пятница, 1 мая 2020 г.

«Меня Сибирь за пазухой спасает и от войны, и от огня»



В ТАСС состоялась пресс-конференция в ОНЛАЙН-формате, посвященная выставке рисунков военного времени «Нет войне», созданных детьми членов Ленинградского Союза советских художников в эвакуации под Тюменью, приуроченная к 75-й годовщине Победы.  Выставка организована в стенах Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков тоже пока в режиме онлайн.
Об экспонатах выставки, их авторах, ставших впоследствии известными художниками, скульпторами и архитекторами, образовательной программе проекта, а также новых возможностях взаимодействия музеев с посетителями рассказали директор музея Марина Джигарханян, сотрудник образовательного отдела этого же музея Викторина Смурова и  заслуженный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского Союза художников, представитель целой династии художников Владимир Прошкин.

Директор музея поведала об удивительной истории о том, как когда-то Союз художников передал им в дар рисунки детей, эвакуированных и Ленинграда в Сибирь. «Эта выставка уникальна по своему историческому и художественному потенциалу, так как дети изображали, что их окружало и волновало – сказала Марина Джигарханян. - Глядя на них мы можем составить свое впечатление о том времени, быте эвакуированных ленинградских детей, их рисунки с сюжетными историями и портретными характеристиками».
 Выставку они начали готовить в конце прошлого года, разбирали большую коробку, многие рисунки были на маленьких клочках бумаги, даже на конвертах. Все рассортировали, что-то оказалось не подписано. Исследовательская работа позволила открыть удивительные истории человеческих жизней.  Так что эта выставка - потрясающая человеческая память, которую оставили для нас дети.
Викторина Смурова как сотрудник образовательного отдела музея рассказала, что они начинали работать с папками рисунков, в первую очередь определив имена известных художников. Например, хорошо известен Валерий Траугот, художник, график, его брат и отец тоже художники, исследовали их биографии, 

Его детский рисунок, выполненный в эвакуации.
А  также вышли на такие громкие имена как Владимир Прошкин, который был в эвакуации в этой группе детей с мамой и сестрой. С ними вместе в эвакуации были жена художника Самохвалова с дочерью и многие другие. Нашли рисунки двух девочек Лены и Инны по фамилии Беленькая, их мама художник, она там занималась детским театром. Надеются найти о них больше информации. Нашелся рисунок одной из них.

«Выставка "Нет войне": Великая Отечественная глазами детей войны» пока предполагается в онлайн формате – снимаем на видео рассказы и экскурсии по экспозиции – сказала она. -  Надеемся, что это будет интересно всем. Темы рисунков самые разные – это сказки, пейзажи, школа и многое другое. Поселок Емуртла, куда были эвакуированы дети, до сих пор существует, сохранилась школа, где дети учились. Мы связались с ее администрацией и с директором школьного музея, нам прислали списки детей-ленинградцев. Так что мы продолжаем изучать и осваивать очень интересные материалы. Все постепенно выкладываем на сайте музея и в соцсетях - в контакте фейсбуке , также на ютубе, большой доступ для все желающих».





Один из непосредственных свидетелей всех тех событий, Владимир Прошкин, заслуженный художник Российской Федерации, в ходе онлайн пресс-конференции рассказал: «Этот путь начался на станции Гаврилов Ям, в Ярослаской области, где мы жили около месяца. После этого нас - детей художников и архитекторов, вывезли одним эшелоном в середине ноября 1941 года в Сибирь. В теплушках мы ехали 40 дней». 

Спали они на нарах по 9 человек в ряд, очень трудно было открывать многопудовую дверь вагона в лютый мороз. Одна буржуйка была на весь вагон, дров не было, и когда поезд останавливался, то мальчишки – а ему самому было 10 лет, кому-то было 16 лет, бежали ломать заборы, искать дрова, так как дрова им не выдавали.

Жизнь больше месяца в теплушке стала сюжетом для этих двух пронзительных рисунков.




Как талантливо показаны живые детские эмоции, их нелегкий быт.

«К паровозу бегали за водой, питание нам приносили эпизодически, еда все-таки была. Было 8 мешков ржаных сухарей.Одна мама приходилась на десять детей, среди которых были младшие школьники и подростки. За нами они и присматривали, кормили, но порой в полной темноте, так как было всего 4 маленьких окна были в инее с палец толщиной, было очень темно после 17 часов». По его словам, в их группе ехали 40 человек, мальчишки были с ножами, и они щипали из досок щепу, ею и освещали все, а дежурили по очереди. «Эта лучина освещала вагон, так что выжили, не болели, даже были веселые - продолжил он. - Сочинили песню, это гимн нашей поездки.
 
 Приехали на станцию и нас встретили удивительно тепло, отвезли в школу, там выдали по кружке молока с ломтем хлеба. Попали в большое село и началась нормальная жизнь, полуголодная, но сами себе заботились – с весны 1942 года собирали крапиву и лебеду, матери были начитаны, что-то разрешали есть из подножного корма».


 Летом 1942 года дети вместе со взрослыми стали обрабатывать отведенные им 3 га земли, вырастили урожай, и сами себя обеспечили овощами,



 им давали еще с маслозавода сыворотку.

«А матери выявляли наши способности к искусству – вспоминал Владимир Прошкин. - Занятия проводились после школы.

Сохранился и рисунок обстановки в школе, с железной печкой-титаном.



 "Было помещение при школе, где проходил кружок рисования, который после прорыва блокады Ленинграда  вел скульптор Шульц, приехавший вместе с художниками-дистрофиками после прорыва блокады. К этому времени нашему эвакуационному лагерю разрешили заниматься в отдельной избе».

 Ходил он в этот кружок вместе с другом Славой Серовым, вместе с ними занималась дочь скульптора Суворова, которая потом воссоздавала  скульптуру Самсон. «Талантливая девушка уже тогда лепила великолепные сказочные фигурки из глины, она их даже обжигала, поступила в художественную школу и стала скульптором» – рассказал художник.

Владимир Прошкин в ходе пресс-конференции посетовал, что из-за режима самоизоляции пока не может выходить и дома и рисунков в музее еще он не видел, но порадовался, что выставка, пусть пока и в режиме онлайн, воскрешает в памяти события того времени.

«Музей делает большую работу, знакомит с детскими рисунками, несмотря на тяжелейшие условия в эвакуации, коллектив, который жил с детьми давал нам возможность смотреть в будущее. Остались великолепные воспоминания о Сибири и о людях, которые их окружали. Несмотря на трудности, Сибирь - это замечательное место, мы верили, что дальше будет жизнь, стремление к жизни, в нас жил оптимистический настрой в этом эвакуационном лагере. Но у меня было преимущество я был с мамой и сестрой, а если бы   без родителей, это было бы не только тоскливо, но и страшно, но все-таки все вместе мы выживали и чувствовали себя людьми» - сказал он.

Отвечая на вопросы о том, что именно они рисовали, Владимир Прошкин сказал: «Мы со Славой Серовым рисовали пейзажи, реку в песчаных берегах, каньон, отмель и обрывы.


 Что видели вокруг, то и рисовали: труд колхозников, животных - лошадей и коров. Цветы рисовали, кстати ели луковицы саранок, ходили по лесам и добывали лесную пищу, а заодно много рисовали".  Он вспоминал, как пригоняли много лошадей для отбора в кавалерию. Может быть этот бесхитросный рисунок о тех лошадях.





Просто поразительны рисунки деревенского быта в Емуртле ленинградских детей разного возраста. Как совсем маленьких





так и детей постарше.




О тех годах хорошо сказал Владимир Британишский, которому тогда было 10 лет, он стал поэтом и посвятил Емуртле стихотворение, в котором есть такие строки: 

Война грохочет и пылает
И восьмилетнего меня 
Сибирь за пазухой спасает 
И от войны и от огня…

Отвечая на вопросы участников пресс-конференции, Марина Джиргаханян рассказала, что онлайн формат дает возможность организовать  еще и онлайн дискуссии. Родственники бывших маленьких художников, ставших большими мастерами,  разбросаны и по России и по Европе. Так, пришли фотографии от семейства Башинских, одна из которых уехала в Уганду, а ее дочка из Копенгагена прислала воспоминания на английском языке. Родственники прислали информацию и фото, люди хотят поделиться этими историями со зрителями. Информацию на сайт будут ставить постепенно, а затем в чате можно будет задавать вопросы.

Директор музея рассказала, что при подготовке выставки был объявлен конкурс - дети должны были обсуждать рисунки,  высказывать свою позицию. Они набрали такую детскую группу, но началась удаленка, а дети изъявили желание продолжить: «Мы придумали этот ход – дети  определили тему - что такое мир. Друзья подключатся в соцсетях  и получится такой флеш моб детских рисунков".

 
Ее дополнила Викторина Смурова:  «Данная выставка из детского проекта перешла и на взрослую аудиторию. Художники, чьи детские рисунки в ней участвуют, известны не одному поколению, и мы хотели сделать акцент на том, что надо знакомить с их творчеством - это еще один пласт, мы будем его дорабатывать - сказала Викторина Смурова. -    Исследование детских рисунков выросло в многоплановое, как только мы раскрыли ту коробку. Стали изучать и из маленькой выставки детских рисунков вышла серьезная история.» По ее словам, взрослые могут участвовать в их конкурсе рисунков и рассказов.  «Цель проекта почтить память тех тяжелых лет, а для детей и взрослых это повод откликнуться не формально, чтобы не просто слова какие-то сказать, а пропустить через себя, подумать, почувствовать, и чем больше рисующих и осмысляющих те события будет, тем интереснее и правильнее».


На вопрос о том, когда стартует выставка и на каких платформах ее можно посмотреть, сотрудники музея сообщили, что она открывается в онлайн формате на днях, на сайте уже выложена часть материалов, готов проморолик, будет даваться расширенный материал детально в онлайн-формате в соцсетях.  Они придумали детскую экскурсию с интересными историями и ее проведет Викторина Смурова, посмотреть которую также можно в онлайн формате, а отзывы и пожелания будут приниматься весь май.  


Таким образом, маленькая выставка детского рисунка выросла в глубокомысленную историю. Аудитория расширилась в связи с проектом для всех желающих творить. Так что цель проекта - почтить память, прикоснуться к той истории тяжелых военных лет, достигнута.


Отвечая на вопрос - не отобьет ли онлайн трансляция у посетителей охоту посещать музей, его сотрудники уверили, что идет шквал звонков по скорейшему открытию музеев. «У нас так получилось, что 16 марта мы открыли 3 выставки, а с 18 мая все музеи закрыли, проводим пока экскурсии в таком формате, Викторина Смурова освоила несколько мастер-классов.  Так что связь со зрителями мы не теряем, чтобы у них была возможность все посмотреть.


 –  сказала Марина Джигарханян.

В настоящее время на выставке «Нет войне: Великая Отечественная глазами детей войны» представлено 75 рисунков, а на самом деле их около 1000.





Их отбирали по художественной значимости - дети рисуют во все времена то, что будоражит их фантазию. По ним видно, как развивалось их мастерство, их образное мышление. Можно судить о том, что они читали, какие сказки, как рисовали натюрморты и бытовые рисунки. «Здесь потрясающие рисунки домиков, улиц, может быть мы будем возвращаться к таким выставкам.






 «Многие работы не подписаны - только около 50 авторов можно назвать, так что и здесь есть поле для исследовательской работы – сказала в заключение Марина Джигарханян. -  Карантин показал творческие возможности онлайн-формата, мы поняли, что все надо снимать на видео, эта жизнь дала новые знания, как когда-то опыт военного времени, это научило, как развивать формы работы с онлайн.
 
Но это никогда не заменит человеческого общения, только непосредственное эмоциональное соприкосновение с произведениями искусства дает полное погружение и полное понимание».

Елена Кузнецова

P.S.Кроме продемонстрированных рисунков мне еще запомнились работы Анны  Линцбах. Ее рисунок к инсценировке рассказа "Хамелеон" просто великолепен. Хотелось бы узнать как сложилась ее судьба.


А этот не подписанный рисунок  тоже очень хорош.



Комментариев нет:

Отправить комментарий