понедельник, 27 сентября 2021 г.

Последний показ спектакля

 25 сентября 2021 года в Александринском театре, который также ныне именуется Национальным драматическим театром России, прошло прощание: в последний раз был показал спектакль «Третий выбор», поставленный худруком театра Валерием Фокиным по пьесе Льва Толстого «Живой труп», премьера которого состоялась 21 февраля 2015 года.



Поразительна история постановок этой пьесы в данном театре – она четвертая по счету. А сам «Третий выбор» - это вторая редакция спектакля Валерия Фокина – первая под толстовским названием «Живой труп» была осуществлена в 2006 году, потом сошла со сцены, затем он вернулся к этой пьесе, выбрав другого актера на главную роль и иное название для спектакля.


В первой редакции Федора Протасова играл Сергей Паршин и многие до сих пор помнят его в этой роли, во второй редакции Петр Семак исполнил роль главного героя совершенно в другом ключе.


Мы не застаем его мечущимся в принятии основного решения – уйти от жены – этот выбор он уже сделал, переселившись под лестницу доходного дома, куда к нему, в этой трактовке совершенно опустившемуся человеку, приходят другие герои пьесы с намерением вернуть его в семью. И тут мне совершенно непонятен режиссерский ход Валерия Фокина, об изменении места его добровольного обитания. В пьесе Льва Толстого он живет у цыган и временами обитает у одного из своих друзей, а в данной интерпретации - это суровая клетка, которая периодически выползает из оркестровой ямы, демонстрируя похожего на бомжа человека, в стоптанный башмаках и в пальто, будто с помойки. Недопитые бутылки окружают его, и любимая Маша, уже не цыганка, как в пьесе, а похожая на курсистку девушка, периодически приходит в это подземелье и пытается вернуть ему человеческий облик.



Именно Маша, в исполнении Олеси Соколовой, подталкивает его к решению стать «живым трупом» - имитировать утопление, оставив записку о намерении покончить жизнь самоубийством.

 Это развязывает руки его жене Лизе, в исполнении Ольги Белинской, и его другу Виктору Каренину (Андрей Матюков), которые смогли, не дожидаясь тягостного развода, пожениться.



Все вокруг удовлетворены такой развязкой – матери Лизы и Виктора, они сами и окружающие их близкие. Но не зря с первой сцены спектакля в него введен дворник по фамилии Троицкий. Случайно встретив практически неузнаваемого Протасова, он обнародует его тайну и вот уже идет следствие, счастливую пару Карениных вызывают на допрос и …



 Завершается спектакль настоящим самоубийством Протасова в лифте великолепной декорации, который поднимается вверх, унося его тело, а вместе с ним проблемы его бывшей жены и ее второго мужа.


Нельзя также не сказать о бессменном исполнителе еще одного персонажа пьесы -
 князя Абрезкова великолепным Николаем Мартоном. С прямой спиной и прекрасным голосом, он, которому уже за 90, перемещается вверх и вниз по лестничным пролетам, говорит по-французски и уговаривает всех оставаться людьми.


При этом все основное действие происходит в превосходных декорациях, гениально созданных блистательным Александром Боровским еще к постановке первой версии фокинского спектакля. Лестничные марши с действующим лифтом, как в парадных подъездах петербургских исторических домов, решетки, искусно созданные в стиле арт-деко так выигрышно смотрятся на сцене, что порой кажется, что именно эта великолепная конструкция является главным персонажем спектакля, а не его фоном.


 Особенно когда настоящий лифт возит гостей и жителей дома, или когда по лестницам как тени на фоне светлого задника сцены скользят другие участники спектакля.

 Валерий Фокин утверждал, что для него основная тема пьесы – тема ухода, сознательного выпадения из замкнутого круга. И поэтому назвал свой спектакль «Третий выбор», то есть один из трех названных самим Толстым в пьесе – либо принимать жизнь такой как она есть, либо бороться с ней, либо – сознательный уход в небытие.




А теперь вот худруком театра сделан очередной выбор – спектакль покидает репертуар. Не могу не задаться вопросом – а что будет с талантливейшими декорациями к этому спектаклю, как в свое время мне было жаль декорации к постановке «Трех сестер» в этом театре, которая тоже уже немало лет назад сошла со сцены. Актеры будут играть новые роди, а вот декорации к спектаклям…




 Уточним еще, что эту пьесу ставили в Александринском театре Вс. Мейерхольд и А.Л. Загаров (1911), а возобновлена постановка была Н. Н. Арбатовым в 1921 году – ровно 100 лет назад. Затем В.П. Кожич и А.Н. Даусон обратились к ней в 1950-м. В главной роли Феди Протасова за эти годы выступали такие выдающиеся артисты, как Роман Аполлонский, Павел Самойлов, Илларион Певцов и Николай Симонов. Теперь к ним можно добавить Сергея Паршина и Петра Семака.






 

Комментариев нет:

Отправить комментарий