понедельник, 12 октября 2020 г.

Две октябрьские выставки Эрмитажа

 

Астрономические часы эпохи Ренессанса

                                  и

выставка картин из пепла и старых дверей

 

В период весеннего карантина мы долго ждали как открытия самого Эрмитажа, так и новых выставок в нем. И вот они стали открываться одна за одной.




7 октября двери распахнул Пикетный зал Зимнего дворца, где организована выставка «Модель Вселенной эпохи Ренессанса». Астрономические часы в собрании Государственного Эрмитажа».

Приглашенным продемонстрировали прибор, воспроизводящий модель Вселенной – это одно из наиболее ранних «Механических представлений» систем мироздания.



 Это устройство было создано в 1584 году знаменитыми немецкими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом. Оно состоит и двух сфер – небесной и земной, всего в настоящее время известно о шести подобных астрономических часах.

Как рассказал куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Эрмитажа Григорий Ястребинский,



 это сложное устройство было создано при дворе императора Священной Римской империи Рудольфа 11, где как известно была собрана масса ученых, высококлассных художников и ремесленников,  астрологов и алхимиков. Он был коллекционером и по его заказу прибор был выполнен, видимо, в подарок Ивану Грозному, в качестве дипломатического дара, который был вручен только его преемнику Федору Иоановичу в 1589 году. С того времени уникальные астрономические часы находились в Московском Кремле, а дальше начались их путешествия. Их перевез в Санкт-Петербург Петр 1, включив свою Мемориальную коллекцию. Уникальные часы хранились в Кунсткамере,  затем они поступили в Эрмитаж. За свою долгую историю они неоднократно падали, подвергались различным механическим воздействиям. Но судьба их хранила все эти 4 с лишним века: в апреле 1941 года прибор включили в состав фондов созданного Отдела истории русской культуры Эрмитажа, благодаря чему он был вывезен в эвакуацию вместе с другими экспонатами музея. Благополучно вернувшись оттуда, уникальные астрономические часы прошли реставрацию мастером Веретенниковым в 1947 году, но уже были выявлены некоторые деформации и утраты различных деталей. И только в 2016 году специалисты Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа приступили к реставрации утраченных элементов. Благодаря исследованию аналогичных приборов в Дрездене и Лондоне удалось восстановить недостающие части и максимально приблизить его к первоначальному облику.

Итак, что же собой представляют эти уникальные часы. 

Механизм предназначен для решения самых различных задач практической астрономии. Устройство позволяет определить фазу Луны, время восхода и захода небесных светил, узнать год, месяц и число, а также соответствующее каждому дню имя святого и зодиакальное созвездие. Несмотря на то, что устройство создано на основе геоцентрической картины мира, когда наблюдатель стоит на неподвижной Земле, сама математическая модель построена в соответствии с открытиями Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилео Галилея. Положение звёзд на глобусе точно соответствует реальному положению звёзд на небе. 

Как рассказал Григорий Ястребинский, верхний глобус - звездный, содержит часовой механизм с недельным заводом.



 Маленький циферблат на нем – в районе Полярной звезды указывает текущее время в часах и минутах. Автоматический календарь на горизонтальном кольце показывает текущий год, месяц и число, а кроме того, соответствующее числу имя святого и зодиакальное созвездие, но этот календарь был рассчитан с 1584 по 1620 год. Четверти часа и каждый час пробивают колокольчики. 



Нижний глобус – земной, демонстрирует положение в пространстве. В основании этого экспоната находится магнитный компас и четверо солнечных часов. Так что этот механизм предназначен для решения самых разных задач практической астрономии. И не зря он экспонируется в отдельном большом и красивом Пикетном зале, где подготовлены и большие стенды с описанием устройства и его фото с разных ракурсов.

                                          ххх

Посетив эту выставку астрономических часов, мы обратились с просьбой провести нас также на выставку знаменитого китайского художника Чжан Хуаня,    которая ранее – 9 сентября, открылась в Эрмитаже. Для нее представлены Николаевский зал и 2 прилегающих к нему. Жаль, что пробежка к этой выставке за сотрудницей Эрмитажа была поспешной – мы все так соскучились за время карантина по его экспонатам. Но достигнув цели, все уже смотрели без спешки, правда, к сожалению, и без специальной подготовки и комментариев специалистов. А воспринимать увиденное самостоятельно, оказалось совсем непросто.

                             Выставка «Чжан Хуань. В пепле истории»

В первом зале представлены работы в необычной технике: смешение фотографии и резьбы по дереву. Деревянные рельефы выполнены, в том числе, по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания. 

Современный    китайский художник Чжан Хуань получил степень бакалавра изящных искусств в Хэнаньском университете в Кайфыне (1988). В ранние годы находился под влиянием произведений Рембрандта ван Рейна и Жана-Франсуа Милле, чьим искусством искренне восхищался. Через 5 лет, в 1993 году,  Чжан Хуань получил степень магистра в Центральной Академии художеств в Пекине и в это же время увлекся созданием перформансов, в ходе которых проверял свою физическую и ментальную выносливость. Вместе с тем, Чжан Хуань не оставлял занятий живописью, освоив также искусство фотографии и скульптуры.

 Примерно год назад художник приезжал осматривать коллекцию Эрмитажа и это был его первый визит в Россию.  Так что часть работ была создана специально для Эрмитажа под впечатлением от посещения музея и это чувствуется. Непосредственно шедеврам эрмитажной коллекции посвящены резные работы на дверях из китайских деревень, созданные мастерами из Дунъяна, где традиции резьбы восходят к VII–Х векам. В такой технике выполнены работы серии «Мой Зимний дворец» по мотивам «Мадонны Литты» да Винчи,



 «Флоры» Рембрандта, «Данаи» Тициана, «Дамы в голубом» Гейнсборо и других. Но если великие шедевры узнаваемы среди совмещенных огромных фрагментов фото с них и деревянной резьбы, то почему все это перечеркнуто красным, видимо надо домыслить самим посетителям выставки.



Огромный Николаевский зал ныне весь в оттенках серого, ведь художник для своих полотен использовал 24 оттенка пепла.   Для его работ, выполненных пеплом от благовоний, специально для мастерской Хуаня поставляли буддийские храмы Китая.

 Самая яркая из них — почти 38-метровый групповой портрет членов коммунистической партии КНР. Его пополняют также созданные пеплом произведения по мотивам обращений китайского и советского лидеров — Мао Цзедуна и Ленина — к народам.

Техника ,безусловно, филигранная, но пепел… Это, на мой взгляд, все-таки священный «материал», и его использование, пусть и для создания картин, лично для меня является спорным.

 Мне запомнились несколько полотен.

 


Фрагменты, созданные на основе картин «Возвращение блудного сына» Рембрандта» и «Иван Грозный и его сын Иван» Репина.




А вот третья часть выставки, меня, честно сказать, просто оттолкнула. Кричащий красный цвет, непонятные фигуры, но видимо я не понимаю мироощущение буддистов, к коим относится и китайский художник.


И это еще самое понятное полотно.

Чтобы хоть как-то разобраться в хаосе впечатлений, решила послушать, что говорят о выставке директор Эрмитажа и куратор выставки.  Михаил Пиотровский сказал, что выставка замечательная, она сочетает в  себе прозу  и мистику.



 «Проза» китайского художника, мастера перформанса - его графика с помощью пепла, а буддийские идеи - основа его мировоззрения, которое он передает соответственными методами.

«Это проза и мистика пандемии» - утверждает генеральный директор Эрмитажа. - Выставка должна была открыться в мае, но весной страны закрывались, а уже к нам экспонаты долго плыли, , потом лежали в России и мистическим образом они все-таки пришли к нам». Он также уточнил, что художник за время карантина написал еще несколько картин цикла «Любовь» - это два ярко красных полотна в Николаевском зале. По словам М. Пиотровского, это дневник развития пандемии и  боль художника, а Китай приходит к нам с любовью, а не с болезнью.  "И это мистика Эрмитажа, так как картины частично и созданы для нашего музея, - сказал он, - одни воспроизведены в сочетании прозаических фото и мистической резьбы по китайским дверям. А, например, полотно «Последний день Помпеи» когда-то висело в нашем музее, но китайский художник об этом не знал, и все-таки здесь есть такой экспонат из его коллекции».



Как выяснилось, он вдохновился сначала экспозицией Эрмитажа на Венецианской биеннале и потому возникла его аллюзия картины Рембрандта. Еще одна аллюзия, о которой рассказал М.Пиотровский: «Здесь, в Николаевском зале, когда-то была выставка голландских портретов, самые старые групповые фламандские портреты висели на этой же стене, а сейчас здесь китайский художник предоставил иной групповой портрет». В заключение небольшого фильма, который демонстрируется на выставке, он назвал ее замечательной, и достойным частичным выходом из пандемии.  «Это часть большого проекта Эрмитаж-Китай, у нас большая программа о том, как выйти на все сети Китая, часть которой была отложена в связи пандемией» - сказал он в завершение.

В интернете есть ролик этого фильма, а мне еще пришелся очень кстати там же размещенный ролик  интервью с куратором выставки  в Эрмитаже Дмитрием Озерковым. Не буду его пересказывать, просто дам на него ссылку.

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD+%D1%85%D1%83%D0%B0%D0%BD%D1%8C&path=wizard&parent-reqid=1602456952529409-1561199816383862828200113-production-app-host-vla-web-yp-272&wiz_type=vital&filmId=9489206279868475374&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F1705909522053960346

Комментариев нет:

Отправить комментарий