понедельник, 24 мая 2021 г.

Проторенессанс из Перуджи гостит в Эрмитаже

Италия… Проторенессанс… Который в России называют Средневековьем. Перуджа и близкие к ней провинции. Не бередите душу – скажите вы, ведь все до сих пор закрыто к посещению. Ан нет – сходите в Эрмитаж и увидите воочию произведения 13- начала 15 века, которые прибыли к нам в гости.



19 мая 2021года в Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка, посвященная итальянскому искусству XIII – начала XV века.



Около 40 произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIII – начала XV из Национальной галереи Умбрии через нынешние кордоны добрались все-таки до Эрмитажа, благодаря тому, что между двумя музеями заключено соглашение о сотрудничестве. Это совместный проект Государственного Эрмитажа и Национальной галереи Умбрии. Уникальные культовые произведения и предметы светского искусства еще никогда в таком значительном составе не покидали стен музея и не выезжали далеко за пределы Перуджи.

Как рассказала научный сотрудник Эрмитажа Ирина Артемьева,

 которая в день открытия выставки, замещала заболевшего куратора, это очень яркое событие: «Италия прислала потрясающие вещи и никогда еще не было у нас такого уровня объемной выставки итальянских произведений 13 -15 века веков». Она особо подчеркнула, что все эти вещи приехали из экспозиции названной галереи, так как сама галерея закрылась на ремонт, и было решено предоставить Эрмитажу такую уникальную возможность познакомить россиян не только с искусством Умбрии, но и окружающих ее областей, в том числе Тосканы.



Выставка построена по хронологическому признаку: в первом разделе произведения искусства 13 века и это связано с очень яркой фигурой в истории Италии - Франциска Ассизского, святого, создавшего орден нищенствующих монахов, который впоследствии стали называть орденом францисканцев. Святой умер в 1226 году и через 2 года был канонизирован.

 Тогда же началось строительство огромной базилики в Ассизе, где наряду с очень известными творцами того времени Джотто и Чимабуэ, работал мастер, имя которого неизвестно, но именно его произведения - Двусторонний процессионный крест, 1270-1280 гг, дерево, темпера

и фрагменты доссале со сценами Страстей Христовых и святыми, происходящего из церкви Сан Франческо в Перудже, прибыли на эту выставку.  Его называют условным Мастером Святого Франциска.


Бесценны и другие работы того периода, выставленные сейчас в Эрмитаже: например, Крест с изображением Распятия, Мастер Монтелабате,1290 год,





 а также доссале «Мадонна с Младенцем и сценами Страстей Христовых», выполненного Мастером из Фарнето и другие.


14-й век ознаменовался в Перудже популярностью икон для личного благочестия, которые размещали в небольших капеллах или часовнях.  Утонченной красотой проникнут образ «
Мадонны с младенцем» (ок. 1320-1330), написанный неизвестным местным мастером Перуджи. Этот иконографический тип, пришедший из Византии, получил название «Мадонна с живым младенцем». В данном случае традиционный канон сочетается с обновленной под влиянием школы Ассизи живописью.





Другой знаменитый образ «Мадонна с Младенцем» Дуччо ди Буонинсенья 1300-1305 г.г., дерево, темпера.




Его автор по праву назван основателем местной школы живописи. Воспитанный в традициях  византийского искусства, он сумел  по-новому воплотить образы, созданные на основе сложившейся иконографии.

 Влияние Дуччо было огромным и на живопись Мео ди Гуидо да Сиена.



 На выставке также представлена его «Мадонна с Младенцем»,1320-1340 гг, дерево, темпера.



Он происходит из Сиены, но долго жил в Перудже. Прекрасна оригинальная рама, украшенная химерами.

 Красота линий, трогательный образ Мадонны на всех представленных иконах, и какая великолепная сохранность, а ведь им от 600 до 700 с лишним лет!

 Интересны образы святых покровителей Перуджи, выполненные мастером  доссале Мотелабате



  Епископ Эрколан держит модель Перуджи и это самое первое изображение ее главной площади - 1345 год!

 "Наступил 1348 год – год "черной смерти, - продолжила свой рассказ Ирина Артемьева, - что влияет на настроения художников. Мадонна  сиенской школы уже с богатым декором и это уже не венецианские черты,  что является признаками нового времени".

Украшение гербами

Небольшие  попытки изображения пространства олрзмарии мандалины ангелы во вреся аркачия возносили на небл.этаикона испльзовалась длч покачния преступников.

По заказу одной перуджинской дамы, у которой умер сын, был написан лик Мадонны, то есть он был списан с портрета этой женщины.


Это другой сиенец, Таддео ди Бартоло (упомин. 1386-1422),  – один из  наиболее значительных художников рубежа XIV-XV веков. Позаимствовав многое у северо-итальянских мастеров, он выработал  свою, сдержанно-декоративную  манеру. Спрос на его произведения был высок, и заказы поступали со всей территории Тосканы. К числу созданных им алтарных образов принадлежит Пятидесятница (Pentecoste) (ок. 1403 г.). Наделенный чувством меры, Таддео не впадал в  соблазн перегрузить произведения вычурностью или роскошью придворной готики. 

Сиенская живопись – начало 15 века. Обилие позолоты, мраморный фон, сложный узор одеяний и конкретные интерьеры того времени.

   



Но самое понравившееся мне изображение, к сожалению, сохранилось лишь фрагментарно. А какая здесь живость изображения в движении фигур.
А такое необычное изображение Благовещения еще и удивило тонкостью исполнения одеяния, возможно с элементами чеканки.


Ведущим жанром средневековой живописи к началу XV века оставалась фреска. На выставке представлен фрагмент росписи, происходящий из прихода Сан-Бенедетто-деи-Кондотти (сейчас Санта Мария Новелла) работы братьев Лоренцо и Якопо Салимбени (1347 – 1420) «Распятие Христа» (1416-1420). Фреска была снята после упразднения конвента. Её живописная поверхность кажется монохромной, хотя на самом деле  это полихромная живопись, пострадавшая со временем и обнажившая подготовительный рисунок
.



Есть на выставке и флорентийские вещи Мариотто   ди Нардо. Это целая династия живописцев. Ощутимо было и влияние французской школы живописи.

Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427) – один из самых «сладостных» живописцев этого времени. Его красивое, поэтичное искусство исполнено неотразимого очарования. Прирожденный колорист с отменным вкусом, Джентиле  умело сочетал теплую цветовую гамму с изысканным благородным серым тоном. «Мадонна с Младенцем» или Магнификат (восхваление Мадонны) Джентиле да Фабриано – шедевр в собрании Национальной галереи Умбрии. 



Мадонна представлена на троне, спинка которого сплетена из растений, а сам трон стоит на лужайке, усеянной цветами, в окружении крохотных ангелов, прославляющих Марию пением.

И завершая свой рассказа о выставке, Ирина Артемьева сказала, что представленный на ней период Проторенессанса - это не время синтеза: "Это время характерных индивидуальностей. И за 150 лет они далеко ушли от византийских схем".






Отвечая на вопросы журналистов о том, почему одни произведения защищены стеклом, а другие нет, она сказала, что это связано с требованиями итальянской стороны, поэтому  за стеклом находятся только определенные вещи. Помещать произведения на дереве в искусственные условия чревато. Но едут они всегда в герметизированных вагонах. А на вопрос по какой причине часть этих сокровищ с указанием места их прежнего нахождения, а большинство без этой информации, она рассказала, что далеко  не всегда известно из каких монастырей и  церквей они происходили. За прошедшие столетия были упразднены в Италии некоторые монастыри, потом было наполеоновское нашествие и прочие события, поэтому не все известны источники происхождения этих сокровищ. И все же они дошли до нас и в этом главная ценность. 

      

 Выставка будет работать в Эрмитаже до 22 августа 2021 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий