В ТАСС состоялась
пресс-конференция в ОНЛАЙН-формате, посвященная выставке рисунков военного
времени «Нет войне», созданных детьми членов Ленинградского Союза советских
художников в эвакуации под Тюменью, приуроченная к 75-й годовщине Победы. Выставка организована в стенах Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI
веков тоже пока в режиме онлайн.
Об экспонатах
выставки, их авторах, ставших впоследствии известными художниками, скульпторами
и архитекторами, образовательной программе проекта, а также новых возможностях
взаимодействия музеев с посетителями рассказали директор музея Марина Джигарханян,
сотрудник образовательного отдела этого же музея Викторина Смурова и заслуженный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского Союза художников, представитель целой династии художников Владимир Прошкин.
Директор музея
поведала об удивительной истории о том, как когда-то Союз художников передал им
в дар рисунки детей, эвакуированных и Ленинграда в Сибирь. «Эта выставка
уникальна по своему историческому и художественному потенциалу, так как дети
изображали, что их окружало и волновало – сказала Марина Джигарханян. - Глядя
на них мы можем составить свое впечатление о том времени, быте эвакуированных
ленинградских детей, их рисунки с сюжетными историями и портретными характеристиками».
Выставку они начали готовить в конце прошлого года, разбирали большую коробку, многие рисунки были на
маленьких клочках бумаги, даже на конвертах. Все рассортировали, что-то
оказалось не подписано. Исследовательская работа позволила открыть удивительные
истории человеческих жизней. Так что эта
выставка - потрясающая человеческая память, которую оставили для нас дети.
Викторина Смурова как сотрудник образовательного
отдела музея рассказала, что они начинали работать с папками рисунков, в первую
очередь определив имена известных художников. Например, хорошо известен Валерий
Траугот, художник, график, его брат и отец тоже художники, исследовали их
биографии,
Его детский рисунок, выполненный в эвакуации.
А также вышли на такие
громкие имена как Владимир Прошкин, который был в эвакуации в этой группе детей
с мамой и сестрой. С ними вместе в эвакуации были жена художника
Самохвалова с дочерью и многие другие. Нашли рисунки двух девочек Лены и Инны
по фамилии Беленькая, их мама художник, она там занималась детским театром.
Надеются найти о них больше информации. Нашелся рисунок одной из них.
«Выставка
"Нет войне": Великая Отечественная глазами детей войны» пока предполагается в онлайн формате – снимаем на видео
рассказы и экскурсии по экспозиции – сказала она. - Надеемся, что это будет интересно всем. Темы рисунков
самые разные – это сказки, пейзажи, школа и многое другое. Поселок Емуртла,
куда были эвакуированы дети, до сих пор существует, сохранилась школа, где дети
учились. Мы связались с ее администрацией и с директором школьного музея, нам
прислали списки детей-ленинградцев. Так что мы продолжаем изучать и осваивать
очень интересные материалы. Все постепенно выкладываем на сайте музея и в соцсетях
- в контакте фейсбуке , также на ютубе, большой доступ для все желающих».
Один из непосредственных свидетелей всех тех событий, Владимир Прошкин, заслуженный художник Российской Федерации,
в ходе онлайн пресс-конференции рассказал: «Этот путь начался на станции
Гаврилов Ям, в Ярослаской области, где мы жили около месяца. После этого нас -
детей художников и архитекторов, вывезли одним эшелоном в середине ноября 1941
года в Сибирь. В теплушках мы ехали 40 дней».
Спали они на нарах по 9 человек в
ряд, очень трудно было открывать многопудовую дверь вагона в лютый мороз. Одна
буржуйка была на весь вагон, дров не было, и когда поезд останавливался, то
мальчишки – а ему самому было 10 лет, кому-то было 16 лет, бежали ломать
заборы, искать дрова, так как дрова им не выдавали.
Жизнь больше месяца в теплушке стала сюжетом для этих двух пронзительных рисунков.
Как талантливо показаны живые детские эмоции, их нелегкий быт.
«К паровозу бегали за
водой, питание нам приносили эпизодически, еда все-таки была. Было 8 мешков
ржаных сухарей.Одна мама приходилась на десять детей, среди которых были младшие
школьники и подростки. За нами они и присматривали, кормили, но порой в полной
темноте, так как было всего 4 маленьких окна были в инее с палец толщиной, было
очень темно после 17 часов». По его словам, в их группе ехали 40 человек, мальчишки
были с ножами, и они щипали из досок щепу, ею и освещали все, а дежурили по очереди.
«Эта лучина освещала вагон, так что выжили, не болели, даже были веселые -
продолжил он. - Сочинили песню, это гимн нашей поездки.
Приехали на станцию и нас встретили удивительно тепло, отвезли
в школу, там выдали по кружке молока с ломтем хлеба. Попали в большое село и началась
нормальная жизнь, полуголодная, но сами себе заботились – с весны 1942 года
собирали крапиву и лебеду, матери были начитаны, что-то разрешали есть из подножного
корма».
Летом 1942 года дети вместе со взрослыми стали обрабатывать отведенные
им 3 га земли, вырастили урожай, и сами себя обеспечили овощами,
им давали еще
с маслозавода сыворотку.
«А матери выявляли наши способности к искусству –
вспоминал Владимир Прошкин. - Занятия проводились после школы.
Сохранился и рисунок обстановки в школе, с железной печкой-титаном.
"Было помещение
при школе, где проходил кружок рисования, который после прорыва блокады Ленинграда вел скульптор Шульц, приехавший вместе с
художниками-дистрофиками после прорыва блокады. К этому времени нашему эвакуационному лагерю разрешили
заниматься в отдельной избе».
Ходил он в этот кружок вместе с другом Славой Серовым,
вместе с ними занималась дочь скульптора Суворова, которая потом
воссоздавала скульптуру Самсон. «Талантливая
девушка уже тогда лепила великолепные сказочные фигурки из глины, она их даже
обжигала, поступила в художественную школу и стала скульптором» – рассказал
художник.
Владимир Прошкин в ходе пресс-конференции посетовал, что из-за режима самоизоляции пока не
может выходить и дома и рисунков в музее еще он не видел, но порадовался, что выставка,
пусть пока и в режиме онлайн, воскрешает в памяти события того времени.
«Музей делает большую работу, знакомит с детскими рисунками,
несмотря на тяжелейшие условия в эвакуации, коллектив, который жил с детьми
давал нам возможность смотреть в будущее. Остались великолепные воспоминания о
Сибири и о людях, которые их окружали. Несмотря на трудности, Сибирь - это замечательное
место, мы верили, что дальше будет жизнь, стремление к жизни, в нас жил оптимистический
настрой в этом эвакуационном лагере. Но у меня было преимущество я был с мамой
и сестрой, а если бы без родителей, это было бы не только тоскливо,
но и страшно, но все-таки все вместе мы выживали и чувствовали себя людьми» -
сказал он.
Отвечая на вопросы о том, что именно они рисовали,
Владимир Прошкин сказал: «Мы со Славой Серовым рисовали пейзажи, реку в
песчаных берегах, каньон, отмель и обрывы.
Что видели вокруг, то и рисовали:
труд колхозников, животных - лошадей и коров. Цветы рисовали, кстати ели луковицы саранок, ходили по
лесам и добывали лесную пищу, а заодно много рисовали". Он вспоминал, как пригоняли
много лошадей для отбора в кавалерию. Может быть этот бесхитросный рисунок о тех лошадях.
Просто поразительны рисунки деревенского быта в Емуртле ленинградских детей разного возраста. Как совсем маленьких
так и детей постарше.
О тех годах хорошо сказал Владимир Британишский, которому тогда было 10 лет, он стал
поэтом и посвятил Емуртле стихотворение, в котором есть такие строки:
Война грохочет и пылает
Война грохочет и пылает
И восьмилетнего меня
Сибирь за пазухой спасает
И от войны и от огня…
Отвечая на вопросы участников пресс-конференции,
Марина Джиргаханян рассказала, что онлайн формат дает возможность организовать еще и онлайн дискуссии. Родственники бывших
маленьких художников, ставших большими мастерами, разбросаны и по России и по Европе. Так, пришли
фотографии от семейства Башинских, одна из которых уехала в Уганду, а ее дочка
из Копенгагена прислала воспоминания на английском языке. Родственники прислали
информацию и фото, люди хотят поделиться этими историями со зрителями.
Информацию на сайт будут ставить постепенно, а затем в чате можно будет задавать
вопросы.
Директор музея рассказала, что при подготовке выставки
был объявлен конкурс - дети должны были обсуждать рисунки, высказывать свою позицию. Они набрали такую
детскую группу, но началась удаленка, а дети изъявили желание продолжить: «Мы
придумали этот ход – дети определили тему - что такое мир. Друзья
подключатся в соцсетях и получится такой
флеш моб детских рисунков".
Ее дополнила Викторина Смурова: «Данная
выставка из детского проекта перешла и на взрослую аудиторию. Художники, чьи
детские рисунки в ней участвуют, известны не одному поколению, и мы хотели
сделать акцент на том, что надо знакомить с их творчеством - это еще один
пласт, мы будем его дорабатывать - сказала Викторина Смурова. - Исследование
детских рисунков выросло в многоплановое, как только мы раскрыли ту коробку.
Стали изучать и из маленькой выставки детских рисунков вышла серьезная история.» По ее словам, взрослые могут участвовать в их конкурсе
рисунков и рассказов. «Цель проекта почтить
память тех тяжелых лет, а для детей и взрослых это повод откликнуться не
формально, чтобы не просто слова какие-то сказать, а пропустить через себя,
подумать, почувствовать, и чем больше рисующих и осмысляющих те события будет,
тем интереснее и правильнее».
На вопрос о том, когда стартует выставка и на каких
платформах ее можно посмотреть, сотрудники музея сообщили, что она открывается
в онлайн формате на днях, на сайте уже выложена часть материалов, готов проморолик,
будет даваться расширенный материал детально в онлайн-формате в соцсетях. Они придумали детскую экскурсию с интересными
историями и ее проведет Викторина Смурова, посмотреть которую также можно в
онлайн формате, а отзывы и пожелания будут приниматься весь май.
Таким образом, маленькая
выставка детского рисунка выросла в глубокомысленную историю. Аудитория
расширилась в связи с проектом для всех желающих творить. Так что цель проекта
- почтить память, прикоснуться к той истории тяжелых военных лет, достигнута.
Отвечая на вопрос - не отобьет ли онлайн трансляция у
посетителей охоту посещать музей, его сотрудники уверили, что идет шквал
звонков по скорейшему открытию музеев. «У нас так получилось, что 16 марта мы
открыли 3 выставки, а с 18 мая все музеи закрыли, проводим пока экскурсии в
таком формате, Викторина Смурова освоила несколько мастер-классов. Так что связь со зрителями мы не теряем, чтобы
у них была возможность все посмотреть.
– сказала Марина
Джигарханян.
В настоящее время на выставке «Нет войне: Великая
Отечественная глазами детей войны» представлено 75 рисунков, а на самом деле их
около 1000.
Их отбирали по художественной значимости - дети рисуют во все времена то,
что будоражит их фантазию. По ним видно, как развивалось их мастерство, их образное
мышление. Можно судить о том, что они читали, какие сказки, как рисовали натюрморты
и бытовые рисунки. «Здесь потрясающие рисунки домиков, улиц, может быть мы
будем возвращаться к таким выставкам.
«Многие работы не подписаны - только около 50 авторов можно назвать,
так что и здесь есть поле для исследовательской работы – сказала в заключение Марина
Джигарханян. - Карантин показал
творческие возможности онлайн-формата, мы поняли, что все надо снимать на видео,
эта жизнь дала новые знания, как когда-то опыт военного времени, это научило, как развивать формы работы с онлайн.
Но это никогда не заменит человеческого общения, только непосредственное эмоциональное соприкосновение с произведениями искусства дает полное погружение и полное понимание».
Но это никогда не заменит человеческого общения, только непосредственное эмоциональное соприкосновение с произведениями искусства дает полное погружение и полное понимание».
Елена Кузнецова
P.S.Кроме продемонстрированных рисунков мне еще запомнились работы Анны Линцбах. Ее рисунок к инсценировке рассказа "Хамелеон" просто великолепен. Хотелось бы узнать как сложилась ее судьба.
А этот не подписанный рисунок тоже очень хорош.
Комментариев нет:
Отправить комментарий