воскресенье, 9 мая 2021 г.

Остановись, мгновенье...

 Выставка "(Не) подвижность" в Манеже

Великолепная выставка«(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» в скором времени завершает свою работу в Петербургском Манеже. 

Эта межмузейная художественная выставка организована Манежем и Государственным Русским музеем в партнерстве с Государственным Эрмитажем и Государственной Третьяковской галереей, при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также при участии Мариинского театра, Санкт-Петербургской Академии Художеств и 32 ведущих музеев России, в сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией по развитию искусства и культуры «Свободные художники» (АНО «СХ»).


 Cвыше 150 скульптурных работ, отобранных из собраний Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея городской скульптуры, ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Царицыно», Центрального военно-морского музея и других представлены на этой выставке.

Организована она весьма оригинально: архитектурное решение экспозиции основано на ассоциативной отсылке к императорским театрам Санкт-Петербурга, а художественное решение пространства выставки осуществлено в сотрудничестве с оперным режиссером Василием Бархатовым и Творческой мастерской «Циркуль».

Концепция выставки, разработанная директором Манежа Павлом Пригарой, воплощенная кураторской группой в постановке Василия Бархатова предполагает, что "опера и скульптура взаимно дополняют друг друга, погружая зрителя в атмосферу эпохи классического искусства. Фрагменты оперных арий  соотносятся со скульптурными произведениями по эмоциональному наполнению и тематическому содержанию".  

Результат превзошел ожидания -  пространство аванзала превратилось в театральное фойе, в котором слышны звуки настройки оркестра. Первый этаж стал аллегорией исторических мировых сцен, а второй этаж прообразом закулисья театра. 


Аванзал действительно сразу поражает воображение - легкий, воздушный он отсылает к заоблачным мечтам и нереальным вещам. Сквозь ажурные канаты только угадываются бюсты уникальных скульптур 
 первого русского скульптора  Федота Шубина (1740—1805), до которого в Петербурге работали только иностранные скульпторы.

Хорошо известные работы Федота Шубина









Любоваться можно бесконечно, но послушав как "настраивается оркестр" в аванзале, пора перейти и к другим залам этой замечательной выставки.

Я начала осмотр с левой стороны пространства Манежа и первыми на этом пути по экспозиции оказались надгробия.


И другие скульптуры 18 и начала 19 века.


Хорошо всем знакомая "Молочница"( Девушка с кувшином) П.П. Соколова из ГМЗ" Царское Село"


Далее идут ростры и их модели с известных кораблей.

 и звучит в этой части экспозиции опера «Летучий Голландец» (1843) Рихарда Вагнера — это история о корабле-призраке Голландца, мечтающего избавиться от проклятия. Здесь благодаря морской тематике мы возвращаемся к задумке Петра I развивать скульптуру, чтобы украшать флот.



 А далее я совершила поступок, неприемлемый для частого посетителя выставок - я прервала хронологию осмотра и поднялась на второй этаж ( рядом оказался лифт и я соблазнилась им воспользоваться).

Но здесь я опишу все же более правильный ход осмотра.
Продолжаем обходить по часовой стрелке пространство 1 этажа Манежа. Известные люди 19 века и царственные особы. 








 Хороши барельефы




А далее пошли работы моего самого любимого скульптора 19 века И.П. Витали




На этой выставке представлен и скульптурный портрет А.С. Пушкина работы Витали


А  апогеем работы этого талантливейшего скульптора, на мой взгляд, является скульптура  "Венера, снимающая сандалию" с Ивана Петровича Витали из бывшей усадьбы «Сергиевка» великой княгини Марии Николаевны и герцога Лейхтенбергского. Той самой Сергиевки, о которой я несколько раз подробно писала в этом блоге.

Эта гальванопластическая копия прибыла на выставку как раз из восстановленного дворца Лейхтенбергских в Сергиевке, где сейчас размещен Биологический институт СПбГУ.




Стоит она в самом сердце сегодняшней выставки, где и начинается скульптурное и оперное действо. Очень выигрышно смотрится эта скульптура и заслуженно она размещена именно здесь, а ее мраморная "
сестра" находится в Русском музее.

А далее в самом центре пространства зала, за красивыми выгородками, находятся несколько залов со скульптурами творческих людей нескольких эпох. Это поэты и писатели: А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, А.М.Горький, Ф.М.Достевский, Л.Н.Толстой и другие.






И художники Айвазовский, Шишкин, Богомолов. Актеры Давыдов и другие.














Но пора подняться и на второй этаж выставки, где мне очень понравился скульптурный портрет Бориса-Мусатова работы А.Т.Матвеева (1900 год), порадовала "Сидящая балерина" Паоло Трубецкого.

 Очень хороши "Ундина" Марка Антокольского
и "Танцовщица" Марии Диллон


Своим совершенством поражает скульптурный портрет поэта Тютчева, выполненный скульптуром Сергеем Ухтомским. Кураторы выставки подобрали к нему бюст актера Г. Г Ге, так что возникает некий философский диалог. 


Его сопровождает диалог персонажей оперы Альбана Берга «Воццек» (1914—1922) — Капитана и Доктора — предрекающий трагические судьбы героев. 

Нельзя не упомянуть о 

Вазе «Туман» (1899), Анны Голубкинойиз Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых.  В ней силы природы, наделенные человеческими лицами, переплетаются в вихре. В любовном же вихре оказались персонажи оперы Леоша Яначека «Енуфа», звучащей в этом зале.






Взгляд со второго этажа на аванзал с его таинственным архитектурным решением - Архитектурный проект Александра Кривенцова (Творческая мастерская «Циркуль»)
 
 
И снова спускаюсь на первый этаж, чтобы еще раз постоять у запомнившихся скульптур. 

«Мефистофель» (1883), Марк Антокольский. Бронза. Государственный Русский музей.

Аудиогид сообщает: Замысел «Мефистофеля» (1883) родился ещё во время работы над статуей Христа. Скульптор захотел воплотить противоположный Христу образ — олицетворяющий жестокость и неверие. Став символом зла как реального, так и мифологического, в экспозиции Мефистофель выступает одним из главных героев оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» (1881). 

Александр Логановский. Абадонна. 1842 г. Мрамор. Государственный Эрмитаж
 Нельзя не отметить большой по размеру бюст Екатерины 11 со своей очень переменчивой судьбой. Аудиогид сообщает: Этот бюст был создан скульптором Александром Фон Боком (1829—1895) и установлен в Моршанске (Тамбовская область) в честь столетия присвоения ему статуса города указом императрицы. После революции бронзовую скульптуру свергли с постамента, и ей грозила переплавка. Долгие годы памятник Екатерине II прятал в подвале хранитель местного историко-художественного музея. В 2018 году точная копия скульптуры вернулась на своё место в городе.
 И, наконец, прощаемся со скульптурой 

«Спящий Амур с палицей Геркулеса» (1792), Михаила Козловского из ГМЗ «Павловск», о которой аудиогид вещает, что это определённый эстетический канон и классицистические представления о красоте. Образ Амура продолжает сюжетную линию оперы «Дон Жуан» (1787) Вольфганга Амадея Моцарта, которая звучит в этой части выставки. 

 
Ну и пора уже прощаться с прекрасной выставкой, причем не только в переносном, но и прямом смысле: она закрывается 16 мая.
А пока покружимся среди размещенных по кругу скульптур неподражаемого Федота Шубина и вспомним названия его работ.




А также назовем имена тех, кто работал над этой прекрасной выставкой.



  

Комментариев нет:

Отправить комментарий