воскресенье, 7 июня 2020 г.

Константин Райкин: «Я люблю исполнять стихи со сцены»



В рамках ХV Международного Санкт-Петербургского книжного салона, проходящего в эти дни в нашем городе, в ТАСС состоялась онлайн пресс-конференция художественного руководителя Российского государственного театра "Сатирикон", народного артиста России Константина Райкина, на которой он рассказал о значении поэзии в жизни и творчестве, в том числе во время нынешней карантинной ситуации.


«Поэзия – это наиболее концентрированный эмоционально и интеллектуально жанр литературы, и в целом, искусства, наиболее приближенный к музыке» - сказал он. – Кроме того, это театральная грань работы артиста, который, как и я в том числе, исполняет поэтические произведения». Он уточнил, что хорошие артисты стихи не просто читают со сцены, а обязательно исполняют их. Среди них он выделил С. Юрского и А. Филиппенко.
По его словам, сам он активно интересуется не только классической, но современной поэзией. В стихах хороших поэтов, например, таких, как Давид Самойлов, всегда есть драматургия, есть что сыграть. Но самая великая драматургия, по его мнению, стихотворная, например, пьесы Шекспира.


Карантинная эра - это чрезвычайная ситуация для всего мира. Рассказывая о работе своего театра в условиях изоляции, К. Райкин назвал спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», премьеру которого они сыграли в начале карантина, готовили заранее и сыграли при пустом зале – так начался карантин для Сатирикона. Первая премьера, которую должны выпустить после него - «Плутни Скапена», его срепетировали уже и начнут сезон с премьеры этого спектакля. Готовы также приступить к работе и режиссеры – Юрий Бутусов и другие.
 «Я многое переосмыслил в ходе самоизоляции, каждый день занимался литературой – это драматургия и поэзия, критика и лекции. 

Очень многое подготовил как актер. Из стихов А.С. Пушкина выучил и показал в интернете «Сказку о царе Салтане» - это бескрайнее море возможностей – рассказал он. - Занимался дистанционно со студентами, разбирали тексты, в частности А.С. Пушкина».

В День рождения Пушкина, на сайте театра, а также в инстаграме, фейсбуке появился отрывок из его моно-программы по стихам Пушкина – это станет для многих неожиданным. Сам К. Райкин говорит, что надо передать зрителю живые чувства поэта: «Нужны другие интонации, даже провокации, чтобы передать пушкинские живые и гениальные мысли. Он пишет, как дышит. Это самый свободный человек в России при всех цензурах и карантинах».


Отвечая на вопрос журналистов о пяти книгах, обязательных к прочтению, К. Райкин назвал «Братьев Карамазовых» Достоевского, из современных авторов – произведения Е. Водолазкина, любит он Бродского как поэта и эссеиста, из зарубежных назвал Диккенса и Сервантеса, посоветовал почитать драматургию ирландца Мартина Макдонаха, пьесы которого родственны россиянам.

Бродского он считает сложным для восприятия на слух, поэтому в свои программы исполнительские не включает: «Бродский специально писал непросто, это качество его индивидуальности. Его стихи надо читать глазами, концентрироваться на строчках, которые требуют расшифровки. Обожаю его эссе и размышления о жизни».

Отвечая на вопрос, не вытеснит ли интернет книгу, К.Райкин  утверждает на основе опыта работы со студентами, что они не приучены к чтению, это почти повальное явление, что они не имеют навыка читать. «Это большая проблема нового поколения, которое предпочитает быстренько найти информацию в интернете. Книга как предмет мне становится дороже, чем раньше, она имеет вес, цвет, даже запах. Это 3-4 Д-формат и ее преимущество» – считает он. По его мнению, на книге основана вся мировая культура. У мало читающих нет воображения, а это качество необходимо не только художнику, но и просто современному человеку.


Аудиокниги К. Райкин не слушает, как профессионала его возмущает, как исполняет текст тот или иной артист, вместо этого он лучше прочтет книгу, считает, что надо текст получать «из первых рук» – от самого писателя.

«Интернет и книга спорят, но очень надеюсь, что книга не погибнет» - сказал он. - От дистанционного общения люди устали,  и живого общения с театром и его актерами интернет тоже не заменит. Это как если гербарием пытаться заменить лес. Благодаря этому антракту мы соскучились друг по другу, почувствовали необходимость в живом общении. Может быть его послал Господь, чтобы мы поняли ценность живых связей друг с другом».

Комментариев нет:

Отправить комментарий