четверг, 30 сентября 2021 г.

О том, как задержка теплохода на Валааме отменила три стоянки и добавила день к речному круизу на Дмитрии Фурманове с 12 сентября 2021 года

Круизы... Ах, какое это сладкое слово для тех, кто хотя бы раз побывал в них. Плывешь на кораблике, тебя там же кормят и развлекают, доставляют в различные города, где обеспечивают либо экскурсиями, либо ты по собственному желанию выбираешь маршруты для прогулок. Особенно приятно, что не надо суетиться с переездами между городами, долго куда-то идти в ожидании встречи с намеченными достопримечательностями. Просто вышел с кораблика - и либо на экскурсионный автобус, либо сразу на встречу с гидом. И это прекрасно! Все это удалось осуществить мне недавно в речном круизе из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород с 12 по 20( 19) сентября 2021 года на теплоходе " Дмитрий Фуманов".




 

Трудный выбор 

Предыстория этого моего круиза такова. 2021 год начался для меня с крупных неприятностей по медицинской части - сначала с зубами, потом с тяжелой болезнью. А кроме того, более полугода маячила необходимость сделать плановую операцию, которую пришлось перенести как раз из-за вышеуказанной болезни. Вобщем, больницы, доктора, лекарства и всякая прочая дребедень.

Со второй половины июня начала приходить в себя и очень помогли внуки, которые периодически приезжали ко мне летом и давали стимул к активности. Затем в августе пришлось перенести еще  ремонт санузла, который потребовал много терпения, чтобы общаться со специалистами по темам, мне ранее категорически не интересным.

И тут родилась мысль, что я должна себя вознаградить за все эти мучения. А лучшим подарком для заядлого путешественника - меня даже родные называют лягушкой-путешественницей, является что? Правильно - круизы!

Морские нам пока недоступны из-за пандемии, но вот речные по России никто не отменял. Правда, цены на них так кусаются, что близок локоток - да не укусишь. И тут нам в помощь - кешбэк.

Как известно, на июль, август, он не распространялся, пришлось планировать на сентябрь. И тут меня ждало новое испытание.

Сначала со мной собралась коллега и мы выбирали устраивающий обеих маршрут и его даты. Это оказался круиз с 12 по 19 сентября на теплоходе "Дмитрий Фурманов", КК Созвездие (сайт инфлот). Честно сказать, я бы выбрала похожий маршрут, но с ценой поменьше, но предполагаемая сокруизница настаивала на комфортном отдыхе и ее можно понять. В начале лета она перенесла тоже немалое испытание по медицинской части, по этой причине у нее отменилась долгожданная поездка в дальние края, потом 2 месяца она фактически просидела дома в страшную жару. Так что организм требовал комфортного пребывания на корабле.

Маршрут относительно устраивал обеих: Санкт-Петербург-Валаам-Мандроги-Кижи-Петрозаводск-Вытегра-Череповец-Ярославль-Нижний Новгород. Его и имели ввиду в августе, когда еще действовал кешбэк. Выбрали главную палубу, двухместную одноярусную каюту. Стоимость на человека 42,5 тысячи за 8 дней круиза, (7 ночей). Кешбэк ее понижал на 8400 рублей, еще 5 процентов пенсионной скидки - на 2100. В результате полная цена на одного человека составляла 32 тысячи рублей. Для меня дороговато, но что делать.

А дальше начались метания. Коллеге объявили о безотлагательном восстановительном лечении и ей пришлось отказаться от намерения идти в круиз в эти даты... А мне уже было поздно отступать от собственных намерений. Стала искать выход - куда и как отправиться по похожему маршруту.

Проштудированы были мною все сайты  5 действующих круизных компаний, вплоть до Гамы из Нижнего Новгорода. Но оплачивать одноместную каюту с 50 процентной переплатой я точно была не готова ни на каком теплоходе, а купить место в двухместной каюте представляла только одна КК - Созведие. Пришлось снова вернуться к вышеназванному маршруту.

Но еще колебалась и стала смотреть варианты  поплыть вместе с внуком в более короткий круиз, вдвоем в двухместной каюте, но устраивающего нас обоих варианта не находилось, а его еще и с учебы надо было срывать, так как на выходные были только варианты СПб-Валаам-СПб, где он уже был. Да и родители не стремились освободить его от учебы в 6-м классе.

Как же я потом жалела, что не настояла на таком варианте - пусть  в любом направлении круиза. Но нам не дано предугадать, что нас ждет даже в неотдаленном будущем...

Итак, на конец августа ситуация была такая: внуки с родителями еще отдыхали в Абхазии и вернулись только в начале сентября, а мне до 31 августа надо было оплатить круиз, чтобы не потерять кэшбэк.

Так жаль, что Водоход не разрешал купить отдельно место в 2-местной каюте, а его похожий  маршрут с 12 сентября, кроме ненужных мне в круизе Созведия Вытегры и Череповца включал посещение Кирилло-Белозерского монастыря ( остановка в круизе под названием Кузино).

И снова - неисповедимы пути Господни: именно этот монастырь мне и удалось посетить!

В предпоследний день действия кэшбэка - 30 августа, я отправилась в офис Созвездия на Сенной и оплатила свой круиз через них, специально спросив, как мы будем преодолевать шлюзы между Городцом и Нижним Новгородом - уже тогда было известно о проблеме  из-за низкого уровня воды в Волге в этом месте. В офисе меня заверили, что именно Дмитрий Фурманов пока не получил никаких изменений в своем расписании. И это тоже не удалось предугадать...

Вот и старт круиза, наконец

За день до начала круиза я случайно перезагрузила сайт с описанием его экскурсий и с удивлением обнаружила, что конечный пункт нашего путешествия поменялся - вместо Нижнего Новгорода там стоял Городец...

То есть произошло ровно то, о чем я подозревала с самого начала. Позвонила в офис, где меня уверили, что мы ничего не потеряем - нас отвезут из Городца в Нижний Новгород в тот день, как обещали.

Наступил день старта. Наше отплытие было назначено на 19 часов, а в этот день - 12 сентября, теплоход Дмитрий Фурманов только в 9 утра должен был причалить к месту, где раньше был расположен Речной вокзал. Но когда я посмотрела в интернете где находится кораблик около 11 часов, то оказалось, что он отнюдь не в Петербурге, а все еще на Ладоге, неподалеку от входа в Неву. Час спустя он оставался там же, судя по сайту слежения за прохождением судов...

Представьте ощущение, когда понимаешь, зная суровый нрав Ладоги, чем это может обернуться во временном отношении. Теплоход шел с Валаама - и видимо немало времени, вместе с другими судами, простоял , не доходя Шлиссельбурга. Но вскоре на радарах он все же начал двигаться и когда я вышла из дома в районе 15 часов, он уже стоял примерно на ранее назначенном месте.

Приехала я пораньше заявленных для регистрации на корабль 17 часов .


Вот так выглядел в этот дождливый день наш теплоход у причала.



Рядом с нами стоял теплоход Волга Дрим.

и меня пригласили посидеть на удобных диванчиках перед ресепшен, уточнив, что заселение будет все же с указанного времени.
И только здесь вежливо объяснили, что из-за плотного тумана они довольно долго простояли на Ладоге и пришли на место стоянки всего несколько часов назад. Мы видели, как бегали горничные и матросики, стараясь успеть подготовить каюты, все один к одному совсем молоденькие. ;)

Не стала спрашивать, как такую задержку с прибытием перенесли те, кто должен был сойти с корабля в 9 утра - ведь у кого-то могли быть билеты на поезда или самолеты.


Приближалось время регистрации на корабль и снаружи уже стала скапливаться очередь из страждущих попасть на теплоход.

Что касается нас, ровно в 17 часов началась регистрации и в числе первых я попала в свою каюту.


 Все было заправлено и блестело, стояли приветственные 2 бутылки воды и тут же пришла горничная, чтобы все рассказать и показать в каюте. А кондиционер так хорошо весь круиз обогревал нашу каюту, что мы даже в прохладную погоду несколько раз открывали свое окно на главной палубе. Из-за чего однажды чуть не пострадали...
Но об этом расскажу в свое время.








Тесненько, но чистенько. По знакомству с ней на сайте я примерно представляла как она выглядит, поэтому ни удивлена, ни огорчена не была. Приняла ее размер и оснащение как уже известный заранее факт.
 
Пора сказать о том, что я покупала одно место в каюте и следовательно не знала, кто именно окажется со мной вместе. При покупке в офисе мне сказали только, что это женщина 60 лет, москвичка.

Возраст был назван точно, а вот место проживания, оказалось лишь местом покупки круиза. Со мной в каюте оказалась милая и дружелюбная женщина из Ярославля. Так получилось, что ее подруга купила себе одноместную каюту на этот круиз еще весной, а уже в августе уговорила и подругу поехать в этот круиз. Но свою каюту она менять не стала, просто купили ей место в нашей каюте 210 на главной палубе. Знакомство состоялось, и мы остались довольны друг другом все продолжение круиза.

Перед стартом раздался сигнал тревоги, по радио, и телевизору объявили, что все должны надеть спасжилеты и выйти в коридор. Фотографировать было некогда, так мой спасжилет был затянут видимо для ребенка, пришлось его распутывать с помощью нашей горничной, которая мне все показала, даже продемонстрировала как действует свисток и намочив палец продемонстрировала, как загорается лампочка. "Она ведь срабатывает только в воде" - пояснила она. Так что учебную тревогу мы отработали по полной программе.

Ну а потом поднялись на палубы, а там... промозгло, идет дождь и довольно грустно.

 

 


А туман начинал сгущаться



Может быть поэтому нас позвали на концерт, вместо того, чтобы отметить отплытие в торжественной обстановке на солнечной палубе, которая в этот вечер была отнюдь не солнечной.


За несколько минут до отплытия и вовсе пошел сильный дождь. Так что вместо фужеров с шампанским и приветственных шариков мы наблюдали такую картину.


Но ровно в 19 часов из трубы пошел дымок, раздался Марш Славянки и наш теплоход стал медленно отходить от берега.


Мимо поплыли береговые строения и на их фоне вдруг прозвучали выстрелы...

Жаль, что на их фоне не видно хиленького фейерверка, мы даже сначала не поняли, что возможно это в честь нашего отплытия. И только маленький мальчик, стоя у перил палубы, отчаянно махал кому-то мне невидимому на берегу... Жаль, что пока не могу поставить сюда видео этой трогательной картинки.

А мы тем временем приближались к вантовому мосту, который  так эффектно смотрится в солнечную погоду, а сейчас еле угадывался в дождливых сумерках.

Пассажиры отплывшего теплохода открывали дверь на палубу, видели грустную картину, приправленную еще и сильным ветром и тут же исчезали в тепле, куда потянулись на веселые звуки музыки и мы, немногочисленные круизеры, знавшие, каким впечатляющим обычно бывает это событие - отплытие в круиз.😇💫

Тем не менее, ровно напротив, веселье кипело вовсю в конференцзале, где торжественно выстроились капитан, его помощник, директоры круиза и рестораны, доктор и еще не помню кто из команды. Я сидела около открытой двери, не желая искать себе место поближе, так как в зале уже было душно и ни о какой дистанции между пассажирами и речи быть не могло. Небольшой зал был забит под завязку. Конечно, никаких масок на людях не было и в помине...

Фото делать было невозможно, на словах скажу, что капитан производил впечатление спокойного думающего человека, директор круиза - шустрого, умеющего все объяснить, директор ресторана выглядела улыбчивой, а врач в этом круизе была доступна страждущим, но на первой встрече пожелала всем встречаться с ней как можно реже, то есть не болеть.

Приветственное шампанское появилось за ужином, а вот первое меню почему-то не запомнилось и не было мною сфотографировано. Хотя помнится, что еда была вкусная, но без каких-то особенностей.

Когда после всего этого, я вышла на палубу, было уже совсем темно, и мы уже проплыли Отрадное, которое мне было памятно по событиям моей жизни. Дальше был Кировск хотя бы освещенный, как и мост между ним и Шлиссельбургом, 


Шлиссельбургская крепость тонула в темноте, был чуть освещен только причал.

Далее мы вышли в Ладогу. Было совсем темно, но все это время на палубе довольно тепло, но тут в полной темноте стало жутковато. Почти не была освещена средняя прогулочная палуба. К 23 часам я осталась на ней почему-то одна. И будто зависла между темным беззвездным небом с моросящим дождем и темной водой где-то внизу, глухо плещущей о борт.

Вспомнилось, как в предыдущем круизе мы также выходили в Ладогу белой ночью в июне. Какой был шикарный закат, розовое небо, серо-розовая вода и такая умиротворяющая тишина... Сейчас тишина была глухой и пугающей. Я поспешила внутрь, к теплу, к людям.

Фото интерьеров корабля делала чуть раньше, когда корабль только начал принимать пассажиров, но поставить их решила здесь.
  Кофейня-кондитерская на средней палубе.





Детская комната неподалеку от моей каюты.

Сувенирный киоск работал ежедневно и его хозяйка неизменно желала нам приятного аппетита, когда мы шли в свой ресторан Кама.


А это и есть наш ресторан, в котором трижды в день мы вкушали довольно хорошо приготовленную еду и встречались с самыми вежливыми молоденькими официантками.




Бар "Панорама" на шлюпочной палубе лично меня несколько раз радовал не только бойким интернетом, но и приятной игрой на гитаре невозмутимого Алексея Науменко.




Курительный уголок на корме

Лестницы, лестницы...
 Даже в коридоре можно было в любой момент наблюдать за движением нашего теплохода, как и в каюте по телевизору. Очень удобно, кстати - всегда знаешь, где плывешь, то есть идешь, говоря на речном и морском языках.
А рядом такие удобные уголки - надоело в каюте, или холодно на палубе - можно посидеть здесь, чем часто пользовались подростки, которых было немало в нашем круизе, несмотря на будние, а значит, учебные дни.



Так прошел наш первый вечер в круизе, который у КК почему-то считается за полный день.

День второй: его преосвященство Валаам

Проснулись мы уже на Валааме. Ночью нас совсем не качало. Как говорят в таких случаях, Ладогу мы прошли как по стеклу. Но было пасмурно и дождливо. Вид на причал из окна каюты






Завтрак - шведский стол. Выбрала вот это, но саму раздачу сфотографировать было сложно - там толпился народ. Сырники и запеканка, омлеты и оладьи или блины, сосиски тефтели, 2 вида каши, овощи свежие и на гриле, йогурт, чай, кофе.  И только фруктов всегда было всего 2 вида: яблоки и апельсины.



 

В районе 9 утра выходим с теплохода и собираемся в группы на экскурсию по близлежащим скитам. Моросит дождь, пасмурно, но пока не холодно.




Первый скит, намеченный к знакомству - Воскресенский, находится совсем близко к Никоновой бухте и к стоянке нашего теплохода.

В начале XX века монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама и 21 часовню. На март 2018 г. восстановлены одиннадцать из тринадцати скитов.


Воскресенский скит (Новоиерусалимский, Красный) расположен на горе Сион, в юго-западной части острова Валаам, где, по преданию, апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Гид интересно рассказывает об истории этого места, показывает многолетние деревья на этом холме, который по аналогии с Иерусалимом назван Сионом

 



 В 1906 году на месте деревянной часовни во имя святого апостола Андрея Первозванного (1846) было построено двухэтажное храмовое здание. Рядом со скитом был разбит фруктовый сад. Все строения выполнены из красного кирпича

Входим сначала в Нижний Пещерный храм

Нижний храм освящён во имя святого апостола Андрея Первозванного, в нём находится мраморная купольная часовня с подобием Гроба Господня


Верхний храм освящён в честь Воскресения Христова. 




Справа здание трапезной, куда я наведуюсь на следующий день


Слева храмовое здание
А нам уж пора на выход через эти верхние ворота

рядом с которыми есть монастырская лавка, где можно купить свечи и многое
 другое из церковной утвари. Там же хороший выбор православной литературы.

А на пора было отправляться ко второму скиту по этому экскурсионному маршруту - Гефсиманскому. Выйдя через верхние ворота мы отправились по дороге немного в гору, затем она чуть спускается и, наконец, выходит к основной дороге на Валааме, которая где-то через 6 км приводит как раз к  монастырю. Но пока мы шли только ко второму близлежащему Гефсиманскому скиту.
При подходе к нему справа находится такой красивый деревянный комплекс мостиков через овражки.








А вот уже показались купола Гефсиманского скита, его еще называют Желтым и  расположен он у подножия горы Елеон. Освящён в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше». Храм построен в русском архитектурном стиле из бруса, обшит тёсом.




Сейчас в этот скит не попасть, так как в нем всего 1 монах и тот чаще всего служит в Преображенском соборе.
На этом месте своего рассказа наш гид сообщила, что дорога дальше пойдет в гору  и следующие объекты для знакомства мне пришлось пропустить - мои ноги уже молили о пощаде. Еще с одной попутчицей мы медленно двинулись в обратный путь к теплоходу.

Вот этот большой камень не раз потом меня выручал - я присаживалась на нем, чтобы дать отдых больным ногам.

А вот уже виден и Дмитрий Фурманов.


Здесь видно, что рядом с ним стоят еще 2 теплохода: Ленин и Юрий Андропов.



И вот я уже в каюте, где тепло и уютно. Она уже не кажется такой тесной, тем более, что моя соседка пошла по всему маршруту к Коневскому скиту и ферме, а я согрелась и  отдохнув, отправилась на обед, сразу после которого должна была, наконец, состояться экскурсия в главный Спасо-Преображенский монастырь.

ххх
После обеда дождь разошелся не на шутку. К катерам, которые должны были доставить нас к монастырю, все спешили под зонтами.


На верхнюю палубу не подняться - дождь, народ собирается внутри.


Плывем мимо островов со скитами, экскурсовод настолько медленно рассказывает, что часть пассажиров даже уснула, особенно дети. А говорит она об основании монастыря.

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя, вошёл в «бурные воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря, спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман], пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство.  Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.



А вот уже видна колокольня Спасо-Преображенского собора.


И вы думаете мы сразу пошли в монастырь? Нет, мы ждали второй катер, потом круизеров стали собирать в те группы, номера которых каждому присвоили еще при регистрации на корабль. А дождь все шел и щел, мелкий и противный. И у меня стало портиться настроение. Накопилось раздражение этой медлительностью, хотелось поскорее оказаться в соборе, поставить свечи, помолиться...

Наконец пошли вверх по ступеням - монастырь ведь находится на горе Фавор. Подняться надо на 30 метров, гид продолжает рассказ.
К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова. В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения.
В 1774 году был освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. Наибольший подъём обители пришёлся на XIX век. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью.

И думаете, что после этого рассказа мы пошли в собор - как бы не так. Войдя под святые врата внешнего каре, гид объявила, что сначала мы идем слушать хор монастыря в одну из небольших церквей на его территории. Послушно идем, слушаем пение молодых монахов и как-то до моей души оно не доходит. Прямо передо мной стоит большая емкость для пожертвований и снова поднимается во мне раздражение. Прямо какой-то раздрай в душе.


Наконец вышли, вот видна уже колокольня собора, но гид опять ведет куда-то не туда



Обходим каре и тут я уже иду вперед. Гида не слышно, так как нет ни микрофона, ни наушников. Слева галерея очень красивых фотографий монастыря.






Но зовет к себе собор, и уже совсем не хочется слушать экскурсию.



И тут я поняла, что мне просто физически плохо: сжало за грудиной, бросило в холодный пот... Валидол уже не помогал, пришлось выпить нитроглицерин. Голова немного прояснилась, и я уже не дожидаясь группу, пошла к святым вратам внутреннего каре. 


Около собора бюст Алексеия 11

И вот наконец я в Соборе, но ... ноги подкашиваюся, прямо какой- морок на меня напал. Слышу голос гида - поднимаемся наверх, покорно иду, хотя и с трудом и вижу такую красоту.





Вспоминаю, как впервые попала сюда в 2001 году и здесь не было этого благолепия, а свисали струпья краски со стен, она шелушилась и опадала... Жаль фото не сохранилось.

А сейчас одна чудотворная икона Божией Матери чего стоит для верующих...

О той поездке надо рассказывать отдельно, это было почти день в день ровно 20 лет назад - тогда было 11 сентября 2001 года, когда в Америке самолеты врезались в башни небоскребы, а теперь это было 13 сентября, понедельник. И как позже выяснилось, именно этот день и ночь накануне были очень тяжелыми для моих самых близких родных... Но они мне об этом решили не сообщать, чтобы не волновать. Но мой, тогда необъяснимый раздрай в душе в святых стенах, моя тревога, смешанная  с раскаянием, что мне так физически плохо на этот раз в этом намоленном месте, сейчас уже мне говорят о многом.

Спустились в нижний храм

Здесь можно было присесть и я, наконец, немного пришла в себя. Никогда такого со мной еще не было в храме, а тут на Валааме, куда так хотелось снова попасть.


Рака основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев


Любимая икона Святителя Пантелеймона

Помолившись и поставив свечи, покидаю Собор




Через 20 минут надо уже быть на катере, который должен нас вернуть в Никонову бухту. И опять происходит уже не раз повторяемое в этой поездке: "Нам не дано предугадать..."
(Продолжение следует...)
 













.


              

Комментариев нет:

Отправить комментарий