25 сентября 2021 года в Александринском театре, который также ныне именуется Национальным драматическим театром России, прошло прощание: в последний раз был показал спектакль «Третий выбор», поставленный худруком театра Валерием Фокиным по пьесе Льва Толстого «Живой труп», премьера которого состоялась 21 февраля 2015 года.
Поразительна история
постановок этой пьесы в данном театре – она четвертая по счету. А сам «Третий
выбор» - это вторая редакция
спектакля Валерия Фокина – первая под толстовским названием «Живой труп» была
осуществлена в 2006 году, потом сошла со сцены, затем он вернулся к этой пьесе,
выбрав другого актера на главную роль и иное название для спектакля.
В первой редакции Федора Протасова играл Сергей Паршин и многие до сих пор помнят его в этой роли, во второй редакции Петр Семак исполнил роль главного героя совершенно в другом ключе.
Именно Маша, в исполнении Олеси Соколовой, подталкивает его к решению стать «живым трупом» - имитировать утопление, оставив записку о намерении покончить жизнь самоубийством.
Это развязывает руки его жене Лизе, в исполнении Ольги Белинской, и его другу Виктору Каренину (Андрей Матюков), которые смогли, не дожидаясь тягостного развода, пожениться.
Завершается спектакль настоящим самоубийством Протасова в лифте великолепной декорации, который поднимается вверх, унося его тело, а вместе с ним проблемы его бывшей жены и ее второго мужа.
При этом все основное действие происходит в превосходных декорациях, гениально созданных блистательным Александром Боровским еще к постановке первой версии фокинского спектакля. Лестничные марши с действующим лифтом, как в парадных подъездах петербургских исторических домов, решетки, искусно созданные в стиле арт-деко так выигрышно смотрятся на сцене, что порой кажется, что именно эта великолепная конструкция является главным персонажем спектакля, а не его фоном.
Особенно когда настоящий лифт возит гостей и жителей дома, или когда по лестницам как тени на фоне светлого задника сцены скользят другие участники спектакля.
Валерий Фокин утверждал, что для него основная
тема пьесы – тема ухода, сознательного выпадения из замкнутого круга. И поэтому
назвал свой спектакль «Третий выбор», то есть один из трех названных самим
Толстым в пьесе – либо принимать жизнь такой как она есть, либо бороться с ней,
либо – сознательный уход в небытие.
А теперь вот
худруком театра сделан очередной выбор – спектакль покидает репертуар. Не могу
не задаться вопросом – а что будет с талантливейшими декорациями к этому
спектаклю, как в свое время мне было жаль декорации к постановке «Трех сестер»
в этом театре, которая тоже уже немало лет назад сошла со сцены. Актеры будут
играть новые роди, а вот декорации к спектаклям…
Уточним еще, что эту пьесу ставили в
Александринском театре Вс. Мейерхольд и А.Л. Загаров (1911), а возобновлена
постановка была Н. Н. Арбатовым в 1921 году – ровно 100 лет назад. Затем В.П.
Кожич и А.Н. Даусон обратились к ней в 1950-м. В главной роли Феди Протасова за
эти годы выступали такие выдающиеся артисты, как Роман Аполлонский, Павел
Самойлов, Илларион Певцов и Николай Симонов. Теперь к ним можно добавить Сергея
Паршина и Петра Семака.
Комментариев нет:
Отправить комментарий