понедельник, 1 марта 2021 г.

Фильм-загадка, фильм-итог, не услышанный и недооцененный

К 100-летию со дня рождения Федерико Феллини

В день столетнего юбилея Федерико Феллини, по любезному приглашению менеджера дистрибьютерской компании "ПилотКино" мне удалось посетить премьерный киносеанс показа последнего фильма этого великого режиссера «Голос Луны».

 


Двухчасовой художественный фильм, снятый в 1990 году, смотрится отлично и сейчас, поскольку Феллини есть Феллини, а  старинные городки Италии и по сей день остаются аутентичными.

 Ему, как мало кому, удается великолепно совместить два несовместимых жанра – комедию и драму. Роберто Бениньи в главной роли одновременно трогателен и романтичен, а временами его выпады смотрятся комично, но трагедия судьбы проглядывает почти во всех эпизодах картины. Сюжет фильма пересказать, как почти всегда у Феллини, довольно трудно, да и не нужно.

 У меня почему-то сразу возникла довольно стойкая ассоциация с его «Амаркордом», хотя канва этих фильмов совершенно разная. Но площади старинных итальянских городков, чудесные жители которых так непохожи друг на друга, мне кажется все-таки в чем-то объединяют эти фильмы. А главное, их роднит мастерское воспроизведение всех деталей итальянской жизни и само имя режиссера.

 "Голос Луны" - это экранизация «Поэмы о лунатиках» Эрманно Каваццони, которую Федерико Феллини взял на основу своего последнего фильма. Это история лунатика Иво Сальвини, который любит гулять по ночам. В первых эпизодах он выбирается в поле, где есть весьма загадочный  для него колодец.

Доминирующая над всем великолепием ночного поля луна в своем полнолунии сразу задает тон всему фильму. Хотя я поставила сюда фото последних кадров картины, за неимением первых. Но поле одно и то же, как и стремление героя к таинственному колодцу. И он там все же побывал



Непонятны поначалу эпизоды на кладбище, но потом становится очевидно, что здесь похоронены его родственники, духовная связь с которыми для него очень важна.





  А дальше Сальвини попадает в одно недоразумение за другим, знакомясь с разными людьми. Будь то встречи на красивой площади неизвестного нам городка, где готовятся к празднику


 - снова ассоциация с первыми кадрами "Амаркорда",

или показанные следом бытовые сцены истории одного итальянского брака, где соединились судьбы таких разных людей:



Хороши сцены на крыше.




 И наконец само праздничное шествие с красавицей Альдиной, в которую явно влюблен Сальвини.








А само шествие -явная отсылка сразу к нескольким фильмам Феллини, особенно к "8 и 1/2".

Но главной его встречей в этой ленте все же можно считать, видимо, общение  с Гонеллой, в исполнении Паоло Вилладжо -  человеком, который считает себя бывшим префектом этого городка. 

На мой взгляд, Гонелла - это сам трансформированный Феллини.





Еще до встречи героев режиссер показывает трагические сцены из биографии Гонеллы, где сначала непонятна роль в его жизни увядающей женщины, которая относится к нему с жалостливой любовью,




но когда Сальвини приводит его к мистическому колодцу в залитом таинственным светом полной луны поле, идет, как мне представляется, серия воспоминаний этого героя. Или это все же элементы действительности? Прекрасно танцуют эти уже немолодые люди под вальс Штрауса.







А дальше идут кадры современной дискотеки с молодыми героями и это как насмешка над таким красивым танцем возрастных героев.

До следующих эпизодов все еще гадаешь - насколько адекватны герои, , но когда Сальвини забирают на машине его сестра с мужем, все становится на свои места. Да, оба они не в себе, проще сказать, сумасшедшие, но такие, которыми иногда даже славятся такие небольшие городки.

В своей комнате Сальвини сидит напротив портрета известного поэта






и то, как он смотрит на него, порождает уверенность, что сам он тоже пишет стихи, а в ночи полнолуния совершает свои вылазки.

С самого начала просмотра этой картины у меня  возникла четкая ассоциация с фильмом "Хаос" братьев Тавиани, который я смотрела  много лет назад на итальянском фестивале в тогда еще Ленинграде. Лунная ночь там передана также очень отчетливо, но в "Хаосе" эпизод с больным лунатизмом мужчиной очень трагичный, окрашенный ужасом от того, что может происходить с такими людьми под влиянием полной Луны. У Феллини же все поступки героя хотя и явно не мотивированы, на первый взгляд, но уж точно романтичны.

 Как утверждается в аннотации к фильму, ночные, да и дневные путешествие  Иво Сальвини, становятся метафорой всей человеческой жизни. Не могу утверждать, что согласна с этим в полной мере, но то, что в фильме много очень точно схваченных характеров, не подлежит сомнению.







 Мировая премьера картины прошла на 43-м Каннском кинофестивале.

 За монтаж, работу актера и художника фильм позже получил приз "Давид ди Донателло". До этого Феллини 12 раз выдвигался на "Оскара" и его 4 фильма получили заветные статуэтки. Пишут, что он надеялся на аналогичную награду и за свой фильм "Голос Луны", но этого не произошло. Пятая премия Американской киноакадемии, через три года после выхода последнего фильма, в 1993 году, ему досталась за вклад в мировой кинематограф. В октябре того же года Федерико ушел из жизни.

Утверждают, что именно "Голос Луны" был своеобразным завещанием великого кинорежиссера. Может быть его просто не поняли, не услышали, не вдумались в это послание?

Комментариев нет:

Отправить комментарий