К 100-летию со дня рождения Федерико Феллини
В день столетнего юбилея Федерико Феллини, по любезному приглашению менеджера дистрибьютерской компании "ПилотКино" мне удалось посетить премьерный киносеанс показа последнего фильма этого великого режиссера «Голос Луны».
Двухчасовой художественный фильм, снятый в 1990 году, смотрится отлично и сейчас, поскольку Феллини есть Феллини, а старинные городки Италии и по сей день остаются аутентичными.
Ему, как мало кому, удается великолепно совместить два несовместимых жанра – комедию и драму. Роберто Бениньи в главной роли одновременно трогателен и романтичен, а временами его выпады смотрятся комично, но трагедия судьбы проглядывает почти во всех эпизодах картины. Сюжет фильма пересказать, как почти всегда у Феллини, довольно трудно, да и не нужно.
У меня почему-то сразу возникла довольно стойкая ассоциация с его «Амаркордом»,
хотя канва этих фильмов совершенно разная. Но площади старинных итальянских
городков, чудесные жители которых так непохожи друг на друга, мне кажется
все-таки в чем-то объединяют эти фильмы. А главное, их роднит мастерское
воспроизведение всех деталей итальянской жизни и само имя режиссера.
"Голос Луны" - это экранизация «Поэмы о лунатиках» Эрманно Каваццони, которую Федерико Феллини взял на основу своего последнего фильма. Это история лунатика Иво Сальвини, который любит гулять по ночам. В первых эпизодах он выбирается в поле, где есть весьма загадочный для него колодец.
Доминирующая над всем великолепием ночного поля луна в своем полнолунии сразу задает тон всему фильму. Хотя я поставила сюда фото последних кадров картины, за неимением первых. Но поле одно и то же, как и стремление героя к таинственному колодцу. И он там все же побывал
Непонятны поначалу эпизоды на кладбище, но потом становится очевидно, что здесь похоронены его родственники, духовная связь с которыми для него очень важна.
А дальше Сальвини попадает в одно недоразумение за другим, знакомясь с разными людьми. Будь то встречи на красивой площади неизвестного нам городка, где готовятся к празднику
- снова ассоциация с первыми кадрами "Амаркорда",
или показанные следом бытовые сцены истории одного итальянского брака, где соединились судьбы таких разных людей:
Хороши сцены на крыше.
И наконец само праздничное шествие с красавицей Альдиной, в которую явно влюблен Сальвини.

А само шествие -явная отсылка сразу к нескольким фильмам Феллини, особенно к "8 и 1/2".
Но главной его встречей в этой ленте все же можно считать, видимо, общение с Гонеллой, в исполнении Паоло Вилладжо - человеком, который считает себя бывшим префектом этого городка.
На мой взгляд, Гонелла - это сам трансформированный Феллини.
но когда Сальвини приводит его к мистическому колодцу в залитом таинственным светом полной луны поле, идет, как мне представляется, серия воспоминаний этого героя. Или это все же элементы действительности? Прекрасно танцуют эти уже немолодые люди под вальс Штрауса.
А дальше идут кадры современной дискотеки с молодыми героями и это как насмешка над таким красивым танцем возрастных героев.
До следующих эпизодов все еще гадаешь - насколько адекватны герои, , но когда Сальвини забирают на машине его сестра с мужем, все становится на свои места. Да, оба они не в себе, проще сказать, сумасшедшие, но такие, которыми иногда даже славятся такие небольшие городки.
В своей комнате Сальвини сидит напротив портрета известного поэта
и то, как он смотрит на него, порождает уверенность, что сам он тоже пишет стихи, а в ночи полнолуния совершает свои вылазки.
С самого начала просмотра этой картины у меня возникла четкая ассоциация с фильмом "Хаос" братьев Тавиани, который я смотрела много лет назад на итальянском фестивале в тогда еще Ленинграде. Лунная ночь там передана также очень отчетливо, но в "Хаосе" эпизод с больным лунатизмом мужчиной очень трагичный, окрашенный ужасом от того, что может происходить с такими людьми под влиянием полной Луны. У Феллини же все поступки героя хотя и явно не мотивированы, на первый взгляд, но уж точно романтичны.
Как утверждается в аннотации к фильму, ночные, да и дневные путешествие Иво Сальвини, становятся метафорой всей человеческой жизни. Не могу утверждать, что согласна с этим в полной мере, но то, что в фильме много очень точно схваченных характеров, не подлежит сомнению.
Мировая премьера картины прошла на 43-м Каннском кинофестивале.
Утверждают, что именно "Голос Луны" был своеобразным завещанием великого кинорежиссера. Может быть его просто не поняли, не услышали, не вдумались в это послание?
Комментариев нет:
Отправить комментарий