Моно-спектакль о
Ростовщике и Кроткой
Нашумевший спектакль «Кроткая»,
поставленный Л. Додиным в БДТ в 1981 году давно вызывал мой интерес. Не удалось
тогда мне его посмотреть, и, увидев в афише БДТ моно-спектакль Валерия Ивченко «Кроткая»
тут же решила для себя, что должна его увидеть. Тем более, что идет он на сцене
Каменностровского театра, куда я тоже давно хотела попасть.
Сначала о здании театра.
В начале 2000-х, когда там долго шел капитальный ремонт, не могла дождаться его
открытия. Потом, когда там шли уже спектакли при закрытом основном здании БДТ
на Фонтанке, билеты стали непомерно дороги, что и сейчас происходит, например
на спектакль «Алиса» и другие. А тут демократичные – от 300 до 1000 рублей, да
еще на такой спектакль и в такое здание. И о зрителях там побеспокоились –
специальная маршрутка бесплатно подвозит к зданию театра перед спектаклем и
отвозит обратно к метро Крестовский остров. А само здание просто великолепно:
вечером в огнях оно светится теплым розовым светом, а внутри все в голубых тонах
как в основном здании БДТ. Очень красивый театр, настоящий театральный мир в
этом, пусть и сильно обновленном, но все еще уникальном деревянном здании.
И вот сцена перед началом
«Кроткой» – без занавеса, почти пустая, только голая железная кровать, высоко в
правом углу икона Божией Матери в окладе с лампадой и, сначала незамеченные мною, старинные дамские сапожки на самом краю сцены. Все.
Валерий Ивченко появился
не на сцене, а сначала в зале – босой, в одном исподнем, но такого белейшего
цвета, что на фоне всего темного действительно смотрится как самое яркое пятно.
И началась исповедь. Исповедь страдающей души.
Автор повести «Кроткая»
Ф.М. Достоевский, так рассказал об истории ее создания. Он увидел в 1876 году в
петербургских газетах новость о том, что из окна четвертого этажа выбросилась
молодая девушка, бедная швея. В руках она держала икону. «Это уже какое-то
кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже видимо не было никакого ропота или
попрека: просто стало нельзя жить», — написал потом Достоевский в своем
дневнике. Вскоре, под впечатлением от этого события, писатель создал повесть
«Кроткая», где все события излагаются от лица супруга умершей девушки. Повествование
построено в форме монолога главного героя – ростовщика, который он произносит
рядом с телом своей погибшей совсем молоденькой жены.
Валерий Ивченко начинает
эту исповедь прямо в зале, рядом со зрителями. Он в одном исподнем (исповедь -
исподнее???) и оказавшись на сцене просто рвет душу - и себе и зрителям своим монологом. На одной
из своих встреч со зрителями в Москве, он назовет это покаянием. И это
действительно Покаяние в самом высоком смысле этого слова.
Далеко не лучший по
своим моральным качествам человек, нынешний ростовщик, а некогда офицер
блестящего полка прошел очень нелегкий путь до встречи, как потом оказывается,
с девушкой своей мечты. Обуянный гордыней, с гипертрофированным чувством
собственного достоинства он считает вправе судить всех и вся по своим
собственным законам, а жизнь его все время сталкивает с законами общества, где
он вынужден жить. Обвиненный офицерами в трусости как не защитивший честь
своего товарища по полку, да еще и отказавшийся от дуэли, он уволен со службы и
вынужден без средств скитаться по Петербургу, ночуя порой даже в смердящей
Вяземской лавре на Сенной. Но случай в виде наследства дает ему шанс разбогатеть,
и он становится ростовщиком. Об этом Ивченко говорит без горечи, просто
констатируя факты, а вот слова о том, как он ищет свой женский идеал – девушку простую,
лучше сироту, которая ему по гроб жизни будет обязана за спасение и будет его безмерно
уважать, за то, что ее спас от нищеты, он произносит с упоением.
Судьба дает
ему и этот шанс: девушка - чистый ангел, рано оставшаяся без родителей, замученная
своими алчными тетками, приходит к нему несколько раз делать заклад и приносит
последнее – родовую икону Богородицы в окладе. Он берет и ее, правда хотя бы
ставит в Божницу. Эта икона потом еще «выстрелит» в повести и в спектакле. А женится
он на ней в самый последний момент ее унижения – когда ее почти просватали за
старого богатого лавочника, погубившего своих предыдущих жен.
Герой Ивченко представляет
все так, будто он совершил подвиг – выдернул 16-летнюю сиротку из непроглядного
мрака жизни, но что же он предлагает взамен? Жизнь в его доме на скромный 1
рубль в день вместе с прислугой, категорический отказ в собственных прогулках и
общении, и прочие унизительные ограничения. Но она на все согласна и очень ему
благодарна, но Ивченко четко показывает как изуверски его герой отметает все
даже малейшие знаки внимания с ее стороны, попытки что-то рассказать о себе,
как унизительно смеется он над ее откровенностью и порывами быть ласковой и
благодарной. И девушка замыкается в себе, перестает ему что-либо говорить – они
уже друг друга наказывают молчанием, но в душе ее растет протест, который она
сначала выражает в сочувствии закладчикам мужа и тут же получает презрительную
отповедь с его стороны. Внутренний протест в ней растет, а он его даже не
замечает, «воспитывая» ее по образцу своего эгоцентрического идеала.
А мне вдруг в голову пришло сравнение героини «Кроткой» с князем Мышкиным:
Идиот и Кроткая действительно с чем-то схожи – своими нравственными идеалами что-ли, но она кончает самоубийством, а он уходит в сумасшествие. В таком обществе
им просто не выжить, хотя к ним иногда и начинают проявлять реальные теплые
чувства, но душу их прежде убивают, а потом еще пытаются заставить, чтобы
они своих мучителей полюбили.
Валерий Ивченко, актер с
громадным опытом еще товстоноговской школы,
народный артист России и Украины просто на пределе человеческих чувств и сил
показывает, как его герой даже в своей любви к Кроткой просто издевается над
ней, не допуская даже мысли, что она его не просто не сможет полюбить и уважать,
но и возненавидит.
Когда Кроткая узнает, что ее муж запятнал честь офицера, якобы струсил, да еще за ней начинает ухаживать лютый враг мужа, который акцентирует на этом ее внимание, а муж, войдя в раж, пытается доказывать, что прав он со своими собственными принципами чести и долга, у девушки происходит взрыв сознания. Она берет револьвер мужа и встает над ним, спящим, с намерением застрелить. И как все это скажите, можно передать только в монологе одного актера, а Валерий Ивченко не только передает, но как будто видишь воочию как она стоит над ним с оружием в руках, а потом шесть недель мечется в нервной горячке на почве нервного потрясения, а он, наконец, понимает, до какой степени измучил ее своими эгоистичными требованиями. Он становится ласков до неприличия во время ее болезни, но Кроткая не в силах простить, не в силах полюбить этого кающегося гордеца. Когда он обещает ей поездку за границу и уже идет за паспортами, она снимает свою родовую икону со стены и с ней в руках выпрыгивает из окна…
Когда Кроткая узнает, что ее муж запятнал честь офицера, якобы струсил, да еще за ней начинает ухаживать лютый враг мужа, который акцентирует на этом ее внимание, а муж, войдя в раж, пытается доказывать, что прав он со своими собственными принципами чести и долга, у девушки происходит взрыв сознания. Она берет револьвер мужа и встает над ним, спящим, с намерением застрелить. И как все это скажите, можно передать только в монологе одного актера, а Валерий Ивченко не только передает, но как будто видишь воочию как она стоит над ним с оружием в руках, а потом шесть недель мечется в нервной горячке на почве нервного потрясения, а он, наконец, понимает, до какой степени измучил ее своими эгоистичными требованиями. Он становится ласков до неприличия во время ее болезни, но Кроткая не в силах простить, не в силах полюбить этого кающегося гордеца. Когда он обещает ей поездку за границу и уже идет за паспортами, она снимает свою родовую икону со стены и с ней в руках выпрыгивает из окна…
И все это так передано в
монологе актера, что просто видишь, как она стоит на подоконнике, как окликает
ее прислуга, девушка делает шаг… Как оказалось, это шаг в вечность, а ростовщик теперь обречен на вечные страдания по умершей жене, которую он оказывается так
сильно любил, что не в силах свыкнуться с мыслью, что ее больше никогда не
будет.
Просто убийственна сцена, когда он начинает
молиться на ее сапожки, которые она уже больше никогда не наденет.
Эта деталь, и то как она
выстроена Валерием Ивченко – а он сам и режиссер данного спектакля, просто не
подражаемы. Кроме поразительного эффекта передачи актером моральных страданий
героя, невольно поражаешься и физической форме актера, который, стоя на
коленях, босой, так истово раскачивается, что его пластика уже на грани человеческих
возможностей. Когда на одной из встреч 78-летнего актера спросили – как он все
это выдерживает физически (спектакль, кстати, идет 2,5 часа с двумя небольшими
антрактами), он ответил: «Нужно держать форму, тут секретов нет, но надо
проявить усилие, и я проявляю. Сегодняшней жизни с ее цивилизационным напором
надо учиться противостоять».
Его герой то говорит сам с собой, то обращается, как бы, к невидимому слушателю, а порой даже как будто к судье. Сам Ивченко сказал об этом так:» Это покаяние, прорыв к самому себе. Актер должен открыть этого героя в самом себе, смотреть на себя через призму этого человека». Его моно-спектакль сделан по тексту дореволюционного издания «Кроткой» и это для актера и режиссера Валерия Ивченко очень важно: "Входишь в его текст, задействуешь другие струны, Достоевский ведь и про себя в какой-то мере это писал. Покаяние – это когда человек должен увидеть в самом себе все свои беды и преступления, а увидеть их в себе, значит преодолеть. Если не больно – то дело плохо. Без боли нет жизни. Если все легко, человек доверчив, а потом сопротивляться не будет сил. Достоевский всегда обращает нас внутрь себя».
Его герой то говорит сам с собой, то обращается, как бы, к невидимому слушателю, а порой даже как будто к судье. Сам Ивченко сказал об этом так:» Это покаяние, прорыв к самому себе. Актер должен открыть этого героя в самом себе, смотреть на себя через призму этого человека». Его моно-спектакль сделан по тексту дореволюционного издания «Кроткой» и это для актера и режиссера Валерия Ивченко очень важно: "Входишь в его текст, задействуешь другие струны, Достоевский ведь и про себя в какой-то мере это писал. Покаяние – это когда человек должен увидеть в самом себе все свои беды и преступления, а увидеть их в себе, значит преодолеть. Если не больно – то дело плохо. Без боли нет жизни. Если все легко, человек доверчив, а потом сопротивляться не будет сил. Достоевский всегда обращает нас внутрь себя».
Еще до постановки своего
моно-спектакля Валерий Ивченко сказал: «Достоевский
для меня очень значимый писатель, и как актер я сформировался под его влиянием.
В «Кроткой» сконцентрировались все те вечные вопросы, которые потом были в
последующих великих романах Достоевского».
Спектакль кончается
на пронзительной ноте – он на коленях перед телом умершей жены, кается во всех
своих неблаговидных поступках в отношении нее, но которые тут же, пусть с
горечью и оправдывает, руководствуюсь своей гордыней.
Мне подумалось, что повесть и ее данная интерпретация на сцене - это одна из вариаций семейной жизни многих моих знакомых, где муж и жена мучили друг друга при жизни, но так и не пошли на разрыв.
Мне подумалось, что повесть и ее данная интерпретация на сцене - это одна из вариаций семейной жизни многих моих знакомых, где муж и жена мучили друг друга при жизни, но так и не пошли на разрыв.
Вспомнилось, как в одной семье такая же кроткая женщина,
сносящая от мужа всю жизнь измены и оскорбления, перед свой смертью категорически
наказала детям – не хоронить ее в одной могиле с мужем, и даже просто рядом и
заранее оплатила себе участок в другой части кладбища. Такой вот она выбрала
свой собственный протест. В отличие от
Кроткой, шагнувшей в окно, она отказалась находиться рядом с унижавшим ее мужем
после смерти.
А на просмотре спектакля меня
потрясла еще одна деталь: в соседней со мной ложе плакала женщина. Сначала
раздавались лишь редкие всхлипы, а концу она уже едва сдерживалась. Причем в
антракте, я видела, что рядом с ней сидел мужчина ее возраста, и они говорили о
спектаклях БДТ с большим знанием дела, о тех – еще товстоноговских постановках. Но
Ростовщик тоже ходил с Кроткой в театр,
и кичился этим так, что она сама потом от таких походов отказалась.
Уже через несколько дней
после спектакля я сделала то, что делать
в принципе не стоило - нашла в интернете
и посмотрела спектакль «Кроткая» с Олегом Борисовым, правда эта запись уже
второго спектакля – актер потом во МХАТ после ухода из БДТ поставил вместе с
Додиным две его версии. Прочла об этом в книге А. Караулова «Олег Борисов»,
которая имеется в моей собственной библиотеке. Там очень подробно рассказывается
как Додин ставил «Кроткую» трижды, как мучительно искали они образ Ростовщика. И
эти три версии не были моноспектаклями – Кроткую играла Татьяна Шестакова, потом
Наталья Акимова и еще одна актриса. Там же пишет автор, что была и радио-поставка
самого Борисова по «Кроткой» и еще он что-то задумывал по этой повести. Не
случилось – его не стало. Играет он безусловно, гениально, местами выше понимания,
как это можно сделать.
Но у Ивченко совсем другой, свой собственный рисунок
этой сложнейшей роли и все 2,5 часа удерживает внимание зрителей только он один
на почти пустой сцене. Глаз невозможно оторвать от
его фигуры в белом в темном пространстве, где из подручных средств только
изредка надеваемый им офицерский мундир и железная кровать, которую по сюжету
он купил для Кроткой после ее попытки застрелить мужа. И это железное чудище то
становится его пристанищем, то под лучами световых приборов она дает тень как решетка
в тюрьме.
За такой решеткой жила его любимая кроткая женщина с ярким протестом в душе, за такой решеткой, спрятавшись и от людей и мстя им, он дожил до 41 года. Душа его открылась, наконец, но только перед уже упокоившейся Кроткой, когда ее душа уже покинула тело.
За такой решеткой жила его любимая кроткая женщина с ярким протестом в душе, за такой решеткой, спрятавшись и от людей и мстя им, он дожил до 41 года. Душа его открылась, наконец, но только перед уже упокоившейся Кроткой, когда ее душа уже покинула тело.
И душа с душою уже не поговорит. А ведь могла бы, если бы не его гипертрофированная гордыня и ее глубоко запрятанное чувство собственного достоинства.
P.S. Только что прочла по ссылке на сайте БДТ:
«Гран-при» фестиваля "Монокль" получил народный артист России Валерий Ивченко за спектакль «Кроткая» (БДТ им. Товстоногова). Поставленный по мотивам повести Достоевского, этот спектакль - настоящее испытание на прочность: артист удерживает внимание зрителя почти три часа. Валерий Ивченко сам создал инсценировку, а также выступил в роли режиссера-постановщика.
Справка.
В «Балтийском доме» подвели итоги XII международного фестиваля «Монокль».
«Гран-при» фестиваля "Монокль" получил народный артист России Валерий Ивченко за спектакль «Кроткая» (БДТ им. Товстоногова). Поставленный по мотивам повести Достоевского, этот спектакль - настоящее испытание на прочность: артист удерживает внимание зрителя почти три часа. Валерий Ивченко сам создал инсценировку, а также выступил в роли режиссера-постановщика.
Справка.
В «Балтийском доме» подвели итоги XII международного фестиваля «Монокль».
Он проводится один раз в два года с 1997-го. По словам директора театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергея Шуба, главная задача фестиваля - привлечь внимание к моноспектаклю как одному из самых сложных жанров театрального искусства.
Традиционно фестиваль делится на два этапа - петербургский и международный. В этом году на участие в нем было прислано 122 заявки. И в итоге петербургские зрители и члены жюри увидели работы артистов и режиссеров из России, Армении, Болгарии, Молдавии, Польши, Белоруссии и Словакии.
( Информация опубликована в газете "Санкт-Петербургские ведомости" 11 марта 2019 г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий