четверг, 31 декабря 2020 г.

Рафаэль, о Рафаэле, в продолжение Рафаэля

 

О знаковой и долгожданной выставке в Эрмитаже

Эту выставку петербуржцы ждали с трепетом – состоится или не состоится в пандемийный год задуманное. Гадали – что смогут привезти, и смогут ли вообще ее открыть. Приблизился декабрь и в Дни Эрмитажа, наконец, долгожданное известие: 10 декабря состоялось открытие выставки «Линия Рафаэля. 1520-2020».


 

Мое личное знакомство с оригиналами работ Рафаэля началось с «Сикстинской мадонны» в Дрездене в 2003 году и это было как удар – шла к ней через несколько залов и в проемах все время была она, как путеводная звезда. Потом были встречи с его творчеством в разных музеях, но в следующий раз поразила его картина в миланской галерее Брера – «Обручение Марии».

 И вот выставка «Линия Рафаэля», перед открытием которой мне повезло, так как я увидела в интернете передачу о подготовке к посещению этой выставки. И вот теперь советую всем.

Прежде, чем идти на саму выставку "Линия Рафаэля" и даже прежде просмотра краткой экскурсии на открытии выставки, советую посмотреть запись из Эрмитажа, сделанную в преддверии, еще в октябре, где кураторы выставки многое объясняют о ее концепции.

https://www.youtube.com/watch?v=UBQsgZAbzXs,

 а еще лучше если удастся посмотреть и две передачи из цикла «Диалоги Рафаэля».

https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8+%D1%81+%D1%80%D0%B2%D1%84%D0%B2%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC

                                                ХХХ

Но пора, наконец, написать и о собственных впечатлениях от выставки. В первую очередь поразил ее дизайн – очень итальянский, со множеством арок с глубоким синим (или голубым?) оттенком стен, на которых были размещены нашумевшие фрески Джулиано Романо.





 Но мне хотелось бы начать не с них, а с рисунков самого Рафаэля, которые прибыли на выставку из Лондона и Вены.













Куратор выставки Зоя Купцова рассказала о прибытии этих раритетов так: "Здесь участвуют два крупнейший мировых музея - Британский музей и музей Альбертина в Вене и  для нас это больше событие, так как перевозить такие вещи очень трудно, в нынешние времена это подвиг, сам процесс очень сложный".

Итак, эскиз фигуры ангела для картины "Коронация Богородицы".  Рисунок выполнен металлической иглой по серой бумаге. Он был приобретен для Британского музея в 1824 году Уильямом Янга Оттли, хранителем эстампов и рисунков этого музея.

Сама картина находится в собрании Ватикана.

А в следующий рисунок я просто влюбилась с первого  взгляда. Да и как не восхититься им.


Это "Портрет неизвестной святой" Рафаэля, также предоставленный для выставки Британским музеем.  Работа была приобретена для музея в 1895 году.

 Сначала Рисунок был привезен в Великобританию в составе коллекции итальянской живописи, а затем был приобретен Британским музеем.


Еще  рисунок -  "Сивилла Фригийская".

Это эскиз к знаменитой фреске в Капелле Киджи в церкви Санта Мария делла Паче в Риме.

Теперь о рисунках, прибывших к Эрмитаж из Венского музея Альбертина.

Это эскизы:

 "Мадонна с младенцем"


"Путти"

"Стоящий мальчик"


 Поразительно - здесь выставлены рисунки, которым более 500 лет! Действительно, как я уже писала на одном сайте, не только  рукописи, но и гениальные рисунки не горят!

Это без всякого сомнения рука самого Рафаэля, как и еще одна картина, которая, к  великому сожалению, до сих пор не доставлена на выставку.

 «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinière) «Мадонна», подписанная именем Рафаэля Санти, которая с XVI века считается одной из жемчужин Лувра и относится к флорентийскому периоду в жизни гениального мастера из-за пандемии до сих пор не могла быть доставлена для показа на выставке в Эрмитаже. Куратор Зоя Купцова рассказала об этом следующее: "Пока отказа из Лувра не было. Все кто отказался раньше - понятно по каким причинам, но по договоренности с Лувром мы им предоставляли в 2019 году картину "Мадонна Бенуа" для выставки Леонардо да Винчи, а они нам  для  этой выставки должны привезти картину Рафаэля "Прекрасная садовница", которая впервые выйдет на публику после реставрации. Таков договор. Но Лувр был закрыт в декабре. потом каникулы у них, затем у нас.  А подготовить документы дома нельзя, поэтому ждем середины января".

                          ххх

Теперь о самой разрекламированной части выставки - фресках  виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме.



Заказчиком росписей был Кристофоро Паоло Стати (1498-1550).который в 1520 году женился на Фаустине Ченчи. Супруги были представителями старинных римских фамилий, ведущих свое происхождение  из времен Древнего Рима. В том же году Кристофоро Стати заказал проект родового дворца своему ровеснику и другу 21-летнему Джулио Романо. видимо, именно он как любимый ученик и наследник Рафаэля и руководил созданием фресок виллы. 


Вилла несколько раз переходила  рук в руки, пока в  1856 году участок не был продан монахиням ордена Посещения пресвятой Девы Марии, которые превратили виллу в монастырь с церковью. Они продали фрески маркизу Джованни Пьетро Кампана, который поручил их демонтаж реставратору Пеллегрино Зуччи. В 1856 году тонкий красочный слой проклеили, отделили от стены и перевели на холст.

При посещении Рима будущий император Александр Второй познакомился с этими работами и 1861 году, при распродаже коллекции Кампана они были приобретены Россией и попали в Императорский Эрмитаж. Последние годы они украшали ниши в зале, где находится знаменитый "Скорчившийся мальчик" Микеланджело.

В преддверие выставки и еще ранее фрески начали проходить реставрацию, но не все пока удалось сделать и ныне они находятся в разной степени восстановления. 

Самая загадочная фреска - первая в ряду слева.


 Называется фреска "Пейзаж с Ураном и Сатурном в облаках", и оказалось, что под пейзажем скрывается Венера, рожденная из пены морской,



В процессе реставрации выяснилось, что фреска сохранилась наполовину. Видны дневные швы, там где дерево - силуэт головы Венеры. Сделали пробные шурфы, видны полосы, которые позволили обнаружить первоначальный сюжет. 

"Мы сделали 3Д реконструкцию лоджий - рассказывает куратор, - часть подготовительного картона это точно картон Джулио Романо -любимого ученика Рафаэля. Хотя остальные создавались мастерской Рафаэля. Но на одном продавлены контуры.  Это Венера и Адонис - промежуточный этап. Этот картон наша особая гордость".



 Надо отметить, что фрески скопированы с оригиналов самого Рафаэля. Он создал эскизы для Апостольского дворца, а  после смерти мастера  Джулио Романо использовал материал. 


Будет ли снят более поздний слой или нет пока неясно,  но когда хотели расчистить часть, реставраторы начали сомневаться в сохранности первого слоя. А там было много интересных деталей. 

Итак, дальнейшая сюжетная линия такова: Венера, рожденная из пены морской, влюбляется в Адониса, потом ищет его по лесам и  наступает на розовый куст.




Фреска "Венера, раненная Амуром"  хорошо сохранилась и проделанная реставраторами работа позволила открыть и обновить красочный слой, сделать его более ярким.


 вторая слева фреска "Венера и Амур на дельфинах"



На ней видны шурфы, сделанные реставраторами для проверки первоначального красочного слоя.

Фреска с подглядывающим







Точно известно, как уже сказано, авторство одной из фресок — «Венера и Адонис». Это Джулиано Романо.

Расчистив фреску "Венера, завязывающая сандалию", реставраторы наткнулись на сюрприз - оказалось, что в  оригинале начала 16 века это богиня вытаскивает из ноги занозу
!

 В 19 веке фрески располагались так, что на часть из  них попадали осадки, а остальные были в глубине лоджий. Первую в сегодняшнем ряду подновили с помощью пейзажа. Сатурну и Урану вложили серпы. На самом деле Сатурн оскопляет Урана, кровь которого капала в море и родилась Венера.

  Итак, по словам Зои Купцовой под пейзажем на первой фреске Венера, а нижняя часть разрушена скорее всего.  Перед реставраторами стоит задача: открывать начало 16 века, или сохранять 19 век, так как ренессансных фресок, снятых со стены старинной римской виллы, в нашей стране больше нет.
                                    ХХХ
Небольшой зал 2, если так его можно назвать, представляет работы мастерской Рафаэля и полотно, предположительно написанное самим гением.
"Здесь вещи, которые могли выйти из его мастерской, они могли быть созданы самим Рафэлем или приписываются ему - продолжила свой рассказ куратор выставки Зоя Купцова. - Есть частные коллекционеры - у нас с ними взаимный интерес. Есть поступления из частной коллекции ставшей государственной -это картина, обнаруженная в 1924 году в доме, принадлежавшем Демидовым в Нижнем Тагиле. Отправили ее Грабарю, затем в музей имени Пушкина, затем в Свердловск  наконец, она вернулась в Нижне-Тагильский музей, откуда и поступила к нам на выставку".

Речь идет о "Нижне-Тагильской Мадонне" или "Мадонне с вуалью" (или "Мадонне дель Пополо"). Последнее было связано с тем, что она была написана  в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо. То есть, это как раз было ее первое оригинальное название.

"Джорджо Вазари пишет, что Рафаэль создал произведение, в котором Мадонна укрывает младенца вуалью и его поместили в церковь Санта Мария дель Попполо в Риме вместе с портретом Льва Х, который сейчас находится в Национальной галерее Лондона" - рассказала куратор. По ее словам, картину много раз копировали, и стали путать, где копия и где оригинал. "Оригинал документально не прослеживается, а копия в церкви де Лоретта стала называться Мадонна де Лоретта, и нить ее теряется, но в 19 веке ее начинают распутывать. Одна из копий была переведена на холст, есть следы копии в Галерее Боргезе, а 1924 году нашли картину в доме Демидовых. Они могли купить картину во Флоренции, могли себе это позволить. На всех копиях есть лента и только на ленте тагильской мадонны написано: "Рафаэль Урбинский написал". Здесь дата 1509 год, возможно это Мадонна де Лоретта. Окончательно так и не узнать- в музее Конде или в Нижнем Тагиле находятся оригинал и копия. Хорошая история, благородное происхождение". Она показала оборки на платье, на белой ленточке поверх выреза платья белым по белому идет надпись. Сомнение есть, но  все же картина приписывается Рафаэлю Санти. Это иллюстрация спора специалистов - это Рафаэль или его мастерская.

Нашла фото картины из музея Конде. Вот для сравнения

А это крупнее Нижне-Тагильская картина



Слева от Нижне-Тагильской Мадонны полотно, на табличке рядом с которым написано:  Рафаэль, мастерская.
Это копия известной картины гениального мастера, выполненная его учениками, она из фондов Эрмитажа как раз.


Справа через арку висит еще несколько копий, выполненных учениками Рафаэля и одна из них меня просто заворожила.

Какой нежный лик у Мадонны, с какой нежностью они с  Анной смотрят на младенца. Прекрасная копия великолепного творения мастера.

А вот копия картины Иоанн-Креститель поразила своим несоответствием оригиналу. Сравните лица:

Рафаэлевский оригинал

 И копия, сделанная в его мастерской

На первой картине на лице тревога, на второй - почти улыбка.

                                     ххх                        
А куратор уже спешила в следующий зал - очень большой по размерам с множеством прекрасных полотен последователей Рафаэля и его учеников.
 
Запомнилась картина Пантормо, которую многократно доводилось видеть в итальянских залах Эрмитажа.

 

А вот расположенная неподалеку картина тоже не копия, а оригинал, но не Рафаэля , а Федерико Бароччи. которую называют "Мадонна с кошкой," и она приехала на выставку из Национальной галереи Лондона.





О ней Зоя Купцова рассказала следующее: " Эта картина была написана во второй половине 16 века. Существуют  2 версии картины - в Ватикане и в Лондонской национальной галерее - это первоначально.  Это одна из ранних картин, поступивших в галерею. Она писалась специально для одной итальянской семьи, там было 11 детей и только одна дочь, а потом картина передавалась по наследству по женской линии. Мадонна с кошкой и щеглом, птичкой дразнят кошку, и это напоминание о жертвенности Христа. Через 2 года гравировали эту картину". Она рассказала о том, что Бароччи также родом из Урбино, и его называли наследником Рафаэля, он  тоже делал много эскизов. В России плохо знают этого художника, а эта картина, по словам куратора, характерна для его творчества, много есть ее копий, есть даже икона, сделанная с нее в России. "Бароччи был революционером цвета, даже Рубенс постигал технику живописи через картины Бароччи - продолжила она. - Эту технику  использовали потом фламандские мастера. Его воспринимали по-разному, но мастер уникальный и его манеру ни с кем не спутаешь, и он унаследовал от Рафаэля линию лирического образа". 

Здесь же полотно Корреджо.
Считается, что Рафаэль Санти во многом повлиял и на Корреджо - его полотно выставлено также в связи с Рафаэлем.
 Корреджо "Портрет дамы" 

 
Утверждают, что образцом для подражания послужила рафаэлевская «Донна Велата»



На правой стене этого зала представлены работы учеников Рафаэля и в частности Джулиано Романо. 

Эта работа Дж.Романо "Любовная сцена" из фонда Эрмитажа только что прошла реставрацию.  Написано полотно после 1525 года  в свое время было куплено Екатериной 11. Об этой картине есть отдельный фильм из цикла "Диалоги в о Рафаэле"

А вот об этом полотне, для которого, как утверждают искусствоведы, образцом послужил портрет Форнарины Рафаэля, много спорят.




Еще один ученик Рафаэля, работы которого представлены на выставке, это Полидоро да Караваджо.  Писал он монохромные композиции (гризайли) в подражание античным рельефам





 И в этом зале немало  гравюр с картин Рафаэля.

 


Рафаэль первый крупный художник, который понял,
что надо сотрудничать с граверами, так как гравюры дают массовое производство и широкое знакомство с творчеством художника. Поэтому на выставке так много представлено его гравюр, которые показывают влияние на различных художников, скульпторов и на декоративное искусство, предметов которого тоже немало на выставке.

Описать все, выставленное в этом большом зале просто нет возможности, тем более, что надо было пройти за куратором, чтобы послушать ее рассказ в следующем очень красивом помещении, где была обозначена такая тема:


                                     ххх                                          
Итак, четвертый по счету зал парадной Невской анфилады Зимнего дворца. Куратор Зоя Купцова рассказывает: «Болонская Академия и Королевская академия Франции, когда выбирали на кого художникам ориентироваться, часто называли Рафаэля. Особое внимание прослеживается к его «Трем грациям».

 В качестве примера на выставке находится картина, подражающая Рафаэлю



 Это немецкий художник классической школы Антон Рафаэль Менгс.


Далее П. Рубенс, который очень ценил Рафаэля, и его видение "Трех граций", но здесь и влияние Бароччи прослеживается.


Ну и, наконец, портреты - жанр, который мне очень близок. Знаменитый "Двойной автопортрет" Рафаэля из Лувра. По словам куратора, в Эрмитаже идет вечный спор о том, стоит ли выставлять копии.


"Вопрос выставлять копии или нет остается открытым - сказала она. - Копию надо выставлять в таком контексте, чтобы она была понятна. Мы решили выставить копию  Двойного портрета - "Автопортрет с другом", сама  картина находится в Лувре и только в конце 16 века была признана. Задний план оригинала портрета ровный, серый. Нет никаких драпировок. Копию же кто-то изменил, то есть правил Рафаэля, а на заднике ее написано - Тинторетто, но скорее кто-то другой ее написал. До этого Лувр знал только один копийный вариант, сейчас они знают и о нашем. Он из специального фонда из числа военных трофеев".

У Рембрандта тоже были свои отношения с наследием Рафаэля. Пишут, что свой знаменитый автопортрет он в какой-то степени писал, имея ввиду композицию работы Рафаэля "Портрет Бальдассаре Кастильоне"


 А я поначалу не могла понять, почему под двойным портретом Рафаэля на стенде находится автопортрет Рембрандта.



Портрет Ван Дейка - он изобразил себя по композиции портрета Рафаля, считавшегося утраченным. 

А дальше просто поставлю фото полотен, на которых узнаваемы включения, цитирования, а порой  просто копирования манеры Рафаэля.











Последнее полотно меня просто возмутило: кто не помнит картину Рафаэля "Мадонна в кресле" из музея Питти во Флоренции, и такое беззастенчивое ее копирование в явно несвойственной обстановке пейзажа мне показалось неуместным.

А как хорошо эту рафаэлевскую картину показывает в одной з своих передач цикла "Мост через бездну" Паола Волкова!

Но прекрасное впечатление на выставке оставляют полотна и эскизы наших русских художников по мотивам Рафаэля.










В следующем зале куратор подвела нас к закрытой тканью витрине, а там...

 Не буду описывать, что находится под драпировкой, скажу только, что для меня крайне неожиданным оказалось, что Пикассо был увлечен не просто Рафаэлем, а своими фантазиями на его темы.

И, наконец, последний довольно большой зал, где находятся полотна последователей великого художника от 19 века и до наших дней. Своих фото оттуда у меня почти нет, да и куратор уже торопилась и  довольно быстро нам его показала.  Думаю, что об этом зале расскажут другие, а я после того, как "Прекрасная садовница" прибудет к нам из Лувра - хочется надеяться, что успеет до конца работы выставки, обязательно пройду по всем залам повторно и тогда уже пофотографирую и в зале с такой темой:




3 комментария:

  1. Отличный рассказ! И фотографии отличные! Спасибо! И, для информации, вышла третья часть "Диалогов"

    ОтветитьУдалить