21 июля 2021 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца, наконец, свершилось долгожданное событие - заняла свое место «Прекрасная садовница» – «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» Рафаэля Санти, прибывшая из Франции, пусть и спустя 8 месяцев ее ожидания на берегах Невы.
Этот шедевр эпохи Ренессанса из
коллекции Лувра ждали в Эрмитаже еще в декабре 2020 года, когда «Прекрасная
Садовница» Рафаэля должна была стать центральным экспонатом выставки «Линия
Рафаэля. 1520-2020». Для нее была оборудована специальная ниша, которая так и
простояла пустой до самого окончания работы экспозиции. Дело в том, что из-за
ограничений, связанных с пандемией, «Прекрасная Садовница» прибыла в Петербург
только в июле 2021 года, но благодаря этому обстоятельству масштабный проект
«Линия Рафаэля. 1520-2020» получил продолжение выставкой одной картины из серии
«Шедевры музеев мира в Эрмитаже».
«Отведённая для неё парадная ниша
на выставке «Линия Рафаэля» прекрасно выполнила свою роль пустого пространства
со значением. Сегодня она - символ верности музейного сообщества своим
обещаниям даже в условиях форс-мажора - сказал Михаил Пиотровский, генеральный
директор Государственного Эрмитажа вчера на открытии этой выставки. - Мы
благодарны братскому Лувру за возможность любоваться «Прекрасной садовницей» в
эрмитажном стиле – уединенно». Он назвал эту картину жемчужиной Лувра и одной
из самых лучших картин на свете, представленных в Эрмитаже в пандемийную эпоху
и поблагодарил директоров Лувра - как уходящего со своего поста, так и
вступающего эту должность за исполнение обещания и музейную солидарность.
«Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» была написана Рафаэлем во Флоренции в 1507 году. На ней по краю мафория Марии, у ее левой ступни, видна подпись: RAPHAELLO VRB. M.D.VII (Рафаэль Урбинец 1507). Долгое время в коллекции французских правителей картина именовалась «Мария в платье крестьянки», пока коллекционер и знаток искусства Пьер Жан Мариетт в 1720 году не дал ей название «Прекрасная садовница».
Картина написана на доске в так
называемой смешанной технике, с использованием темперы и масляной краски. «Прекрасная
садовница» с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем расположились на лоне
природы. Мария придерживает сына, который словно вопрошает мать, протягивая
ручку к молитвеннику. Иоанн Креститель, преклоненный и с крестом, с почитанием
смотрит на Иисуса. В этой композиции еще сохраняется дань традиции: синий
мафорий и красное платье Марии, нимбы над головами детей.
Куратор этой выставки Зоя Купцова, отвечая на мои вопросы, рассказала о том, что история создания этой картины несколько загадочна.
«Джорджо Вазари пишет, что среди
произведений флорентийского периода, одна работа Рафаэля была отправлена в Сиену
и у специалистов принято считать, что, вероятно именно она была сделана по сиенскому
заказу. Вторая версия – что эта картина была написана по заказу флорентийца
Тадео Тадеи, предоставившего кров Рафаэлю и первые заказы на его работы. Но
преобладает все же версия сиенского заказа, хотя точных сведений нет – уточнила
она. Сам Джорджо Вазари писал: «Картина, в связи с его отъездом осталась у
Ридольфо Гирландайо, который должен был дописать в ней недостовавшую синюю
одежду». Принято считать, что картина не была окончена Рафаэлем из-за его
поспешного отъезда в Рим, и темный синий мафорий дописал его близкий друг
Ридольфо Гирландайо. По словам куратора, неизвестно сколько времени
она находилась во Флоренции и ее путь до того, как она оказалась во Франции.
Скорее всего она попала в королевскую коллекцию Франциска 1 в Фонтенбло, но
документов об этом нет. Эта картина очень редко покидала Лувр для участия в
выставках, и вот такая честь была оказана Эрмитажу в рамках обмена шедеврами –
наша «Мадонна Бенуа» участвовала в выставке во Франции, а «Прекрасная садовница»,
наконец, доступна для осмотра в России.
На заднем плане виден портал и я не могла не спросить у куратора о его назначении на данной выставке одной картины-шедевра.
" Расположенный рядом портал не имеет отношения к картине – сказала она. - Он является частью экспозиции нидерландского искусства - то есть, постоянной экспозиции в этом Аполлоновом зале. Его не стали зашивать, с целью скрыть от глаз зрителей, но этот портал не часть выставки, а часть прежней постоянной экспозиции эпохи
Средневековья".
Комментариев нет:
Отправить комментарий