суббота, 20 февраля 2021 г.

Клодт не один - их несколько, и все таланты


С 23 декабря по 29 марта 2021 года в стенах прекрасного Михайловского замка проходит замечательная выставка «Художественное наследие семьи Клодтов», посвященная обширному художественному наследию семьи баронов Клодтов фон Юргенсбург. Посетив ее 20 января этого года, я была поражена не только великолепием и обилием скульптур самого известного представителя этого рода - скульптора Петра Карловича Клодта, известного анималиста, создавшего конную группу на Аничковом мосту,
 

 



но и работами живописцев – представителей семьи Клодтов. Это жанровые полотна сына скульптора – Михаила Петровича и произведения его племянника – пейзажиста Михаила Константиновича.




Экспозицию дополняют пленэрные работы внука П. К. Клодта – Николая Александровича. Отдельная часть выставки посвящена Константину Карловичу и Михаилу Петровичу Клодтам, которые развивали в отечественной культуре наиболее магистральные направления своего времени, будь то книжно-журнальная графика или авторский офорт. 





Подготовлен чудесный каталог об этой выставке, который всех встречает при входе на нее.

Но прежде, чем попасть на выставку, вы встретитесь еще с одним чудом - с подлинными статуями из Летнего сада.






Узнали? Они теперь здесь, а в Летнем копии с этих скульптур.

Вид из окон замка,


и снова знакомые всем скульптуры. Как писала Ахматова "где статуи помнят меня молодой"... А они помнят не только ее, но и Пушкина...



Но мне пора на выставку Клодтов.

История рода баронов Клодтов фон Юргенсбург представлена как на специальном панно,

так и в документальном фильме, который демонстрируют в одном из залов выставки.


Слева вверху Карл Федорович Клодт, участник войны 1812 года, он для души занимался живописью. Его сын Константин Карлович был генералом и увлекался гравюрой, был ксилографом. Другой сын Петр Карлович - всем известный анималист - нижнее фото. Далее по восходящей  - его сын Михаил Петрович художник и внук Николай Клодт.

В первом зале скульптурные модели П.К. Клодта - кони, кони, кони...

Безусловно, его непревзойденные подготовительные скульптуры к большому заказу по Аничковому мосту.
Известный факт: отливки с моделей были посланы в качестве дипломатического подарка в Берлин и  Неаполь.

Менее известно, что подобные отливки стояли около дворца Бельведер в Петергофе, и у дворца Львова в Стрельне.

А дальше на выставке кони в разных ситуациях и ракурсах

И снова модели на тему укрощения коня человеком.


 Жаль, что мне не довелось попасть на встречу сотрудников музея и специалистов этой выставки 17 февраля, где шел рассказ об особенностях этих моделей. Если я правильно поняла, то наряду с бронзовыми отливками, часть из них сделаны из воска специального состава и хранились они сначала в музее 
Академии художеств, а позже были переданы в Музей Александра 111. Многие из них находились в запасниках и на выставке есть уникальная возможность их увидеть. А среди них и такие редкие, которые не попадают в тонкие книжечки о  П.К.Клодте.
 






 Р
едко выставляется восковая модель памятника баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду.



Модель к известному памятнику Николаю 1 на Исаакиевской площади.

Другие известные работы П.К. Клодта показаны в фильме: барельфы на здании Мраморного дворца и

конная группа на Нарвских триумфальных воротах.


А это барельефы, выполненные П.К.Клодтом


Далее выставлены живописные работы.

Михаил Константинович Клодт: "Ночь в  Нормандии" и "Долина реки Аа в Лифляндии"


Очень мне понравилась его работа "Морской вид"





А вот Михаил Петрович Клодт писал жанровые картины: "Швея" и другие.


А далее представлены работы внука П.К Клодта - Николая Клодта



Фильм показывает еще ряд работ представителей этой талантливой династии.









Последние залы представлены графикой.
Имя Константина Карловича Клодта (1807–1879) связано с возрождением в середине XIX века искусства ксилографии (гравюры на дереве).Его племянник Михаил Петрович Клодт (1835–1914) стал одним из тех, кто своими трудами в области офорта приблизил яркий расцвет авторского эстампа на рубеже XIX–XX веков.Будучи проводниками самых актуальных европейских художественных тенденций в России, Константин Карлович и Михаил Петрович Клодты развивали в отечественной культуре наиболее магистральные направления, будь то книжно-журнальная графика, или авторский офорт. 







Выставка представителей славного рода Клодтов еще раз свидетельствует - ген художественного творчества и  таланта передается по наследству. Об этом и расположенная там же в Михайловском замке  выставка, посвященная А.Н.Бенуа, о которой я уже ранее рассказала в этом блоге.







Комментариев нет:

Отправить комментарий