ему шанс разбогатеть, и он становится ростовщиком. Об этом Ивченко говорит без горечи, просто констатируя факты, а вот слова о том, как он ищет свой женский идеал – девушку простую, лучше сироту, которая ему по гроб жизни будет обязана за спасение и будет его безмерно уважать, за то, что ее спас от нищеты, он произносит с упоением.



 Судьба дает ему и этот шанс: девушка - чистый ангел, рано оставшаяся без родителей, замученная своими алчными тетками, приходит к нему несколько раз делать заклад и приносит последнее – родовую икону Богородицы в окладе. Он берет и ее, правда хотя бы ставит в Божницу. Эта икона потом еще «выстрелит» в повести и в спектакле. А женится он на ней в самый последний момент ее унижения – когда ее почти просватали за старого богатого лавочника, погубившего своих предыдущих жен.

Герой Ивченко представляет все так, будто он совершил подвиг – выдернул 16-летнюю сиротку из непроглядного мрака жизни, но что же он предлагает взамен? Жизнь в его доме на скромный 1 рубль в день вместе с прислугой, категорический отказ в собственных прогулках и общении, и прочие унизительные ограничения. Но она на все согласна и очень ему благодарна, но Ивченко четко показывает как изуверски его герой отметает все даже малейшие знаки внимания с ее стороны, попытки что-то рассказать о себе, как унизительно смеется он над ее откровенностью и порывами быть ласковой и благодарной. И девушка замыкается в себе, перестает ему что-либо говорить – они уже друг друга наказывают молчанием, но в душе ее растет протест, который она сначала выражает в сочувствии закладчикам мужа и тут же получает презрительную отповедь с его стороны. Внутренний протест в ней растет, а он его даже не замечает, «воспитывая» ее по образцу своего эгоцентрического идеала.

А мне вдруг в голову пришло  сравнение героини «Кроткой» с князем Мышкиным: Идиот и Кроткая действительно с чем-то схожи – своими нравственными идеалами что-ли, но она кончает самоубийством, а он уходит в сумасшествие. В таком обществе им просто не выжить, хотя к ним иногда и начинают проявлять реальные теплые чувства, но душу их прежде убивают, а потом еще пытаются заставить, чтобы они  своих мучителей  полюбили.

Валерий Ивченко, актер с громадным опытом еще  товстоноговской школы, народный артист России и Украины просто на пределе человеческих чувств и сил показывает, как его герой даже в своей любви к Кроткой просто издевается над ней, не допуская даже мысли, что она его не просто не сможет полюбить и уважать, но и возненавидит.



 Когда Кроткая узнает, что ее муж запятнал честь офицера, якобы струсил, да еще за ней начинает ухаживать лютый враг мужа, который акцентирует на этом ее внимание, а муж, войдя в раж, пытается доказывать, что прав он со своими собственными принципами чести и долга, у девушки происходит взрыв сознания. Она берет револьвер мужа и встает над ним, спящим, с намерением застрелить. И как все это скажите, можно передать только в монологе одного актера, а Валерий Ивченко не только передает, но как будто видишь воочию как она стоит над ним с оружием в руках, а потом шесть недель мечется в нервной горячке на почве нервного потрясения, а он, наконец, понимает, до какой степени измучил ее своими эгоистичными требованиями. Он становится ласков до неприличия во время ее болезни, но Кроткая не в силах простить, не в силах полюбить этого кающегося гордеца. Когда он обещает ей поездку за границу и уже идет за паспортами, она снимает свою родовую икону со стены и с ней в руках выпрыгивает из окна…

И все это так передано в монологе актера, что просто видишь, как она стоит на подоконнике, как окликает ее прислуга, девушка делает шаг… Как оказалось, это шаг в вечность, а ростовщик теперь обречен на вечные страдания по умершей жене, которую он оказывается так сильно любил, что не в силах свыкнуться с мыслью, что ее больше никогда не будет.
 Просто убийственна сцена, когда он начинает молиться на ее сапожки, которые она уже больше никогда не наденет.



Эта деталь, и то как она выстроена Валерием Ивченко – а он сам и режиссер данного спектакля, просто не подражаемы. Кроме поразительного эффекта передачи актером моральных страданий героя, невольно поражаешься и физической форме актера, который, стоя на коленях, босой, так истово раскачивается, что его пластика уже на грани человеческих возможностей. Когда на одной из встреч 78-летнего актера спросили – как он все это выдерживает физически (спектакль, кстати, идет 2,5 часа с двумя небольшими антрактами), он ответил: «Нужно держать форму, тут секретов нет, но надо проявить усилие, и я проявляю. Сегодняшней жизни с ее цивилизационным напором надо учиться противостоять».




Его герой то говорит сам с собой, то обращается, как бы, к невидимому слушателю, а порой даже как будто к судье. Сам Ивченко сказал об этом так:» Это покаяние, прорыв к самому себе. Актер должен открыть этого героя в самом себе, смотреть на себя через призму этого человека». Его моно-спектакль сделан по тексту дореволюционного издания «Кроткой» и это для  актера и режиссера Валерия Ивченко очень важно: "Входишь в его текст, задействуешь другие струны, Достоевский ведь и про себя в какой-то мере это писал. Покаяние – это когда человек должен увидеть в  самом себе все свои беды и преступления, а увидеть их в себе, значит преодолеть. Если не больно – то дело плохо. Без боли нет жизни. Если все легко, человек доверчив, а потом сопротивляться не будет сил. Достоевский всегда обращает нас внутрь себя».

Еще до постановки своего моно-спектакля  Валерий Ивченко сказал: «Достоевский для меня очень значимый писатель, и как актер я сформировался под его влиянием. В «Кроткой» сконцентрировались все те вечные вопросы, которые потом были в последующих великих романах Достоевского».

Спектакль кончается на пронзительной ноте – он на коленях перед телом умершей жены, кается во всех своих неблаговидных поступках в отношении нее, но которые тут же, пусть с горечью и оправдывает, руководствуюсь своей гордыней.



 Мне подумалось, что повесть и ее данная интерпретация на сцене - это одна из вариаций семейной жизни многих моих знакомых, где муж и жена мучили друг друга при жизни, но так и не пошли на разрыв.

 Вспомнилось, как в одной семье такая же кроткая женщина, сносящая от мужа всю жизнь измены и оскорбления, перед свой смертью категорически наказала детям – не хоронить ее в одной могиле с мужем, и даже просто рядом и заранее оплатила себе участок в другой части кладбища. Такой вот она выбрала свой собственный протест.  В отличие от Кроткой, шагнувшей в окно, она отказалась находиться рядом с унижавшим ее мужем после смерти.

А на просмотре спектакля меня потрясла еще одна деталь: в соседней со мной ложе плакала женщина. Сначала раздавались лишь редкие всхлипы, а концу она уже едва сдерживалась. Причем в антракте, я видела, что рядом с ней сидел мужчина ее возраста, и они говорили о спектаклях БДТ с большим знанием дела, о тех – еще товстоноговских постановках. Но Ростовщик  тоже ходил с Кроткой в театр, и кичился этим так, что она сама потом от таких походов отказалась.

Уже через несколько дней после спектакля  я сделала то, что делать в принципе не стоило  - нашла в интернете и посмотрела спектакль «Кроткая» с Олегом Борисовым, правда эта запись уже второго спектакля – актер потом во МХАТ после ухода из БДТ поставил вместе с Додиным две его версии. Прочла об этом в книге А. Караулова «Олег Борисов», которая имеется в моей собственной библиотеке. Там очень подробно рассказывается как Додин ставил «Кроткую» трижды, как мучительно искали они образ Ростовщика. И эти три версии не были моноспектаклями – Кроткую играла Татьяна Шестакова, потом Наталья Акимова и еще одна актриса. Там же пишет автор, что была и радио-поставка самого Борисова по «Кроткой» и еще он что-то задумывал по этой повести. Не случилось – его не стало. Играет он безусловно, гениально, местами выше понимания, как это можно сделать.

 Но у Ивченко совсем другой, свой собственный рисунок этой сложнейшей роли и все 2,5 часа удерживает внимание зрителей только он один на почти пустой сцене. Глаз невозможно оторвать от его фигуры в белом в темном пространстве, где из подручных средств только изредка надеваемый им офицерский мундир и железная кровать, которую по сюжету он купил для Кроткой после ее попытки застрелить мужа. И это железное чудище то становится его пристанищем, то под лучами световых приборов она дает тень как решетка в тюрьме.



 За такой решеткой жила его любимая кроткая женщина с ярким протестом в душе, за такой решеткой, спрятавшись и  от людей и мстя им, он дожил до 41 года. Душа его открылась, наконец, но только перед уже упокоившейся Кроткой, когда ее душа уже покинула тело.

И душа с душою уже не поговорит. А ведь могла бы, если бы не его гипертрофированная гордыня и ее глубоко запрятанное чувство собственного достоинства.






P.S. Только что прочла по ссылке на сайте БДТ:

«Гран-при» фестиваля "Монокль" получил народный артист России Валерий Ивченко за спектакль «Кроткая» (БДТ им. Товстоногова). Поставленный по мотивам повести Достоевского, этот спектакль - настоящее испытание на прочность: артист удерживает внимание зрителя почти три часа. Валерий Ивченко сам создал инсценировку, а также выступил в роли режиссера-постановщика.

Справка.
В «Балтийском доме» подвели итоги XII международного фестиваля «Монокль».
Он проводится один раз в два года с 1997-го. По словам директора театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергея Шуба, главная задача фестиваля - привлечь внимание к моноспектаклю как одному из самых сложных жанров театрального искусства.

Традиционно фестиваль делится на два этапа - петербургский и международный. В этом году на участие в нем было прислано 122 заявки. И в итоге петербургские зрители и члены жюри увидели работы артистов и режиссеров из России, Армении, Болгарии, Молдавии, Польши, Белоруссии и Словакии.
( Информация опубликована в газете "Санкт-Петербургские ведомости" 11 марта 2019 г.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий