суббота, 24 июля 2021 г.

«Прекрасная садовница» все же прибыла в Эрмитаж

 

21 июля 2021 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца, наконец, свершилось долгожданное событие - заняла свое место  «Прекрасная садовница» – «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» Рафаэля Санти, прибывшая из Франции, пусть и спустя 8 месяцев ее ожидания на берегах Невы.



Этот шедевр эпохи Ренессанса из коллекции Лувра ждали в Эрмитаже еще в декабре 2020 года, когда «Прекрасная Садовница» Рафаэля должна была стать центральным экспонатом выставки «Линия Рафаэля. 1520-2020». Для нее была оборудована специальная ниша, которая так и простояла пустой до самого окончания работы экспозиции. Дело в том, что из-за ограничений, связанных с пандемией, «Прекрасная Садовница» прибыла в Петербург только в июле 2021 года, но благодаря этому обстоятельству масштабный проект «Линия Рафаэля. 1520-2020» получил продолжение выставкой одной картины из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».





«Отведённая для неё парадная ниша на выставке «Линия Рафаэля» прекрасно выполнила свою роль пустого пространства со значением. Сегодня она - символ верности музейного сообщества своим обещаниям даже в условиях форс-мажора - сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа вчера на открытии этой выставки. - Мы благодарны братскому Лувру за возможность любоваться «Прекрасной садовницей» в эрмитажном стиле – уединенно». Он назвал эту картину жемчужиной Лувра и одной из самых лучших картин на свете, представленных в Эрмитаже в пандемийную эпоху и поблагодарил директоров Лувра - как уходящего со своего поста, так и вступающего эту должность за исполнение обещания и музейную солидарность.



«Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» была написана Рафаэлем во Флоренции в 1507 году. На ней по краю мафория Марии, у ее левой ступни, видна подпись: RAPHAELLO VRB. M.D.VII  (Рафаэль Урбинец 1507). Долгое время в коллекции французских правителей картина именовалась «Мария в платье крестьянки», пока коллекционер и знаток искусства Пьер Жан Мариетт в 1720 году не дал ей название «Прекрасная садовница».

Картина написана на доске в так называемой смешанной технике, с использованием темперы и масляной краски. «Прекрасная садовница» с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем расположились на лоне природы. Мария придерживает сына, который словно вопрошает мать, протягивая ручку к молитвеннику. Иоанн Креститель, преклоненный и с крестом, с почитанием смотрит на Иисуса. В этой композиции еще сохраняется дань традиции: синий мафорий и красное платье Марии, нимбы над головами детей.

Куратор этой выставки Зоя Купцова, отвечая на мои вопросы, рассказала о том, что история создания этой картины несколько загадочна.




 «Джорджо Вазари пишет, что среди произведений флорентийского периода, одна работа Рафаэля была отправлена в Сиену и у специалистов принято считать, что, вероятно именно она была сделана по сиенскому заказу. Вторая версия – что эта картина была написана по заказу флорентийца Тадео Тадеи, предоставившего кров Рафаэлю и первые заказы на его работы. Но преобладает все же версия сиенского заказа, хотя точных сведений нет – уточнила она. Сам Джорджо Вазари писал: «Картина, в связи с его отъездом осталась у Ридольфо Гирландайо, который должен был дописать в ней недостовавшую синюю одежду». Принято считать, что картина не была окончена Рафаэлем из-за его поспешного отъезда в Рим, и темный синий мафорий дописал его близкий друг Ридольфо Гирландайо.   По словам куратора, неизвестно сколько времени она находилась во Флоренции и ее путь до того, как она оказалась во Франции. Скорее всего она попала в королевскую коллекцию Франциска 1 в Фонтенбло, но документов об этом нет. Эта картина очень редко покидала Лувр для участия в выставках, и вот такая честь была оказана Эрмитажу в рамках обмена шедеврами – наша «Мадонна Бенуа» участвовала в выставке во Франции, а «Прекрасная садовница», наконец, доступна для осмотра в России.





На заднем плане виден портал и я не могла не спросить у куратора о его назначении на данной выставке одной картины-шедевра.

" Расположенный рядом портал не имеет отношения к картине – сказала она. - Он является частью экспозиции нидерландского искусства - то есть, постоянной экспозиции в этом Аполлоновом зале. Его не стали зашивать, с целью скрыть от глаз зрителей, но этот портал не часть выставки, а часть прежней постоянной экспозиции эпохи Средневековья".





В целом зал очень красив -  окно в готическом стиле, наборный паркет





Но сфотографировать шедевр без блика мне, к сожалению, так и  не удалось - в этом зале две двери и одна из них открыта ровно напротив окна в соседнем зале.



Но может быть дело в том, о чем рассказала Зоя Купцова. По ее словам, сначала было принято решение отправить шедевр Рафаэля в исторической раме, но позже сделали специальную климатическую витрину, которая вставлена в нынешнюю раму, там абсолютный вакуум и климатическая установка.

Зато по ее словам,  реставрация картины была завершена к декабрю прошлого года и ее ждали на выставке "Линия Рафаэля", но дальше был закрыт сначала Лувр, затем Эрмитаж из-за пандемии, и в результате после реставрации она даже не выставлялась в самом Лувре. И теперь посетители Эрмитажа  в числе тех, кто первыми увидит ее обновленной.


Выставка входит в оба маршрута по Главному музейному комплексу Эрмитажа: № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы) и продлится до 19 сентября 2021 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий