воскресенье, 15 ноября 2020 г.

Размышление об утопии

  Диалог корейской художницы с русским авангардом


Огромный серебристый дирижабль,



 масштабный прозрачный воздушный шар,

 


крошка-бункер



 – все это детали грандиозной выставки "Утопия Спасенная" современной корейской художницы Ли Бул, чьи работы получили широкое мировое признание. Международный выставочный проект представлен в Манеже с середины ноября и значимым акцентом экспозиции является  творческий диалог между художницей и представителями русского авангарда, среди которых - Казимир Малевич, Александр Родченко и другие художники, а также наш ученый и философ Константин Циолковский.

Подготовка к этой выставке шла около двух лет, корейская художница участвовала во всех этапах ее создания: от разработки общей идеи и отбора материала до создания архитектурного решения экспозиции, но последнее уже делалось по причине закрытых границ дистанционно на макете в масштабе 1:50. В Манеже представлены  произведения Ли Бул за последние 15 лет.


Автору этого отзыва удалось побывать на пресс-показе выставки 10 ноября, когда перед представителями СМИ выступили главные ее организаторы в составе директора ЦВЗ  «Манеж» Павла Пригары,  инициатора и руководителя проекта Анны Кириковой и Олеси Туркиной, критика и куратора выставки, ведущего научного сотрудника Государственного Русского музея, доцента СПбГУ . Поскольку по неведомо чьей задумке организаторы устроили пресс-подход на фоне ярко освещенного пространства, их лица находились в тени и три движущиеся фигуры на фоне яркого экрана тоже смотрелись какой-то продуманной живой инсталляцией.





Первым слово взял директор Манежа Павел Пригара, сказавший, что этот выставочный проект начался с самой идеи,  а затем она обрастала физической сущностью.

 «Манежу в целом нравится делать большие интересные проекты, и мы стали первыми, кто показывает в России произведения знаменитой и легендарной корейской художницы - сказал он. - По сути мы открываем ее для широкого российского зрителя во взаимосвязи с очень важной ключевой доминантой - с авангардом и конструктивизмом. Надеюсь, что эта выставка, как другие наши проекты, будет иметь много измерений». По его словам, они выбрали очень точные акценты работ Ли Бул и русского авангарда и получили фантастический результат. «Прозрачность и воздушность проекта говорят об очень верном архитектурном решении – продолжил он. - Кроме того, этот проект помещает Санкт-Петербург  на мировую культурную карту планеты, так как выставки Ли Бул прошли в Нью-Йорке и Берлине, Торонто и Лондоне и наш город еще раз подтверждает статус важного центра в мировом культурном пространстве. Подобные проекты устремлены в будущее».


Анна Кирикова, куратор и вдохновитель выставки рассказала о том, как они начинали готовить ее 2 года назад.



 Ли Бул тогда приехала в Петербург и видела воочию пространство Манежа. «Впервые в истории мы показываем творчество Ли Бул в одном пространстве с работами русского авангарда - сказала руководитель проекта. - Нам  удалось визуализироать диалог, который художница ведет с русским авангардом последние 10-15 лет своего творчества. Ее глазами можно увидеть фантастические явления в России начала ХХ века. На первом и частично на втором этажах представлены ее крупномасштабные инверсивные модели, которые она частично специально создавала для Манежа. Например, именно в Манеже впервые выставляется ее коллаж - полотно на бархате.

 


 Попадаешь в другую реальность, знакомясь с ее работами. Должна также сказать, что Ли Бул во многом является и куратором своей выставки, мы по многу раз ежедневно созванивались, когда шел монтаж выставки». 

 


Олеся Туркина , критик и куратора выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея уточнила, что она познакомилась с творчеством Ли Бул 21 год назад на Венецианской биеннале  и ее поразили футуристические работы художницы.



 «С тех пор я следила за ее творчеством, успехом ее выставок во всем мире. Счастье, что в России теперь будут представлены ее работы сказала она. - Огромный дирижабль в открывающем выставку пространстве перекликается с вывешенной напротив  картиной художника Василия Купцова( 1933 г.). 




Дирижабли Василия Купцова это на тот момент - светлое будущее.  Идея была в том, чтобы собрать редко выставлявшиеся работы русского авангарда, так как в зависимости от того, где они представлены, меняется контекст. Здесь картина Купцова воспринимается по другому».

 Инверсивная работа «Город солнца» вдохновенная книгой Томмазо Кампанеллы




 и рядом представлены работы Ивана Леонидова, который во время войны задумал свой Город солнца. "И этот диалог художников очень важен – считает искусствовед. - Леонидов – это эхо, как волны от брошенного в воду камня, а через век  появляется другой Город Солнца».

 По ее словам, "дирижабль из Музея космонавтики из Калуги очень важен для этой выставки и другие работы подбирались по отзвуку, как эхо от колокола».



Надо сказать, что по самой выставке я прошла со скачанным аудиогидом еще до пресс-подхода и вот что увидела "невооруженным глазом", правда в сопровождении аудиогида. Справа представлены графические работы художницы:

несколько образов дирижаблей





Их предваряют такое вот разбитое зеркало - а что, вполне себе утопическая инсталляция.


И биография художницы в таком вот горизонтальном исполнении.


Насчет своих рисунков Сама Ли Бул говорит так: «Я делаю рисунки двух видов. Одни становятся основой для моих работ. А другие — это рисунки ради рисунка. Просто для того, чтобы испытать удовольствие от работы кистью или карандашом, поиграть с поверхностью и штрихом». ( текст из аудиогида).

 



Меня также заинтересовал текст из аудиогида к экспонату "Бункер":
В своих воспоминаниях о детстве Ли Бул рассказывает: «Я всегда мечтала о каком-то идеальном месте. И всегда это был некий странный дом в горах, что-то вроде бункера, но снаружи похожий на скалу, а может быть, и пещеру, и внутри нее был мой дом, моя оболочка, мое пространство». Многие утопические образы художницы отсылают к теме потаенного, скрытого от посторонних глаз пространства, бункера, которых было много вокруг военного поселка, где прошло детство Ли Бул.

 Я обошла этот бункер со всех сторон - так и представляется маленькая девочка, которая нафантазировала себе собственное пространство.



А из-за угла уже выплывает огромный прозрачный и подсвеченный воздушный шар.


Это одна часть инсталляции «Желание быть уязвимым». Как и другие объекты, шар, напоминающий модель Земли и в то же время летательный аппарат, выглядит хрупкой конструкцией, выполненной из прозрачного материала.

Ли Бул интересует мерцающая фактура стеклянных объектов и заключенная в них метафора возвышенной хрупкости человеческих идеалов. Это и отражено в одном из фрагментов инсталляции «Желание быть уязвимым».
 
Честно признаться, он меня впечатлил гораздо больше, чем серебристый дирижабль..

Еще одна заинтересовавшая инсталляция



 вернее макет инсталляции «Мое великое повествование». 2005 - это первая серия работ Ли Бул, в которой она смещает фокус внимания с тела человека на архитектуру и окружающее пространство. Название серии, работу над которой художница начала в 2005 году, обыгрывает высказывание Жана Франсуа Лиотара. В книге «Состояние постмодерна», изданной в 1979 году, этот французский философ утверждал, что эпоха великих повествований прошла. Однако Ли Бул считает, что «великого повествования» достоин каждый из нас и рассказывает свое.

А вот на втором уровне меня заинтересовал только зеркальный лабиринт. Ли Бул назвала эту инсталляцию 

Через отрицание II. 2014.



Куратор Анна Кирикова предупреждает: " Огромная просьба заходить в лабиринт по одному и быть осторожными: внутри вы попадёте в новую реальность с дезориентирующим эффектом."

 Когда я осматривала инсталляцию еще до пресс-подхода, то попыталась найти вход, но там все дробится, множится и никакого желания войти внутрь у меня не возникло. 

Другие масштабные инсталляции - тканевые тенты, не впечатлили, хотя аудиогид пишет о них завлекательно:



 Ярмарочные тенты, стелющиеся по земле или подвешенные под потолком, напоминают здесь фрагмент фантастического горного пейзажа, популярного среди корейских художников «подлинного вида».

Но меня больше порадовали виды со второго этажа. 


И наконец, на первом этаже целая линия работ русских авангардистов.



И поистине завораживающий экспонат из Калуги

 Это фрагмент обшивки дирижабля, сконструированного Константином Циолковским, который занимался разработкой теоретических вопросов воздухоплавания и космонавтики.

Так что все начиналось и закончилось дирижаблем как символом утопии. Только вот почему спасенной? Каждый это понимает по своему.

А мне еще понравился в начале выставки такой вот арт-объект. Его никто не объясняет, а он притягивает взгляд.


Ну а мне пора прощаться с выставкой загадочной корейской художницы. Хотелось посмотреть как Ли Бул выглядит, и это удалось на следующий день, когда в режиме онлайн проходил симпозиум об этой выставке, в котором она принимала участие. Но поскольку она была как и все мы в маске, удалось увидеть только ее глаза - живые и мудрые. 

Поэтому напоследок картинки с  самой выставки.








2 комментария:

  1. Отличный рассказ, как всегда! В вашем пересказе все логично и олично! Пойду завтра посмотрю.

    ОтветитьУдалить