Художественно-мистическая выставка в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XХ1 веков
Необязательное предисловие
У каждого свои отношения с зеркалами. С
детства помню случай, который произошел в нашем доме. Я стояла около шкафа со встроенным большим зеркалом, когда оно без всякой причины вдруг начало клониться вперед… Я
еле успела отскочить, а зеркало выпало из крепежа и разбилось. Один большой
кусок моя мама долго не выбрасывала, и он стоял за шкафом.
Второй случай был в доме моей свекрови. Она с мужем уехала в отпуск, а мы с
ее сыном, будучи студентами, однажды в яркий июньский день, уходя сдавать экзамен
по научному коммунизму – вот предметы какие было в 1977 году, оставили балкон
открытым и когда закрыли входную дверь и начали спускаться по лестнице, услышали за спиной страшный грохот. Решили не
возвращаться – плохая мол примета, да еще перед экзаменом. А когда вернулись, на полу лежали мелкие
осколки большого зеркала от старинного трюмо. Оно раньше висело на стене, а разбилось прямо в зеркальную пыль. С тех пор к большим зеркалам я
относилась с опаской. А полюбила их только после экскурсий в старинные дворцы Санкт-Петербурга и Европы. И первым был Аничков дворец, где такое померещилось в
старинном зеркале, помнившем отражения многих членов царской семьи.
ХХХ
Все это мне ярко вспомнилось на великолепной выставке «Зеркала и
зазеркалье». Это международный
выставочный проект Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XХ1 веков, где с 10 ноября 2020 года и проходит выставка «Зеркала и зазеркалье».
Концепция этого разнопланового проекта разработана директором этого музея Мариной Джигарханян, готовился проект долго и тщательно, с привлечением известных российских музеев, галерей, коллекционеров и художников из разных стран: Италии, Франции, Греции, Израиля, Испании, Чехии, США - свыше 130 авторов представлены на этой выставке.
Экспозиция занимает все пространство музея. На первом этаже зрителей ожидает встреча в первую очередь с таким вот зеркальным яйцом.
Вступительная справка к этой части выставки гласит:
Экспонаты-скульптуры отражаются в зеркальных поверхностях.
А эта скульптура с точным названием "Тщеславие" по разному смотрится с того или иного ракурса.
Здесь автор - Анна Лазовски гораздо беспощаднее показала суть этого человеческого качества.Кстати, вдруг подумалось - а бывают ли животные тщеславны?
На выставке довольно много изображений в стиле ню, но совершенно разного характера. Но мне кажется, гораздо интереснее работы, где многое можно додумать. Например, картина "Красный ресторан" Натальи Нестеровой.
Бесхитростна, как и золотые шары в вазе, девушка на этой картине.
Совсем по другому смотрится молодая женщина на этом полотне и цветы иные - сирень. Похожи только зеркала.
И безусловно лучшая в пространстве первого этажа живописная работа Михаила Демидова (1885-1929) "Девушка у зеркала. Портрет Л.Н. Агалаковой. 1924 год из Вятского художественного музея.
Краем уха услышала рассказ, видимо, куратора выставки Ольги Рещиковой о трех сложных периодах в жизни художника, один и которых был как раз связан с Вяткой и его влюбленностью.
Уходить из залов первого этажа не хотелось, но красочный каталог, лежавший на столике, предрекал встречи с другими любопытными экспонатами этой выставки.
Справка.
Среди авторов есть имена, ставшие символом русской культуры – Андрей Гончаров (1903-1979), Юрий Васнецов (1900-1973), Александр Ведерников (1898-1975), Михаил Демидов (1885-1929) и многие другие, а также мастера зарубежных стран, заслужившие своими смелыми экспериментами популярность во всем мире: Даниэль Розин (США), Арно Лапьер (Франция), Серджио Иллюмитато, Габриель Заго, Дарио Имбо (все — Италия), Оркуин Гонцало (Испания), которые представили захватывающие и неординарные композиции, посвященные образу зеркала и связанных с ним мотивам отражения.
Отдельного рассказа и показа требует лестничное пространство, где так много зеркал всех размеров и времен, в которых отражаются и преломляются линии, углы, фигуры, образы.
И первый образ сюрреалистического ангела
А дальше старинные зеркала и современные, маленькие и большие, прекрасной сохранности и тронутые временем.
А с каким вкусом и любовью все они развешены, как причудливо отражают пролеты, ступени, зрителей и друг друга.
Этаж второй - отражения
Только успели насладиться зеркалами разных форм, как зрителей ждет встреча с необычными отражениями.
Сначала это прекрасные женские портреты:
"Дама в старинном интерьере", Марио Пароди, Париж, Франция
Эту свою картину Иван Лубенников назвал "Красное вино, или Саломея", 2001 год
А рядом такая вот работа с прелоимленем в стекле круглого аквариума.
Но лично меня в этом зале особенно привлекло полотно
Игоря Кравцова "Разговор", 2007 год
Я даже возвращалась к нему несколько раз.
Во втором зале акцент - большое полотно Вадима Рохлина "Зеркала", 1963 год, из фонда Русского музея
А несколько экспонатов можно отнести к теме "Нарцисс", к которой явно тяготеют две скульптуры, выставленные в залах второго этажа. Безусловно хороши и автопортрет в зеркале художницы Елены Беловой-Романовой
и многие другие картины. Такие вот они - отражения.
Этаж третий, многоликий
Это сложное пространство отдано теме "Метаморфозы"
И вот уж действительно - чего тут только нет.
Есть здесь относительно понятные живописные полотнаОчень понравились вот эти изображения
А вот на этом детали картины с определенной периодичностью чуть заметно начинали двигаться и жить своей жизнью.
Но были инсталляции, которые мне оказались не близки. Это безглазые, прошу прощения за некорректный термин, детские фигурки.
Зато просто влюбил в себя кинетический объект под названием "Экзистенция" Владимира Андреева
А заключительным аккордом стали две изменяющиеся инсталляции
Одна из них не только зафиксировала меня саму, но и видоизменила, превратив часть меня в голову экзотической бабочки.
А еще здесь чудится уходящий вдаль канал, какие-то арки и колонны с двух сторон. Но это уже каждый видит по своему.
А вообще, выставка "Зеркала и зазеркалье" явно втягивает в себя всех зрителей. Мы также, как и экспонаты, отражаемся в многочисленных зеркальных поверхностях, и таких отображений десятки попадают на наши фото. Такие вот невольные автопортреты...
Покидаем выставку с сожалением, но во внутреннем дворе еще одна радость - великолепная светящаяся елка, причем истинная француженка. Названа она «Северная ёлка» — это уникальный художественный объект известного французского дизайнера Арно Лапьерра. Благодаря особым оптическим эффектам зеркального материала, с которым работает Арно Лапьерр, дизайну и формам созданных им инсталляций, его искусство вызывает неизменный интерес во всем мире.
Не обошли такую елку своим вниманием и петербуржцы. В вечер открытия этого зеркального объекта - 1 декабря 2020 года, куратор всей выставки Ольга Рещикова
сказала: "Это увертюра нашей выставки "Зеркала и зазеркалье". С одной стороны Северная елка напоминает рождественскую елку, а с другой - Эйфелеву башню. Произведения Арно Лапьерра экспонируются в Венеции и Париже, Дубае и Шанхае. Мы открываем ее стараниями Парижской художественной галереи, которую здесь представляет Нина Рыжкова".
Последняя сказала о том, что это настоящий кусочек Парижа и большая радость, что этот объект смог концептуально вписаться в данный международный проект, и он удачно перекликается с внутренним пространством выставки.
А символически зажгли елочку участники специально приглашенного перформанса.
Справка
Установка «Ёлки» проводилась МИСП в сотрудничестве и при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге и парижской галереи «I-Gallery Intelligence».
Светящаяся, переливающая различными оттенками зеленого цвета елка-конструкция, созданная известным французским художником-дизайнером Арно Лапиером, стала центром экспозиции под открытым небом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий