воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Кино остается с нами

 

По следам  28-го Всероссийского кинофестиваля "Виват кино России!"

Декабрь 2020 года в Санкт-Петербурге с полным правом можно назвать кинематографическим. На экранах кинотеатров шли сразу три кинофестиваля: «Окно в Европу» в Выборге, V11 Российско-итальянский RIFF в кинотеатре «Родина» и ежегодный ХХV111-й Всероссийский «Виват кино России».

Кинофестиваль «Виват кино России» стартовал 7 декабря торжественным открытием в концертном зале «Октябрьский»,



 на сцене которого в игровой форме поздравили ряд юбиляров 2020 года – известнейших актеров России: Светлану Крючкову, Бориса Невзорова, Наталью Егорову, Валерия Баринова, Дмитрия Харатьяна и провозгласили, что, несмотря ни на что, фестиваль все же открылся, хотя и не в мае как было в прошлые годы, а под занавес 2020-го, да еще какого года.



О том, как даты проведения фестиваля менялись трижды, подробно рассказала 10 декабря на "круглом столе" под названием «Кинотеатр закрыт? Все ушли на сериальный карантин» Людмила Томская, генеральный директор кинофестиваля.



 Подготовленную к маю программу пришлось менять, так как фильмы уже вышли в прокат. Вторая дата намечалась в сентябре, но кинотеатры только 15 числа открылись, и тогда последней датой был выбран декабрь.


Вел круглый стол кинокритик московский Александр Колбовский, сказавший, что за время весеннего карантина  в реальности сериалы замещали просмотры кинофильмов на широком экране.


 Он напомнил о том, что в мартовские дни этого года вышел сериал Павла Костомарова "Эпидемия". Как сказал кинокритик: "Знали бы мы тогда, что слова эпидемия и карантин станут определяющими словами всего 2020 года, а может быть и не его одного". Но надо сказать, что когда кинотеатры открылись, то люди в них не очень-то пошли. Он привел пример, как его друзья смотрели фильмы "Дорогие товарищи" и "Цой" и в зале было 2-3 человека. В этом же я убедилась  сама, посмотрев фильм "Цой" Алексея Учителя - нас в зале было двое, причем фильм нашумевший, обсуждаемый широко.

Но задуманное обсуждение сериалов все же не получилось, так как участников круглого стола больше волновали проблемы проката фильмов.

Генеральный директор "Петербург-кино" Людмила Томская уточнила, что в ее ведении 6 государственных кинотеатров, которые после карантина открылись 15 сентября. Ее слова о проблемах проката касались не только государственных кинотеатров, но и коммерческих:  "Совсем беда у коммерческих кинотеатров, которые платят огромную арендную плату, а в зале сидят 3-5 человек, так как нет топовых фильмов. Они могут просто закрыться, так как нечем платить заработную плату работникам. Государство дает нашим подведомственным кинотеатрам деньги на содержание, а коммерческим надо брать кредиты и ссуды". 

 Продюсер Сергей Новожилов рассказал: "Если в августе еще была надежда на фестивали за рубежом, то часть фестивалей - в Латвии, в Греции отменились. На российские нужно получать спецразрешения - так прошли кинофестивали в Сочи, в Москве и все время ждешь - получишь-не получишь, во Владивостоке фестиваль все же состоялся в октябре.



 Но есть и плюсы: было 300 участников фестиваля, сейчас 100 убрали. Прошла оптимизация. 23 декабря будет сбор заявок на следующий год. Наш контингент в Москве: в "Доме кино" приходившие по заявкам,   медийные персоналии ходят в "Октябрь", 65+ сидят дома".

Его поддержал продюсер Сергей Лось, с грустью сообщивший, что в этом году не было ни одного показа ранее традиционной "Недели российского кино" за рубежом: " Российские диаспоры, которые есть не только в дальнем, но и ближнем зарубежье, остались без нового российского кино и дело в том, что нет сообщения с государствами. Правда были показы в онлайн".




Александр Колбовский высказал свое мнение, что в карантин сериалы заменили чтение книг. Многие пересматривали ранее выпущенные сериалы, в том числе "Твин Пикс". Пользовался успехом триллер "Колл-центр" и другие. 

  Людмила Томская, которая также является гендиректором сети "Петербург-Кино" уточнила, что кроме основной конкурсной программы в ходе фестиваля была показана программа ретроспективных фильмов, свои экраны для которой представили: 

  • Кинотеатр "Заневский"
  • Кинотеатр "Дружба"
  • Кинотеатр "Восход"
  • Кинотеатр отеля "Москва"
  • Кинотеатр "Родина"
  • Кинотеатр "Аврора" (Петергоф)
  • Кинотеатр "Фильмофонд".
К сожалению, в кинотеатр "Восход", куда я изредка хожу со своими внуками, не попал ни один конкурсный фильм. Людмила Томская объяснила это тем, что там требуется замена инфраструктуры по звуку, по оборудованию, к чему повышенные требования при показе конкурсных фильмов. "Надо добиваться, чтобы люди пошли туда, как 15 лет назад.  Мы его раскрутим и в него уже начал возвращаться зритель."

Итак, программа фестиваля началась с показа фильма «Блокадный дневник» Андрея Зайцева. Далее ежедневно на основной площадке фестиваля - в кинотеатре «Москва» шли по 2-3 фильма конкурсной программы, среди которых «Доктор Лиза» Оксаны Карас и другие. 

Всего в конкурсной программе участвовало 8 кинофильмов:

  • "Блокадный дневник"
  • "Доктор Лиза"
  • "Глубже!"
  • "Керосин"
  • "Подольские курсанты"
  • "На луне"
  • "Однажды в Трубчевске"
  • "Японский бог"
  Надо отметить, что на «круглом столе» при обсуждении проблем кинопроката подтвердили хорошую новость: в нашем городе, где с 30 декабря по 10 января закроют театры и концертные залы, кинотеатры в скорбный список не попали. А значит мы все-таки сможем пойти в кино.

 Фестиваль "Виват кино России" завершился 11 декабря в Молодёжном театре на Фонтанке  торжественной церемонией закрытия. Итоги и награждения:

Специальным призом дирекции фестиваля была награждена картина Александра Стефановича "Никита Михалков. Движение вверх".

Традиционный Приз "За духовность в киноискусстве" получил в этот раз не один человек, а целая съёмочная группа: награда справедливо досталась всей съёмочной группе картины "Блокадный дневник".

Приз "За творческий вклад в российский кинематограф" получил режиссёр и сценарист, народный артист России и лауреат Госпремии Виктор Мережко.

В серии призов "Народный рейтинг", победителей в которых выбирают сами зрители, во всех трёх номинациях победил сериал Сергея Щербины "Чёрное море:

 - Павел Трубинер получил приз за лучшую мужскую роль в сериале;

 - Екатерина Вилкова - за лучшую женскую;

 - Сериал "Чёрное море" признан лучшим отечественным сериалом. 

Приз прессы - в этой номинации была выбрана голосованием среди аккредитованных на фестиваль журналистов,  картина Михаила Сегала "Глубже!".

Приз "За лучшую мужскую роль" получил Александр Паль за главную роль в фильме Михаила Сегала "Глубже!"

Приз "За лучшую женскую роль" достался Чулпан Хаматовой за роль Елизаветы Глинки в картине "Доктор Лиза", режиссёр Оксана Карас.

Приз "За лучшую операторскую работу" вручили Антону Антонову, оператору картины Егора Кончаловского "На луне."


Приз "За лучшую режиссуру" жюри присудило Ларисе Садиловой за фильм "Однажды в Трубчевске".
А лучшим фильмом фестиваля стала картина "Доктор Лиза", получившая Гран-при.

После антракта зрителям и гостям фестиваля была показана картина Валерия Тодоровского "Гипноз", этот показ стал петербургской премьерой фильма. В скором времени все показанные фильмы выйдут в прокат на широкие экраны.



                                          ХХХ

P.S. Лично мне довелось посетить два фестивальных показа. Любопытный фильм представил на фестиваль Егор Кончаловский. Его картина «На луне» совсем не о космонавтах, а о таких местах России, где сделали из самого отпетого шалопая нормального человека. И в этот же день показали патриотическую ленту «Подольские курсанты», где ровесники героя из вышеназванного фильма совершают беспримерный подвиг, защищая Москву от фашистского натиска осенью 1941 года. Небольшие рецензии на них я постараюсь в скором времени разместить в своем блоге.


Комментариев нет:

Отправить комментарий