воскресенье, 26 июля 2020 г.

Любимая Чайка ( дополнена, в том числе свежими фото)

При слове Чайка сразу вспоминается птица, а так как пишу с заглавной буквы, то пьеса А.П. Чехова. Но  речь пойдет ни о той, ни о другой. Такое название носит станция железной дороги между Балтийским вокзалом и станцией Калище.



А почему жд станция попала в список моих любимых мест посещения в окрестностях Петербурга? А потому, что там вокруг прекрасный просторный чистый лес, просто волшебный какой-то в ясные солнечные дни.

Впервые туда я попала случайно летом 2004 года, когда мы с друзьями на машине решили съездить за грибами. Но в то время в этом месте на шоссе был пограничный пост и проехать дальше нам не позволили. Плохо помню, но кажется именно по каменной дороге мы проехали немного вперед, чуть походили по лесочку, где грибами даже не пахло, и уехали назад, где в Большой Ижоре повернули на дорогу  сторону Томингона, но и там грибами особо не разжились.
Зато случайно попали к карьеру с буквально голубой водой, на берегах которого еще  нашли не такую уж часто встречающуюся в этих местах морошку.

P.S.
2года назад узнала, что это карьер называется Пульмановским, и сын по моей просьбе даже свозил нас туда с внуком. Но приехать мы туда смогли только в 21 час довольно жаркого августовского дня. Народу на берегу было еще довольно много, все, конечно, приехали на машинах, поскольку добраться туда по-прежнему общественным транспортом, видимо, сложно. Правда видела тогда какую-то остановку маршруток на шоссе, но далековато от карьера.

                                       ххх

После первой поездки прошло еще 2 года, и меня пригласили уже целенаправленно на прогулку в лес на станции Чайка, куда легко добраться по жд дороге и в электричке уже не спрашивали никого пропуска. И этот лес меня буквально приворожил -  с тех пор я туда езжу по несколько раз летом и осенью. Свозила туда многих своих знакомых, часть которых также прикипели к этому месту всей душой.

А вот сфотографиовать любимую лесную Чайку догадалась только в этом году и решила рассказать о ней в своем блоге.

Немного общей информации об этом месте.
Ча́йка — платформа Октябрьской железной дороги рядом с посёлком Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области на линии Санкт-Петербург — Калище. От неё начинается каменная дорога (бывшая танковая) на деревню БоркиПлатформа Чайка известна также тем, что в непосредственной близости от неё на север на шоссе расположен контрольно-пропускной пункт Федеральной Пограничной службы,.. С 2013 года требование пропуска было упразднено для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поэтому станция потеряла своё "фильтрующее" значение.

 Википедия  пишет, в какое время тут появилась эта станция - в 1929 году,  много материала о расположенной всего в 1,5 км от станции деревне Борки, которая насчитывает не одно столетие.


Деревня Бор, близ деревни Лебяжье, упоминается в Дозорной книге Водской пятины Корельской половины 1612 года в Дудоровском погосте.
Затем, как деревня швед. Bår в Писцовых книгах Ореховского уезда за 1615 год].
На карте Нотебургского лёна П. Васандера, начерченной в 1699 году с оригинала первой трети XVII века, она упоминается как селение швед. Kangas.
На карте Ингерманландии А. И. Бергенгейма, составленной по шведским материалам 1676 года, на месте будущей деревни Борки обозначена мыза швед. Kangas.
На шведской «Генеральной карте провинции Ингерманландии» 1704 года, швед. Kangas также упоминается.
Селение Кангас обозначено на «Географическом чертеже Ижорской земли» Адриана Шонбека 1705 года.
Затем, как селение Бор, оно упомянуто на карте Санкт-Петербургской губернии Я. Ф. Шмита 1770 года.

Деревни Малые Борки из 17 дворов и Большие Борки из 33, упоминаются на «Топографической карте окрестностей Санкт-Петербурга» Ф. Ф. Шуберта 1831 года].
БОЛЬШИЕ БОРКИ — деревня принадлежит государю великому князю Михаилу Павловичу, число жителей по ревизии: 88 м. п., 83 ж. п.
МАЛЫЕ БОРКИ — деревня принадлежит государю великому князю Михаилу Павловичу, число жителей по ревизии: 40 м. п., 43 ж. п. (1838 год)
В 1844 году деревня Большие Борки насчитывала 33 двора.
На этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П. И. Кёппена 1849 года она упомянута, как деревня «Kangais», населённая ижорой].
В пояснительном тексте к этнографической карте записаны деревни:
  • Kangais (Большие Борки), количество жителей на 1848 год: ингерманландцев-эурямёйсет — 55 м. п., 67 ж. п., всего 122 человека, ижоры — 34 м. п., 40 ж. п., всего 74 человека, русских — 3 человека
  • Klein-Borki (Малые Борки), количество жителей на 1848 год: ижоры — 36 м. п., 50 ж. п., всего 86 человек, русских — 1 человек[15].
БОРКИ БОЛЬШИЕ — деревня Ораниенбаумского дворцового правления, по просёлочной дороге, число дворов — 32, число душ — 93 м. п.
БОРКИ МАЛЫЕ — деревня Ораниенбаумского дворцового правления, по просёлочной дороге, число дворов — 17, число душ — 43 м. п. (1856 год)]
В 1860 году деревня Большие Борки насчитывала 38, а Малые Борки — 19 дворов[.
БОРКИ БОЛЬШИЕ — деревня Ораниенбаумского дворцового ведомства при колодцах, на приморском просёлочном тракте по левую сторону, в 27 верстах от Петергофа, число дворов — 29, число жителей: 110 м. п., 125 ж. п.
БОРКИ МАЛЫЕ — деревня Ораниенбаумского дворцового ведомства при колодцах, там же, число дворов — 15, число жителей: 44 м. п., 49 ж. п. (1862 год)[18]
В 1885 году деревни Большие и Малые Борки насчитывали 60 дворов.
В XIX веке деревни административно относились к Ораниенбаумской волости 2-го стана Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии, в начале XX века — 3-го стана.

К 1913 году количество дворов в Больших Борках составляло 31, а в Малых — 30 дворов.
С 1917 по 1922 год деревни Большие Борки и Малые Борки входили в состав Борковского сельсовета Ораниенбаумской волости Петергофского уезда.
С 1922 года, в составе Лебяжского сельсовета.
С 1923 года, в составе Гатчинского уезда.
С 1927 года, в составе Ораниенбаумского района.
В 1928 году население деревень Большие Борки и Малые Борки составляло 419 челове].
Напомним,что станция Чайка тут появилась в 1929 году.
По административным данным 1933 года, деревни Большие и Малые Борки входили в состав Лебяжского сельсовета Ораниенбаумского района.

Согласно топографической карте 1938 года деревня состояла из двух частей: Большие Борки которые насчитывали 49 дворов и Малые Борки — 41.
Деревня Борки является историческим поселением ижоры, подвергшихся в 1940 году массовой депортации.

Ну а дальше началась война.

Отойду немного от исторической информации, чтобы рассказать, что же  кроме леса так привлекает меня в этом месте. Это каменная дорога.

В свои первые посещения этого места, я себе намечтала, что когда-то эта дорога вела в какое-то красивое дворянское имение. Долго искала подтверждение свой романтичной версии, но так и не нашла. А в интернете значится, что
Во время Великой Отечественной войны в деревне базировался 47-й авиационно-штурмовой полк авиации КБФ, которым командовал подполковник Нельсон Георгиевич Степанян. Аэродром использовался для полетов летчиками 1-го минно-торпедного авиационного полка КБФ под командованием ГСС полковника Евгения Николаевича Преображенского. Т
Так вот эта каменная дорога была построена к этому аэродрому от форта Красная Горка. Так что ей в районе 78 лет. И все-таки она хороша.


Вот этим она меня и привлекает - если идешь краем леса, то ее видно, а если даже углубишься в сосновый бор, ее слышно. Так что не заблудишься.

Итак, ранним, а чаще всего отнюдь не ранним утром, и даже чаще солнечным летним или сентябрьским днем, я приезжаю на станцию Чайка.

За домом, как его называю, станционного смотрителя, поворачиваем направо и можем, немного пройдя по каменной дороге, которую называют танковой,

 сразу войти в лес, или немного пройти по красивейшей аллее.
 Но от нетерпения сразу все-таки иду в лес, поскольку сразу начинается черничник, который в этом году очень радует урожаем.
 В первой части этого по-началу соснового бора попадаются в основном красные сыроежки. И в этом году я открыла сезон такой вот крепенькой красавицей
Это было 18 июля 2020 года. Хочу рассказать историю, как той сыроежке устроили прямо настоящую фотоссесию.
 Когда я прошла уже дальше и присела отдохнуть, то неподалеку собирали чернику приехавшие в этот лес, видимо откуда-то из совсем не грибных мест, женщины. Они  спросили меня о грибах, сказав, что плохо в них разбираются. Я показала им эту крепкую сыроежку, на  что их мужья сказали, что видели таких несколько, но решили, что это несъедобные грибы. А сыроежка была молоденькой и поэтому еще не распрямила свою шляпку, что я им и объяснила. И тогда женщины с восторгом стали просить меня, чтобы я разрешила им ее сфотографировать. Вот так молоденькая сыроежка стала звездой фотосессии.

Дальше мне попались несколько лисичек, но их шляпки были уже суховаты и только ножки, уходящие в мох, еще были крепкими и оранжевыми.


Дальше идет смешанный лесок, где много черничника и обычно начинают попадаться подосиновики, подберезовики и белые. Но, в этот раз я больше поехала в Чайку на разведку и прогулку, даже не надеясь, найти здесь какое-то богатство грибное в районе 15 часов . Наелась по пути черники, решив, что тщательным сбором заниматься не буду. 

Так практически гуляя и любуясь милым сквозным лесом, куда я езжу даже в шлепанцах с закрытыми носами, так как в  ясные дни там совсем сухо,


Наконец, дошла до своего любимого местечка, где точка моего возврата. На этом разваленном надвое дерево я почти всегда присаживаюсь, любуюсь лесом, слушаю птиц и перекусываю.
Сейчас эти части дерева стали похожи на двух сухопутных крокодильчиков. А 14 лет назад, когда я впервые тут оказалась, они были совсем крепкие, с еще сохранившейся корой. Сидеть на них всегда было приятно, а рядом расположен прекрасный черничник.

Как-то этот черничник мне подарил огромный подосиновик, который при этом был абсолютно чистый. Но на сей раз рядом с ним попалось только несколько желтых сыроежек. В этом месте их всегда много, но как правило они почти поголовно червивые, изредка попадется целенькая.
Оглядев нехитрый к этому времени улов, я как всегда обратилась к Чайке с просьбой послать все все-таки хороших грибочков. Пошла по тропинке в сторону так называемой "синей будки", которая находится неподалеку от комплекса военных достопримечательностей. Вот их список

А синей будки никакой и нет - так я называю, как мне когда-то назвал это место, мой знакомый, который впервые привез мня в Чайку. Сейчас там просто стенд с разными объявлениями для жителей расположенного неподалеку садоводства. Впрочем, сказать точно, что вывешено на этом стенде я не могу - ни разу за столько лет я до него не дошла. Мне достаточно увидеть его издалека - он кстати тоже синего цвета, по крайней мере мне так кажется, и я дойдя по тропинке до его прямой видимости, поворачиваю назад.

И Чайка не преминула в очередной раз одарить меня своими богатствами. Обычно в этом месте особенно много тех, кто собирает чернику. И на сей раз виднелись спины таких тружениц. Я же пошла через черничник, выискивая многочисленные прежние тропинки. В этом году их почти не было видно - они заросли молодым черничником. Пришлось мне, аккуратно ступая, идти через него. И о радость! - я увидела в нем сразу два больших прекрасных подосиновика. Я так обрадовалась, что забыла сфографировать как они растут. А через несколько метров, в прямой видимости спин черничниц-многостаночниц, нашла 5 отличных подберезовиков. И все это примерно на 10 кв. м леса...

Довольно часто такую радость Чайка мне дарила и в прошлые приезды. Но в этот раз это было в четвертом часу вечера. Но как грибы внезапно попались, так же быстро и закончились. Но я радовалась и тому, что мне послал лес на этот раз.

 Я не роптала, а была благодарна Чайке. Еще посидела, любуясь прекрасным лесом и дорогой, проглядывающей сквозь него.




По пути можно посидеть на пеньках - у меня есть свои опорные  точки. Можно идти к станции через лес, собирая по пути чернику, а в августе и бруснику. А вот земляника в этом лесу почему-то не растет.
Но там и без этого хорошо, и к станции можно пойти и параллельно дороге по  красивой аллее.

 И скоро вы уже окажитесь на станции, где есть скамьи и можно на них отдохнуть перед поездкой в обратный путь.
 Довольно удобно приезжать сюда на прогулку электричкой на 9.36  ( это с моей остановки Сосновая Поляна). Через час вы уже в лесу и иногда я уезжаю на 13.57 обратно. В прошлые годы приспособилась ездить из отсюда на 13.49 и возвращаться на 18.15. В некоторые дни есть еще удобная электричка из Чайки на 16.05 и тогда на прогулку остается больше времени.
На этот раз этой удобной электрички не было и я пошла через небольшой лесок
 к шоссе, где ходит 401 автобус до метро Автово. Раньше ходила только маршрутка, в которой действовала и пенсионная карточка с оплаченным проездным билетом. С этого года кроме маршрутки ходит автобус, большой, с кондиционером, но в отличие от нее его надо подождать. Что я и сделала, зато ехала в комфорте, через красивый Ломоносов, потом мимо Сергиевки через весь великолепный Петергоф и по прекрасной Петергофской дороге прямо до своих мест.

Мой дом стоит на территории бывшего имения Новознаменка, которым владели Воронцовы, потом Мятлевы. В прямой видимости от их синего дворца я пересаживаюсь на свой 68 автобус и через две остановки выхожу у собственного дома. 
Как правило, такая прогулка, да еще с дарами леса, не бывает сильно обременительной, зато сколько радости она доставляет всем, кто ее осуществляет.

                                          ххх

20 августа 2023 года.

Увидела краткий комментарий моего рассказа о Чайке за 7 августа. Порадовалась, что комментарии стали проходить и  появляться в блоге, но еще раз расстроилась, что все фото куда-то исчезли.

Недавно все же, несмотря на сильные боли в ногах, побывала в любимом месте. Сделала новые фото и теперь можно сюда поставить сегодняшние, которые говорят о прелести этого места.


Грибов было совсем мало. Но когда увидела первый подберезовик, прямо задохнулась от радости и даже поцеловала его.




Каменная дорога на своем месте. Машины также едут по ней с определенным шорохом и шумом, который так приятно слышать, когда ты находишься не рядом с ней и боишься заблудиться.
Но тут было солнечно, тепло, а значит привычно держа в голове направление, где должно быть солнце и видя его сквозь деревья, только в очередной раз радуешься всем знакомым элементам много лет повторяющейся прогулки в этом месте.


Черники довольно много, но собрать ее, конечно непросто. Хотя есть с куста особенно вкусно и приятно.


Сейчас только что ела купленную и подаренную мне чернику и удовольствие все же немного не то. Но ехать в Чайку пока некогда. нужен настрой и силы на прогулку.

А недавно откуда-то и силы взялись. Поехала на 14 часов, дошла до  своего уже почти истлевшего поваленного дерева и по пути не видела вообще ни одного гриба, но ровно напротив него, через дорожку к бывшей синей будке, как мановению руки стали попадаться грибы. В большинстве своем сыроежки, причем как всегда в этом месте исключтельно желтые. Но и они очень порадовали.

А дома суп из них оказался довольно вкусным и с целом это небольшое собранное количество грибов радовало меня почти неделю в разных блюдах.


В Чайке отремонтировали платформу, но скамеечку перенесли дальше от ее начала и теперь, уставшим ногам не сразу удается отдохнуть.

Вернуться туда хочется, но пока не так ярко, как перед этой поездкой. Но грибов именно сейчас нигде даже не продают, так что их скорее всего нет по нынешней жаре и в наших местах.

Так что следующий репортаж из Чайки будет позже. Возможно.


3 комментария:

  1. Спасибо Вам, за Познавательный рассказ!

    ОтветитьУдалить
  2. А Вам большое спасибо за комментарий. Дело в том, что мне многие жаловались, что комментарии в мой блог не проходят. И какое-то время, видимо, было так. Так что очень рада, что Ваш как раз прошел. Но жаль, что фото в рассказе исчезли.

    ОтветитьУдалить
  3. Ура! Вернулись старые фото. Долго был открыт пост на этой теме, и вот фотографии любимой Чайки снова на месте.

    ОтветитьУдалить