суббота, 2 октября 2021 г.

Нам не дано предугадать - продолжение повествования о речном круизе с 12 по 20 сентября 2021 года

 В один даже большой пост все о речном круизе на Дмитрии Фурманове мне не вместить, тем более, что в голове настойчиво перекатываются и воспоминания о двух предыдущих моих посещениях Валаама.


Встреча первая: нежданно-негаданная

В начале сентября 2001 года я маялась с болями в пояснице и досиживала последние дни на больничном, когда мне позвонил бывший коллега и посочувствовав моим мытарствам, вдруг спросил: "Хочешь поехать на Валаам?". Поездка должна была занять всего 2 дня, туда формировался журналистский десант от Подворья Валаамского монастыря, именно эти два дня у меня были свободны не только от работы, но и от посещения поликлиники, и я с удовольствием согласилась.

Помню, что тогда нас собрали около храма в районе метро Нарвская, отец Панкратий провел для нас пресс-конференцию, так как наш визит на святой остров был связан с большим событием в жизни именно всего острова, но в том числе и монастыря. 

Для мирских жителей острова - не монахов, к тому времени в Сортавале построили дома для их переселения из помещений внешнего каре монастыря,  где они жили семьями, в эти дома. А освятить сие благое дело должен был, вы не поверите, сам Алексий 11. Вот журналистов и пригласили побывать сначала на острове, а потом и в Сортавале, чтобы рассказать потом об этом знаменательном событии.

После пресс-конференции нас посадили в автобусы и повезли в Приозерск, где пересадили на катер, и мы поплыли в сторону Валаама. Было это точно 11 сентября 2001 года и кажется уже в пути мы узнали о страшной трагедии - теракте в Америке, когда самолеты террористов врезались в башни-близнецы.

Но визит патриарха не отменили, и мы поплыли на маленьком катере по сентябрьской Ладоге на Валаам. После такого путешествия мне уже были не страшны другие штормы... Катерок бросало как скорлупку, укачало не только моих коллег женского пола, но и часть мужчин. Но как только вдалеке показались купола валаамских храмов - последствия качки у нас как рукой сняло.

Провели нас сразу в монастырь, вещи сказали оставить в комнатах внешнего каре, где было что-то вроде гостиницы и сразу стали показывать из каких комнаток гражданские семьи переселяют в Сортавалу. То есть бывшие кельи были приспособлены под жилье, но туалет был на улице и для них, и для постояльцев крохотной гостиницы.

Мне кажется, что тогда мы входили вот в эту дверь, чтобы попасть в гостиницу.





Это сейчас здесь так ухоженно, тогда же было несколько обшарпанно, а в коридорах и вовсе многое выглядело обветшавшим.

Прошло ровно 20 лет и всех подробностей нашего знакомства с монастырем я, конечно, не помню. Зато четко осталось в памяти, как повели нас на второй этаж Спасо-Преображенского собора, где всем нам просто захотелось плакать - краска свисала со стен струпьями, а где она еще кое-как держалась, проступали лики святых... Тогда монахи нас заверили, что восстановят отделку и сейчас через 20 лет обещание выполнено... Но без утрат все же не обошлось, как сказала экскурсовод.

Ну а тогда нас пригласили в монастырскую трапезную на обед вместе с настоятелем, который прошел по уставу, с чтением молитв.

Затем помню, что повели нас на монастырское кладбище, где  скромные надгробия. И уже ближе к вечеру мы побывали в монастырских садах. И вот до сих пор в сомнении,  когда несколько лет спустя я увидела по телевизору Андрея Кураева, то вспомнила монаха, который проводил нам экскурсию в садах Валаама и мне кажется, что это был он.

А вечером нас повезли ужинать, если не ошибаюсь, в Воскресенский скит и накормили такой вкуснейшей гречневой кашей с грибами, какой я никогда не ела. Рецепт обнародовать отказались - это монастырская тайна. Чуть позже я расскажу, как 20 дет спустя я все же зашла в трапезную этого скита и ... ничего там не узнала.

А в тот вечер с 11 сентября не было никакой связи на острове, мобильные телефоны моих коллег не ловили, и мы оставались в полном неведении, что же происходит на Большой земле и в целом в мире в связи со страшным терактом...

Зато ночь, какая звездная ночь была на острове тогда. Мы с девушками-коллегами побоялись уйти далеко и походили внутри внешнего монастырского каре, а коллеги мужчины, говорят, бродили далеко за его пределами.

Утром нас повели к Ладоге довольно рано,  и мы уже от стен монастыря услышали гул - озеро волновалось. Среди  сопровождавших были слова о том, что скорее всего катер на Сортавалу не выйдет в такой шторм... Но ведь Алексий 11 должен был прилететь в Сортавалу, и мы поплыли. Вот это уже было светопреставление: нас качало и мотало так, что можно было только лежать и охать. Зато недолго - до Сортавалы там недалеко.

Дальше у меня какой-то провал в памяти, и я помню уже светлый день, мы стоим внутри оцепления около дороги, по которой должен пройти патриах к домам, куда будут переселять валаамских жителей. Ждем немало времени, начинаем отвлекаться. В какой-то момент я оказалась прямо у бордюра, подняла глаза и ахнула. По дороге в сопровождении многочисленных лиц шел Алексий 11, и я вдруг встретилась с ним взглядом. Глаза очень строгие, сосредоточенные, настроение его мне показалось даже мрачным. Но это были секунды и он прошел мимо нас...

Дома освятили, нас отвели пообедать и тут же, не дав осмотреть город, посадили в автобусы и повезли в Петербург. Помню, что дорога была очень тряской и долгой. К концу ее все неимоверно устали.

 Большую статью я тогда написала в Православную газету, помню, что фамилия редактора была Раков, а статья еще потом какое-то время размещалась, говорят на сайте Валаама или его подворья в СПб. Такова вкратце история моего первого знакомства с Валаамом.

Визит второй - типично круизный

Во второй раз на Валаам я отправилась уже сознательно в круизе на А.С. Попове летом 2003 года. 



Каюта у меня тогда была самая простенькая - с иллюминатором, но плыла я в ней почему-то одна. Не помню каких-то особых впечатлений от восходов или закатов, не было восторга и от питания на теплоходе.

Поскольку сейчас повествование идет о Валааме, то скажу несколько слов о стоянке там. Приплыли под утро и сразу после завтрака нас повезли - почему-то забылось, на катере или по дороге, к монастырю. Там подъем на гору Фавор и первые фото -  святые врата во внешнем каре.


Далее в сохранившемся альбоме фото самого Спасо-Преображенского собора.


Сейчас мне почему-то кажется, что в Верхний храм тогда еще не пускали, служба шла в нижнем. Экскурсию провели внутри внешнего каре и снаружи, судя по фото. Привезла тогда домой иконы из монастырской лавки, подсвечники маленькие, даже несколько гранитных камушков с берега и все это цело у меня до сих пор.

Потом видимо все же на катере вернулись на теплоход и после обеда уже пошли по скитам.

Хорошо помню эту прогулку-экскурсию. Первым был Воскресенский скит, где все было узнаваемо, но в трапезную, мы естественно не заходили. 



К Гефсиманскому скиту пустили поближе, но внутрь мы также не заходили.



Тогда, в 2003 году на гору Елеон я довольно легко поднялась и открылись оттуда такие восхитительные виды.



С сегодняшними фото спустя 18 лет эти виды сравнить не могу, так как заранее понимала, что мне туда не подняться и такие расстояния не пройти.

Второй день на Валааме в сентябре 2021 года, хотя и вынужденно, но радостно

Как я уже писала в конце предыдущего поста, нам не дано предугадать, что нас ждет в ближайшее время.

Нам было предписано явиться на катер к 16.20, а когда мы еще плыли к монастырю, наш гид сказала, что на 16 часов объявлено усиление ветра на Ладоге. Я вышла из монастыря около 16 часов. Было пасмурно и дождливо.





Сфотографировала часовню, которую построили в честь посещения монатыря Александром 11, и медленно стала спускать к пристани.







Вот уже и катер показался, на котором нас сюда доставили.

Только почему-то никто туда не садится, и нас даже не приглашают. Зато рядом стоят автобусы.
Оказалось, что как и предупреждал прогноз в эти минуты начался сильный ветер на озере и катерам запретили выход в Ладогу. 
Вернули нас к кораблю на автобусах, так как на Ладоге в считанные минуты разыгрался настоящий шторм. Вот как нас встретила Никонова бухта в районе 17 часов.


На пристани ветер был настолько сильный ,что из моих рук чуть было не вырвало смартфон, и я поспешила в тепло каюты.

Оттуда все смотрелось не так уж плохо: выглянуло солнце, стала красивой листва за окном, но ближе к 18 часам по радио объявили, что теплоход задержат в бухте до 24 часов.


Еще было видно, как ближе к 19 часам спешили к пристани пассажиры соседнего с нами теплохода Юрий Андропов - я еще подумала, что они торопятся к ужину. Но как только нам подали салат в нашем ресторане Кама, как за окном начался разворачиваться соседний теплоход и не успела я достать смартфон, как он уже отчалил.





Пока мы бурно обсуждали, почему тому теплоходу можно уходить в начинающийся шторм на Ладоге, а нам нельзя, незаметно съели все, что нам принесли, так и не сфотографировав.
Зато природа показала нам первый в этой поездке красивый закат.



Совершенно не помню, что мы делали в этот вечер и программки не осталось. Возможно, что я просто отдыхала в каюте, отсылала по вотсап многочисленные сообщения родным и знакомым. Но на душе было довольно тревожно, и не по поводу шторму - мы ведь стояли в бухте, хотя борт глухо бился о причал и было слышно, как на окном завывает ветер.
Вечером принесли программу на следующий день и ее содержание было очень обнадеживающим.

Нам подарили второй день на Валааме


Не каждому выпадет такое счастье - провести в круизе 2 дня на Валааме. Нам оно выпало, правда в очень ненастную погоду и только благодаря ей.

Завтракать можно было до 9.30, а потом я решила пойти на экскурсию "Скалистый берег", бесплатную, хотя и дополнительную. Была еще и платная - за 400 рублей в скиты Белый и Смоленский, но между ними 3 км и надо было идти пешком, а это снова не мой вариант.

Поэтому зонт в руки, потеплее одеться и в путь. Другие круизеры сразу надели дождевики - в них видимо и продувало меньше. Но я сначала сопротивлялась, так как была в теплом плаще.

На открытых участках просто сдувало ледяным порывистым ветром.


Сначала еще был виден наш теплоход



Идем дальше - суровые камни Валаама, реликтовый лес - обо всем этом очень интересно рассказывает гид




Дорога идет дальше, я начинаю уставать, а идти до Скалистого берега еще пару километров.



Холод пробирает - утепляюсь дополнительным шарфом


Дорога то вверх, то вниз и ветер уже совсем разбушевался,


И я повернула назад, несмотря на интересный рассказ экскурсовода. Но на корабль я возвращаться не стала, а пошла потихоньку и с остановками к пересечению с дорогой на монастырь. Посидела там на уже хорошо знакомом камне и отправилась во второй раз в Воскресенский скит, где у меня были еще 2 цели - посмотреть при случае трапезную и купить книжечку Ивана Шмелева " Старый Валаам".



В  монастырскую лавку попасть не довелось - она закрылась на обед, да и туристы все были еще на экскурсиях - в этот день только один наш теплоход стоял на Валааме.
А вот в трапезную довелось заглянуть - честно сказала, что была здесь 20 лет назад и мне разрешили на нее взглянуть. Правда обстановку в ней я не узнала.


Мне почему-то она помнилась круглой форма и стены из красного кирпича. Хотя за 20 лет многое могло измениться. Но не форма же помещения.

А может этот круглый колодец что-то нашептал...были мы тогда осенью 2001 года здесь в сумерках.




Северная осень, холодная погода, а цветы еще есть на клумбах.


Все то же высокое крыльцо у храма Воскресения Христова. Как пишет одна форумчанка, в советское время здесь была танцплощадка
https://navimba.com/viewtopic.php?t=7382&start=20


Не стала туда подниматься, а вот в нижний храм апостола Андрея Первозванного снова зашла посмотреть там все без экскурсионной суеты. 

Это копия часовни-склепа, в котором стоит гроб Господень. Мне даже предложили попасть в саму пещеру на дальнем плане, но я не рискнула.




Дождь не унимался, ветер усиливался и я решила уже спускаться к теплоходу. А там волны с силой били о берег и к сожалению был закрыт киоск, где я надеялась купить книжицу Шмелева. Не судьба, подумалось мне и снова... нам не дано предугадать.





Обед был вполне вкусным, а после него мне никуда не хотелось идти, несмотря на то, что это были последние часы на Валааме. Ноги болели так, что хотелось только лежать. А вот моя соседка, пройдя весь путь туда и обратно до Скалистого берега не удержалась и  под сильным дождем все же отправилась на прогулку по близлежащим уголкам и купила все же по моей просьбе искомую книгу.
                                      ххх
По программе мы должны были отплыть в 18 часов, но ветер не утихал, волны чувствовались даже в бухте, и я решила пойти послушать в баре Панорама на шлюпочной палубе гитариста. Тем более, что там очень хорошо работал интернет и можно было отправлять не только сообщения в вотсап, но поработать с электронной почтой.

Под мелодичные звуки мы даже не заметили как отплыли - качало ведь и на стоянке,  и тут прибежала женщина и сказала, что мы отплыли и надо всем в каютах сложить на пол все стеклянные предметы - кувшины, стаканы и прочее. 


Я сначала отправилась на палубу взглянуть что там за бортом. И  трудом открыла дверь - ветер был очень сильный, холод пронизывал до костей, на волны было страшновато смотреть.





Но в салоне Самоделкино весело занимались взрослые и юные круизеры, и я пошла в каюту.

Прямо на моих глазах стекло нашей каюты на главной палубе захлестнула волна... и ряд капель упали даже на стол около него. Снова стало не по себе.



Как могла подтянула вверх до упора стекло, вроде бы капать перестало. Но на волны смотреть было боязно, хотя с задернутыми шторами нормально.



Пошли на ужин, где я заказала рыбу, которую в разных видах очень хорошо готовили. На сей раз была камбала. Ну и к каждой трапезе как всегда на ужин бокал вина, а с утра обязательно шампанское.








Комментариев нет:

Отправить комментарий