пятница, 18 декабря 2020 г.

На "луне" и на войне


О двух фильмах, увиденных на фестивале "Виват кино России"

Как я уже писала в этом блоге, кинофестиваль "Виват кино России" в нашем городе закончился, но мое личное "послевкусие" осталось. Очень даже неплохое, хотя посмотреть мне удалось всего 2 кинофильма.  Как ни странно у них даже нашлось нечто общее - главные герои в обоих фильма оказались ровесниками, но в разные времена - один в современной России, а другой, вместе с товарищами из страшного 1941 года.



 Фильм " На луне", снятый Егором Михалковым-Кончаловский с первых кадров поразил схожестью сюжета с картиной "Холоп" - фаворита конца прошлого года. Мажор с богатым и влиятельным папочкой пускается во все тяжкие разгульные дела, даже ситуация с ДТП одинаковая, и в обоих случаях  высокопоставленные папочки придумывают похожее наказание - сослать сынка подальше. В "Холопе" - во времена крепостного права, а Егор Кончаловский решил отправить зарвавшегося мажора в глубинку. Оба героя удачно перековываются во вполне положительных парней. Так чей сюжет был первым? А может намеренно так задумано?  В интернете нашла по этому поводу такую информацию.

Режиссер Егор Кончаловский в студии «Вечернего шоу с Аллой Довлатовой» на «Русском радио» рассказал о своем новом фильме «На Луне». Картина выходит в прокат 27 февраля (для уточнения - 2020 года). Ведущая заметила, что этот фильм чем-то напоминает комедию «Холоп», которая с конца декабря 2019 года к этому времени уже собрала огромную кассу.

 Вот что якобы ответил режиссер: «Это, конечно, не специально так получилось, но, может, это социальный запрос. Когда мне сказали, что фабула у этих двух картин достаточно одинаковая, я расстроился. А потом подумал: «А может, и хорошо». «Холоп» — это кино, которое построено по правилам коммерческого проекта. Мы же снимали кино без оглядки на коммерцию. Мы были гораздо более свободны творчески. У них была миссия "порвать" кассу. У нас этой миссии не было. У нас получилась хрестоматийная тема». Кроме того, Егор Кончаловский отметил, что в его картине есть, конечно, юмор, но он не очень смешной. Его он назвал мрачноватым.



«Это не комедия, хотя кино у нас, на мой взгляд, получилось нескучное. Я был удивлен на премьере, что люди разглядели какие-то скрытые шуточки, которые не так-то просто заметить»— заявил он.

Ценную информацию для прояснения "плагиат - не плагиат" дал Дмитрий Котов  на постскриптум.ру, где он пишет : "Сценарий изначально был прислан в «Фонд кино» и планировался к реализации Станиславом Говорухиным. Но со смертью маститого кинемаграфиста планы на проект изменились. В итоге сценарий был сильно изменен, и Кончаловский признается, что даже не помнит, как выглядел изначальный вариант. При ответе на вопросы журналистов он рассказал о своем видении проблемы: «От многих молодых людей просто откупились родители… Я пытаюсь влезть в голову 18—20-летнего…"

Итак, возникла третья фигура, а ведь должна быть и четвертая - кто именно написал первоначальный сценарий. Но это уже дело тех, кто должен следить за авторским правом, а мне пора переходить к самому фильму, в котором мне больше всего понравилась работа оператора - прекрасные съемки природы на этой самой "Луне", куда заботливый папаша-чиновник на вертолете, а потом на моторке отправил своего заблудшего сынка. И как я потом порадовалась, что именно работа оператора  фильма Антона Антонова получила приз в этой номинации по итогам фестиваля. 



 Как пишут в интернете, снимался фильм на Ладоге, в районе н.уп. Кортела близ Лахденпохьи. Красивейшие места, но неужели и вправду такие глухие, как хотели показать в фильме? 

Сейчас вот пришла в голову мысль, что может быть главный герой фильма как раз и есть его место действия - эти острова,  неспокойная Ладога, но никогда не слышала о крестах, стоящих там в воде на месте гибели лодок с рыбаками.

Итак главный герой, мажор чуть за 20, сбив на машине пенсионера, но в недавнем прошлом известного оперативного работника, будучи задержан, сразу звонит отцу и тот его немедленно вытаскивает из КПЗ, но предупреждает, что все не так просто, так как переговорив с начальником отделения полиции, понимает, что без суда не обойтись, даже при том, что он обеспечил пострадавшему хорошее лечение. Но мажористый сынок продолжает хорохориться и это хорошо показывает актер Иван Архангельский.



 Осознавать ситуацию он начинает только на "Луне", где отец оставляет его рядом с нелюдимым странным дедом.



Многие, как огрехи фильма называют эпизоды, где мажор Глеб легко ловит Интернет на безлюдном острове. Но на берегах Ладоги интернет есть и даже неплохой, хотя авторы фильма место действия точно не называют.  Итак, главный герой частенько включал телефон, смотрел видео с приключениями друзей и рассказывал им с хохотком о своем местопребывании. Но смешки быстро закончились, так как дед не шутил: сосну, с которой брал интернет, он срубил, заспавшегося мажора ежедневно обливал холодной водой прямо из ведра и прочее-прочее. Эти эпизоды очень даже неплохи в фильме и дед в исполнении Александра Балуева вполне органичен, хотя все время гадаешь, кто же он все-таки такой.



Глеб никак не может понять зачем дед занимается обустройством заимок на островах, пока сам не попадает в тяжелую ситуацию. Переругавшись с дедом, он остается с ночевкой около такой заимки, а ночью туда приходят три сбежавших из лагеря уголовника. Они принимают его за заблудившегося туриста и просто не успевают с ним расправиться, так как приплывший дедок очень точно реагирует на ситуацию, используя определенные навыки обращения с подобного типа людьми. Тут мажор впервые понимает, что у его надсмотрщика непростое прошлое.

Во второй половине фильма они все-таки находят общий язык, и дед рассказывает, что тоже в молодости был сынком высокопоставленного папаши, также лихачил на машине - тогда это была престижная "Волга", но даже не ДТП совершил, а разбойное нападение на Сберкассу, где были погибшие.  Срок получил большой, бежал оттуда несколько раз, и поселился в этой глуши так до конца и не ответив за свое преступление, а местный милиционер - ныне полицейский, в прекрасном исполнении Сейдуллы Молдаханова, увидев истинное раскаяние, не выдал его. Так и живут, помогая друг другу - бывший грешник и зек дед и запойный алкоголик, но прекрасный человек и страж порядка. Как первый в очередной раз спасает второго во время запоя последнего показано очень впечатляюще. Трогательно выглядит нарисованное цветущее дерево и цветочки искусственные на голых ветках ранней весной, и очень правдиво. Думаю, съемочная группа могла увидеть такое на месте и они взяли эту деталь в свой фильм - такое сложно придумать.

И вот когда отношения бывшего и нынешнего мажоров начали теплеть, происходит несчастье - все по законам жанра: оба любители быстрой еды и разогнавшись на полицейском катере, дед с парнем попадают в водоворот на порогах и чудом остается живы, но выбираются из воды в безлюдных местах, до жилья 20 км, а дед серьезно ранен.

Бросит его или нет избалованный родителями Глеб? Но он все же ему грамотно перевязывает серьезную рану, даже дегтем ее обрабатывает и зашивает скрепкой, а потом волоком тащит потерявшего сознание деда.

Спасает их конечно бывший мигрант-полицейский, который уже знает, что Глеба разыскивают в Москве за смертельное ДТП. Пострадавший умер и его ждет немалый реальный срок. И тут приезжает папаша, который когда-то тоже был спасен дедом, но отцовская любовь перевешивает чувство долга - он привез сыну  поддельный загранпаспорт и билет в Париж... Как поступит герой фильма? Вот тут его размышления как-то неубедительно демонстрируют.

Но пусть развязка  останется в этом материале открытой. Если кто-то пойдет смотреть фильм, пусть узнает ее в свое время, а пока "луна", одинокая скамейка на самодельном пирсе и последний взгляд деда на бывшего мажора.

                                          ХХХ

Второй фильм, который я посмотрела в тот же день - "Подольские курсанты", совсем иной по стилистике, на патриотическую, а скорее трагическую тему - 2500 курсантов, брошенных в бой под Ильинкой на Валакаламском направлении, полегли, сдерживая натиск фашистов. Несколько дней и несколько судеб.

Два героя, 19 летние мальчишки, влюбленные в одну и ту же девушку, подрались во время учебы в училище и попали на гауптвахту. А тут приказ - всем на передовую. Ребята едут в составе отправленных, а девушка выпрашивается туда же  сестрой-санитаркой. Одного из мальчишек - Сашу она любит, второго знает с детства и очень дружна с ним.

Все реально, но так много в фильме досадных мелочей - несостыковок, что становится неловко. Неужели осенью 1941 года уже были "Катюши", которые показывают в одном из эпизодов? Откуда такое количество новенькой формы на курсантах и прекрасного вооружения у них? Мой дед, воевавший под Москвой, рассказывал, что им выдали одно ружье на двух бойцов... Я понимаю, что картину снимали к 75-летию Победы, ясно, что надо показывать ее молодежи, но такие досадные ляпы я думаю особенно огорчат знающих правду о войне. И уж ни в какое сравнение, простите, этот фильм не идет с картинами "В бой идут один старики" и "Они сражались за Родину". 

Но если не сравнивать, а просто смотреть, сопереживая молодым героям и их ровесникам,

осознавая, что по другому было просто нельзя - действительно Москва была совсем рядом, то можно как-то смириться с недоработками режиссера. Тем более, что в фильме есть и очень сильные эпизоды. Например, когда после жестокого боя в ряд лежат погибшие мальчики и идущий мелкий снежок не тает на их лицах, кроме одного... Это замечает девушка-санитарка, которая как раз была влюблена в этого парня, и она бросается к нему, крича: "Он живой,  живой, не хороните его..." Но пока раненый был несколько дней в коме, эту евушку убивают, и он придя в себя, уже ничего не может изменить.

Страшная судьба матери военврача, у которой сын также находится среди этих подольских курсантов, которых все везут и везут к ним в госпиталь на передовой и она понимает, что скоро его не станет.


 
Видя любовь своей подчиненной и Саши, который был ранен, 

но довольно легко и рвется вернуться на передовую, она категорически запрещает это делать, но он обманом все же туда попадает, а с ним и его возлюбленная. Гибнут оба, причем уже после того, как был дан приказ оставшимся в живых отходить, так как пришло подкрепление.

В эпизоде, когда оборванные, изможденные и многие раненные  курсанты идут в тыл, а навстречу им движутся в новеньких белых тулупах сибиряки, причем не мальчишки, а мужчины, впечатляет. Помнится, именно большое подкрепление сибиряками помогло остановить натиск на Москву. И ту появляются страшные цифры - из 3500 курсантов в тех боях погибли 2500 мальчишек.

Да, нужны и новые фильмы о войне, но делать их надо особенно тщательно, чтобы досадные огрехи не вызывали чувство неловкости, а молодые ребята, которые будут  - если будут (!) смотреть фильм, хотя бы попытались понять, что тогда были такие же мальчики, может быть более идеологизированные, и не было тогда - в 1941 году мажоров, так как даже у партийных бонз были государственные дачи и квартиры, которых они в одночасье могли лишиться при малейшем доносе.

Странно, но герой Ивана Архангельского и исполняющий роль Саши Артем Губин чем-то даже похожи:  светловолосые, высокие. Вот они во время выступления перед фильмами на сцене кинотеатра




 Время разное, судьбы разные, фильмы разные. А страна одна - что на "луне", что на войне.


 


Комментариев нет:

Отправить комментарий