среда, 5 мая 2021 г.

Малая церковь и церковные облачения ждут посетителей Эрмитажа


4 мая 2021 года состоялась торжественная церемония открытия выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа». Экспозиция представлена в новом зале музея, впервые распахнувшим двери для посетителей после реставрации ‒ Малой церкви Зимнего дворца.


 



Открывая данную выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: «Сегодня у нас два соединенных вместе праздника, отложенных из-за пандемии: выставка наиболее ярких образцов церковных облачений из Эрмитажной коллекции и замечательный зал Малой церкви Зимнего дворца».



 Он поблагодарил всех тех, кто трудился над реставрацией  помещения, которое создавалось Ф.Б. Растрелли, горело в пожаре 1837 года, было восстановлено В.П. Стасовым и было любимой церковью царской семьи. После 1917 года здесь был музей Революции, затем располагался Русский отдел музея, проводились выставки, а далее в течение десятилетий именно здесь восстанавливалась «Даная» Рембрандта. Реставрация последних лет восстановила ряд элементов декора, среди которых есть как воссозданные, так и подлинные.


Более подробно о ходе архитектурной части восстановления зала Малой церкви рассказала Людмила Акмен, заведующая сектором  Отдела истории и реставрации памятников Эрмитажа: « Это знаменательное событие – открытие Малой церкви. Все ее поверхности были закрыты слоем краски, пришлось провести ювелирную работу нашим реставраторам. Фактически мы увидели ее такой, какой увидел Стасов после пожара. Благодаря научным изысканиям об истории строительства Малой церкви удалось сделать многое. В 2016 году сюда вошли проектировщики.  Последняя реставрация длилась около двух лет».

Храм Сретения Господня (Малая церковь) в Зимнем дворце был построен по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1768 году и постоянно использовался императорской семьей для частных богослужений. 

История появления этой церкви на месте существующей началась во время правления Анны Иоановны, которая повелела Растрелли построить Большую церковь рядом со своими апартаментами. И эту первоначальную церковь, площадью в 460 кв. м, возвели еще в 1735 году и освятил ее сам Феофан Прокопович. Если сравнивать с нынешним размером, то занимала она тогда сегодняшние Большую церковную лестницу и Ротонду. Затем началось строительство каменного Зимнего дворца и уже Елизавета Петровна в 1753 году пожелала иметь Большую церковь рядом со своими апартаментами, в Сретенскую сохранить как Малую. В результате ее перестроили уже в сегодняшних размерах.





 При Николае I эта церковь получила статус собора, но использовалась при этом как домашняя церковь царской семьи. Была небольшая ее реконструкция в 1826 году, выполнена Шарлеманем. После пожара 1837 года Малая церковь была восстановлена практически в прежнем растреллиевском оформлении. После этого пожара  в чем-то перевернулась вся история Зимнего дворца. Восстановление этой церкви включало замену конструктива: деревянные конструкции заменили. Северная стена стала каменной, во всем остальном облик церкви остался как до пожара. Причем, как говорят, многое делалось по описанию самого Николая 1  и все другие написали воспоминания, даже певчие описали завитки, которыми они любовались до пожара.





  Торжественное освящение воссозданного храма состоялось в день Сретения Господня – 2 (14) февраля 1839 года.

 Далее были революция и этапы в истории этого пространства, названные Михаилом Пиотровским.  Иконостас разобрали в 1929 году, сняли настенные образа Святителей Церкви, две иконы забрал Русский музей, а судьба остальных до сих пор неизвестна. Был заложен дверной проем в Ротонду. 

В 1948 году здесь проходила реставрация и было сделано все возможное, чтобы сохранить отделку. Но слои белой краски укрыли все прошлое великолепие и уже работы по восстановлению и реставрации архитектурного убранства Малой церкви, начатые в 2016 году, вернули прежнее убранство стен и потолка.

Примечательна история плафона этого зала. Живопись плафона была выполнена Н.А. Майковым и красочный слой на холсте оказался в хорошем состоянии. Особое внимание уделили и восстановлению паркета, который был обновлен еще В.П.Стасовым по проекту Шарлеманя. А вот утраченные иконостас и настенные росписи было решено, к большому сожалению, не восстанавливать. Работы были завершены в 2019 году. 



На стенах висит несколько картин, запечатлевших торжественные моменты религиозной части жизни царской семьи, в разное время проходивших в этой церкви и других храмах.





В настоящее время в помещении Малой церкви Зимнего дворца проходит выставка «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа», впервые представляющая коллекцию богослужебных одежд из собрания музея.

Православные церковные облачения – самостоятельная и обособленная группа памятников в собрании Эрмитажа. Как и культурные традиции русского православия, характер священнических одежд уходит своими корнями в Византию.

О самой выставке церковных облачений из состава коллекции Эрмитажа рассказали ее кураторы, научные сотрудники Отдела истории русской культуры – Ирина Кузнецова и Наталья Некрасова.



Хронологически экспонаты выставки относятся к XVII – началу XX века и позволяют показать всё разнообразие приемов отделки церковных одежд. На выставке можно увидеть Стихарь из бордового бархата с вышивкой «Коронование Богоматери» на оплечье (XIX век). Наиболее ранняя группа из эрмитажного собрания ‒ облачения XVII века. Среди подобных вещей Фелонь из зеленого шелка, сшитая из иранской ткани XVII века с вышитым оплечьем русской работы. Здесь представлена также Фелонь из красной набойки (вторая половина XVIII века) и Стихарь из набойки со стилизованным растительным орнаментом (XVIII век). Особенно эффектными и разнообразными по способу отделки выглядят богослужебные одежды XIX века, среди представленных стихарь из бордового бархата середины XIX века, в котором золотое шитье оплечья дополняет мелкий речной жемчуг и комплект облачения из фиолетового бархата, с вышитым знаком Ордена Святого Александра Невского (середина XIX века).








Интересные подробности рассказала Ирина Кузнецова, которая также является хранителем этой коллекции.



 По ее словам, золотая фелонь в этой витрине



 принадлежа Петру Афанасьевичу Благовещенскому, который с 1911 года  являлся руководителем всего придворного духовенства. Она хранилась в ризнице Большого собора Зимнего дворца. Фелонь всегда хранилась в ризнице и на протяжении лет могла использоваться при богослужениях.

В той же витрине митра, которая была в облачении  обычно епископа, но могла присваиваться священнику  и тогда отличалась от архиерейской тем, что в верхней части находилась круглая икона, украшена митра драгоценными камнями и жемчугом. Принадлежала она также церкви дворца, а изготовлена была в 1860 году.


 "
Формы облачений не изменялись и сохранялись на протяжении многих веков, в чем проявлялась незыблемость основ церковной культуры. Менялись лишь ткани и отделка" - рассказала хранитель.





 По ее словам, чаще всего облачения создавались на пожертвования. Например, была традиция жертвовать парчовые платья церквям. Из подвенечного платья Александры Федоровны, которое лежало на хранении,  потом сшили церковное облачение. 

Много еще всего интересного можно узнать на этой выставке и полюбоваться такой красотой мастериц и вышивальщиц.




Подготовиться к посещению этой красивой выставки можно посмотрев ролик  с ее открытия 4 мая.
https://www.youtube.com/watch?v=6KBVwIKOtq0&list=RDCMUCQkXs-5n3awzvGOSvxRsOzw&start_radio=1&t=124

Для посетителей музея выставка открыта с 5 мая 2021 года до 13 марта 2022 года. Попасть на нее можно в ходе осмотра экспозиций по маршруту №2.


Комментариев нет:

Отправить комментарий