Государственный музей Эрмитаж с 17 марта 2020 года,
выполняя постановление федеральных органов власти, работает только в режиме
онлайн. О том, как строится эта работа и о многом другом из жизни музеев в условиях
пандемии в ходе онлайн пресс-конференции
, организованной ТАСС Северо-Запад, рассказал генеральный директор музея Михаил
Пиотровский.
По его словам, надо осмыслить три общие позиции. Первое – дать осмысление цифрам. «Дайте цифре
достойное место, – сказал он, - где-то она должна быть тенью, а где-то не
цифрами можно все определить. Второе – взаимоотношение культуры и государства в
условиях, когда музеи перестают зарабатывать, как сделать так, чтобы
государство содержало культуру».
Третьей
позицией он назвал миссию Музея как университета, когда в условиях работы в
режиме онлайн понятна его громадная воспитательная и образовательная роль.
Музей без посетителей
«Музей сегодня - это музей без посетителей. Сейчас
музеи прежде всего должны охранять свои коллекции: проверять климатический
режим в зала, сохранность – сказал он. – Хранители Эрмитажа через новейшие
гаджеты проверяют наличие печатей,
ведется мониторинг, служба безопасности снимала совместно с сотрудниками новые сюжеты для показа в онлайн. Это единый организм – охрана, просвещение, хранение. Главное – безопасность коллекций, на этом строится и музейное просвещение».
ведется мониторинг, служба безопасности снимала совместно с сотрудниками новые сюжеты для показа в онлайн. Это единый организм – охрана, просвещение, хранение. Главное – безопасность коллекций, на этом строится и музейное просвещение».
С помощью видеороликов директор музея показал, как
служба безопасности проверяет залы, связываясь при этом с хранителями, виртуально
прошелся по хранилищу икон в Старой Деревне.
В ролике есть сюжет о том, как служба безопасности кормит многочисленных
эрмитажных котов.
Регулярный обход по крышам, Эрмитажа ведут сотрудники
музейной службы безопасности с Росгвардией.
Подробно было показано,
как проходит дезинфекция в коридорах, дворах – в залах совсем другие требования
ввиду особого климата хранения экспонатов.
А накануне карантина в Эрмитаж вернулась из Лувра "Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи.
«Мечта посетителей – прийти в музей без очереди и
билета. И это сейчас исполнилось при работе в режиме онлайн, но всегда при
исполнении мечты есть изъяны – сказал далее Михаил Пиотровский. - В онлайн-трансляции мы показываем передачи,
сделанные с помощью служб безопасности, в том числе о наших хранилищах. В
интаграмме есть живые наши экскурсии, которые исчезают через 30 часов. Я бы
сказал, что вместо фастфуда – типовых экскурсий, которые мы показывали в
прежней записи, мы сейчас показываем трансляции, где в запасниках наши
хранители специалисты, проводят живые экскурсии – это уже деликатес. Так мы
готовим людей к тому, что они в будущем смогут увидеть в музее».
Михаил Пиотровский уточнил, что в Эрмитаже 550
залов и в ходе обычной часовой экскурсии нельзя объять необъятное. Так что резерв
показа большой.
Онлайн-экскурсии для разных категорий
«Мы стараемся показать живой музей – продолжил он. - Хотим подарить
людям радость открытия увидеть то, что они еще не видели. Передачи наши в
онлайн интерактивные, все можно
прокомментировать и спросить. Например, спрашивают о том, почему есть экскурсии
на итальянском или английском языках». В знак солидарности со страдающей от
пандемии Италией Эрмитаж виртуальные экскурсии провел и на итальянском языке. В
знак солидарности с музеем Прадо проводились экскурсии на испанском языке,
часто будут встречи в онлайн в том числе с работниками этого музея, но сейчас
время продумать и подготовить систему будущих выставок и конференций.
Для детей на сайте
Эрмитажа несколько разных форматов. Это показы в парадных залах в записи. Есть
экскурсия «Куклы Эрмитажа в исторических костюмах», хранящихся в Эрмитаже.
Много детских квестов и немало сюжетов в
онлайн о приобщении к античной культуре. По этой теме проводится уже международный
конкурс детских рисунков.
Начинали они с показа прежних программ, затем стали
снимать с помощью службы безопасности экскурсии и ролики разных жанров. Показан
был ролик о том, как прошла такая виртуальная экскурсия в Бриллиантовой
кладовой, а корреспондент «Конкретно.ру» в указанный день смогла ознакомиться
на их сайте с экскурсией «Рим. Скульптурные портреты его жителей в античные
времена».
Михаил
Пиотровский с гордостью отметил, что на сегодняшний день посетителей программ
на сайте Эрмитажа и его страниц в социальных сетях уже 20 миллионов. «Так что
мы освоили неплохо возможности рассказывать о музее в режиме онлайн – с
удовлетворением констатировал он.
Эрмитаж как часть мирового музейного сообщества
Директор Эрмитажа особо
подчеркнул, что они являются частью мирового музейного пространства. «Существует
музейный мир, есть Союз музеев России. Значительная часть нашей работы в онлайн
связана с такой вот музейной солидарностью. Сейчас есть музеи федеральные крупные
и небольшие музеи муниципальные, и мы через Союз музеев России обратились к
властям, чтобы они не забывали это тоже часть нашего культурного пространства.
Музеи сейчас несут большие потери. Доходы исчезли полностью, теряется до
полугодового бюджета». Он рассказал о том, что есть на их сайте спецпрограмма «Эрмитаж в гостях у
коллег» они рассказывают о разных музеях.
«Важно понять, что такое мера успеха.
Много посетителей? Много денег? Или это бесплатный прием детей – это надо
осмыслить». Недавно работники Эрмитажа побывали в гостях у музея «Петровская
акватория», Музея мирового океана.
Понятно, что музеи разные - проблемы одинаковые.
Рассказал Михаил
Пиотровский и о том, что они активно обмениваются опытом с музеями мира: «На
недавно прошедшем юридическом форуме, где был круглый стол под названием «Музеи
на карантине», было сказано, что государства обязаны защищать культуру, а
культура поможет нам выйти из кризиса». По мнению директора Эрмитажа у культуры есть
терапевтические свойство – объединить людей, а люди разобщены сейчас особенно.
Восстановить многое помогут культурные ценности, которые стоят даже выше
общечеловеческих ценностей, по мнению Михаила Пиотровского. «Группа наших
коллег предложила провести марафон международный, связанный с освоением культурных
ценностей в посткарантинный период - сказал он. – Видимо, он состоится летом с
помощью культурных организаций, попавших в кризис. А скоро состоится онлайн
совещание музеев мира, где будет обсуждаться много непростых вопросов. У ряда
музеев есть уже проблемы с сокращением штата, мы этого не делаем. Мы своими
силами сделали переход в режим онлайн, наши сотрудники сами проводят такие онлайн
экскурсии. Они перед самым уходом на самоизоляцию сняли за два дня 55 новых
сюжетов».
Ответы на вопросы
Отвечая на вопросы журналистов
о выпадающих доходах в связи с ограничениями по пандемии и зарплатах сотрудников,
Михаил Пиотровский уточнил, что бюджет музея шел на зарплаты сотрудникам и на
жизнеобеспечение музея. «Ведем переговоры, чтобы выпадающие доходы
компенсировало государство, в том числе и для выплаты зарплат, так как часть
средств на них музей зарабатывал сам и теперь нужно, чтобы государство взяло
это на себя. Важная модель рождается – как государство будет поддерживать
культуру».
На вопрос о проекте
«Музыкальный Эрмитаж» он пояснил, что тот завязан с музыкантами и актерами,
требует их присутствия, в начале карантина несколько концертов были отменены, а
сейчас только служба безопасности имеет право находиться в залах музея. По
поводу реставрационных мастерских Михаил Пиотровский сказал, что реставраторы
пока не могут продолжить работу на своих местах, но они готовят планы выставок.
Например, будет открыта после карантина выставка церковных облачений.
Сейчас уже выложена книга о ней на сайте музея. А вот Ассирийская выставка из
Британского музея пробудет в Эрмитаже до
конца карантина.
По поводу новинок в
онлайн рубрики «Интеллигентная изоляция» Михаил Пиотровский коротко рассказал о
том, что ежедневно проходят лекции для детей и взрослых, 1-2 премьерных сюжета,
1-2 экскурсии.
Следующий вопрос касался
возможной монетизации виртуальных экскурсий, на что Пиотровский сказал: «Как
раз я намекал мягко на то, что пока виртуальные экскурсии бесплатны, но после
выхода из карантина часть наших экскурсий возможно будет монетизирована, то
есть посмотреть их можно будет за определенную плату, как это делается за
рубежом и в России. Будет процент платного и бесплатного показов. У нас ведь
огромные выпадающие доходы и их как-то надо компенсировать. Пока все бесплатно
и по мере особого интереса к некоторым мы будем принимать решения».
Отвечая на вопросы о
праздниках, Пиотровский уточнил, что День Мецената уже прошел на сайте, может
быть появятся новые формы его проведения. День Музеев 18 мая всегда предлагал
бесплатное посещение Эрмитажа, а тут пока все бесплатно и без очередей, и он записал сюжет об этом празднике для размещения
на сайте.
Выставки не отменяются, а переносятся
С будущими выставками он
пояснил, что ничего пока не отменяется, только все сдвигается на 2-3 месяца, в
том числе и с выставками, которые Эрмитаж должен показать в других местах: «Пока
ничего не отменяем, а сроки зависят от успеха борьбы с коронавирусом».
По поводу реставрации
памятников М. Пиотровский пояснил, что, к сожалению, это замедлится и по
причине смены подрядчиков, и по причине ухода денег в нынешней ситуации. Каким
выйдет строительное сообщество из сегодняшней ситуации неизвестно, но частично
все же в Старой Деревне подрядчики работают.
О возможном сокращении
числа инвесторов и меценатов, директор Эрмитажа сказал, что безусловно
сократится, но могут появиться новые. Эрмитаж уже озабочен поисками способов их
привлечения, связанных с новыми технологиями.
Говоря о том, что интересы
музеев не отошли на второй план, он подчеркнул, что человека от животного отличает
его приобщение к культуре. «Надо чтобы эти интересы не отошли на второй план у государства.
Для чего надо больше говорить и показывать, как это важно. 20 миллионов просмотров на сайте Эрмитажа –
это звучит, и это при том, что общая посещаемость Эрмитажа 5 миллионов в год.
Сейчас все музеи в онлайн режиме работают, и все должны об этом рассказывать».
Что ждет музеи после карантина
На вопрос о том, как
поддержка музеев нужна, он ответил, что нужна не только материальная, но и законодательная
поддержка. При уходе в онлайн выяснилось, что много требуется подписей штампов
и прочего, нужно цифровое сопровождение документов. Законы должны обеспечивать
особые привилегии культуре, которая должна сохранять при этом свою
автономность.
В заключение
пресс-конференции, речь шла о том, что нас всех ждет после окончания карантина.
Михаил Пиотровский сказал: «Важно не только количество, но и качество посетителей.
Они вернутся, и быстрее всего, мне кажется, в театры. И в музеи и в Эрмитаж вернутся,
пусть и не так быстро в прежних количествах. Конкретно по Эрмитажу будет так: 1
месяц нам понадобится, чтобы привести музей в состояние готовности, потом будем
постепенно открывать залы. Все рассчитать трудно. Но за полгода мы потеряем
часть людей. Это в первую очередь испытание для людей, качество посетителя –
оно очень важно. Придет много – будем рады, придет мало – будем работать». А
вот по туристам все сложнее. По его словам, неизвестно, когда и как будут
открываться границы для зарубежных туристов. «Но у нас было туристов 40-50
процентов. Думаю, что туристы вернутся к концу года».
Комментариев нет:
Отправить комментарий