Выставка "(Не) подвижность" в Манеже
Великолепная выставка«(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» в скором времени завершает свою работу в Петербургском Манеже.
Эта межмузейная художественная выставка организована Манежем и Государственным Русским музеем в партнерстве с Государственным Эрмитажем и Государственной Третьяковской галереей, при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также при участии Мариинского театра, Санкт-Петербургской Академии Художеств и 32 ведущих музеев России, в сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией по развитию искусства и культуры «Свободные художники» (АНО «СХ»).
Cвыше 150 скульптурных работ, отобранных из собраний Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея городской скульптуры, ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Царицыно», Центрального военно-морского музея и других представлены на этой выставке.
Организована она весьма оригинально: архитектурное решение экспозиции основано на ассоциативной отсылке к императорским театрам Санкт-Петербурга, а художественное решение пространства выставки осуществлено в сотрудничестве с оперным режиссером Василием Бархатовым и Творческой мастерской «Циркуль».
Концепция выставки, разработанная директором Манежа Павлом Пригарой, воплощенная кураторской группой в постановке Василия Бархатова предполагает, что "опера и скульптура взаимно дополняют друг друга, погружая зрителя в атмосферу эпохи классического искусства. Фрагменты оперных арий соотносятся со скульптурными произведениями по эмоциональному наполнению и тематическому содержанию".
Результат превзошел ожидания - пространство аванзала превратилось в театральное фойе, в котором слышны звуки настройки оркестра. Первый этаж стал аллегорией исторических мировых сцен, а второй этаж прообразом закулисья театра.
Аванзал действительно сразу поражает воображение - легкий, воздушный он отсылает к заоблачным мечтам и нереальным вещам. Сквозь ажурные канаты только угадываются бюсты уникальных скульптур первого русского скульптора Федота Шубина (1740—1805), до которого в Петербурге работали только иностранные скульпторы.
И другие скульптуры 18 и начала 19 века.
Далее идут ростры и их модели с известных кораблей.
и звучит в этой части экспозиции опера «Летучий Голландец» (1843) Рихарда Вагнера — это история о корабле-призраке Голландца, мечтающего избавиться от проклятия. Здесь благодаря морской тематике мы возвращаемся к задумке Петра I развивать скульптуру, чтобы украшать флот.
На этой выставке представлен и скульптурный портрет А.С. Пушкина работы Витали
Стоит она в самом сердце сегодняшней выставки, где и начинается скульптурное и оперное действо. Очень выигрышно смотрится эта скульптура и заслуженно она размещена именно здесь, а ее мраморная "сестра" находится в Русском музее.
Очень хороши "Ундина" Марка Антокольского
и "Танцовщица" Марии Диллон
Вазе «Туман» (1899), Анны Голубкинойиз Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых. В ней силы природы, наделенные человеческими лицами, переплетаются в вихре. В любовном же вихре оказались персонажи оперы Леоша Яначека «Енуфа», звучащей в этом зале.
Взгляд со второго этажа на аванзал с его таинственным архитектурным решением - Архитектурный проект Александра Кривенцова (Творческая мастерская «Циркуль»)
«Мефистофель» (1883), Марк Антокольский. Бронза. Государственный Русский музей.
Нельзя не отметить большой по размеру бюст Екатерины 11 со своей очень переменчивой судьбой. Аудиогид сообщает: Этот бюст был создан скульптором Александром Фон Боком (1829—1895) и установлен в Моршанске (Тамбовская область) в честь столетия присвоения ему статуса города указом императрицы. После революции бронзовую скульптуру свергли с постамента, и ей грозила переплавка. Долгие годы памятник Екатерине II прятал в подвале хранитель местного историко-художественного музея. В 2018 году точная копия скульптуры вернулась на своё место в городе.
И, наконец, прощаемся со скульптурой
«Спящий Амур с палицей Геркулеса» (1792), Михаила Козловского из ГМЗ «Павловск», о которой аудиогид вещает, что это определённый эстетический канон и классицистические представления о красоте. Образ Амура продолжает сюжетную линию оперы «Дон Жуан» (1787) Вольфганга Амадея Моцарта, которая звучит в этой части выставки.
Ну и пора уже прощаться с прекрасной выставкой, причем не только в переносном, но и прямом смысле: она закрывается 16 мая.
А пока покружимся среди размещенных по кругу скульптур неподражаемого Федота Шубина и вспомним названия его работ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий