Диалог корейской художницы с русским авангардом
Огромный серебристый дирижабль,
масштабный прозрачный воздушный шар,
крошка-бункер
– все это детали грандиозной
выставки "Утопия Спасенная" современной корейской художницы Ли Бул,
чьи работы получили широкое мировое признание. Международный выставочный проект
представлен в Манеже с середины ноября и значимым акцентом экспозиции
является творческий диалог между
художницей и представителями русского авангарда, среди которых - Казимир
Малевич, Александр Родченко и другие художники, а также наш ученый и философ
Константин Циолковский.
Подготовка к этой
выставке шла около двух лет, корейская художница участвовала во всех этапах ее
создания: от разработки общей идеи и отбора материала до создания
архитектурного решения экспозиции, но последнее уже делалось по причине
закрытых границ дистанционно на макете в масштабе 1:50. В Манеже представлены произведения Ли Бул за последние 15 лет.
Автору этого отзыва
удалось побывать на пресс-показе выставки 10 ноября, когда перед
представителями СМИ выступили главные ее организаторы в составе директора ЦВЗ «Манеж» Павла Пригары, инициатора и руководителя проекта Анны Кириковой
и Олеси Туркиной, критика и куратора выставки,
ведущего научного сотрудника Государственного Русского музея, доцента СПбГУ . Поскольку по неведомо чьей задумке организаторы
устроили пресс-подход на фоне ярко освещенного пространства, их лица находились
в тени и три движущиеся фигуры на фоне яркого экрана тоже смотрелись какой-то
продуманной живой инсталляцией.
Первым слово взял директор Манежа Павел Пригара, сказавший, что этот выставочный проект начался с самой идеи, а затем она обрастала физической сущностью.
«Манежу в целом нравится делать большие интересные проекты, и мы
стали первыми, кто показывает в России произведения знаменитой и легендарной корейской
художницы - сказал он. - По сути мы открываем ее для широкого российского зрителя
во взаимосвязи с очень важной ключевой доминантой - с авангардом и конструктивизмом.
Надеюсь, что эта выставка, как другие наши проекты, будет иметь много измерений».
По его словам, они выбрали очень точные акценты работ Ли Бул и русского
авангарда и получили фантастический результат. «Прозрачность и
воздушность проекта говорят об очень верном архитектурном решении – продолжил он.
- Кроме того, этот проект помещает Санкт-Петербург на мировую культурную карту планеты, так как
выставки Ли Бул прошли в Нью-Йорке и Берлине, Торонто и Лондоне и наш город еще
раз подтверждает статус важного центра в мировом культурном пространстве. Подобные
проекты устремлены в будущее».
Ли Бул тогда приехала в Петербург и видела воочию пространство Манежа. «Впервые в истории мы показываем творчество Ли Бул в одном пространстве с работами русского авангарда - сказала руководитель проекта. - Нам удалось визуализироать диалог, который художница ведет с русским авангардом последние 10-15 лет своего творчества. Ее глазами можно увидеть фантастические явления в России начала ХХ века. На первом и частично на втором этажах представлены ее крупномасштабные инверсивные модели, которые она частично специально создавала для Манежа. Например, именно в Манеже впервые выставляется ее коллаж - полотно на бархате.
Попадаешь в другую реальность, знакомясь с ее
работами. Должна также сказать, что Ли Бул во многом является и куратором своей
выставки, мы по многу раз ежедневно созванивались, когда шел монтаж выставки».
Олеся Туркина , критик и куратора выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея уточнила, что она познакомилась с творчеством Ли Бул 21 год назад на Венецианской биеннале и ее поразили футуристические работы художницы.
«С тех пор я следила за ее
творчеством, успехом ее выставок во всем мире. Счастье, что в России теперь
будут представлены ее работы сказала она. - Огромный дирижабль в открывающем
выставку пространстве перекликается с вывешенной напротив картиной художника Василия Купцова( 1933 г.).
Дирижабли Василия Купцова это
на тот момент - светлое будущее. Идея была в том, чтобы собрать редко
выставлявшиеся работы русского авангарда, так как в зависимости от того, где они
представлены, меняется контекст. Здесь картина Купцова воспринимается по другому».
и рядом представлены работы Ивана Леонидова, который
во время войны задумал свой Город солнца. "И этот диалог художников очень важен –
считает искусствовед. - Леонидов – это эхо, как волны от брошенного в воду камня,
а через век появляется другой Город
Солнца».
По ее словам, "дирижабль из Музея космонавтики
из Калуги очень важен для этой выставки и другие работы подбирались по отзвуку,
как эхо от колокола».
Насчет своих рисунков Сама Ли Бул говорит так: «Я делаю рисунки двух видов. Одни становятся основой для моих работ. А другие — это рисунки ради рисунка. Просто для того, чтобы испытать удовольствие от работы кистью или карандашом, поиграть с поверхностью и штрихом». ( текст из аудиогида).
Это одна часть инсталляции «Желание быть уязвимым». Как и другие объекты, шар, напоминающий модель Земли и в то же время летательный аппарат, выглядит хрупкой конструкцией, выполненной из прозрачного материала.
Ли Бул интересует мерцающая фактура стеклянных объектов и заключенная в них метафора возвышенной хрупкости человеческих идеалов. Это и отражено в одном из фрагментов инсталляции «Желание быть уязвимым».
Через отрицание II. 2014.
Это фрагмент обшивки дирижабля, сконструированного Константином Циолковским, который занимался разработкой теоретических вопросов воздухоплавания и космонавтики.
Ну а мне пора прощаться с выставкой загадочной корейской художницы. Хотелось посмотреть как Ли Бул выглядит, и это удалось на следующий день, когда в режиме онлайн проходил симпозиум об этой выставке, в котором она принимала участие. Но поскольку она была как и все мы в маске, удалось увидеть только ее глаза - живые и мудрые.
Отличный рассказ, как всегда! В вашем пересказе все логично и олично! Пойду завтра посмотрю.
ОтветитьУдалитьВыставка скоро закрывается.
ОтветитьУдалить