среда, 16 декабря 2020 г.

Италия, мы скучаем по тебе!

 Так скажет сейчас каждый, кто хотя бы раз побывал в этой благословенной стране, и даже те, кто в ней не бывал никогда. А итальянские фильмы были любимы в России всегда. Мы на них росли, учились и привыкли как к своим родным. И вот почти целый год без нового итальянского кино. А в декабре вдруг подарок – российско-итальянский кинофестиваль RIFF.


В этом блоге я уже рассказала о самом фестивале и о фильме "Итальянские каникулы". Сегодняшнее мое повествование о прекрасном сборнике короткометражных итальянских фильмов «Истории нашей жизни» или в оригинале Rassegna dei corti "Le storie della nostra vita", снятых в 2018-2020 годах. Он был показан в кинотеатре "Родина" и очень порадовал петербуржцев. Все 5 киноновелл достойны отдельного рассказа, поэтому поехали.

«Элвис» (Elvis), 2018, Режиссер: Андреа Делла Моника

Сначала я этот фильм, похоже, просто не поняла. Показывают как корпулентный молодой итальянец то работает на каком-то складе, то поет в ресторане. И там и там он смотрится несколько нелепо, но мне показалась пародией ситуация, когда его, пытающегося копировать Элвиса Пресли, прямо за стойкой бара приглашают в турне по Китаю .

Совершенно иначе ситуацию представляет аннотация к фильму в фестивальной афише: 

Днем он простой работник склада, ночью — двойник Элвиса Пресли. Одно из его выступлений в клубе производит такой фурор, что Сандро находит агент и предлагает ему тур по Китаю. Сандро предстоит сделать выбор: отправиться за мечтой всей своей жизни или остаться со своей итальянской мамочкой...

Вот сцена с мамой, пичкающей своего ну очень полного сына, а он даже не  смеет возразить ей, очень жизненная и хорошо знакома по многим итальянским фильмам. А в ситуацию с приглашением на тур в Китай, верится очень слабо, особенно после комичной сцены в конце этого короткометражного фильма: псевдо Элвис трясет телесами на своем складе, надев наушники и пытаясь превратиться в своего кумира. Но фильм все же цепляет, заставляет размышлять и гадать, а вдруг все же  и вправду пригласят?

«Мушкетеры» (U muschittieri), 2018, 

Режиссер: Вито Палумбо


Это очень трогательный фильм о семилетнем мальчике, который влюблен в роман «Три мушкетера» Александра Дюма.



 Вооружившись деревянным мечом, шляпой и одеянием в мушкетерском стиле Джованни  хочет походить на любимых персонажей. Живут они в Палермо, это 1946 год, когда на Сицилии идет борьба с мафией и отец мальчика активно в ней участвует.    Семилетний мальчик Джованни Фальконе страстно хочет защитить своего отца, которому грозит опасность. Он представляет себе, что если победит свой детский страх перед одноглазым персонажем устроенного в их доме на верхнем этаже вертепа - рождественского украшения к празднику, это поможет спасти его отца. Режиссер очень точно психологически показывает муки ребенка, который ночью один, при суровом запрете родителей все-таки приходит к вертепу и побеждает свой детский  страх. Но  спасет ли это его отца?

Фильм имеет документальную основу, так как его прообраз Джованни Фальконе — самый знаменитый в Италии борец с Коза Нострой. Картина основана на реальных событиях его детства.

Этот фильм  принял участие в 45 кинофестивалях, на 16-ти — получил премии как лучшая короткометражка.

«Чемпионат мира на площади» (ll mondiale in piazza), 

Режиссер: Вито Пальмьери

 Уморительный с одной стороны и поучительный с другой, фильм о том, как в 2017 году сборная Италии по футболу не проходит отбор на Чемпионат мира 2018. На юге Италии - мне кажется, что место действия тоже Палермо, столь мною любимое после двух его посещений, группа, где несколько молодых фанатов, сначала очень расстроенных, внезапно решает провести свой мундиале. Он пройдет на небольшой площади между командами Италии и других стран, собранных из иммигрантов.


Причем, сначала они отказываются принимать их в свою команду, а потом для того ,чтобы матчи все же состоялись придумывают команду Италия 2, куда и входят мигранты всех возрастов из стран Африки.


Начинается игра, команда иммигрантов сначала проигрывает и многочисленные итальянские болельщики ликуют, но постепенно они берут верх.


И когда их команда все-таки выигрывает, сначала болельщики просто безмолствуют, но


вскоре взрываются аплодисментами, крича, что победила Италия. Ведь играли команды Италия 1 и Италия 2, а значит все равно победила Италия.

А в конце один из темнокожих игроков подходит к организатору и грустно говорит: "Я тоже итальянец. Мои родители пересекли пустыню, переплыли океан и давно живут в Италии. Я родился здесь, значит я итальянец".

Не  такая же судьба ждет и нас, ведь все родившиеся у супружеских пар из Средней Азии, которых у нас называют мигранты, младенцы, автоматически становятся петербуржцами.

Справка.

Фильм был номинирован на итальянский «Золотой глобус» как лучшая короткометражка, стал победителем 40 кинофестивалей и принял участие более чем в 100 итальянских и международных смотрах. На 75-м Венецианском кинофестивале он получил две премии — Premio Migliore MigrArti и Premio Patrimonio Culturale MigrArti.

«Быть моей мамой» (Being my mom), 2020, 
Режиссер: Жасмин Тринка

Место действия фильма - великолепный Рим, его центр.



  Мать (Альба Рорвахер) и дочь (Мааяне Конти)



  сначала показаны в какой-то комнате, где мать лежит на кровати и как-то странно хихикает. Лично у меня зародилось подозрение - не под хмельком ли она, тем более, что девочка смотрит на нее очень серьезно, и хотя ничего не говорит, но ее личико маленькой мадонны выглядит огорченным. Затем они идут по вневременному, солнечному и пустынному Риму с большим таинственным чемоданом, который, кажется, живет своей собственной жизнью. Когда он как живой сбегает от матери, это очень смешно.




Следующая сцена, когда они приходят к непонятной вилле, закрытой на замок, но куда девочка пробирается на территорию, но так как не проходит в щель ворот чемодан, она выбирается обратно.



Далее более понятная сцена у фонтана, когда девочка никак не может достать до воды, чтобы напиться, а мать это делает легко и помогает дочери.

Они не говорят почти ни слова — и при этом перед зрителями открывается вся глубина любви между матерью и ребенком.

Фильм-притча, фильм-загадка, с прекрасными видами солнечного Рима, по которому мы все так соскучились, порадовал, несмотря на свою иносказательность и напомнил о знаменитых итальянских фильмах.

Справка.

Режиссер Жасмин Тринка, лауреат Каннского кинофестиваля, посвятила фильм своей матери. Картина принимала участие в 77-м Венецианском кинофестивале (программа «Горизонты»). В главной роли — Альба Рорвахер («Идеальные незнакомцы», «Место встречи», «Счастливый Лазарь»), обладательница Кубка Вольпи Венецианского кинофестиваля и одна из ключевых актрис современного итальянского кино.


«Разносчик пиццы» (Pizza Boy), 2019, 15 мин.
Режиссер: Джанлука Зонта

Очень понравилась эта короткометражка. Ночь, разносчик пиццы Саба пытается отпроситься у своего работодателя, так как  у его жены начинаются предродовые схватки. Тот его не отпускает, предлагая сначала развести уже заказанную пиццу. Актер прекрасно играет смятение и переживания молодого мужчины, который мечется между работой и волнением за жену. 



Спешно едет по адресам и там встречает совершенно разных людей. В одной квартире его встречает старик, который его усаживает за стол, пытается накормить заказанной пиццей и рассказать о своей жизни. Наш деликатный герой еще пытается что-то слушать, попутно говорит, что у него рожает жена и старик вручает ему гораздо большую купюру, чем стоит пицца. Но в этот день удача не на стороне Сабы - в этот момент возвращается дочь старика и устраивает скандал, обвиняя его в вымогательстве и отказывается ему вообще платить. Во второй квартире молодой парень презрительно бросает деньги за заказ в пролет лестницы и нашему герою приходится их унизительно собирать, так как выручку надо отвезти хозяину пиццерии. Тот более, чем недоволен и ничего Сабо не платит,  но  ему главное успеть отвезти жену. И он везет ее в роддом на своем скутере, вернее даже не на своем, а хозяина. Представьте рожающую женщину на скутере.

 И что это за унижения - спросите вы? Все просто: Сабо грузин по национальности, и в фильме точно показано, что не так-то просто найти достойную работу и он готов на такие унижения, чтобы хоть как-то существовать.

 Уже с ужасом думаешь, как же его жена будет рожать, но вот тут все нормально - у нее есть страховка, малыш рождается и счастливый отец, забыв о всех перипетиях, радуется рождению первенца. Всего 15 минут действия, а сколько смысла, характеров и прекрасных кадров.





Справка.

Фильм стал победителем 35 кинофестивалей: получил Премию имени Федерико Феллини на кинофестивале Corto Fiction, премию в категории лучший фильм на International Tour Film Festival, множество призов зрительских симпатий. Всего он принял участие в 60 международных смотрах.

И наконец последняя короткометражка

«Игра» (Il gioco), 2020, 12 мин.
Режиссер: Алессандро Абер

Кажется, что этот фильм шел гораздо больше заявленных 12 минут, настолько его смысл трагичен, хотя действия в нем минимум.

За кухонным столом сидят мужчина и девочка. Мы не знаем, кто они и почему оказались здесь. Они мило болтают ни о чем, но постепенно разговор приобретает мрачные тона — когда речь заходит о странной и шокирующей «игре в счастье» - так  определяет его анонс.

Мне же смысл сначала показался таким: рядом с прекрасной, с лицом итальянской мадонны, девочкой



 сидит ее скорее отчим и потихоньку расспрашивает ее о школьных буднях, отношениях с девочками и мальчиками. Ребенок доверчиво рассказывает, погружая зрителей в то, как невинные разговоры перетекают в беседу о насилии под маской "игры в счастье". И когда возмущение достигает предела, показывают, что за шторой сидят две женщины с ужасом на лицах и тут только понимаешь, что с девочкой беседует психолог.

Коротко, значимо, страшно и к большому сожалению, правдиво, хотя речь в беседе идет о родном отце девочки.

Режиссер Алессандро Абер — также актер, известный по фильмам «Дорога с Адель», «Незнакомка», «Комиссар Монтальбано», «Ниро Вульф» и другим.

ххх

Такой вот разноплановый многогранный фильм, сотканный из кусочков итальянской жизни с ее болью и тревогой, радостью и смехом на фоне римских и сицилийских красот. 

Италия, мы любим тебя и ждем встречи с твоими городами и достопримечательностями, веселыми и грустными жителями, и такой милой певучей итальянской речью.


Комментариев нет:

Отправить комментарий