понедельник, 18 мая 2020 г.

"Будем переосмысливать, как дальше жить"

Думы о настоящем и  будущем театра Музкомедии


15 мая генеральный директор Петербургского театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф в рамках онлайн пресс-конференции в «Интерфакс-Северо-Запад» рассказал о работе театра в современных условиях и ближайших планах.


13 мая исполнилось 15 лет как он занимает этот пост в театре Музкомедии и его тепло поздравили с этим событием. Отвечая на главный вопрос - как сейчас живет театр, Юрий Шварцкопф сказал:  «Трудно сейчас театру по ряду обстоятельств. Во-первых, театр, где не играют спектакли – это грустное зрелище. Большинство актеров в стране служат не за деньги, а во многом из-за любви к театру и профессии. Они не выходят на сцену с 17 марта и пока нет даже реальной перспективы. А надо поддерживать форму как физическую, так вокальную и танцевальную. Навыки могут теряться, если нет проката спектаклей.».
 Он оказался большим противником онлайн-показов перед пустым залом, так как считает, что без живого контакта со зрителями – это" немного садомазохизм". По его словам, их спектакли "многонаселенные – 120-140 человек как минимум, поэтому  весь этот период показывали несколько оперетт в записи, например, «Веселую вдову» и другие". Много было просмотров и хороших отзывов. Но при этом они столкнулись с проблемой авторских прав.
 В начале 2020 года Совет директоров театров города обратился к губернатору по вопросу финансирования, так как не было предусмотрено средств на гастроли, фестивали и новые постановки. Когда случилась пандемия, то с марта по апрель потери театра Музкомедии составили 45 миллионов рублей недополученной прибыли. Кроме того, необходимо вернуть 15 миллионов рублей за ранее проданные билеты, на сегодняшний день удалось вернуть 8 миллионов. «Власти обещали компенсировать потери театрам по отмененным спектаклям, в Санкт-Петербурге этого пока не произошло – сказал Юрий Шварцкопф. – В начале пандемии финансовое руководство города хотело снять 1,6 млрд рублей с культуры, но удалось добиться, чтобы театрам не уменьшили финансирование на этот год, поскольку оно и так было недостаточным. У нас отсутствуют нормативы по театрам, они разные для разных театров. Комитет по культуре запросил цифры по потерям. Я уже назвал за март-апрель цифры потерь, а теперь добавляется май».
По его словам, в городе финансовая катастрофа, ситуация очень сложная. Он высказал такое мнение: «Мы слышим о поддержке бизнеса, авиаперевозок, но забывают о театрах. Разговоры о том, что надо затянуть пояса, это не про артистов в жанре оперетты, зарплаты у них и так были небольшие. А есть пласт актеров, которые заняты в жанре мюзикла и не являются работниками театра, они вольные художники, которые остались совсем без средств к существованию и как минимум на полгода. У «первачей» есть какая-то подушка прочности, а у молодых артистов ее нет совсем».
Гендиректор театра Музкомедии уточнил, что у них 848 мест в зале, и они уже продумывают, какие могут быть ограничения по рассадке зрителей, при этом заполняемость залов обязательно уменьшится. Кроме того, по его мнению, сработает «психологический гормон страха» и еще вопрос - пойдут ли в театры зрители, где придется в той или иной мере контактировать с людьми. Руководители ведущих театров говорят, что планируют начинать показы спектаклей с середины сентября. «А у нас ясности никакой нет, но принято решение - с 1 июня наш театр пойдет коллективный в отпуск, в течение этого месяца может быть что-то стабилизируется» - сказал он.  – А пока субсидии не хватает даже на зарплаты, и у нас не будет средств на содержание здания. Все данные мы направили в комитет по культуре, они аккумулировали информацию по всей сфере культуры, и отправят ее в комитет по финансам. До недавнего времени эти комитеты говорили на разных языках. Наступает период понимания, а денег все нет».
 О планах по новым постановкам руководитель театра Музкомедии уточнил: «У нас планировалось несколько премьер в текущем году, подготовка к которым велась давно. Так, спектакль «Мисс Сайгон» мы должны были сыграть в мае, а работа началась 2 года назад.  В октябре должны были выпустить «Кабаре», а в декабре оперетту Легара. И сложности с нашими спектаклями не только финансовые. У нас постановочная бригада из разных стран, а границы закрыты, так что пока все откладывается на декабрь. Новые спектакли мы и раньше готовили за свои заработанные средства. Премьеру «Кабаре» перенесли на следующий год. «Жар-птицу» запустили в производство, но май проходит - не выпустили, так что видимо придется перенести на январь».
С 15 июня по самым оптимистичным прогнозам могут открыть театры, но весь июнь театр Музкомедии будет в отпуске. А дальше, как сказал Юрий Шварцкопф, как только разрешат открыться, сразу будет сбор труппы и через день можно показывать спектакли. В первую очередь те, которые дают доход.
"На следующий год мы должны знать цифры финансирования, но никто не гарантирует, что деньги дадут - продолжил директор. - В лучшем случае в конце ноябре-декабре узнаем о финансировании. Мы будем переосмысливать как дальше жить. Одно дело драматический театр, где 2-10 актеров, а оперетта - это 200 костюмов, 100 человек и  200 тысяч евро минимум на спектакль. И ткани, видео, звук – все импортное. Так что раньше было 5-7 премьер  в год, а теперь хорошо, если получится 1 премьера".

Отвечая на вопрос - возможно ли в отношении их театра меценатство, он сказал:" Я такого слова в современной стране не знаю. Кто богат, у того есть меценаты. А ныне жанр оперетты на периферии внимания – сюда меценаты не бегут. У нас славная история, в том числе блокадная, мы работаем с ведущими агентствами  Европы и Америки. Ситуация у коллег тоже тяжелая. Музыканты там тоже без работы, ведь с мюзиклами как – показал спектакль получил зарплату, не выступил – не получил".
"По поводу цен на билеты – мы думаем на эту тему, но наши думы – это гадание на кофейной гуще. Самый дорогой билет на оперетту был у нас 1500 рублей, на мюзиклы по 2,5-3 тысячи -это на лучшие места. Корректировка мест будет по поясам, предстоит еще подумать  какое количество мест продавать при ограниченной рассадке - это по требованиям Роспотребнадзора" - поделился он своими планами..
 И в заключение пресс-конференции Юрий Шварцкорф рассказал о развитии музыкального жанра. "Дальнейшее развитие – не изобретать велосипед. Развитие театра данного направления в мире показывает вектор интересов общества. Интерес к оперетте падает во всем мире, немногие театры работают в этом жанре – Венгрия, Германия, из городов - Прага, Бухарест и большая заслуга, что мы сохраняем этот жанр. Он затратный, в нем надо петь, танцевать, хорошо выглядеть. У нас в театре есть своя классика, спектакли априоре входят в топ посещаемых, мы будем продолжать работать в том жанре".
 По его словам, сейчас огромный интерес к мюзиклу – хотя всего 1-3 особо популярные. "Раньше мы выпускали только лицензионные мюзиклы – один к одному, но нам стали разрешать и делать свои постановки. Например, спектакль "Белый. Петербург" – мы его создали с нуля, прекрасный режиссер Тростянецкий, но только третий по счету композитор написал к нему подходящую музыку - рассказал директор Музкокомедии. - Очень интересный получился спектакль "Девочка на миллион" с музыкой Максима Леонидова. Специально для нас пишется мюзикл "Петр 1", который мы хотели бы выпустить в 2022 году. Актеры музыкального театра голодные до работы. Имея такой коллектив, городское руководство должно быть заинтересовано в его развитии. Стоило больших усилий вернуть интерес к нашему театру, а разрушить и потерять можно в течение года".
Фильм о жизни театра в блокаду был задуман, но из-за финансовых проблем пока  не воплощен. Но театр выжил в блокаду и как процитировал его нынешний директор, они повторяют любимую многими фразу:" Не дождетесь" и собираются работать дальше, так как культура Петербурга - это мощный пласт возможностей и слова о культурной столице не должны быть дежурными.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий