понедельник, 24 мая 2021 г.

Михайловский замок открыл восстановленные залы

 Русский музей, в состав которого входит и Михайловский замок, открыл несколько парадных залов в этом детище Павла 1. Воскресенский и Тронный залы, Галерея Арабесок и апартаменты камер-фрейлины Протасовой в Михайловском замке, реставрация которых была осуществлена в 2020 году, распахнули свои двери для посетителей.


Нынешний маршрут по замку предполагает, что они сначала смогут попасть в помещения, расположенные в южной части бельэтажа восточного фасада дворца, выходящие окнами в сторону реки Фонтанки, которые занимала во времена Павла I камер-фрейлина Анна Протасова (1745–1826). В то время потолки были расписаны орнаментами, а стены, в основном, затянуты ткаными обоями. Но сегодняшняя их реставрация проведена в 2019–2020 годах с ориентацией на планировку и состояние интерьеров середины XIX столетия.





В очень красивом красно-кирпичного цвета интерьере размещена «Галерея портретов Высочайших особ фамилии Романовых» из произведений, принадлежащих Русскому музею. Уникальность этой реэкспозиции состоит в том, что большинство фамильных портретов представлено в аутентичных рамах. 









 Сама идея создания «Галереи портретов Высочайших Особ Фамилии Романовых» принадлежала императору Николаю I (1798–1855), хотя подобное собрание уже существовало в екатерининское время.


И теперь она заново реализована с помощью Благотворительно фонда «Система», который на протяжении многих лет является партнером Русского музея. «Многолетний выставочный проект «Сага о династии Романовых», реализуемый при поддержке нашего Фонда, уже познакомил зрителей с представителями правящей династии в контексте исторических событий. Постоянная экспозиция позволит еще раз соприкоснуться с общей историей и взглянуть на богатое культурное наследие императорской семьи», прокомментировала президент БФ «Система» Оксана Косаченко.

Далее посетители музея попадают в Большой Тронный зал Павла I, где воссоздано бархатное убранство стен, изготовленное по историческим образцам в Париже.



По чертежу начала XIX века воссоздана печь с облицовкой искусственным мрамором, увенчанная бронзовым орлом и декорированная золочеными бронзовыми накладками. Этот экспонат не помнит первого владельца замка, подобная печь появилась уже при его потомках.



 Так как не сохранилось точного исторического описания оттенка бархата, сегодняшний цвет приближен к характерным цветам конца XVIII века. В этом просторном зале отреставрированы два потолочных плафона и 32 сохранившихся герба российских городов и губерний во фризе под потолком.

Стоит напомнить, что сам Павел 1, построивший этот замок, в том числе и частично по собственному проекту, прожил в нем всего 40 дней и здесь же был убит заговорщиками. Но в этом зале стоял его трон, который ныне находится в Эрмитаже, поэтому в данном помещении установлено кресло под огромным портретом императора, которое в дальнейшем предполагается заменить точной копией трона Павла1.

Очень впечатляет тщательная проведенная реставрация деревянных книжных шкафов, отделанных шпоном волнистой березы.

 Отреставрирована и сохранившиеся в этом зале люстра XIX века, а вот золоченые бронзовые бра на стенах и на печи уже воссозданы.

Далее можно попасть в белую и воздушную как облако Галерею арабесок, где в 2019-2020 годах была произведена первая очередь восстановительных работ с тщательной расчисткой и реставрацией барельефов над окнами и старинных, украшенных искусной резьбой, дверей. 





Но здесь предстоит выполнить еще очень много работ, а пока ведутся дополнительные изыскания по воссозданию в зале позолоты и настенных росписей.

И наконец, посетители попадают в торжественный Воскресенский зал, который когда-то предназначался для проведения балов.


Но его постигла печальная участь – именно здесь было выставлено тело убиенного императора. Не была завидной и дальнейшая судьба этого красивого зала: сначала он использовался под склад астрономических приборов, затем тут размещались канцелярии расположенных в замке учреждений, а с 20 века физкультурный зал военных, затем книгохранилище. В результате находившееся до комплексной реставрации в аварийном состоянии помещение потребовало немало забот реставраторов. Ими был воссоздан плафон времен размещения в нем Инженерного училища,


восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по сохранившимся образцам, воссозданы прекрасные камины на торцевых стенах, а также возвращены на свои исторические места две картины Г.И. Угрюмова, хранившиеся в Русском музее.






 Другие  картины, написанные для Воскресенского зала Дж.-А. Аткинсоном, принадлежат Третьяковской галерее и находятся на реставрации.

Взгляд посетителей невольно притягивает огромный ковер прекрасной работы, украшающий центр этого зала.



История его появления пока не озвучена, так что ее еще предстоит разгадать, но прекрасная работа, державные орлы уже говорят сами за себя. 

И вот уже выход из замка во внутренний великолепный восьмиугольный двор, где восседает его величество император Павел1, в окружении символов своей власти, которые так и не смогли спасти его от мучительной смерти в его собственном, таком укрепленном тогда и таком красивом до сих пор Михайловском замке.  







                                                                                    

Комментариев нет:

Отправить комментарий