среда, 3 марта 2021 г.

Честная женщина на фоне ближневосточных проблем

 Три премьерных дня к юбилею худрука Александринки

Все мы, как ни пытаемся от этого откреститься, зависим от политических проблем. Кто-то подробно смотрит по телевизору и гаджетам новости с мировой политической арены, кто-то их игнорирует, но пандемия, экологические проблемы, угроза терроризма волнуют всех и каждого. На этом фоне, заявленный как политический триллер спектакль "Честная женщина", поставленный Валерием Фокиным к своему 75-летнему юбилею, действительно ярко поднимает вышеназванные проблемы.

В юбилейные дни режиссера премьеру показывали три дня подряд - с 26 по 28 февраля.

Сюжет вроде бы прост: на нейтральной территории, в токийском аэропорту Нарита, ведутся переговоры, созванные неправительственной организацией «Надежда-21». Роль её лидера, заглавного персонажа пьесы —  действительно честной женщины, исполняет народная артистка России Марина Игнатова.

Внешняя канва - переговоры по поводу серьезного экологического проекта  между Зиядом Ассемом Ансари, представителем Исламской Республики и лидером оппозиции - Хирши Али, председателем партии «Восточная Свобода» этого государства. Посредником выступает президент инициативы «Надежда-21», наблюдателями - представители России и США. За этой внешней оболочкой трагическая внутренняя сущность конфликта - атомная бомба в руках лидера Исламской Республики, гибнущие в результате конфликта между руководством страны и оппозицией люди.  Государство на грани гуманитарной и экологической катастрофы и единственный шанс наладить мир -  международные переговоры на нейтральной территории.

Начинается спектакль столь неспешно, что  зрители, собравшиеся в зале, поначалу не замечают, что действо уже идет. Декорации спектакля, созданные художником Семеном Пастухом, довольно аскетичны.

Но вот по сцене засновали, казалось еще только реквизиторы - расставляются бутылки с водой на столе для переговоров, раскладываются документы, охранники готовятся к своей работе.
А действие уже идет, создается атмосфера переговоров, которая пока еще кажется несколько рутинной.
Но вот появляется главная героиня спектакля - лидер неправительственной организации "Надежда21", в исполнении народной артистки РФ, актрисы БДТ Марины Игнатовой и нерв спектакля становится понятен - такую трудно уговорить или переломить, она все равно будет гнуть свою линию.
Несмотря на сразу закрученную интригу - представитель лидера Исламской Республики начинает разворачивать свой самолет в воздухе, а Мадам - так в спектакле к ней обращаются, твердым, но ласковым голосом убеждает его по телефону этого не делать и все же прибыть на переговоры на нейтральной территории.

Но вот через нервы, противостояние все, кто был обозначен, собрались за столом переговоров. И вновь руководитель переговоров добивается своего - представители США и России садятся рядом с ней, хотя до этого занимали кресла дальше.

Как и положено, противоборствующие стороны государства с противостоянием лидера и оппозиции сидят четко друг против друга. И начинается политическая грызня. 

Представитель лидера страны  - его роль удачно исполняет Игорь Мосюк, вроде бы спокоен и даже убедителен: он заявляет об отсутствии ядерного вооружения в их государстве.


Но как только начинает говорить лидер оппозиции - жесткая и нервная Хирши Али, в прекрасном исполнении Анны Блиновой,

 обвиняя его руководителя во всех грехах гражданской войны в их государстве, он тоже вспыхивает. И здесь хороший ход режиссера подчеркивает напряженность конфликта - они говорят по-арабски очень темпераментно, за их спинами  в напряжении стоят охранники в соответствующей одежде и острота противоборства в стране с гибнущими людьми, с казнями людей из оппозиции и другими бедами предстает воочию.


Но удивительным образом, постепенно героине Марины Игнатовой удается стороны несколько утихомирить, и вот  они уже готовы говорить на цивилизованном языке переговоров, спокойно выслушивают даже пожелания представителей России и США в ходе подготовки подписания договора об экологическом и гуманитарном проекте для их страны.

Но тут происходит что-то странное с руководителем переговоров - она замирает на месте, не отвечает на вопросы, а затем говорит слабым голосом, что необходим перерыв на 1,5 часа в течение которого будет готовиться текст протокола о намерениях сторон.


 Ее искаженное болью лицо наводит на мысль о болезни и в следующих эпизодах это подтверждается. На заднем плане ее сын и муж, знающие об этом и переживающие за нее. Тут они еще полные радости и надежды в ожидании ее возвращения.

 Она же в это время с большим трудом уходит в отдельную комнату, куда за ней следует помощница в блистательном исполнении Елены Зиминой.

И здесь мы уже видим совершенно другой несгибаемую честную женщину, которая от боли теряет сознание.
4-я стадия онкологии, помощница  Ирина безупречна в своей помощи руководительнице, которая уже прошла все стадии лечения. А на заднем фоне вновь ее тревожащиеся родные.
Но таблетки помогли и вот уже мадам снова в форме и ведет личные переговоры с агрессивной Али, вроде бы убедив ее подписать договор.


Но вмешиваются новые политические обстоятельства: захват заложников в Каире, а главное изменяется позиция президента России, о чем героине сообщает представитель страны Андрей Мягков в исполнении Виктора Шуралева, убеждая руководителя переговоров отказаться от своих принципов.


Она настаивает на своем, но за ее спиной совершается еще одно предательство - свои закулисные переговоры ведет с главой оппозиции американский представитель.


И все - Хирши Али отказывается подписать протокол о намерениях, покидает собравшихся с криком: "Я еду помогать заложникам в Каир". Мирная инициатива "Надежды 21" провалена - видимо, не первая, но как оказалось, в жизни героини последняя. 

А ей еще предстоит дать обещанное интервью CNN, несмотря на новый приступ боли и дурноты. Чуть придя в себя, она усаживается в кресло напротив известного журналиста Чарли Янга и спокойно отвечает на его вопросы.

27 февраля, когда я смотрела этот спектакль, роль журналиста играл Сергей Кузнецов, а мне так хотелось, после интересного рассказа об этой роли в ходе предваряющей пресс-конференции, увидеть на сцене в ней Николая Мартона.

 Пока не довелось. А тем временем происходит трагедия. И не только срыв переговоров по ближневосточным делам.
Героиня снова замолкает, теперь уже навсегда...
 Она сказала и сделала все, что могла. Как тут не вспомнить классическую
, помнящуюся со школьных времен фразу: "Ими расцветает жизнь всех..."

Даже такие прожженные циники, как представители США  и России говорят о ней с уважением, но тут же переходят на свои личные дела, не имеющие отношения к  политике.


Спектакль создан, как сказано в программке, по тесту Кирилла Фокина, сына режиссера. Ему не понаслышке знакомы проблемы политологии и международных отношений.

Героиню спектакля, которую по ходу действия величают Мадам, оставит в памяти людей ее несгибаемая уверенность в своих принципах. Как сказал режиссер-постановщик Валерий Фокин, такие люди могут умереть за  свои убеждения. " И пусть они как Дон Кихоты сражаются со стеной за лучшую жизнь для людей. Но без них не будет надежды и движения вперед" - так высказался он в ходе онлайн пресс-конференции по поводу премьеры. И Марина Игнатова в роли такого человека более чем убедительна.

ххх
Отшумела трехдневная премьера, зрители воздали должное создателям и участникам спектакля.
 Вышел на сцену и Валерий Фокин, отдав свои букеты исполнительницам главных ролей.



А спектакль будет теперь жить своей жизнью на Новой сцене прославленного театра и ближайшие его показы состоятся 11 и 12 марта. 
















 






 

Комментариев нет:

Отправить комментарий