пятница, 23 июля 2021 г.

Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения

 Роскошная большая выставка в Русском музее

 23 июля в Корпусе Бенуа Русского музея открылась для посетителей выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения». Экспозицию составили более 100 произведений живописи 1880-х–1950-х годов из коллекции 17 музеев страны, в том числе Русского музея, Третьяковской галереи и 10 частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.


Как рассказала на открытии выставки заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова, это первая роскошная большая выставка, на которой можно увидеть полный творческий путь Игоря Грабаря как художника-живописца.



"Для моего поколения, для тех, кто учился в 1960-е и 1970-е годы, Игорь Грабарь - прежде всего, редактор многотомной истории русского искусства, его имя всегда было связано с искусством, но мы знали только несколько его произведений из коллекций Русского музея и Третьяковской галереи, а как о художнике, о Грабаре было известно мало – сказала она. - На данной выставке можно узнать Игоря Грабаря не только как исследователя, но и как пейзажиста и портретиста. Экспозиция содержит более 150 живописных полотен из 17 музеев России, собрать произведения в единое пространство было очень трудно».



Игорь Грабарь в своих картинах проявил себя как крупнейший отечественный художник-импрессионист и оказал определяющее влияние на развитие этого течения в русском искусстве. Он был участником знаменитого общества «Мир искусства», также важен его вклад как ученого и организатора в развитие отечественного искусства.


Данная юбилейная выставка построена по хронологическому принципу, ее открывает зал, где представлены произведения 1880-х – 1900-х годов: среди них «Зимний вечер» (1903),





 где уже звучит ставшая потом его любимой тема снега, инея, знаменитое полотно «Цветы и фрукты на рояле» (1904),

 «В утренней росе» (1907)

 и другие.  Здесь же представлены первые портреты, созданные художником: «Няня с ребенком» (1892),



 «Старик-натурщик» (1894) и особенно хорош портрет брата Владимира Грабаря(1901).



Большое впечатление в последующих залах производят его собственные автопортреты и портреты членов его семьи: сына, дочери и жены.







В 1900-1910 годах Грабарь уже работает над историей русского искусства



 и становится попечителем Третьяковской галереи, но продолжает работать и над картинами. Замечательны его полотна «Васильки» (1915),




два одноименных пейзажа «Рябинка» того же года написания.

В 1920-30-х годах художник переходит от импрессионистических мотивов в своем творчестве к более постоянным состояниям природы – здесь превалируют осенние и зимние пейзажи,




а также появляется такая важная в его творчестве усадебная тема. «То, что он начал писать усадьбы – это веяние времени - утверждает куратор этой выставки Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI веков Русского музея. - И в литературе, и в живописи эта тема была очень популярна, усадебные мотивы тогда были на глазах, и художники стремились зафиксировать и сами усадьбы, и их дух». Прекрасны полотна Грабаря на эту тему: «Въезд в усадьбу»(1903)  в сдержанной импрессионистической манере,



 «Дорожка в усадьбе»(1904), «У пруда. Ольгово»

 и «Старый дом в Ольгово»(1921).

Отвечая на вопросы корреспондента Конкретно. ру, куратор выставки сказал: «Материал для нее собирать было очень сложно: музеи, как маленькие, так и большие очень трудно отрываются от своих вещей. Крупные собрания картин художника только у нас и в Третьяковской галерее, но нам все же представили свои работы Тверь, где всего 2 картины Грабаря, Чебоксары, где их всего 5 и другие российские музеи».




А вот частные коллекционеры, по его словам, гораздо более охотно отдавали свои картины этого художника на выставку
, но была сложность в том, чтобы застать владельцев на местах, так как начался дачный сезон.

«У него плавно менялись творческие интересы – в первом зале портреты, затем упор был на пейзажи и натюрморты, а после Мюнхена - на  русскую природу, березы, борьбу света и тени, теплого и холодного - продолжил Владимир Круглов. - Он там провел 6 лет, а художественная жизнь бурлила на родине. Вернулся он в Россию в 1901 году  и творческая жизнь здесь ему показалась более интересной". Среди своих любимых работ куратор назвал полотно "Осень. Рябинка и березы"(1906). 


 

 Возвращаясь к хронологии развески картин на выставке, можно сказать, что на первый план в 1930-40-х годах выходит портретная живопись, например, известный «Портрет композитора С.С.Прокофьева за работой над оперой «Война и мир» (1941) 





и его прекрасный собственный «Автопортрет с палитрой» (1934).

В целом творчество художника отражает солнечный зимний день и синеву неба, прелесть цветов и значительность личностей и бесконечно радует зрителей.

Русскому музею блестяще удалась юбилейная ретроспектива Игоря Грабаря, которая позволяет увидеть все грани выдающегося художественного дарования мастера. 

Выставка в корпусе Бенуа продлится до 20 сентября 2021 года. 


                                               

Комментариев нет:

Отправить комментарий